Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа

Планирование работы по предмету литература в 9 классе на учебный год

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол №1 от 27.08.2015

заседания предметного МО

Руководитель МО: Путинина Н.Н.

_______________________

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №2 от 29.08.2015

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ № 201-ОД

от 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для учащихся 9 «В»

на 2015-2016 учебный год

(105 часов)

Составитель: Баязитова Гульнара Рамильевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

Ханты-Мансийск – 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;

Федеральной примерной программы основного общего образования по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Авторской программы: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина), 7-е издание, М. Просвещение 2010, рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. на 2015-2016 учебный год.

Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 4.

Цели обучения

Изучение литературы в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект по литературе издательства «Просвещение» Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч.; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют меж предметные и внутри предметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Структура изучения курса

№ п/п

Раздел

Количество часов

Введение

1

Из древнерусской литературы

3

Из литературы ХVIII века

9

Из русской литературы XIX века

58

Из русской литературы XX века

27

6.

Из зарубежной литературы

7

ИТОГО:

105 часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе.

Согласно действующему учебному плану МБОУ СОШ №4 в основной школе предусмотрено на изучение литературы в 9-х классах 105 часов в год из расчета 3 часа в неделю.

Рабочая программа предназначена для обучающих 9 «В» класса, изучающих литературу на базовом уровне.

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

в направлении личностного развития:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2) в мета предметном направлении

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

3) в предметном направлении

• овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей

школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин,

применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для развития, формирования механизмов мышления.

• овладение конкретными знаниями по информатике, необходимыми в практической

деятельности;

• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления необходимым для

продуктивной жизни в обществе;

• формирование представления о информатике как форме описания и методе познания

действительности;

Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

выделять характерные причинно-следственные связи;

сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

самостоятельно выполнять различные творческие работы;

устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составлять плана, тезисов, конспекта;

подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Базовые литературоведческие понятия и термины:

-произведение, текст;

-литературный язык, стиль;

-роды (эпос, лирика, драма) и жанры литературы;

-содержание и форма;

-композиция;

-тема, проблема, идея;

-сюжет, мотив, конфликт;

-лирическое отступление;

-автор, повествователь, герой, лирический герой;

-образ, система образов;

-художественная речь, диалог, монолог;

-тропы: метафора, метонимия; сравнение, эпитет, олицетворение, символ, гипербола, антитеза; сатира, юмор, ирония; аллегория;

-стих и проза;

-строфа, ритм, метр, рифма, основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий);

-художественная деталь (портрет, пейзаж, интерьер).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой и любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Обрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в жизни, в любви – отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения обучающимися по индивидуальным заданиям учителя.

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824), «предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А.С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А. Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А. Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!». Особенности жанра трагедии «Фауст: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Список произведений для заучивания наизусть

Слово о полку Игореве (вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величии при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…», «Евгений Онегин» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно, и грустно…», Родина. Пророк. Молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору).

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь, неприкаянный..», «И упало каменное слово…», Муза (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой...» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом..» (отрывок).

Список для самостоятельного чтения

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д.И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского.

А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н.М. Карамзин. История государства Российского.

А.С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н.В. Гоголь. Петербургские повести.

А.Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения. Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского.

И.С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л.Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф.М. Достоевский. Белые ночи.

А.П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И.А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского, Н.М. Рубцова, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А. Бродского и др.

М.А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н.С. Лескова, Г.И. Успенского, В.В. Гаршина, М.А. Шолохова, Ю.В. Трифонова, В.П. Астафьева.

Исторические произведения А.Н. Толстого, Ю.Н. Тынянова, М. Алданова, М.А. Осоргина, К.Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А.Т. Аверченко, Тэффи, М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А.Р. Беляева, И.А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А.В. Вампилова, В.С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

Гай Валерий Катулл. Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…», «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга».

Квинт Гораций Флакк. К Мельпоне.

Данте Алигьери. Божественная комедия.

Уильям Шекспир. Комедии и трагедии.

Иоганн Фольфганг Гёте. Трагедии.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

VI. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе для обучающихся 9 В класса

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания и основные понятия

Дата

9 «В»

1

2

3

1 четверть (26 уроков)

План

лан

Факт

Введение (1 ч.)

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала

02.09

02.09.

Раздел I. Древнерусская литература (3 ч.)

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. История открытия памятника, проблема авторства.

02.09.

09.09.

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Жанр и композиция произведения, художественные средства выразительности

05.09.

16.09.

4

Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению

Значение «Слова…» как жанр древнерусской литературы

09.09.

16.09.

Раздел II. Русская литература XVIII века (9 ч.)

5

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве

Построение связного монологического высказывания на определенную тему.

