Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рисование песком - развивающий фактор художественно-эстетического восприятие ребенка

Цель: развитие художественно-эстетического вкуса и художественно - творческих способностей посредством песка. Задачи: -Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, эстетический вкус. -Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту. -Развивать творчество и фантазию. -Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами (песок) - своего видения мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Отдел образования

Комсомольского муниципального района

Опыт работы

Тема

"Рисование песком - развивающий фактор

художественно-эстетического восприятие ребенка"

Автор

Масленникова О.Л.

Воспитатель МБДОУ ДС

№32 "Аленький цветочек"

с. Писцово 2015г.

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке.

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем… «Детский песок» Иоахим Рингельнац

Детство-это маленькая жизнь! «От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»- писал В.А. Сухомлинский. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, творческую активность. «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»- писал Л.С. Выготский. Формирование творческой личности - одна из важных задач теории и практики на современном этапе образования. Это обуславливает необходимость творческого подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий «убивает» интерес к усвоению новых знаний, умений, навыков. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, поэтому необходимо вести поиски, направленные на превращение образовательного процесса в ДОУ в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками.

Рисование песком - нетрадиционное направление изобразительного искусства. Цветной песок - это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет воплотить самые фантастические замыслы. Рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявлять свою фантазию.

Делаем цветной песок своими руками. Набираем светлый однородный песочек, тщательно промываем, а затем прокаливаем его в духовке. Для окраски песка используем пищевые красители или гуашь

Насыпаем песок в стаканы.

Заливаем его водой.

Добавляем краску нужных цветов.

Выдерживаем до тех пор, пока песок не окрасится до нужной нам яркости (можно оставить на ночь).

Сливаем воду и просушиваем песок на бумаге.

Раскладываем песочек по емкостям. Все! Можно творить.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ:

Развитие художественно-эстетического вкуса и художественно - творческих способностей посредством песка.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

-Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, эстетический вкус.

-Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

-Развивать творчество и фантазию.

-Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами (песок) - своего видения мира.

Для достижения поставленных задач я:

I.1.На основе анализа литературы изучила теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.

2.Охарактеризовала творчество детей дошкольного возраста.

3.Рассмотрела условия для развития творчества детей дошкольного возраста.

4.Охарактеризовала работу с песком как средство развития детского творчества.

5.Рассмотрела значение рисования песком для всестороннего развития дошкольников.

6.Проанализировала содержание и методику обучения детей рисованию цветным песком.

7.Изучила развитие творчества посредством рисования цветным песком.

II.Создала определенные условия для организации опыта:

1.Организация предметно-развивающей среды в группе.

2.Подбор традиционных и нетрадиционных инструментов и материалов.

3. Взаимодействие с родителями воспитанников.

III.Использовала следующие методы исследования:

1.Анализ психолого - педагогической , методической литературы по проблеме исследования.

2.Наблюдения над педагогическим процессом.

3.Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

IV.Использовала следующие виды работ:

1.Конструирование из песка.

2.Рисование песком и на песке, которое предполагает - рисование одновременно двумя руками симметричные предметы; рисование на мокром песке; отпечатывать плоскими фигурками, формочками изображения на песке; рисование пальчиком; рисование цветным песком; рисование природным материалом (выкладывание изображения или узора при помощи палочек, камешков, травинок, семечек, листиков, шишек); печатать на песке ладошками рук или подошвой обуви; составлять изображение на песке из разноцветных крышечек или пробочек; дорисовка изображения (взрослый начинает какой-либо рисунок ( провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие, низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок).

3.Экспериментирование.

4.Диагностика.

5.Игры в адаптационный период.

6.Создание песочных композиций и «секретов».

V.Придерживаюсь следующего стиля работы:

1.Ценю инициативу ребенка и мнение, а не молчаливое согласие.

2.Создаю пространство для самовыражения.

3.Ценю уникальность и природную мудрость ребенка , а не учу его быть таким как все.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно - образовательного процесса по художественно-эстетическому восприятию ребенка разных видов творчества, развитию детского изобразительного творчества в рисовании песком.

Работая с детьми дошкольного возраста на протяжении 28 лет, я наблюдаю, что многие дети поступают в ДОУ с задержкой в речевом развитии, а ведь речь очень тесно связана с мелкой моторикой. Недаром существует выражение «через руки к речи». Еще В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами , чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» .За время своей работы я использовала множество методов развития мелкой моторики ребенка, таких как, пальчиковая гимнастика, работа с пластилином, тестопластика, шнуровка, игры на нанизывание, работа с бумагой(вырезание, обрывание, оригами),игры с крупой, бусинами и другими способами. Я задумалась о том, что нужно преподнести детям, что-то новенькое, интересное и пришла к мысли, что тренировать мелкую моторику рук, развивать память, мышление и творческие навыки сможет песочное рисование. Я обратила внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт - терапии, которая была предложена швейцарским психологом Карл Густав Юнгом. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут на помощь ему приходят игры с песком и водой. Для детей раннего возраста главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Игры с водой, песком и другими сыпучими материалами мощный ресурс предметно-развивающей среды и «аура радости» в группах раннего возраста. Игры с песком позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности. Способ рисования песком прост по технологии и напоминает игру, при этом дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, как сделать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны.

Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений , а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получится закат солнца.

Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать. Данное рисование не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность , работоспособность на протяжении всего времени, отведенного в выполнении задания.

