Первый раз – в интеркласс.
В настоящее время из стран СНГ в Россию, хлынул поток мигрантов. Так в Новосибирской области сформировалась одна из самых больших езидских общин. Естественно, что их дети пришли учиться в наши школы, но у них возникают проблемы языкового и социального характера.
Впервые такой класс я набрала в 2000 году в количестве 25 человек и все они были - езиды.
Большая часть этих детей имеет низкий уровень школьной готовности.
А самое главное они плохо понимают русский язык, часто испытывают трудности в общении со сверстниками. Возникают сложности в адаптации в новой языковой среде. Поэтому детям-инофонам тяжело даётся усвоение школьной программы, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребёнка.
Никто из моих учеников детский сад не посещал, потому что в езидских семьях существуют традиции семейного воспитания; семьи многодетные, родители сами плохо владеют русской речью и не могут помочь детям в обучении.
Передо мной встала проблема: с чего же начать, как создать комфортные условия для учащихся, чтобы они овладели русским языком?
Принимая во внимание, что у этих детей затруднение вызывает русский язык и навыки чтения, я стала работать по теме самообразования: «Активизация познавательного интереса при обучении чтению детей-инофонов». Эту тему я выбрала не случайно, так как только чтение придает всему процессу обучения практическую направленность. Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей, а тем более детей-инофонов, обучение русской речи требует упорства и усилий. Научившись читать, дети смогут понимать смысл прочитанного, решать задачи по математике, осмысленно воспринимать окружающих, познавать окружающий мир, а значит легче усваивать программный материал по всем предметам.
Главная цель моей деятельности - научить детей русской речи, которая определяется следующими задачами:
Формирование и становление элементарной речи на русском языке в пределах, необходимых для последующего обучения чтению и письму.
Развитие произносительных и лексико-грамматических навыков.
Выработка умения наблюдать языковой материал и оперировать языковыми фактами.
Воспитанием интереса к учебному предмету «Русский язык».
Добиваться этих результатов мне помогли следующие методы, приёмы и формы работы:
1.Диалоговые уроки.
Перспективы диалогового урока большие, так как он готовит детей к жизни, учит общаться, формирует художественный вкус, гражданскую идейно-нравственную позицию.
2. Инсценирование.
Инсценирование даёт детям возможность развивать свои творческие способности и личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
3.Наглядность.
На начальном этапе обучения детей-инофонов наглядность является одним из важнейших средств.
Методически правильное привлечение наглядности на разных этапах обучения чтению в многонациональном классе обеспечивает быстрое накопление словарного запаса и выработку навыков использования слов в речи.
4.Использование технических средств.
Одним из эффективных поддерживающих средств в обучении является использование компьютера. Современным детям он доступен. Систематическая работа с ним формирует у младших школьников интерес не к частым результатам (например, получение только отметки за выполненную работу), а и к самой работе с языковым материалом в процессе которой развивается познавательная активность детей.
Таким образом, для более успешного усвоения грамматики именно работа с компьютером усиливает познавательную активность младших школьников.
5. Игра.
Продуманное составление языковой программы позволит предъявить ученикам самые скучные и самые трудные элементы обучения орфографии в виде игры, что будет способствовать эффективному усвоению материала, так как игра для младших школьников является важным средством обучения
В своей работе я использую разные игры: сюжетные, ролевые, дидактические, музыкальные и т.д. Игра помогает не только в обучении, но и в воспитании детей, потому что помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В игре я лучше узнаю своих воспитанников их характер, организаторские способности, творческие возможности. Игра помогает установить с детьми более тесный контакт.
Создание такого тесного контакта, сплочению коллектива, способствует и воспитательная работа, которую я не мыслю отдельно от обучения. Решить данную проблему только учебными средствами невозможно, по - этому я стала уделять большое внимание воспитательной работе.
Я считаю, что именно через воспитательную работу можно повысить интерес детей к учёбе.
В поисках решения проблемы воспитания детей-езидов я пришла к выводу о необходимости создания концепции воспитательной работы. Учитывая особенности моего класса, я поставила основную цель: «Формирование истинных, нравственных идеалов и народных традиций, творческих личностных качеств, социализация и адаптация в обществе учащихся разных национальностей».
Отсюда вытекают задачи воспитательной деятельности:
1.создание условий для формирования нравственно-этических позиций, гражданско-патриотическое сознание.
2.развитие интеллектуальных, познавательных интересов и творческой активности обучающихся.