09.09.

19.09.

6

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Жизнь и творчество. Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Умение анализировать произведение. Особенности содержания и формы произведения

12.09

7

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.

16.09

8

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

Жизнь и творчество. Тема несправедливости сильных мира сего. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Высокий слог и ораторские интонации стихотворения «Властителям и судиям».

16.09

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта

Жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства

19.09

10

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности.

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Черты сентиментализма в произведении

23.09

11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Путешествие как литературный жанр.

23.09

12

Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека

Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих в повести. Развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, приводить свои личные примеры.

26.09

13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Характеристика персонажа.

30.09.

14

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму

Общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

30.09.

15

Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море»

Темы и мотивы лирики. Романтический образ моря. Обучение анализу лирического стихотворения

03.10

16

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады

Жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

07.10

17

А. С. Грибоедов: личность и судьба

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.

07.10

18

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия

Драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда. Особенности композиции комедии.

10.10

19

Комедия "Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога

Особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт.

14.10

20

Комедия "Горе от ума". 3 действие комедии. Анализ сцены бала

Обучение анализу эпизода

14.10

21

Комедия "Горе от ума". 4 действие комедии. Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии

Выразительное чтение монологов и комментирование эпизодов

17.10

22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Характеристика литературного героя. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

21.10

23

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию

Критика о комедии. Основные положения статьи, понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

21.10

24-

Р.р. Классное сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".

Сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. Темы сочинений:1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»;

3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

24.10

25

Р.р.Классное сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".

ума»

Сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

28.10

26

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

Жизнь и творчество. Изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики.

28.10

27

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю»

Свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал.

31.10

28

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…».

Основы стихосложения. Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике поэта. Адресаты любовной лирики поэта.

11.11

29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

Философские и христианские мотивы в лирике поэта. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения

11.11

30

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Два мира восприятия персонажей. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества Сравнительная характеристика героев.

14.11

31

Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина

Содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

18.11

32

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа

Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа Теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа

18.11

33

«Мой спутник странный» (поэт и его герой)

Характеристика героя

21.11

34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Характеристика героя

25.11

35

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Характеристика героя

25.11

36

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Жанровые особенности письма

28.11

37

Дуэль. Онегин – хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?

Умение анализировать эпизод

02.12

38

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Идея произведения, лирические отступления в романе

02.12

39

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Умение готовить выступление по заданной теме.

05.12

40

Пушкинский роман в зеркале критики

В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского Умение конспектировать статью

09.12

41

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.

09.12

42

А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

Признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Индивидуалистический характер Алеко

12.12

43

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

Основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы

16.12

44

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

Основные мотивы лирики поэта.

16.12

45

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Анализировать текст на лексическом уровне.

19.12

46

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

Выделять смысловые части текста

23.12

47

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе Понятия роман, психологический роман

23.12

48

М.Ю. Лермонтов. Повесть «Максим Максимыч». Отношение автора к герою

Характеристика героя

26.12

49

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главе «Бэла»

Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей

30.12

50

М.Ю. Лермонтов. Новелла «Тамань». Основной конфликт романа

Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей

30.12.

51

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери». Герой романа в поединке с водяным обществом

Психологический портрет героя в системе образов

.01

52

Нравственно-философский итог романа. Счастье и предназначение человека в «Герое нашего времени»

Сравнительная характеристика героев

.01

53

Нравственно-философский итог романа. Счастье и предназначение человека в «Герое нашего времени»

Сравнительная характеристика героев

.01

54

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Понятия реализм и романтизм

.01

55

Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского

Конспект статьи Белинского «Герой нашего времени»

56

Р.р. Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Читать произведения из сборника «Миргород»

57

Р.р. Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Читать произведения из сборника «Миргород»

58

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя

Страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

59

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

Конспект лекции. Литературные понятия: жанр, композиция.

60

Система образов поэмы «Мертвые души». Комментированное чтение 2 главы. Помещик Манилов

Композиционные особенности, жанровое своеобразие.

61

Комментированное чтение 3 главы поэмы «Мертвые души». Помещица Коробочка

Характеристика Коробочки

62

Комментированное чтение 4 главы поэмы «Мертвые души». Помещик Ноздрёв

Характеристика Ноздрёва

63

Комментированное чтение 5 главы поэмы «Мертвые души». Помещик Собакевич

Характеристика Собакевича

64

Комментированное чтение 6 главы поэмы «Мертвые души». Плюшкин и роль его образа в поэме

Характеристика Плюшкина

65

Образ города в поэме «Мертвые души». Образы чиновников в поэме

Характеристика чиновников

66

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Характеристика Чичикова

67

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценке В.Г. Белинского

Конспект статьи Белинского. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

68

Р.р. Классное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Сочинение – сравнительная характеристика, сочинение-рецензия.

