Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка собрания "Ребёнок и компьютер"

Цель: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Задачи: - познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни ребёнка; - осветить негативные стороны воздействия компьютера на здоровье детей и способы их преодоления; - познакомить родителей с компьютерными возможностями учебного заведения и учебными программами по профилю обучения их детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка тематического родительского собрания

«Ребёнок и компьютер»

Цель: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.

Задачи:

познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни ребёнка;

осветить негативные стороны воздействия компьютера на здоровье детей и способы их преодоления;

познакомить родителей с компьютерными возможностями учебного заведения и учебными программами по профилю обучения их детей.

Ход собрания

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались обсудить тему: «Компьютер и ребёнок». В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы, что жизнь без этой умной машины уже сложно себе представить. Компьютер стал такой же привычной вещью, как телевизор, автомобиль, мобильный телефон. То, что нам. взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для наших детей, - вовсе не чудо, а любопытная вещь, с которой можно просиживать часами. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влиянии компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Вот именно поэтому, мы взрослые, приобретая компьютер - вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред он принесёт нашим детям. Какая же от компьютера польза и какой вред здоровью он может нанести? Вот на эти вопросы мы с вами сегодня попытаемся ответить. Ответ на этот вопрос очевиден: компьютер ребенку вреден. Но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, давайте обсудим возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаемся научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.

Сейчас мы проведём работу в микрогруппах и выявим все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка. Варианты групп заслушиваются и дополняются.

«+»

«-»

- вызывает положительный интерес к технике;

развивает творческие способности;

устраняет страх перед техникой;

формирует психологическую грамотность к

овладению ПК;

- развивает воображение, моделируя будущее;

- воспитывает внимательность, сосредоточенность;

- помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;

тренирует память, внимание;

развивает быстроту действий и реакции;

воспитывает целеустремленность.

отрицательное влияние на физическое

развитие;

повышает состояние нервозности и страха

при стремлении во что бы то ни стало

добиться победы;

- содержание игр провоцирует проявление

детской агрессии, жестокости;

обязывает ребенка действовать в темпе,

задаваемом программой;

способствует развитию гиподинамии;

снижает интеллектуальную активность; - -

ухудшает зрение.

полностью захватывает сознание ребенка;

Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. В этих исследованиях получено множество аргументов, говорящих о пользе компьютера - о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических). Создано и создается множество специальных обучающих программ - для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками - например, счета, чтения, чтения географических карт - с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении.

Это одна сторона, с которой компьютер - вещь очень полезная и интересная. С другой стороны - множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз, и ожирение, — можно перечислить еще многое.

Очем говорят эти противоречия? Как представляется, о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным - в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет.

Вопрос к родителям:

Чем является компьютер для ребенка? В чем особенность компьютера и чем он отличается от любой другой игрушки? (Ответы родителей)

Проанализировав ответы наших детей в ходе проведённого анкетирования по данной теме, становится очевидным, что если для учащихся младшего школьного возраста компьютер – это, прежде всего, игрушка, то для учащихся 12 лет и старше это ещё и помощник в учёбе, а также средство общения.

Мы живём в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от научно-технического прогресса, то самое главное - знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют несколько основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, органы дыхания, нервная система. Давайте разберём каждый из них по порядку.

Мы рассмотрим четыре основных вредных фактора:

 Нагрузка на зрение.

 Стесненная поза, органы дыхания.

 Нагрузка на психику.

 Излучение. А так же осветим следующие вопросы:

 Общие нормы при работе с компьютером.

 Как снизить вредность воздействия.

 Как проконтролировать ребенка. Первый и самый главный фактор - это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение.

Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. И чтобы этого не случилось необходимо также знать некоторые правила:

монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора);

рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы с которыми вы работаете;

при работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг;

естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10-15 минутный перерыв);

ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.

В этой связи необходимо обратить внимание на время, проводимое детьми за компьютером. Судя по ответам ребят, за компьютером они проводят от 30 мин. до 2 ч., много это или мало, судите сами. Вот требования врачей и санитарных норм к продолжительности работы детей за компьютером:

класс - до 10 мин.:

2-5 класс-до 15 мин.;

6-7 класс - до 20 мин.;

8-9 класс - 25 мин.;

10-11 класс - 30 мин.

Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена. Самым важным фактором в сохранении глаз ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден. Самым безопасным для глаз монитором является монитор жидкокристаллический. Час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе. Второй по значимости фактор утомляемости глаз - это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Для глаза ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро. Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать. После каждого занятия с компьютером необходимы, как минимум, упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

СТЕСНЕННАЯ ПОЗА Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, есть возможность развития искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки. Таким образом, если ребёнок и в школе за партой, и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника, что впоследствии может привести к нарушению работы внутренних органов и сказаться на здоровье в целом.Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям. Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне - операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

Для профилактики искривлений позвоночника следует:

Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.

Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола,

двигаться.

По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д.

Самое важное - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей. Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ УМЕНЬШИТЬ ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ? Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление. Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу. Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека, у которого никогда бы не зависал компьютер, не терялась несохраненная информация, не было проблем с какими- либо программами... Всё это может вызвать психическую неуравновешенность.

Еще один отрицательный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Необходимо с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных игр: не увлекаться «пугалками» и «стрелялками», т.к. они «провокаторы» агрессивного поведения детей. Самая главная опасность для детской психики: развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.

Ещё одна пугающая ситуация - возникновение так называемой "‘компьютерной зависимости”, когда ребенок или взрослый проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. У младших школьников Компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.

Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация). Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремится «уйти» в игру... В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости - удовольствие. Во чтобы не играл человек, в солдатики, «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если ли он еще при этом побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Но не все становятся игроманами. Во многом это зависит от характера человека.

Психологи выделяют 2 типа: экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко). Экстраверты направлены на общение, ответственны, решительны, причины неудач видят в своих ошибках, не ждут чуда, действуют. Интроверты - направлены на внутренние переживания, считают, что о них мало что зависит, все сваливают на происки судьбы. Какого типа ваш ребенок? Кого обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может ли приложить усилия для достижения цели или бросает начатое на полпути? Эго третья причина формирования зависимости.

Четвертый фактор-степень внушаемости, иными словами его готовность подчиниться чужой воле. Обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

В «группе риска» находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властелинами галактик. Родителям необходимо помочь им реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности ребенка.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные «плюсы» и «минусы» воздействия компьютера на детей, наверное, будет проще найти «золотую середину» в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и, сделав, таким образом, из «механического противника» друга, помогающего решать различные задачи развития. При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Анализ анкетирования учащихся объединения.

Исходя из диаграммы, мы видим, что в основном детей привлекают компьютерные игры, возможность общения через интернет, пользуются ребята и учебными программами. Нужно отметить, что время, проводимое нашими ребятами за компьютером, находится в допустимых рамках и восемь из девяти ответили, что родители контролируют время пользования компьютером.

Заключение

Хотим ли мы, взрослые, этого или не хотим, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности - соответствовать технологическому уровню своей эпохи. Поэтому, на мой взгляд, нелепо пытаться искусственно ограничить возможности "общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, па то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п. А чтобы вы не забыли, о чем мы сегодня говорили, я раздам вам памятки (приложение) по профилактике заболеваний при работе за компьютером.

Рефлексия: Что нового вы узнали на собрании?

Какие вопросы в рамках этой темы вы хотели бы обсудить дополнительно?

приложение

Памятка для родителей

Правила, которые рекомендуют соблюдать при организации деятельности за ПК

Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник - 1 0 минут, старший - 1,5 - 2 часа.

Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играм и.

Гимнастика за компьютером.

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса

Поднять плечи. Опустить плечи. Повторить 6-8 раз. Расслабить плечи.

Руки согнуты перед грудью. На счет 1-2 - пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3-4 - то же. но прямыми. Повторить 4-6 раз. Расслабить плечи.

Ноги врозь. На счет 1-4 - последовательные круговые движения руками назад; 5-8 - вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Расслабиться. Руки вперед. На счет 1-2 - ладони вниз, 3-4 - ладони вверх. Повторить 4-6 раз. Расслабиться.

На счет 1 махом развести руки в стороны, слегка прогнуться. На счет 2. расслабляя мышцы плеч, уронить руки и поднять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений для туловища и ног

На счет 1-2 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. На счет 3-4 - то же, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Ноги врозь, руки за голову. На счет 1 - резкий поворот налево, на счет 2 - направо. Повторить 6-8 раз.

Ноги врозь, руки на поясе. На счет 1-2 - наклон туловища налево, 3-4 - направо. Повторить 6-8 раз.

Ноги врозь, руки на поясе. На счет 1-2 - прогнуться назад, 3-4 наклониться вперед. Повторить 4-6 раз.

Ноги врозь, руки в стороны. На счет 1-2 - резкий поворот направо, 3-4 налево. Повторить 4-6 раз.

Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

вызывает положительный интерес к технике;

полностью захватывает сознание ребенка;

содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;

развивает творческие способности: устраняет страх перед техникой;

формирует психологическую грамотность к овладению ПК;

развивает воображение, моделируя будущее;

обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

воспитывает внимательность, сосредоточенность;

ухудшает зрение;

способствует развитию гиподинамии;

помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;

тренирует память, внимание;

развивает быстроту действий и реакции;

воспитывает целеустремленность;

отрицательное влияние на физическое развитие;

снижает интеллектуальную активность.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области