Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых технологий "Блоки Дьенеша" и "Палочки Кюизенера" для детей старшего дошкольного возраста «Космическое приключение»

Цель: Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность. Задачи для обучающихся: Образовательные: 1. Закреплять знания детей о блоках Дьенеша и палочках Кюизенера : умение различать их по форме, цвету, размеру и толщине, какое число обозначает каждая палочка; 2. Закреплять знания о значении карточек – символов свойств и свойств отрицания; 3. Закреплять навыки счета; 4. Продолжать формировать умение кодировать и декодировать информацию. Развивающие: 1. Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков; 2. Продолжать развивать способность к анализу, учить детей строго следовать правилам при выполнении цепочки действий в работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера; 3. Развивать умение "читать" схему и строить по ней. Воспитательные: 1. Формировать умение действовать сообща, договариваться, конкретно и полно отвечать на вопросы; 2. Воспитывать любознательность и интерес к новому.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №48 «Золотой петушок»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых технологий "Блоки Дьенеша" и "Палочки Кюизенера" для детей старшего дошкольного возраста

«Космическое приключение»

Автор: воспитатель высшей

квалификационной категории

Тухбатуллина Гульназ Сагмановна

г. Нижневартовск, 2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

п/№

страницы

1

Содержание

1

2

Введение

2

3

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых технологий "Блоки Дьенеша" и "Палочки Кюизенера" для детей старшего дошкольного возраста

3

4

Заключение

11

5

Литература

12

6

Приложения

13

ВВЕДЕНИЕ

Одна из основных задач ФГОС дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.  Сформированные компетентности, развитая коммуникативная и  информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности». В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. На мой взгляд, эффективными пособиями являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. А также палочки Кюизенера, созданные бельгийским математиком. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

В данной работе представлена методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.

Надо отметить, что также в данной разработке использованы информационные компьютерные технологии: дошкольники выполненяют специально подготовленных задания на интерактивной доске, с помощью приставки Mimio. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышают непроизвольное внимание детей, помогают развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием игровых технологий "Блоки Дьенеша" и "Палочки Кюизенера" для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "Космическое приключение"

Цель: Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.

Задачи для педагога:

Образовательная:

Способствовать усвоению детьми современных способов действий, развитию пространственного мышления, воображения, мелкой моторики рук.

Развивающая:

Создание развивающей образовательной среды обеспечивающей развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности детей.

Воспитательная:

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Задачи для обучающихся:

Образовательные:

Закреплять знания детей о блоках Дьенеша и палочках Кюизенера : умение различать их по форме, цвету, размеру и толщине, какое число обозначает каждая палочка;

Закреплять знания о значении карточек – символов свойств и свойств отрицания;

Закреплять навыки счета;

Продолжать формировать умение кодировать и декодировать информацию.

Развивающие:

Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков;

Продолжать развивать способность к анализу, учить детей строго следовать правилам при выполнении цепочки действий в работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера;

Развивать умение "читать" схему и строить по ней.

 Воспитательные:

Формировать умение действовать сообща, договариваться, конкретно и полно отвечать на вопросы;

Воспитывать любознательность и интерес к новому.

Словарная работа: пространство, космос, станция, планета, Земляне, Инопланетяне

Оборудование к занятию:

Наборы блоков Дьенеша по количеству детей;

Наборы палочек Кюизенера по количеству детей;

Схемы;

Приставка Mimio;

Карточки с заданиями

Предварительная работа:

1.Игры с блоками Дьенеша «4-й лишний», «Продолжи ряд», «Чего не хватает», «Найди нужный блок», «Заселим в домики», «Угадай, какую фигуру я загадал».

2.Игры с палочками Кюизенера «Игровые задачи цветных палочек», «Разноцветные вагончики», «Столбики», «Строительство домов», «Разноцветные флажки».

3.Дидактические игры на ориентировку в пространстве;

4. Интерактивные игры с приставкой Mimio.

5. Работа по схемам.

6. Занятие по игровым альбомам.

Планируемые результаты:

У детей сформированы представления о блоках Дьенеша и палочках Кюизенера: умение различать их по форме, цвету, размеру и толщине, какое число обозначает каждая палочка;

Сформированы знания о значении карточек – символов свойств и свойств отрицания;

Развиты способности к анализу, дети строго следуют правилам при выполнении цепочки действий в работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера;

Сформировано умение "читать" схему и строить по ней.

