Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Адаптация ребенка к детскому саду"

Цель: информирование родителей по возможным проблемам адаптации ребенка к детскому саду и способам профилактики этих проблем

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь. Не всем детям он даётся легко. Этот шаг требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением. Наша задача – постараться сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно.

Адаптация – это процесс приспособления организма к новым или к изменившимся условиям жизни.

Что же меняется в жизни ребенка:

- режим дня становится довольно строгим;

- отсутствие родителей в течение длительного времени;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а, значит, и опасного;

- другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, что приводит к нарушениям психоэмоционального состояния.

Степени адаптации

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. В связи с этим и говорят о 3-х степенях адаптации, основными показателями которых являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Легкая. В течении 2-3 недель нормализуется сон, аппетит, ребенок идет на контакт с воспитателями и сверстниками, без труда прощается с родителями. Может проболеть 1 раз без осложнений.

Средняя. Более длительное восстановление поведения до 4-5 недель. Неустойчивость настроения, аппетита и сна, замедление развития и активности ребенка в течение месяца. Заболеваемость не более 2-х раз без осложнений.

Тяжелая. Характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений - ребенок отказывается играть, плохо ест и спит, капризничает, часто болеет. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Заболевания - более трех раз сроком более 10 дней.

Факторы, влияющие на адаптацию малыша к детскому саду:

состояние здоровья. Легче адаптироваться детям физически здоровым, т е не имеющим хронических заболеваний. В этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить их на привыкание к саду, не тратя время на борьбу с болезнью. А многие болезни обостряются именно в период адаптации.

личностные особенности ребенка:

- Уравновешенные, эмоциональные, подвижные дети. Чувства легко меняются: от плача можно легко отвлечь, успокоить. Навыки формируются быстро.

- Возбудимые, неуравновешенные дети. Если у них портится настроение, то общее состояние подавленности сохраняется надолго. С таким ребенком нужно быть очень терпеливым и родителям, и воспитателям.

- Медлительные дети. К новой обстановке привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми скованы. Внешне они спокойны, сдержанны. Чувства таких детей глубокие, они испытывают сильные привязанности. При расставании долго переживают.

- Чувствительные, ранимые дети. Они добры и отзывчивы. В новой обстановке чувствительный ребенок неуверен, испытывает страх, к детскому саду привыкает долго.

слишком сильная зависимость ребенка от мамы, отсутствие опыта расставания с мамой. Легче переносят разлуку с мамой дети из семьи, в которой часто бывают гости, когда малыш "выходит в свет" - общается с другими людьми в присутствии мамы. Если малыш растет в семье, ведущей замкнутый образ жизни, то он с большей вероятностью будет сильно переживать из-за разлуки с родителями. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был круг общения как со взрослыми, так и с детьми. Если в ближайшем окружении нет сверстников, водите ребенка туда, где есть много детей (детская площадка, детский клуб). Хорошо, когда у мамы есть возможность ненадолго оставлять малыша на кого-то из семьи (папа, бабушка), со знакомыми взрослыми. Если малыш остро реагирует на расставание с родителями, до садика он не дорос. Если вас настигнет чрезмерная трудность расставания, то желательно, чтобы малыша отводил тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

Важно учить ребенка правильному поведению среди других детей, так как чувство безопасности у ребенка еще не развито. Нужно объяснять, что драться, кусаться, толкаться, отбирать игрушки недопустимо в детском коллективе; учите договариваться, объяснять свои просьбы словами, делиться игрушками.

чрезмерная тревожность родителей, которая на эмоциональном уровне передается ребенку. Поступление в сад – это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш. Родители бывают взволнованы до такой степени, что не чувствуют эмоционального состояния малыша, не могут его ободрить, и это еще больше усиливает детскую тревогу. Помните, что ваше настроение передается малышу! От того, насколько мама открыта воспитателю, доверяет ему и готова сотрудничать с ним, насколько согласованы действия родителей и воспитателей, насколько едины требования к поведению ребенка у родителей и воспитателей, тоже зависит успешность адаптации ребенка. Ваше спокойствие, уверенность и улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу.

нежелание или неумение взрослых предоставлять самостоятельность малышу, гиперопека, и, как следствие, - несформированность культурно - гигиенических навыков. Детям, имеющим навыки самостоятельности, не надо тратить силы ещё и на обучения всему необходимому. Перед посещением детского сада малыш должен уметь частично одеваться, кушать, держать ложку, пить из чашки, умываться, пользоваться горшком (или хотя бы проситься в туалет). Поговорите с ребенком о возможных трудностях из-за того, что в саду деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявить о своих потребностях.

воспитание ребенка в духе вседозволенности. Малыш должен знать значение слов "можно", "нужно", "нельзя", "опасно". При воспитании в семье необходимо соблюдать последовательность, единые требования и правила.

отсутствие в доме адекватного малышу режима дня, рациона питания, приближенного к саду

наличие вредных привычек, отучение от которых в период адаптации осложняет привыкание (соска, памперсы)

3 этапа адаптационного периода:

1-ый - подготовительный

2-ой - основной

3-ий - заключительный

Важность подготовительного этапа

Легче всего проходит адаптация у детей, чьи родители готовят детей к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события: учитывают все вышеназванные факторы, способствующие успешной адаптации ребенка; говорят с ребенком о детском саде, обращая особое внимание на положительные стороны; гуляют возле сада, читают книжки про детский сад, призывают на помощь сказку или игру и т.д.

Можно придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент.

Заранее начинайте говорить о предстоящем посещении детского сада как о радостном событии, ни в коем случае не как о наказании ("вот пойдешь в сад, там не будут смотреть, что ты кашу не ешь - заставят..."). Описывайте, как хорошо и интересно будет в детском саду; что в группе у каждого ребенка есть своя кровать, стульчик, что дети вместе кушают, спят, играют, гуляют на улице.

Типичные ситуации основного этапа адаптации

ОТКРЫТЫЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ САДИКА «Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка, то этим они способствуют успешной адаптации.

Поверьте, что малыш вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Будьте готовы к негативной реакции ребенка на детский сад. Часто родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину. Плаксивость – нормальное состояние ребенка в период адаптации. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. При терпеливом отношении взрослых она пройдет сама собой.

Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет. Поверьте, у него настоящее горе. Плач - помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за нытьё.

Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте, когда.

У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.

Помните всегда: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут», «Будешь капризничать - не заберу из детского сада». Нельзя пугать детским садом, Нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.

ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях воздержитесь от посещения детского сада на 2-3 дня. Желательно и в середине недели давать ребенку «передышку»

ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил.

НЕОБОСНОВАННОЕ ТРЕБОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В САДУ

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.

Поэтому, когда вы начинаете приучать ребенка к детскому саду, не стоит планировать важные дела, лучше отложить выходы на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.

Показатели заключительного этапа:

Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне);

Хороший аппетит;

Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;

Нормальное настроение, легко просыпается утром; с желанием идет в детский сад.

Знайте, что трудности и переживания, подобные вашим, испытывают все родители, отдающие детей в детские учреждения.

В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия. Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.

По утрам, когда собираетесь в детсад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу. С позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области