БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПОЧЕМУЧЕК
КТО ТАКОЙ ДИРИЖЁР?
Слово «дирижёр» пришло к нам из французского языка. Дирижировать значит управлять.
Значит дирижёр – это тот кто управляет, руководит. Если музыкантов несколько: двое, трое. четверо,
дирижёр не нужен, один из музыкантов обычно «задаёт тон» или незаметно руководит исполнением.
Такое руководство музыкантами известно давно. Был ещё один способ управления игрой
музыкантов. Дирижёр стучал палкой в ритме музыки палкой-баттуто. Все музыканты его слышали и играли слаженно, но это мешало восприятию музыки. Постепенно появилась тонкая палочка, которую теперь можно видеть в руке дирижёра. теперь он не стучит, а размахивает ею. Очень долгое время дирижёр стоял лицом к зрителям и только с середины 19 века, дирижёр повернулся к музыкантам.
Дирижёр должен много знать и уметь. Хорошо разбираться в нотном тексте, знать его настолько хорошо, чтобы управлять практически не глядя в ноты. Играть на музыкальном инструменте, обладать замечательным музыкальным слухом. Он должен знать всё о музыкальных инструментах своего оркестра, или голосах певцов, в зависимости от того чем он управляет – хором или оркестром. Дирижёр должен быть очень выразительным. Во время исполнения он говоритлицом, руками. То что играют музыканты создано именно дирижёром – так он слышит и представляет себе исполняемое произведение.
а
Получается, хор или оркестр- это
большой инструмент на котором играет дирижёр. Настоящий дирижёр очень много работает. сначала один, дома, он изучает нотный текст, потом он работает с музыкантами. Причем не со всеми сразу а с отдельными группами музыкантов. А если есть певцы, то с ними так же ведется отдельная работа
В оперном театре дирижёр заботится и о положении исполнителей на сцене, для того, чтобы найти место, где звучание голоса лучше. Вот какая сложная профессия – дирижёр. Были попытки создавать коллективы без дирижёра, но только он может объединить исполнителей в единый коллектив, только он отвечает за красоту музыкального произведения. от его мастерства зависит всё.