Сформированы умение действовать сообща, договариваться, конкретно и полно отвечать на вопросы.

Организация пространства

Межпредметные связи:

Формы организации, методы и приёмы:

Интеграция образовательных областей:

1.Образовательная область «Познавательное развитие»: развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей.

2.Образовательная область «Речевое развитие»:

развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

3.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения действовать сообща, договариваться, конкретно и полно отвечать на вопросы Образовательная область «Физическое развитие»: развитие двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Форма организации – занятие

Методы:

наглядный,

словесный,

информационные компьютерные технологии (презентация, интерактивные игры)

При построении занятия использовались следующие методические приемы:

создание игровой ситуаций;

дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь.

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I этап. Целеполагание

Закреплять знания о значении карточек – символов свойств и свойств отрицания;

Продолжать формировать умение кодировать и декодировать информацию

Воспитатель:

Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Знаете от кого? От инопланетян. Посмотрите, вот он!

(На экране появляется инопланетянин - 1 слайд)

Только письмо я не могу прочесть. Оно зашифровано.

Чтобы прочесть письмо, нам надо найти ключи. (Воспитатель раздаёт карточки с символами свойств и символами отрицания).

Каждый из вас среди множества ключей должен найти свой и принести его мне.

Маргарита, какой ключ ты должна принести? ( Не красный, не толстый, маленький круг).

Игра на внимание «Принеси нужный ключ-блок» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Илья, какой ключ - блок ты принес?

А ты Анжелика? Молодцы, ребята! Вы все принесли правильные ключи. Теперь можно вскрыть конверт и прочесть письмо.

"Ребята, нам нужна ваша помощь! На далекой планете инопланетян случился страшный ураган и маленьких инопланетян разбросало по всей планете. Они не могут найти свои домики. Помогите нам найти свои домики!"

Ребята, поможем инопланетянам?

Дети: Добрый день!

Ответы детей:

Зеленый, тонкий, маленький круг.

Красный, толстый, большой квадрат и т.п.

Берут карточки с заданиями, находят соответствующие ключи и приносят к доске (инопланетянину).

Дети: Да, поможем!

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков;

Продолжать развивать способность к анализу, учить детей строго следовать правилам при выполнении цепочки действий в работе с логическими блоками Дьенеша.

(Включается 2 слайд на интерактивной доске)

Игра «Засели инопланетян в домик» (блоки Дьенеша) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как темно и серо стало после урагана.

(Воспитатель открывает шторку на интерактивном экране, на экране игра "Засели инопланетян в домик")

Воспитатель: Представьте, что геометрические фигуры - это инопланетяне. Сейчас вы должны найти каждому инопланетянину свой домик и привести его домой. Какая фигура должна находиться в пустой клетке и почему?

Самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка

Воспитатель: Как вы думаете, все инопланетяне правильно попали в свои дома?

Молодцы, каждый инопланетянин попал в свой домик. Ребята, вы им очень помогли.

Дети по очереди выполняют задания на интерактивной доске, заполняют таблицу, заселяют пустые клетки геометрическими фигурами, передвигая фигуры по доске с помощью стилуса.

Дети еще раз проверяют верно ли заполнена таблица, исправляют ошибки, обсуждают.

III этап. Основной этап

Закрепить навыки счета. Продолжать развивать способность к анализу, учить детей строго следовать правилам при выполнении цепочки действий в работе с палочками Кюизенера.

Закрепить навыки счета. Развивать умение "читать" схему и строить по ней.

Воспитатель: Ребята, покажем инопланетянам, какие дома мы можем построить из палочек.

Игра «Построй дом» (палочки Кюизинера)

Ребята, построим самый большой дом, чтобы крыша была сделана из самой длинной досочки.

Как вы думаете, какого цвета палочку вы возьмете?

А какое число она обозначает?

Теперь нужно построить стены. Подумайте, какие палочки вы возьмете, чтобы каждая досочка была равна 10.

Ребята, правильно ли вы построили свои дома? Давайте расскажем, из каких досочек вы построили стены?

Самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка

Молодцы, ребята! У вас получились красивые дома. Проверьте, никто не ошибся? Посмотрите, проверьте дома у соседа.

