Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗРуководитель: Киселева А.
Кружок «Веселые ниточки» 1 группа
Цель: Формировать навыки и умения работы с нитками . Воспитывать у детей эмоционально положительного отношения к собственным поделкам;
Задачи : формировать и развивать у детей с интеллектуальной недостаточностью восприятие , мелкую моторику , обучать практическим умениям и навыкам по работе с нитками , формировать умение творчески мыслить , хотя бы на относительно элементарном уровне .
Тематический план кружка составлен с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей .
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут
Методы , используемые на занятиях кружка :
- беседа , рассказ , сказка , рассматривание и обследование игрушек. –совместное и по подражанию выполнение последовательной работы.
Форма занятия : тематическая совместная деятельность .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Работа с нитками способствует развитию у детей с нарушением интеллекта координированной деятельности различных анализаторов, моторику пальцев рук и общее психофизическое недоразвитие.
Целью программы является подготовка воспитанников к самостоятельному выполнению несложных видов декоративных работ .
Основной задачей обучения является формирование умений и навыков, не требующих значительных мускульных напряжений, а потому доступных для наиболее слабых детей. Работа в кружке заключается в ознакомлении детей с нитками и выработке умений и навыков их практического использования. Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению воспитанников к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда; умению частично анализировать образец, ориентироваться в задании с помощью воспитателя, работать по предложенному плану, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ. Не достаточно обучать воспитанников практическим приёмам выполнения тех или иных операций, а важно приучать обсуждать характеристики изделий, продумывать план предстоящей работы, оценивать сделанное на занятии. Чтобы избежать ситуаций неуспеха и неудач в работе воспитанников, необходима правильная организация предварительной ориентировки в задании и планирования с опорой на образец изделия и инструкционную (предметную) карту. Методически неверное объяснение приводит к тому, что воспитанник с умеренной умственной отсталостью действует не точно и в результате портит своё изделие. Частые неудачи приводят к неуверенности в работе, негативному отношению к труду. Следовательно, формирование общетрудовых умений и воспитание положительного отношения к труду – тесно связаны между собой.
Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. Работа по развитию речи осуществляется при формировании образа изготовляемого объекта, планировании работы. В программе эта задача эффективно решается при выполнении изделий из ниток. Когда техника работы достаточно проста, а основная проблема для воспитанников состоит в словесной характеристике изделия, рассказе о последовательности предстоящих действий, о частичном отчете при выполнении работы.
На занятиях дети учатся работать с трафаретами , составлять не сложные композиции, подбирать нитки по цвету и фактуре.
Программа построена по принципу от простого к сложному, что позволяет детям в полном объёме усвоить данный материал . Благодаря полученным навыкам и умениям, им становятся доступны более сложные по изготовлению изделия. Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета необходимого в быту, это значительно повышает уровень мотивации к предмету и трудовой деятельности.
Обучение начинают с более лёгких операций, не требующих применения инструментов . С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия. Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами ( ножницами, шаблонами, кистью для намазывания клея). Особое внимание следует обращать на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.
В процессе обучения воспитанники знакомятся с таким видом работы, как составление эскизов к аппликациям и композициям. На этом материале начинается эстетическая подготовка воспитанников, переходящая в дальнейшем в формирование умения работать с цветом и формой.
На занятиях кружка реализуются следующие задачи:
- создание условий для обучения подготавливать место для занятий с нитками.;
- создание условий для обучения учитывать свойства ниток при выполнении поделок из них;
- создание условий для применения разнообразных предметов-орудий для изготовления простых поделок из ниток;
- создание условий для бережного отношения к результатам труда других людей;
- создание условий для обучения изготавливать простые поделки из ниток.;
- создание условий для обучения приемам работы с нитками
Особое внимание на занятиях обращается на обеспечение безопасности труда воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда.
Важное значение приобретает социальный характер занятий:
- формирование способов мотивации к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);
- выработка установок на выполнение трудовых действий с учетом индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого воспитанника.
Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:
линейности и концентричности;
коррекционной направленности;
комплексного подхода;
природосообразности и культуросообразности;
Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении воспитанников с умеренной умственной отсталостью являются игровая деятельность, предметно-практическая деятельность.
Предполагаемые результаты:
уметь использовать эталоны для обозначения свойств и качеств предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.);
уметь подбирать предметы по одному-двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.);
овладение доступными приёмами труда;