Свою работу по данной теме начала со сбора материала. Искала сведения дома, в библиотеке, в интернете, спрашивала у знакомых. Затем в каждом источнике выделяла кратко тот материал, который мне был нужен для работы. Применила в своей работе инновационные методики Р.Г.Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», А.В.Никитиной и Г.Н.Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования», О.А.Белоусовой «Обучение дошкольников рисованию песком», а также методики Е.А.Янушко, Д.Н.Колдиной, Г.С.Швайко. Попробовала сама рисовать цветным песком. Получилось.

Образовательную деятельность строю комплексно, нацеливая детей на результат, давая ребенку что-то понять или создать самостоятельно, ощутить свое «Я». Дети с удовольствием исследуют свойства песка под моим руководством. Я увидела, что им это интересно. Творческий процесс - это настоящее чудо. Я наблюдаю, как дети раскрывают свои способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. В творчестве нет правильного пути. Нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

Первые эксперименты я проводила с детьми в песочнице. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для ребенка - куча песка». Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу…

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Песок нередко действует на ребенка, как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Даю возможность принять участие воспитанникам: потрогать, посыпать, высказать свое впечатление о песке. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка .Играя с песком, даю возможность понять, где сухой, где сырой песок, что можно лепить из сырого песка. Дети заметили, что мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Он темнее, чем сухой песок. Из влажного (мокрого) песка можно лепить. Затем знакомила с глиной. Показывала, как смешав ее с водой, можно лепить из нее. Дети лепили пирожок для мамы, булочки, ватрушки для кукол, атрибуты для игры в «магазин». Рассматривая с ребятами песок через лупу, добиваюсь от детей определений - песчинки не связаны между собой, они мелкие, имеют разную форму, твердые, царапают поверхность бумаги, картона. Рассказали о применении песка в промышленности, быту. Словарный запас знаний пополнился, появился интерес,- а что можно сделать из песка?

После просеивания, промывания я предложила смешать песок с гуашью. После просушивания, песок превратился в яркий, нужный цвет. У детей появилось желание украсить различные предметы цветным песком. Стало понятно, что работа увлекла детей, поэтому буду продолжать работу в данном направлении. На картоне или плотной бумаге рисуем контур картинки, покрываем этот контур клеем и засыпаем песком.

Раскрашивание - это не только приятное, но и полезное занятие. Оно развивает цветовое восприятие (желтый - наполняет теплом, красный- добавляет оптимизма, синий- действует успокаивающе, зеленый-вдохновляет свежестью), совершенствует точность движений, постепенно готовит руку к письму.

Получаются красивые картинки. Ребенок получает удовольствие и тренируется ровно в намеченную область сыпать цветной песок. Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования (в данном случае-рисование песком) в большей степени способствуют не только развитию у детей творчества и воображения, но и позволяют детям ощутить положительные эмоции. Результат обычно эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от

умений и способностей

Я песок в кулачки возьму

И посыплю его на стекло.

А потом нарисую весну

Где деревья, цветы и тепло…

Мама пальчиком птичку малюет,

Мне так хочется рядом – птенца.

Мы рисуем, рисуем, рисуем

Солнце, ветер, дождь, облака.

Использование техники рисования песком дает возможность развивать у детей фантазию, обогащать словарь детей, создавать свой коллектив, развивать у детей интеллект, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить» - пишет психолог О.Новикова.

Осваивая технологию нетрадиционного рисования, я для себя сделала вывод: если ты хочешь, чтобы глаза твоих детей блестели от восторга, мечтали, чтобы каждая работа была праздником, желаешь общаться, смеяться, удивляться с умными, творчески думающими детьми- нужно чаще с ними наблюдать, играть, беседовать, рисовать и импровизировать

Процесс рисования можно разнообразить, включая примерные виды игр:

«Трудная дорога» - нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот» - нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль.

«Радуга» - четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.

«Страна слов» - на поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагаю написать пропущенную букву.

«Математические задания»- предлагаю детям нарисовать цифры, геометрические фигуры и даже решать примеры. На песке - это гораздо интересней, чем на бумаге.

При подготовке к обучению грамоте можно «Писать на песке». Детям не страшно ошибиться, легко можно исправить, если допустили ошибку.

Песок обладает медитативными свойствами «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение. Поэтому перед занятием рисованием песком мы используем игру на релаксацию «песчаный дождь».

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

-игра, которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться куда-нибудь;

-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому , им важно почувствовать себя значимыми;

-кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Из всего сказанного, я считаю приоритетной целью в своей работе эмоционально-личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:

-творческого потенциала (как в рисовании, так и во взаимодействии с окружающим миром);

-способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать;

-творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательского интереса, познавательной активности.

Каждое рисование - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Работа с песком удовлетворяет в детях исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети , рассматривая результаты своего труда.

Внедрение в практику работы сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития. Несмотря на кажущуюся простоту, работа с песком требует определенных навыков: точности, аккуратности, умения захватывать небольшие предметы. В течение года организовывали выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки. Рисование цветным песком- доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья, тела и души. В последнее время очень большое внимание уделяется мелкой моторике, так как это положительно влияет на речевое развитие, работоспособность, внимание и умственную активность. А регулярное выполнение упражнений по мелкой моторике поможет придать движениям пальцев силу, точность и согласованность. Лучше всего это делать через рисование песком. Ребенок-это воплощение фантазии, творчества и воображения, а педагог является его наставником в формировании его творчества. Рисование песком-развивающий фактор для художественно - эстетического восприятия ребенка.

Песок - волшебный материал,

Он людям души очищает,

Творить и мыслить помогает

И словно истинный мудрец-

Свой опыт каждому вручает.

В чем же состоит формула успеха? «Волшебная сила искусства, плюс волшебная сила игры, плюс прекрасное знание дошкольной педагогики, детской психологии. И еще – любовь к ребенку».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области