Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование основ ЗОЖ у детей раннего возраста посредством художественного слова

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование основ ЗОЖ у детей раннего возраста

посредством художественного слова

Основы здоровьесберегающей культуры закладываются с раннего возраста.

В дошкольном возрасте мотивация детей к здоровому образу жизни строится на основе формирования элементарных представлений о значимости здоровья, о способах его достижения. Для детей раннего возраста важную роль играет систематическое приобщение к основам здорового образа жизни. И при этом эффективным средством является художественное слово. Художественное слово – это средство, оказывающее эмоциональное воздействие на ребенка, ненавязчиво мотивирующее их к выполнению элементарных действий по охране и укреплению здоровья. Художественное слово в виде потешек, пословиц, коротких стихов, сопровождающих здоровьесберегающие действия детей, к которым их приобщают, подкрепляет эти действия, формирует первоначальные представления о ЗОЖ.

Содержание работы по формированию основ ЗОЖ у детей группы раннего возраста структурировано по следующим разделам:

Я и мое тело

Чистота – залог здоровья

Полезная и вредная пища

Движение – это жизнь

Закаляйся!

Быть здоровым – здорово!

Советы Пилюлькина

Сила режима дня

Настроение и здоровье

По каждому из этих разделов подбираем потешки, стихи, загадки, пословицы, которые сопровождают процесс формирования у малышей основ ЗОЖ.

Фольклор и детская литература активно используются нами в процессе приобщения детей к ЗОЖ.Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, такие как «Водичка, водичка, умой мое личико...» или «Мы набрали в рот воды...», авторские стихи, например, «Девочка чумазая» А. Барто, произведения С. Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов.

Дети с раннего возраста должны научиться правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков используем художественное слово: потешки «Водичка-водичка …», «Ай, лады, лады, не боимся мы воды», «Теплою водою» и т.п. Эти произведения вызывают у детей положительное отношение к умыванию.

Стихотворение С. Капутикян «Хлюп-хлюп» используем при самостоятельных попытках умывания младших дошкольников. При его чтении обращаемся лично к ребенку, заменяя имя и используя искусство интонации. Игра-умывание должна быть высокоэмоциональной, так как именно положительные эмоции позволяют малышу лучше запомнить гигиенические процессы и с удовольствием обращаться к определенным действиям снова и снова.

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп.

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Применяются также короткие двустишия, которые показывают детям значимость гигиенических процедур:

Грязные руки грозят бедой!

Вымоем руки перед едой!

Или:

Чисто вымою я уши –

Будут ушки лучше слушать.

Стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри» (пер. М. Бородицкой) используем для игры-экспериментирования с детьми, знакомя их с мылом, его полезными свойствами, а также приучая детей мыть руки водой с мылом.

Для воспитания у детей опрятности используем произведения:

«Уж я косу заплету» (потешка), «Где мой пальчик?», Лагздынь Г. «Одевали малыша», Капутикян С. «Пожалейте нас!», Так, стихотворение А. Кондратьева «Зеркало» переводили в игру у зеркала в комнате гигиены. Малышам нравится рассматривать себя в зеркало, корчить рожицы, приводить себя в порядок, следуя тексту.

Нравятся детям и стихи о гигиенических принадлежностях:

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Полотенце с бахромой

И волнистою каймой,

Тонкое, лохматое,

Как зебра – полосатое.

Художественное слово подходит для индивидуальной работы с ребенком, который по каким-то причинам игнорирует гигиенические процедуры или забывает мыть руки перед обедом, после прогулки, после туалета. Для лучшего осмысления ребенком содержания стихотворения можно перевести процесс чтения в игру-драматизацию или импровизацию.

Так, приобщая детей к чистоте и опрятности, воспитываем у детей потребность и привычку мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем, воспитываем интерес к этим действиям, желание все делать самостоятельно и аккуратно. Привлекаем и родителей учить малышей умываться после сна и вечером перед сном, перед едой, и рекомендуем тексты с художественным словом через родительский уголок.

Художественное слово используем не только в процессе гигиенических процедур, но и на познавательных минутках и в процессе чтения литературных произведений на досуге. Кроме этого закрепление усвоенных здоровьесберегающих навыков в дидактических играх, в которые также включаем знакомые и новые произведения: например:

– в игре «Купание кукол», целью которой было закрепление навыков умывания, использовали стихи Е. Благининой «Теплую водичку льем на нашу птичку…»; в игре «Моем кукле руки, а потом себе» отрывки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;

Для приобщения детей к полезной пище используем потешки, авторские стихиЧерных Ю. «Кто пасется на лугу?» и др.

Например, стихотворение Т. Собакина «О пользе овсяной каши» – увлекательная игра-повествование, которая помогает детям доесть кашу. Герои стихотворения (чайная и столовая ложка, вилка) объясняют пользу употребления овсяной и любой другой каши.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

В индивидуальной работе персонажем игры может стать ложка, которой ребенок ест кашу, она может инициировать разговор с дошкольником.

Во время еды используем потешки:

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели понемножку.

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Проговаривали и поговорки: Каша – сила наша! Без солнышка холодно – без хлеба голодно;

При подготовке ко сну или когда после активной деятельности детей надо успокоить можно использовать стихотворение Р. Сеф «Тишина», которое помогает начать игру в «Тишину» или «Помолчим-послушаем». Такая игра необходима перед дневным сном ребенка. Подходит она и для гиперактивных детей, которым необходима психологическая разгрузка, временный покой.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

Аналогично используются произведения в процессеприобщения детей к движениям, подвижным играм и закаливанию.

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

Или:

Для индивидуальной работы

Для подгруппы и группы

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наши детки идут!

Ни за что не упадут.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Во время динамической паузы:

Растите, дети, выше, До хором, до крыши. Растите, не балуйте, Маму с папой радуйте.Растите с брус толщины Да с дом вышины.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками хлоп-хлоп-хлоп.

Во время массажа пальцев рук и ног приговариваю:

Солнышко встало,здравствуйсказало.

Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!

Вставай Большак!

Вставай Указака!

Вставай Середка!

Вставай Сиротка!

И крошка-Митрошка! (Митроша)

Здравствуй, ладошка! (подошва)

Чьи это пятки – Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.

Для хорошего настроения, положительного настроя детей и их психологического комфорта использую потешки в индивидуальном общении с детьми:

Придет киска не спеша И погладит малыша. Мяу-мяу, – скажет киска, – Наша детка хороша. 

А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор – Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

Ах, кокля-мокля,Глазоньки промокли.Кто будет детку обижать,Того коза будет бодать. 

Если дети расшумелись, перевозбудились, для их успокоения можно устраиватьминутки тишины, необходимые для охраны их нервной системы:

ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, помолчим...

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

Таким образом, использованием художественного слова стараемся сопровождать каждую деятельность детей по приобщению их к здоровому образу жизни. Можно с уверенностью сказать, что художественное слово помогает обогатить этот процесс и сделать его более эффективным.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области