Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА УРОКЕ

Школьные годы характеризуются интенсивным познанием ценностей, накопленных мировой культурой и наукой. Но подлинное их усвоение возможно лишь тогда, когда они становятся значимыми для личности. Значимыми для личности знания становятся в процессе общения и, в первую очередь, с людьми близкими по возрасту, жизненному опыту, умственному развитию.

В настоящее время дифференциация обучения в единстве с базовым является определяющим фактором демократизации и гумманизации учебного процесса. Проблема дифференциации обучения принадлежит к числу традиционных проблем для отечественной школы. Её методологические основы отражены в работах Ю. К. Бабанского, А. А. Бударного, Б. П. Есипова, Н. М. Шахмаева и др. Смысл дифференциации обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика, уровень подготовки и развития, особенности мышления, памяти, интерес к предмету и т. д. найти для него наиболее целесообразный и эффективный характер работы на уроке.

Известно, что учащиеся одного возраста и класса отличаются. Одни характеризуются прочной памятью, а другие слабой и легко забывают материал. Одни из них обладают обширной памятью, а другие ограниченной.

Все эти вопросы давно волнуют педагогов-учёных. Были проведены многочисленные педагогические опыты и выделены группы школьников исходя из тех или других особенностей.

При индивидуальной работе, иногда слабые и средние ученики долго не приступают к работе, ожидая помощи от учителя, а сильные, выполнив задания раньше отведённого времени, выходят из поля зрения учителя, который в это время занят консультацией слабых. Другие теряют драгоценное учебное время, оказываются не занятыми работой.

Таким образом, возникает серьёзный вопрос, как добиться активности каждого ученика на уроке вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

С другой стороны, многочисленные исследования показали, что при индивидуальном решении проблемы иногда возникает мощный, тормозящий работу фактор, так называемый «психологический барьер». Он обычно не осознается личностью, поэтому мешает ученику увидеть и разрешить возникшие противоречия психологического и содержательного плана. Вырваться из этого «заколдованного круга» самостоятельно учащимся, а особенно младшим школьникам, удаётся крайне редко и только при благоприятном стечении обстоятельств.

Групповая форма организации работы учащихся помогает им преодолевать этот психологический барьер. Этому способствует то, что члены группы задают друг другу такие вопросы, какие не мог бы задать человек сам себе в силу своей психологической установки.

Групповая форма работы как способ организации обучения.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповые формы работы на уроке помогает формировать у учеников критическое мышление, развивать самостоятельность, ответственность и способность к сотрудничеству.

Основным принципом работе в группе состоит в том, что на этот период учащимся передаются функции, традиционно выполняемые учителем: информационных, организационных, контролирующих и частично оценивающих. Данная форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Для осуществления эффективного взаимодействия учеников в группе, необходимо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно выбирать командиров или консультантов, способных планировать работу, налаживать контакты среди учащихся. Учителю необходимо учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий и решении проблемных задач.

В каждой сформированной группе, учащийся должен самоопределиться, понять своё место в группе и наладить взаимоотношения в группе, процесс должен настроить учеников на достижение определённых результатов.

По мере взаимодействия в группе самоопределяется каждый участник, учащиеся оценивают возможности друг друга, планируют варианты взаимодействия и распределяют позиции в группе. С процессами самоопределения и анализа ситуации тесно переплетен процесс целеполагания и постановки задач групповой работы .

Целью групповой работы является нахождение способа решения поставленной задачи, т.е. осмысленное целеполагание- понимание способа решения задачи.

Каждый член группы может предлагать свой вариант поставленной задачи, что увеличивает шансы быстрее её решить, т.е. можно сказать что группа размышляет.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Рефлексия позволяет критически посмотреть на задачу и на свой способ решения.

Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Как и в любой группе, при групповой работе появляется лидер, либо капитан или ответственный выбирается сразу по условиям или же в процессе работы, т.к. без руководителя группа обречена на развал.

