Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Добрыня»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе логопедической группы
Тема «Грибы и ягоды»
Выполнила учитель-логопед: Борисова С.А.
г. Абакан – 2017г.
Тема «Грибы и ягоды».
Цель:
- Создать социальную ситуацию развития в процессе организации речевой деятельности
Задачи:
- Создать условия для обобщения полученных ранее знаний по теме
- Создать условия для активизации словаря по данной теме
- Создать условия для развития связной речи по теме
Коррекционно - образовательные задачи:
• совершенствовать грамматический строй речи
• активизировать и расширить словарь по теме: «Грибы и ягоды»
• стимулировать речевую активность детей
• совершенствовать речевые навыки и умения
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие связной речи, зрительного гнозиса и пространственного праксиса; артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно - воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
Воспитывать умение правильно вести себя
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, ягод, звуковая змейка, слоговые цветы, пазлы, палочки, шнурки, камушки, помпоны.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед приглашает детей на занятие, и зачитывает письмо от Лесовичка.
(Дорогие мои маленькие друзья!
Я, Лесовичок-хозяин осеннего леса, нынче в лесу был хороший урожай, я заготовил много грибов и ягод. Мне очень интересно, что вы знаете о грибах и ягодах. За каждое правильное выполненное задание вы получите жетон. Ведь грибы и ягоды на моей тропинке тоже особенные, волшебные. И так, в путь! Желаю вам удачи!
Ваш любимый старичок – Лесовичок!).
Дети приступают к выполнению заданий.
2. Упражнение «Что лишнее?» (Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)).
На столе № 1 лежат четыре картинки: (волнушка, мухомор, подосиновик, сыроежка).
Логопед. Поздней осенью в лесу еще можно найти грибы. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие — ядовитыми. Какой из этих грибов лишний и почему?
Можно предложить детям рассмотреть еще 2—3 комплекта картинок и дать объяснения.
Л. Молодцы вы хорошо разбираетесь в грибах и получаете за это жетон.
3. Упражнение «Слоговые цветы» (Совершенствование навыка слогового анализа слов).
На столе №2 лежат картинки с изображениями грибов, ягод (ли-сич-ка, ир-га, виш-ня, гриб).
Логопед. Соберите по очереди слоговые цветы.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить друг друга.
Л. Молодцы! Вот ваш жетон.
4. Упражнение «Собери пазлы» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса).
На столе №3 лежат пазлы «грибы», «ягоды». Дети собирают пазлы, ориентируясь на целые изображения.
Логопед спрашивает детей, как вы думаете, почему так назвали: черника, земляника, голубика, лисички?
Л. Вы правильно объяснили, почему эти грибы и ягоды так назвали.
Дети получают жетон.
5. Упражнение «Выложи букву» Выкладывание буквы Т или Н из палочек и шнурков, камушек. (Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса, совершенствование навыков конструирования).
На столе №4 лежат шнурки, палочки, камушки.
Л о г о п е д. Давайте выложим любую букву Т или Н из палочек, шнурков или камешков. Выберите все, что вам пригодится для этого.
Дети берут палочки, камушки и шнурки.
Дети выполняют задание.
Логопед. Здорово, вы получаете жетон.
6. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. Формировать умение слушать учителя).
Пальчиковая игра «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
7. Упражнение «Звуковая змейка». Стол №5. (упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки).
На столе лежит картинка с изображением малины, нужно правильно разобрать слово по звукам, для этого надо правильно пристегнуть цветы к звуковой змейке.
Логопед дает детям жетон.
8. Упражнение «Помпоны» (развитие воздушной струи).
Нужно сдуть помпон (кто дальше).
9. Окончание занятия. В зал входит Лесовичок и спрашивает у детей, вам понравились мои задания?
Сколько заданий мы выполнили?
Сколько у вас жетонов?
Мы все задания выполнили?
(Оценка работы детей.)
Молодцы! А теперь мы все вместе отправимся в волшебный лес. (Лесовичок уводит детей).
Приложение №1
«Звуковая змейка»
Цель:
Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, мелкую моторику, высшие психические процессы.
Задачи:
• Упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.
• Закреплять навык определять место заданного звука в слове.
• Тренировать умение выделять ударный слог в слове.
• Закреплять умение составлять звуковую схему слова.
Оборудование:
Звуковая змейка, карточки с картинками, цветы (красные, зеленые, синие).
Ход игры:
Ребенку дается карточка с картинкой (в зависимости от лексической темы), нужно правильно разобрать слово по звукам, для этого надо правильно пристегнуть цветы к звуковой змейке.
Приложение №2
«Слоговые цветы»
Цель: развивать умение делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог, развитие мелкой моторики.
Оборудование:
карточки с картинками, цветы.
Ход игры:
Ребенку дается карточка с картинкой (в зависимости от лексической темы), нужно правильно разделить слово на слоги, для этого надо правильно пристегнуть цветы.