3.поддержать тесную связь с семьёй в рамках сотрудничества: учитель –ученик-семья.
4.Сохранение психического, физического здоровья воспитанников.
Концепция опирается на принципы:
Личностный подход в воспитании
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе
Культуросообразность воспитания.
Сформулировав воспитательную концепцию с целями, задачами и направлениями работы я предположила, что результаты применения этой концепции будут такими:
- формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине;
-обогащение знаниями об истории, традициях, культуре народов России и езидского народа;
-воспитание нравственной культуры;
-установление тесных связей с семьями обучающихся и езидской общины;
-приобретение необходимого физического и психического здоровья.
На основе этой концепции я составила программу воспитания на 4 года по теме: «Традиции и обычаи разных народов».
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени.
Традиции способствуют развитию творческого начала и развитию уважительного отношения к национальной культуре. Разбудить истинный интерес учащихся к народным традициям можно посредствам приобщения его к народному творчеству.
Традиции и обычаи разных народов рассматривается мной как тема весьма важная и актуальная. Эта тема не просто интересна, она предоставляет необычный простор и свободу для творчества и самовыражения
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи развития и укрепления межнациональных отношений в классе и школе
Цель программы: Формирование сознательной личности на основе народных традиций, ценностей, нравственных идеалов, интересов РФ у детей езидов.
Чтобы достичь этой цели я поставила следующие задачи:
Задачи программы:
Углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
Знакомство с историей своей семьи;
Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России и езидского народа,
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, их исполнительские навыки, артистизм, научить анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров. Кроме того, программа позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературное чтение, окружающему миру, истории, музыке, рисованию).
1 класс. «Устное народное творчество».
Езидские дети приходят в школу не зная русских народных сказок (даже самых простых, которые знакомы русским детям с детского сада «Колобок», «Курочка Ряба», « Теремок»), загадок, песенок и т.п. Через чтение сказок, инсценирование, игры, просмотр фильмов, прослушивание русских народных песен и идёт формирование понятий «Устное народное творчество». А внеклассные мероприятия, такие как например: «Жила –была Славянская сказка», «Самый загадочный гость», «Я вам песню расскажу» и т.д., позволяет закрепить данное понятие и развить его через творческую деятельность.
2 класс. «Традиции, обычаи, праздники, обряды разных народов».
Важное место занимает воспитание у ребёнка патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. Езидские семьи приехали жить к нам в Россию, но живут они по своим традициям и обрядам. Проводимые классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия, способствуют решению поставленных задач, т.к. данные мероприятия направлены на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа и езидов, народным промыслам этих народов.
Мои дети не знали, почему пекут блины на Масленицу, во что можно играть зимой на улице и т.д. Поэтому во 2 классе проходят такие мероприятия как:
« Русская осень», «Зимние святки», «Зимние забавы» и т.д.
3 класс. «Проведение мероприятий по народным традициями обычаям разных народов».
Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, осознавал свою значимость, развивался творчески, я его привлекаю к участию в театрализованных мероприятиях.
Толчком к таким мероприятиям, проводимым в 3 классе, стали сами дети, которые во втором классе на празднике Нового года, спросили, как встречают Новый год в Германии.
И программу 3 класса я составила по традициям и обычаям разных народов.
4 класс. «Исторические страницы».
В 4 классе мои дети начали изучать историю. Этот предмет давался им очень тяжело. Они с трудом пересказывали, плохо запоминали даты и события. Помочь им в освоении предмета я решила через воспитательную работу и программа 4 класса включила в себя исторические мероприятия. Результаты не заставили себя ждать. Качество обучения по «окружающему миру» повысилось с 41% до58%.
В результате освоения программы к концу 4 года учащиеся:
Умеют правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Стали отзывчивыми, стремятся помочь;
Научились ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и значение;
Научились использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
Приобрели комплекс специальных знаний и навыков в театральном творчестве, фольклоре, краеведении.
Можно сделать вывод, что применение данной программы позволило:
-сформировать дружный ученический коллектив;
-сложилось толерантное отношение к людям других национальностей; -дети узнали много нового и интересного о родном крае, о месте где они живут сейчас;
-заинтересовались историей своей семьи, историей России и историей езидов.
Дети много узнали нового и могут этим новым поделиться с другим, а самое главное повысился интерес к обучению.
МБОУ СОШ№77
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Павленко Н.Ю.