Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебное молоко»
Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
Развивающие:
-развивать умение детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, сода, уксус, пластилин для импровизированного кратера вулкана, кисточки, пластиковые стаканы,салфетки, фартуки.
Предварительная работа: подготовка костюма волшебницы, беседа, чтение сказок о молоке.
Ход занятия
Волшебница:
Здравствуйте, ребята. Я добрая волшебница и пришла к вам в гости, чтобы творить чудеса. Скажите, дети, а вы любите волшебство?
Дети: Да!
Волшебница:
Тогда я покажу вам маленькое извержение волшебного вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт №1 «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Волшебница: Вот и потух наш вулкан. Оказывается, чтобы устроить «извержение вулкана» достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Волшебница:
А хотите тоже стать волшебниками, как я?
Дети: Хотим!
Волшебница: Тогда я приглашаю вас в лабораторию чудес, где я научу вас всем своим премудростям. Но прежде отгадайте загадку:
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, Простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Ешь да пей,
Гостям налей
И коту не пожалей!
Дети: Молоко.
Волшебница: Правильно, дети, молоко. А какие животные дают молоко?
Дети: корова, коза и т. д
Волшебница: Правильно, ребята. А вы знаете, у нас тоже есть молоко. И наше молоко не простое, а волшебное. С помощью его можно совершать всякие опыты и даже рисовать.
Опыт №2 «Кипящее молоко»
Волшебница: Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО». У молока есть ноги? Почему так говорят? Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит. Хотите посмотреть как молоко «бегает»?
Дети: Да!
Волшебница: У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко. Но, это и не нужно. Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко. В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту. Посмотрите, что происходит с молоком?
Дети: Оно пенится, кипит.
ВЫВОД: Молоко взаимодействует с содой и лимонкой, в результате оно пенится, кипит, выделяет пузырьки.
Волшебница: Так как нам предстоит еще много работы, я предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Вот выходим мы на луг. (Шагают на месте).
Я твой друг и ты мой друг! (Руки вытягивают вперед и показывают на себя).
К солнцу дружно потянулись. (Руки тянут с «Солнышку»).
Обнялись и улыбнулись. (Обнимают друг друга и улыбаются).
Волшебница: Какае вы все дружные и веселые.
Опыт №3 «Волшебство в молоке».
Волшебница: Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете?
Дети: На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте.
Волшебница: Чем обычно рисуете?
Дети: Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками.
Волшебница: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?
Дети: Нет.
Волшебница: Хотите попробовать?
Дети: Да!
Волшебница: На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Происходит «волшебство в молоке».
Волшебница: А теперь ребята, каждый из вас сам попробует стать волшебником и повторить этот замечательный опыт.
Деятельность детей:
Дети самостоятельно капают в молоко краситель, окунают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку и наблюдают чудесное явление: краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
ВЫВОД: Жидкое мыло заставляет краски двигаться в молоке.
Волшебница: Какие вы все молодцы! У всех все отлично получилось!
Рефлексия.
Волшебница:
-Дети, вам понравилось быть волшебниками?
-О каком продукте мы сегодня говорили?
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-И что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей)
Волшебница: Дети, вам понравилась превращения с молоком и красками? Ребята, я вас благодарю за сотрудничество и говорю: До свидания, до новых встреч.