Создаёт группы учитель для того, чтобы поставить задачу, решить которую способна только группа, а не один ученик.

Учитель должен открыто объяснить и объявить цели групповой работы ученикам.

Группы могут различаться:

по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;

по теме работы;

по уровню сложности задания.

Обычно норма человек в группе это 5-8 , не более.

Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить

Основными средствами работы организатора являются:

Определение направления движения работы группы;

Контроль за процедурой работы;

Оппонирование;

Рефлексия.

Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.

Созданные группы могут быть зрелыми и самостоятельными. Т.е., когда в группе есть позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае учитель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Если учащиеся впервые участвуют в групповой работе, тогда необходимо постоянное наблюдение и контроль со стороны учителя.

Если произошло нарушение условий в групповой работе, то учитель должен убедиться в том, что всем понятно нарушение процедуры или нормы групповой работы. Только после этого можно продолжать работу.

Рефлексия как обязательное условие в групповой работе, это анализ, при этом чаще всего она возникает при каком-либо затруднении, при осознании учащихся того, что они не достигли целей работы, что заставляет анализировать свои проблемы и трудности.

Такое может произойти тогда, когда ученики не могут понять задачу, что от них требуется, когда не могут представить всё в единой картине.

Говоря о групповой работе нельзя не сказать о том, что при такой форме организации происходит обмен идеями, или их симбиоз, расширяется круг знаний. При этом всегда происходит рефлексия, даже если началось с одного человека, то постепенно в данный процесс вступят все участники группы. Т.е. как только один участник начинает объяснять, почему он поступил так или иначе, то остальные начинают задаваться вопросом согласны они с мнением или поступком. И в этом процессе могут появляться новые идеи или усовершенствоваться уже предложенные. Именно поэтому рефлексия необходима не только в преодолении препятствий, но и в процессе обучения.

Таким образом, групповая форма работы имеет свои плюсы и минусы, так например: в групповой работе не все могут высказаться или кто-то предпочтет «отсидеться», т.к. остальные участники выполнят работу за него, и для руководителя группы это может остаться незамеченным, поэтому учитель должен следить за тем, чтобы все принимали участие в работе группы. Но при этом при должном руководстве, может раскрыться каждый и высказать свои идеи для решения задачи, так же это помогает впоследствии решать проблемы быстрее и научится рефлексии .

Основными компоненты, которые используются для достижения цели урока, это дидактические средства: содержание учебного материала, методы его изучения и способы организации. Компоненты эти существуют и реализуются в тесном единстве, определяя содержательную, методическую и организационную стороны взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Для современной системы образования характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа начинается уже с изучения нового материала, т.к. современный стандарт направлен на проблемное обучение, т.е. ученик должен самостоятельно решать проблему, поставленную перед ним учителем. Появляется тонкая грань между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроках детям приходится проявлять больше самостоятельности, применять уже полученные знания, умения и навыки. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов.

В зависимости от хода решения поставленных дидактических задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы построения урока, изменяться место и функции различных методов и приемов обучения.

Классификация групповых форм организации учебной деятельности школьников

Многообразие современных форм организации обучения может быть классифицировано по различным основаниям:

по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения, выделяют индивидуальные, групповые, парные;

по месту организации обучения – аудиторные (школьные) и внеаудиторные (внешкольные);

по продолжительности проведения обучения в той или иной организационной форме – классные и внеклассные (классический урок – 45 мин, спаренное занятие – 90 мин., укороченное спаренное занятие – 70-80 мин, уроки «без звонка» произвольной продолжительности).

В дидактике имеются и другие подходы к классификации современных форм организации обучения. Так, В.И. Андреев в основу такой классификации кладет структурное взаимодействие компонентов обучения по его доминирующей цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий[3]. Несколько иная классификация форм организации обучения была создана Т.И. Шамовой.

освоение новых знаний – школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум;

закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация;

выработка умений – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры;

обобщение единичных знаний и их систематизация– конференции, уроки-обобщения, семинары;

определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками – урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.

