Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игра как условие повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе

Целью исследовательской работы является исследование игры как условия повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема моей работы Игра как условие повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе

Актуальность темы Игровая деятельность для учащихся начальных классов остается одним из основных средств и условий формирования личности и интеллектуального развития ученика.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование игры как условия повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе.

Экспериментальной базой исследования является СОШ № .Туймазы РБ 49 учащихся (2 класса). Опытно–экспериментальная работа была проведена в 2015-2016 учебном году с декабря по март месяц во 2 классе средней общеобразовательной школе № 5 г.Туймазы, Республики Башкортостан. Опытная работа проводилась в естественных условиях обучения. С целью получения информации об изучаемой проблеме были использованы апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос, наблюдение за детьми.

Корректурная проба Бурдо!на

Данная проба применяется для исследования произвольности внимания и для оценки переключаемости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор букв. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает, указанные в инструкции буквы определенным образом. Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

Диагностика типа памяти ребенка

Первый ряд слов мы читали с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва учащиеся записали слова и 10 минут отдыхали. Второй ряд читает ученик 1 раз про себя (зрительное запоминание) и затем записывает. Уровень развития памяти ученика характеризуется количеством запомнившихся слов. Далее мы продиагностировали мышление обучающихся. Провели игру «Исключи слова». При анализе оценивается уровень обобщения:

Далее провели диагностику уровня развития логического мышления школьника. Дали детям листы с различными по сложности задачами: простые, сложные, сказочные…

Далее мы провели исследование личности учеников.

Мы показали учащимся нарисованную лесенку с пятью ступеньками и объяснили задание. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на верхней ступеньке окажутся самые хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А нижней ступеньке окажутся плохие дети. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

Методика «Неоконченные предложения» ( М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова.)

На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение. Методика незаконченные предложения показывает его отношение к учебе, родителям, семье, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к жизненным целям.

3.3 Анализ результатов исследований

Мы провели экспериментальное исследование. По полученным данным построили диаграмму 1. Сравнительные показатели по двум классам. По диаграмме видно, что - Результаты тестирования в экспериментальном классе и Результаты диагностики в контрольном классе до проведения экспериментальной работы почти одинаковая.

Далее, в экспериментальном классе нами был проведен комплекс занятий с применением игр, способствующих развитию познавательной активности и развитию личности младших школьников. Эти игры вы можете посмотреть в работе. Эксперимент проводился в течение пяти недель ежедневно, как на уроках, так и во внеклассной работе. Детям предлагались занимательные упражнения и дидактические игры.

По окончании мы провели повторную диагностику познавательной активности и развития личности. Полученные данные приведены в таблицах 5 и 6. По полученным данным мы составили диаграмму 2.

По диаграмме видно, что показатели в экспериментальной группе выросли. Возрос уровень памяти. Значение самооценки детей, напротив, уменьшилось и самооценка стала адекватная. Отношение к школе улучшилось и стало положительным – 1,33.

Также мы провели повторную диагностику и в контрольном классе.

По диаграмме 3 видно, что показатели в контрольной группе остались прежние. Развитие памяти осталось на прежнем уровне. Развитие самооценки личности учащихся осталось завышенным. А отношение к школе также отрицательное. Значения показателей остались на прежнем уровне, а если и увеличились, то незначительно. Это можно считать погрешностью.

Таким образом, сравнивая полученные средние значения в экспериментальном классе, мы видим, что продуктивность внимания выросла на 11,64 балла. Индекс точности внимания возрос на 0,33. Уровень слуховой памяти вырос на 2 балла, а зрительной на 2,59. Уровень аналитического мышления возрос на 13,37 баллов, логического мышления – на 7,88 баллов. В развитии личности также имеется динамика. Уровень самооценки изменился на 0,6 балла, таким образом средний показатель самооценки стал адекватным. А показатель отношения к школе улучшился на 1,49 балла и теперь его можно назвать положительным у всех учащихся в классе.

График 1. Сравнительные показатели в экспериментальном классе.

График 2. Сравнительные показатели в контрольном классе.

Результаты в контрольном классе не имеют такой динамики. Многие средние показатели остались на прежнем уровне. Улучшилась слуховая память на 0,12 балла. Показатель зрительной памяти ухудшился на 0,12 балла. Средний показатель аналитического мышления улучшился на 0,2, а логического мышления ухудшился на 0,2 балла. Развитие самооценки осталось на прежнем уровне. Отношение к школе незначительно улучшилось на 0,12 балла, но по-прежнему осталось отрицательным. Т.е., учащихся с отрицательным отношением к школе в классе больше, чем учащихся с положительным.

Таким образом, цель работы достигнута, мы исследовали игру как условие повышения активности и развития личности учащихся в начальной школе. Решены поставленные задачи:

1. Изучена и систематизирована психолого-педагогическая, методическая литература и передовой опыт по проблеме формирования познавательной активности и развития личности младшего школьника.

2. Рассмотрены особенности личности младшего школьного возраста.

3. Дано определение понятия познавательная активность.

4. Исследована игра учащихся младших классов, как условия повышения активности и развития их личности.

5. Проанализированы полученные результаты.

Доказана выдвинутая гипотеза. Организованная игра учащихся начальной школы действительно способствует развитию личности и повышению познавательной активности учащихся начальной школы.

В экспериментальном классе нами был проведен комплекс занятий с применением игр, способствующих развитию познавательной активности и развитию личности младших школьников. Эксперимент проводился в течение трех месяцев ежедневно, как на уроках, так и во внеклассной работе. Детям предлагались занимательные упражнения и дидактические игры. По итогам мы провели повторную диагностику познавательной активности и развития личности показатели в экспериментальной группе заметно выросли по сравнению с показателями в контрольной группе

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области