Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 16»
г. Александровска
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании
Педагогического совета
Протокол №____
От «__» _______20__г.
Программа кружковой работы
для детей 6 – 7лет
«Наш край родной».
Составила:
Михалева Елена Борисовна - воспитатель,
Ⅰквалификационной категории.
Содержание
1. Пояснительная записка_____________________________________________3
2. Краткие методические указания _____________________________________4
3. Учебно – тематический план_________________________________________5
4. Литература _______________________________________________________8
5. Приложение_______________________________________________________9
Пояснительная записка
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Беседуя с детьми, я выяснила, что у них недостаточно сформированы знания о родном городе, о малой родине. Есть дети, которые даже не знают название улицы, на которой проживают, имена и отчества своих родителей.
Осознание значимости проблемы воспитания интереса к родному краю, городу, его истории, его природе побудило меня к работе по краеведению, которую организовала в виде кружка «Наш край родной» с детьми подготовительной к школе группы.
Цель: формирование у детей нравственно- патриотических чувств через приобщение их к истории родного города, родного края.
Задачи:
знакомить детей с историей возникновения родного города, с его символикой;
формировать элементарные знания об улицах родного города;
продолжать знакомить детей с бытом русского народа;
закрепить представления детей о семье, родственных отношениях;
воспитывать в детях любознательность, чувство любви и привязанности к родному городу, краю.
Краткие методические указания
Программа кружка «Наш край родной» рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Срок реализации программы 1 год. Настоящая программа включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся один раз в две недели по 25-30 минут.
Формы работы с детьми: беседы, обсуждения, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций о родном городе, чтение произведений о родном городе местных авторов.
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о стране, в которой живут, о том, что их малая Родина – город Александровск; имеют представление об истории возникновения родного города; знают и называют его достопримечательности; проявляют интерес к родному краю; у детей сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранять его чистым и красивым.
Результат кружковой работы будет представлен в виде альбома «Мой город» и презентации детям другой группы.
Учебно-тематический план
Месяц | Тема. Цель | Материал |
Сентябрь | 1. «Кто я?» Цель: обсудить с детьми, что они знают о себе, о своей семье, о тех, кто живет рядом; закрепить представления о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. 2. «Что в имени твоем?». Цель: рассказать детям, что любое имя, данное человеку при рождении, имеет свое значение, рассказать о значении имени каждого ребенка. | Фотографии детей и их родственников. Таблички с именами детей, с кратким толкованием каждого имени. |
Октябрь | 1. «История родного города». Цель: познакомить детей с историей возникновения родного города, с происхождением названия. 2. «История возникновения герба родного города» Цель: дать детям представление о символе родного города - гербе, познакомить детей с символическим значением герба. | Презентация «Мой край родной». Иллюстрация с изображением герба города. |
Ноябрь | 1. «Государственные символы России - флаг, гимн, герб» Цель: продолжать знакомить детей с государственными символами России; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. 2. «Моя малая родина. За что мы любим свой город?» Цель: уточнить с детьми понимание выражения «малая родина»; вызвать желание поделиться своими впечатлениями о родном городе. | Иллюстрации с изображением флага, герба России, аудиозапись « Гимн России», карта мира. Фотографии города Александровска (фотографии улиц, зданий, магазинов, окружающей природы и т.п ). |
Декабрь | 1. «Моя улица ». Цель: закрепить знание домашнего адреса, побеседовать об улицах родного города. 2. «Знаменитые люди города» Цель: познакомить детей с именами людей, прославивших город; дать представление о том, что некоторые улицы названы в честь знаменитых людей города. Рисование «Моя улица родная». | Фотографии, иллюстрации улиц города Александровска. Сборники стихов, произведений местных авторов, фотографии известных почетных людей города. |
Январь | 1. «Как жили славяне?» Цель: продолжать знакомить детей с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой, воспитывать интерес к жизни русского народа. 2. «Забавы вокруг печки». Цель : продолжать знакомить детей с бытом русского народа , с русской печкой- главным предметом русской избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. | Предметы старины, утвари, быта русского народа, иллюстрации с изображением предметов быта. |
Февраль | 1. «Достопримечательности нашего города». Цель: приобщать детей к историческим ценностям города. 2. «Экскурсия по улицам города». Цель: продолжать знакомить детей с улицами и достопримечательностями родного города. | Фотографии достопримечательностей города. |
Март | 1. «Реки и водоемы города». Цель: расширять представления детей о реках и водоемах родного города, познакомить с особенностями растительного и животного мира рек; воспитывать бережное отношение к родной природе. 2. «Климат родного края». Цель: объяснить детям, что такое «климат», рассказать, как климат влияет на природу. | Иллюстрации и фотографии рек, водоемов города, природы в разное время года. |
Апрель | 1. «Растения родного края». Цель: расширять знания детей о растительном мире родного края, рассказать о редких и исчезающих видах растений; воспитывать бережное отношение к природе. 2. «Животные родного края». Цель: расширять знания детей о животном мире родного края, рассказать о редких и исчезающих видах животных; воспитывать бережное отношение к природе. | Альбомы «Животные родного края», «Растения родного края». |
Май | 1.Игра- викторина «Что? Где? Когда?» Цель: вызвать у детей желание поделиться своими знаниями о родном городе, о родном крае со своими сверстниками и взрослыми. 2. «Моя улица родная». Цель: создать вместе с детьми альбом «Мой город»; развивать умение делиться своими впечатлениями; воспитывать гордость за свой город. | Фотографии улиц, достопримечательностей, рек, водоемов родного города, вопросы к викторине, фишки, призы. Рисунки детей, основа для альбома. |
Литература:
Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину? М. : АРКТИ, 2003. – 168с.
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М. : АРКТИ, 2005. – 184 с.
Мосалова Л. Л. Я и мир. М.: 2011.- 80 с.
И пробуждается поэзия во мне: стихи местных авторов.- Александровск, 2010.
Капелька: Сборник детского литературного творчества.- Александровск, 2006.
Стихи об Александровске и его окресностях.- Александровск, 1991.
Приложение