В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

Наиболее традиционной в дидактике является классификация форм организации обучения по характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

При фронтальных формах организации учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над одной для всех задачей, организует сотрудничество, и организует единый для всех темп работы. Эффективность зависит от умения учителя следить одновременно за всем классом сразу и за каждым учеником в отдельности. Хорошей результативности можно добиться, если удастся создать творческую коллективную работу, поддерживать внимание и активность школьников. Но стоит заметить, что фронтальная работа рассчитана на среднего ученика. Она не учитывает индивидуальные особенности учеников, поэтому некоторые будут не успевать за темпом работы, а другие быстрее выполнять.

Групповые формы характеризуются тем, что учитель объединяет учеников в группы и руководит уже этими группами. Главными признаками такой формы организации обучения являются следующие:

класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (3-6 чел.);

каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

состав группы непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Групповые формы организации обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения характеризуются организацию учебной деятельности постоянных групп. В бригадной - группы специально формируются для выполнения каких-либо заданий, такие группы временные. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы для выполнения каждой какого-либо определённого задания, которое является частью общего для всего класса. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым формам организации так же можно отнести и парную работу. Руководит такой формой организации работы как непосредственно учитель, так и его помощники – звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учеников.

Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контакта учащихся с другими учениками. По своей сущности оно и есть самостоятельное выполнение учеником задания, одинакового для каждого учащегося. Но при этом, к каждому ученику нужен индивидуальный подход, т.к. возможности у всех разные поэтому учителя многим дают индивидуальные задания- такая форма организации называется индивидуализированной. С этой целью могут разрабатываться специальные карточки с учетом знаний ученика и если учитель работает индивидуально на уроке с несколькими учениками, в то время как остальные работают самостоятельно тогда такая работа называется индивидуализировано- групповой.

Таким образом, рассмотренные формы организации обучения являются общими и используются как самостоятельно, так и элемент урока или другого занятия.

Выводы

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Многообразие современных форм организации обучения может быть классифицировано по различным основаниям, разработками классификаций занимались различные ученые. Коллективная работа различается количеством человек в группе, времени выполнения работы, заданием и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. – М.: Московский псих.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.

Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Просвещение, 2010.

Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Наука, 2000

Арсланьян, В.П. Групповая форма работы /В.П. Арсланьян //Информатика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2006.-№19.

Бадалев, А.А. Формирование понимания о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бадалев. - Л.: Лениздат, 2009.

Бондарь, Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников [Текст] / Н.Г. Бондарь // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8.

Бурлачук, А.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 2009.

Валантинас, А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста [Текст] / А.А.Валентиас. – Киев: Высшая школа, 2009.

Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М.: Академия, 2011.

Вачков, И.В. Психология для малышей, или сказка о самой «душевной» науке [Текст] / И.В. Вачков. – М.: Педагогика – Пресс, 2009.

Выготский, Л.С. Избранные труды [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: «Просвещение», 2010. – 2009.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников /О.В. Герасимова //Начальная школа полюс до и после.- 2011.- №5.

Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий /А.А. Гиниятуллина //Методист.-2011.- №9.

Групповая форма работы //Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2006.-№16.

Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина //Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.- №4.

Козлова, О.И. Формирование личности учащегося в процессе групповой работы на уроке /О.И. Козлова //Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2006.-№23.

Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / В.С. Мухина // Психологический журнал. – 2012

Онищук В.А. Урок в современной школе

Пальнова, О. Подружить ребят на уроке: метод групповой работы // Первое сентября.- 2007.- №4.

Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников /Т.П. Савушкина //Завуч начальной школы.- 2008.- №4.

Селевко, Г.К. Групповые формы учебной деятельности /Г.К. Селевко //Школьные технологии.- 2005.-№1.

Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

Чередов И.М.. Формы учебной работы с средней школе. Москва «Просвещение» 1988

Шамова, Т. И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Т. И. Шамова [и др.] ; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области