Технологическая карта занятия по внеклассной деятельности «Золотое слово».
Тема занятия: «Праздник знаков препинания».
5 класс
Цели для ученика: Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. Вспомнить знаки препинания. Закрепить умение расставлять знаки препинания в предложении. Познакомиться с историей знаков препинания. Научиться расставлять знаки препинания в схемах предложений. Активизировать умение выделять голосом знаки препинания, мыслительные операции (анализ, синтез) познавательные процессы (память, внимание) словарный запас. Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь задавать учебные вопросы. | Цели для учителя: Образовательные Сформировать у учащихся понятие о системе знаков препинания, выявить роль каждого знака. Учить расставлять знаки препинания в тексте и предложении. Развивающие Развитие умения учащихся работать с наглядным материалом. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы. Развивать внимание, умение работать по алгоритму; Активизировать словарный запас. Воспитательные Продолжить формирование интереса к предмету. Учить принимать и сохранять учебную задачу. Учить работать в группе. |
Тип урока Обобщение и систематизация знаний, а также введение новых понятий. | Форма урока Закрепление знаний, формирование новых знаний |
Опорные понятия, термины Пунктуация, синтаксис, знаки препинания. | Новые понятия История возникновения знаков препинания Знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения. |
Формы контроля Фронтальная Групповая Индивидуальная | Домашнее задание Творческие работы (рисунки, притчи, рассказы о знаках препинания) |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые формы, методы, приемы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Этап Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. | Приветствует гостей и учащихся. После сценки задаёт вопросы: - Какой раздел языка изучает систему знаков препинания? - Какие знаки препинания вы знаете? - сколько всего знаков препинания в русском языке? Определение темы занятия. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Разыгрывают сценку о знаках препинания. Отвечают на вопросы, определяют тему занятия. | Фронтальная Групповая | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение выделять и формулировать познавательные цели. Умение оформлять свои мысли в устной форме Умение использовать речь для регуляции своего поведения | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
2.Этап Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний и систематизация существующих знаний Физкультминутка | Организация совместной деятельности. Обобщение изученного материала и объяснение нового ( рассказ об истории возникновения знаков препинания с помощью загадок, разделение знаков препинания на 3 группы) | Воспринимают новый материал, закрепляют изученный Отгадывают загадки о знаках препинания и называют роль каждого знака Работают со стихотворением | Фронтальная. Индивидуальная. Практические: выполнение заданий на карточках. Наглядно – демонстрационные таблицы. | Умение слушать, слышать, анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы. Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность. | Правильная оценка своих действий. |
3.Этап Закрепление знаний и первичное усвоение новых знаний. Зарядка для глаз | 1.Организация письменной коллективной работы. Вопросы и задания по проверке: - Дает распечатанный на карточках текст без знаков препинания, объясняет задание учащимся: расставить знаки препинания в тексте, одного ученика просит выполнить это задание на интерактивной доске. 2.Организация совместной деятельности. - Проверка выполнения задания с помощью оценочных карточек. 3.Сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией. | Выполнение задания на карточках, один ученик – у доски. Взаимопроверка. | Фронтальная. Индивидуальная. Практические: самостоятельное выполнение задания на карточках, совместная проверка задания на доске. ИКТ | Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Проводить сравнения по заданным критериям. Умение проводить анализ по заданным критериям. Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. Умение действовать по заданному алгоритму. | Самостоятельный анализ условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
4.Этап Закрепление и систематизация знаний | 1. . Игра «Шифровальщик»: раздаёт карточки каждому ученику с разными схемами предложений, объясняет задание: расставить знаки препинания и прокомментировать их, подобрав предложения к схемам. Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Выработка соответствующих навыков и умений. Индивидуальная помощь при затруднении. 2. Организация фронтальной проверки расстановки знаков препинания в схемах, анализ предложений. | Работа на карточках со схемами предложений, комментарий знаков препинания, подбор предложений. | Индивидуальная. Работа со схемами на карточках. | Умение работать самостоятельно Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению. Умение учитывать сложность задания | Контроль своего действия в ходе работы. Внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем. |
5.Этап Групповая работа | 1. Задание на смекалку. Разгадывание кроссворда «Знаки препинания». 2.Создание условий для выработки необходимых умений и навыков. | По заданному описанию разгадывают слова (название знаков препинания), вписывают их в кроссворд) | Групповая | Умение отгадывать знаки препинания по описанию. Контроль и оценка процесса и результата действия. Умение проводить анализ по заданным критериям. Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других | Понимание причин своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации |
6. Этап Творческая работа | 1.Анализ рисунков учащихся на тему «Знаки препинания». 2.Заслушивание и анализ лингвистической сказки о знаках препинания. | 1.Создание рисунков по теме «Знаки препинания» 2.Написание сказки о знаках препинания и её инсценировка. | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Умение творчески подходить к изучаемой теме Контроль и оценка процесса и результата действия. | Контроль своего действия в ходе работы Правильная оценка своих действий. |
6 Этап Подведение итогов. Рефлексия | Подведение итогов урока. Чтение притчи о знаках препинания. Проведение рефлексии с помощью мяча (вопрос-ответ). Оцените свою работу, ответив на вопрос. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. | Фронтальная | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату. | Рефлексия своих действий |