Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование ролевых и деловых игр в преподавании учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда».

цель: формирование общих компетенций учащихся задачи: - сформировать начальные знания у учащихся о рынке труда и безработице; - познакомить с особенностями и способами трудоустройства на рынке труда;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование ролевых и деловых игр в преподавании учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда».

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, выдвинули новые требования к содержанию образования, качеству знаний учащихся, управлению в сфере образования в целом, которые отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», приоритетном национальном проекте «Образование», ФГОС ООО.

В 2014/2015 учебном году в основные профессиональные образовательные программы по специальностям введена дополнительная учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» в качестве вариативной составляющей ОПОП.

Главной целью дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является подготовка студентов к успешной адаптации к рынку труда, эффективной реализации профессиональной карьеры, а также формирование общих компетенций:

ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации.

ОК 4.1. Поиск информации.

ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации.

ОК 4.3. Обработка информации.

ОК 6.3. Эффективное общение: диалог.

ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация.

Достижение поставленных целей невозможно при традиционном подходе к обучению, где акцент делается на формальное «книжное» знание, на вещание, трансляцию готовых знаний. Поведение на рынке труда будет требовать от выпускников активной деятельности: оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство или создание собственного дела, обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте, готовность решать различные вопросы и др.

Поэтому при разработке программы дисциплины 75% учебного времени отведено практическим занятиям как формам учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний формируются первичные умения, умения решать познавательные задачи, производственные ситуации, представлять результаты своей практической деятельности, доказывать ее эффективность, отстаивать собственные позиции и д.т.

Эффективное поведение на рынке труда - способность оперативно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы (или другой формы трудовой занятости), трудоустройство (создание собственного дела), обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т.д. - основанная на готовности решать подобные вопросы.

Активными формами проведения занятий по дисциплине являются интерактивные технологии: «Деловые игры», «Ролевые игры», «Метод кейсов», «Дебаты», «Технология развития критического мышления», Метод 6 шляп». Остановлюсь на преимуществах «Деловой игры».

Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. При проведении деловой игры, возможно, развить самые различные способности:

- проектировать карьеры.

Поиск работы

Коммуникация с потенциальным работодателем

Собеседование (6 часов)

Правовые аспекты трудоустройства и увольнения

Адаптация на рабочем месте

Развитие коммуникативных качеств личности

Формирование деловых качеств

- востребованности рынка

- причин построения

- самоанализа собственного личностного и профессионального развития - составление аналитической таблицы

• Разработка проекта своей профессиональной карьеры

• Сбор информации из различных источников

• Заполнение кадровых образцов

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.

Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:

-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;

-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;

-формирование объективной самооценки обучаемых;

-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;

-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.

Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.

Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2-3 академических часов, т.е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день.

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной  поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Деловая игра «Собеседование с работодателем»

Подготовка к проведению игры

Для проведения игры нам необходимо создать отборочную комиссию. В нее войдет три человека — преподаватель и двое обучающихся. Остальные участники будут претендентами на вакантные должности. Отборочная комиссия будет проводить собеседование с кандидатами на вакантные должности в различных отделах большом рекламного агентства. Давайте сформируем отборочную комиссию из желающих попробовать себя именно в этой роли. Желательно, чтобы это были люди с опытом работы, возможно, имеющие планы стать руководителем или организовать собственное дело.

Комиссия в течение 10 минут составляет план структурированного собеседования для беседы с соискателями на имеющиеся вакансии на основе полученного ранее всеми участниками игры списка вопросов (Приложение 1). Остальные обучающиеся в это же время готовятся пройти собеседование, определив для себя позицию в рекламном агентстве, на которую они будут претендовать в соответствии со своими личными предпочтениями. Преподаватель отвечает на возникающие вопросы и дает необходимые рекомендации.

Прежде, чем приступить к игре, преподаватель дает участникам инструкции:

- Уважаемые члены отборочной комиссии! Вам следует проводить интервью с соискателями на вакантные должности в соответствии с подготовленным планом, в доброжелательной и уважительной форме. Решение о приеме должно быть вами принято в ходе интервью, для его согласования вы можете взять небольшую паузу.

- Дорогие соискатели! Позвольте пожелать вам проявить себя максимально позитивно и успешно пройти собеседование!

- И еще я хочу напомнить вам правила конструктивной обратной связи.

Сначала следует сказать об ответах, действиях, вербальных и невербальных проявлениях, которые показались вам удачными, продвигающими к цели — получению приглашения на работу;

После этого вы можете сказать о том, что показалось неудачным. Будет полезнее, если вы дополните свое мнение предложением, как, с вашей точки зрения, это можно было бы сделать лучше.

Помните, что обратная связь должна относиться только к словам и поведению, а не личности получателя. Формулировать свои высказывания лучше в форме «Я думаю...» «Мне кажется...» «По моему мнению...» и т.п.

Правила выписываются на доске.

- Не забывайте, пожалуйста, что функция наблюдателей в игре очень важна! Подойдите ответственно к этой роли, обращайте внимание на все детали поведения «соискателей», чтобы иметь возможность дать им адекватную и полезную обратную связь.

«Собеседование с работодателем»

«Соискатели» поочередно проходят собеседование, интервью продолжается не более 5 минут.

По окончании каждого собеседования «соискатель» выслушивает решение отборочной комиссии («Принят», «Будет второй тур собеседования для окончательного отбора», «Не принят») и получает обратную связь, как от членов отборочной комиссии, так и от наблюдателей о том, насколько ему удалось:

Произвести благоприятное впечатление.

Убедить работодателя в том, что именно его знания, умения, навыки и качества соответствуют требованиям и ожиданиям.

Обратить внимание работодателя на себя, запомниться и выделиться на фоне конкурентов.

В процессе собеседования выяснить все важные для принятия собственного решения моменты.

Преподаватель при необходимости комментирует, корректирует и дополняет обратную связь каждому участнику. «Соискателю» также предоставляется возможность высказаться, поделиться своими мыслями и впечатлениями.

Литература

Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.

Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.

Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15

Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004

Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.

Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. – М., 2003.

Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003.

Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.

Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.

Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области