(Включается слайд 3. На слайде изображение готового дома)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Динамическая пауза (с палочками Кюизинера)

Воспитатель: ребята, предлагаю немного поиграть, отдохнем. Кирилл, возьми любую палочку. Нужно хлопнуть столько раз, какое число означает эта палочка. (Дети хлопают). Сколько раз вы хлопнули? (Называют число) Света, теперь ты возьми палочку. Надо присесть на один раз больше (меньше), чем означает данная палочка и т.п.

Игра проводится 5-6 раз

Задание «Построй ракету» (по схеме) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Воспитатель: Ребята, как мы отправим нашу схему расположения домиков инопланетянам?

Построим ракету из наших палочек, по схеме.

Взаимопроверка

Ребята, вы все правильно построили ракеты? Проверьте друг у друга.

Игра «Выложи кнопки» (палочки Кюизинера) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Воспитатель: Ребята, вы - молодцы! Но, чтобы нашу ракету отправить с космической станции, нужно починить пульт управления. Некоторые кнопки запуска ракеты сломались.

Воспитатель: Наши кнопки запуска готовы. Молодцы , ребята! Ракеты готовы к полету. Подойдите все к доске.

(Слайд 4. На слайде видео запуска ракеты)

Начнем обратный отсчет от 10. Наши ракеты отправились в космос к инопланетянам.

Дети садятся за столы и выполняют задания с палочками Кьюзинера, четко следуя указаниям педагога.

Ответы детей:

"Оранжевую"

"10 (число десять)"

Дети строят стены из двух меньших палочек, равных 10.

Ответы детей: 10- это 1 и 9; 10- это 2 и 8 и т.д.

Дети сравнивают свой дом с домиком на слайде, проверяют, исправляют ошибки.

Дети встают вкруг на ковре, по очереди берут палочки, выполняют задания.

Ответы детей:

На ракете

Дети берут схемы ракет, садятся за столы и выполняют задание.

Ребята встают из-за столов проверяют друг у друга постройки.

Дети берут контуры цифр или букв, из палочек выкладывают цифру или букву по номеру палочки.

Дети подходят к доске, считают и ракета взлетает. (на видео)

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Воспитатель: ребята, вы настоящие спасатели. Какие добрые дела вы сегодня совершили? Что вам больше всего понравилось? Все ли у вас получилось?

(Слайд 5. На слайде изображена полянка и цветочки)(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Воспитатель: Ребята, а сейчас оцените свою работу на занятии. Если у вас все получилось и вы со всем справились перетащите стилусом веселый цветочек на полянку, если не совсем все было понятно и не все получилось перетащите не очень веселый цветочек. А если совсем не получилось, то перетащите грустный цветочек на полянку.

Воспитатель внимательно следит, какой цветочек перетаскивает ребенок, если грустный или не очень веселый спрашивает почему он такой выбрал? Что не получилось?

Воспитатель: За вашу помощь инопланетяне передали вам маленькие талисманы.

(Воспитатель раздаёт карточки с изображением инопланетянина).(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Ответы детей

Дети выбирают цветочки и перетаскивают их с помощью стилуса на полянку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из основных задач, дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста  в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Сформированные компетентности, развитая коммуникативная и  информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе.

В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. Уникальным по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера. Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, использующих в своей педагогической деятельности игровые технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюзинера». Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной. Подбор игр и упражнений дало возможность организовать занятие с учетом индивидуальных особенностей детей. Результатом проведения занятия стали, ожидаемые результаты:

У детей сформированы представления о блоках Дьенеша и палочках Кюизенера: умение различать их по форме, цвету, размеру и толщине, какое число обозначает каждая палочка;

Сформированы знания о значении карточек – символов свойств и свойств отрицания;

Развиты способности к анализу, дети строго следуют правилам при выполнении цепочки действий в работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера;

Сформировано умение "читать" схему и строить по ней.

Сформированы умение действовать сообща, договариваться, конкретно и полно отвечать на вопросы.

Таким образом, успешно внедренные в образовательный процесс игровые технологии позволяют стимулировать познавательную активность ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» . М., 2008

Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997.

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет». М., 2009

Дидактические пособия: «Палочки Кюзинера. На золотом крыльце…», «Страна блоков и палочек».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточки для игры на внимание «Принеси нужный ключ-блок»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Заполнение таблицы у доски, с использованием интерактивной приставки Mimio

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец домика для инопланетян

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Схема ракеты (Палочки Кюизинера)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Игра «Выложи кнопки» (по схеме)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Талисманы с изображением инопланетянина

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области