69

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе

Уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

70

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

Характеристика литературного героя

71

Из поэзии XІX века. Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирики

Анализ поэтического произведения

72

Эпоха А.П. Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему

Образ «маленького человека».

73

А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

74

Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

Жанры и направления русской литературы 20 века.

75

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Понятие импрессионизма в искусстве, изобразительно-выразительные средства.

76

Мастерство И. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

Мастерство писателя.

77

«Серебряный век» русской поэзии

Основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства.

78

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока.

Содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. Образы и ритмы поэта.

79

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Конспектирование

80

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»

Своеобразие ритма, интонации. Народно-песенная основа лирики поэта.

81

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

82

Маяковский о труде поэта

Своеобразие стиха, ритма.

83

М. Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. История создания и судьба повести. Система образов повести

84

Поэтика повести М. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия

Система образов произведения. Приём гротеска в повести.

85

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

86

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

87

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Основы стихосложения

88

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

89

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

90

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины

композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя

91

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра

92

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

93

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Я убит подо Ржевом».

Интонация и стиль стихотворений. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки. Проблемы и интонации стихов о войне

94

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Композиция рассказа

95

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

Художественное своеобразие рассказа

96

Контрольный тест по произведениям второй половины XIX и XX веков

Решение тестов

97

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

98

Зачетное занятие по русской лирике XX века

Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.

Раздел IV. Из зарубежной литературы (7 часов)

99

Античная лирика

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца

Античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

100

Квинт Гораций Флакк. Основные факты из жизни, особенности творчества

Основные факты из жизни, особенности творчества.

101

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

102

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира

Основные факты из жизни Шекспира

103

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя. Итоговый смысл трагедии. Особенности жанра трагедии: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики.

104

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия

Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика эпохи Просвещения. Уметь раскрывать мотивы поступков героев

105

Итоги года и задание для летнего чтения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять литературные произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

VIII. СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Диагностика познавательной деятельности обучающихся включает пять функций и три вида:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают обучающиеся в ходе обучения.

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого обучающегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к общественно- политической ситуации в стране, влияющей на формирование взглядов и убеждений.

- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения обществоведческими знаниями учащимися.

- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.

Виды диагностики

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий по вопросам параграфа.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется тестирование, в том числе компьютерное.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса обществознания с целью выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни (тестирование, диктанты, сочинения, изложения, проектная деятельность, исследовательская деятельность).

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него.

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (таблицы, карточки, раздаточный изобразительный материал, алгоритмы, тесты), здоровье сберегающие технологии, ИКТ (ресурсы интернет-сети, демонстрация презентаций по отдельным темам).

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (таблицы, карточки, раздаточный изобразительный материал, алгоритмы, тесты), здоровье сберегающие технологии, ИКТ (ресурсы интернет-сети, демонстрация презентаций по отдельным темам).

Система оценивания знаний и умений обучающихся по литературе

в 9-х классах

При оценивании учитываются:

сложность материала;

самостоятельность и творческий характер применения знаний;

уровень приобретённых знаний, умений и навыков обучающихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

полнота и правильность ответа, степень понимания учебного материала, корректность речевого оформления высказывания;

аккуратность выполнения письменных работ;

наличие и характер ошибок, допущенных обучающимися;

особенности развития обучающегося.

2. Оценивание итогов обучения делится на:

текущее оценивание в течение учебного года (за контрольную работу; за практическую работу; за тестовую работу; за презентацию; за устные ответы и др.)

итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).

При оценивании устного ответа оценка ставится:

за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

за исправление ответов обучающихся

за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

за работу со справочными источниками и их анализ

за выполнение домашней работы;

за работу в группах по какой-либо теме;

за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

за ролевую игру или викторину

за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

за составление плана

за сочинение по определённой теме

за тестовую работу

за письменный реферат

написание эссе; составление кластера, синквейна.

Критерии оценивания

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 70 – 89 %;

«3» - 50 – 69 %;

«2» - менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия тема;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

разнообразие словарного и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2011г.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2014.

Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С. Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

Н.В. Беляева, О.Е. Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2009.

Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. Сост.: Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова ИРО РТ, Казань, 2008.

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А. Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А. Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С. Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С. Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

Русская литература. Справочные материалы. Л.А. Смирнова. Москва, Просвещение», 1989.

10. CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

11. И. И. Аркин «Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга

для учителя»

12. Н. М. Беляева, О. А. Ерёмина «Уроки литературы в 9 классе: Книга для

учителя».

13. Л. Л. Бельская «Литературные викторины».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области