Дидактическое речевое лото «Озорные звуки»
Предлагаемая дидактическая игра (лото) представляет собой сборник заданий и игр для работы над звукопроизношением детей 5-7 лет. Эта увлекательная игра поможет логопедам, педагогам и родителям закрепить правильное произношение трудного звука.
Как пример нами представлена игра на звуки С и З, но логопеды могут в дальнейшем самостоятельно разработать дополнительные карточки для закрепления произношения других звуков.
Игра научит ребенка не только правильно произносить звуки, но и будет способствовать развитию у него творческого мышления, образной памяти, сообразительности, воображения и фантазии . Игра выстроена так, что задания на закрепление правильного произношения звука наполнены для детей смыслом, элементом соревновательности, вызывает у ребенка желание выполнить задание, повторить игру ещё раз, чтобы добиться успеха (выиграть), что необходимо при закреплении правильного звукопроизношения.
Карточки, представленные в игре можно использовать независимо от игровых полей, что позволит расширить объем игр, а большое количество игровых полей дает возможность использования данного дидактического пособия как для занятий с одним ребенком, подгруппой детей, на викторинах или конкурсах. Освоив игру, некоторые её этапы дети могут играть самостоятельно (взрослый контролирует только правильное звукопроизношение). Задания можно подбирать и по уровню сложности, в зависимости от уровня индивидуального развития ребенка (придумать свои примеры или задания).
В представленной дидактической игре 10 игровых полей, 40 карточек 4-х цветов (для определения детьми вида задания). Последовательность выполнения заданий можно совершать в соответствии с игровым полем (сверху-вниз), самим определять последовательность и количество (исходя из поставленных задач) или если материала для игры слишком много, то даже разделить большие карточки и проводить игру сериями.
Цель дидактической игры: закрепление правильного произношения звуков С или З, развитие речевого и фонематического слуха, фонематических представлений, умения различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Развитие памяти, логического и образного мышления, внимания, умения соблюдать правила.
Ход дидактической игры:
Перед началом игры все карточки комплектуются в 4 группы (по цветам). Игровые поля раздаются каждому участнику или делятся поровну. Ведущий (взрослый или ребёнок) называет «цвет игры» перед каждым новым заданием.
1 задание «Загадки»: играют красные карточки. Ведущий читает загадку. Участник игры находит отгадку на красном поле и кладет рядом. В более сложном варианте ребёнку необходимо назвать место звука (С или З) в слове (начало, середина, конец).
2 задание «Скажи наоборот»: играют желтые карточки. Ведущий показывает карточку, зачитывает слово или просит назвать участника игры, что изображено на ней. Участник находит на желтом поле антоним к этому слову и (называя слово) кладет карточку справа от неё. Вариантом данного задания могут быть «Найди детеныша» (слова, которые начинаются на звук С или З. Например: слон-слоненок, страсус- страусенок, заяц-зайчонок, зебра- зебренок и т.д). «Высокий-низкий»- ребёнок называет какие предметы высокие или низкие. Это же задание может быть использовано при дифференциации звуков С и З. Например: это низкий куст, а это высокий куст, это высокий стол, а это низкий стол, это низкий знак, а это высокий знак и т.п.)
3 задание «Волшебные картинки»: играют зеленые карточки. Ведущий просит найти букву (С или З) на картинке, обвести или закрыть ее пальцем, а затем произнести. Варианты: ребёнок должен верно назвать все буквы, указывая на них пальцем, при этом посчитать их: одна буква С или З, две, три и т.д. Ребёнок находит все картинки со звуком (С или З) и называет их, находит лишнюю, объясняя почему (птицы-насекомые, одежда-обувь или звук С стоит в начале слова, а в других словах в середине), называет одним словом предметы каждой группы (посуда, мебель, транспорт и др.),
Задание на дифференциацию звуков, например: ребёнок сначала находит и называет на картинке все предметы со звуком С, а затем со звуком З.
4 задание «Смешилки»: играют синие карточки. Ведущий читает ребёнку неверное предложение, а он на слух или опираясь на картинку, исправляет ошибку. Например: «собака кормит Степу» или «зонтик взял Зою», а как правильно сказать? Вариант: ведущий читает ребёнку предложение, пропуская звук (С или З), а он находит подходящую картинку и произносит предложение верно. Например: …вета увидела …ову. С неба упала ..олотая …вёздочка. Ведущий читает скороговорку, ребёнок находит картинку к ней и повторяет скороговорку.
Задание на дифференциацию звуков, например: «санки везут Зину», «…обака лает за …абором».
Выигрывает тот, кто первым правильно собрал все 4 ответа на своем игровом поле.