Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовск детский сад №48 «Золотой петушок»
Воспитатель : Габдрахимова Г.А.
Программа развития тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Неразвитость тонкой моторики - одна из основных причин школьной дезадаптации детей. Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не
сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.
В связи с этим разрабатываются различные коррекционные программы развития общей координации движений и мелкой моторики рук.
Направления развития мелкой моторики;
1. Рисование линий.
Для этого используются тетради как в клетку, так и в линейку.
Задания даются в трех вариантах:
а)по линейке;
б)между линиями,
в)под линиями.
2. Рисование предметов с помощью линий.
3.Рисование различных Петель, кривых, ломаных
и т.д.
Развитие движений пальцев рук в процессе овладения рисовальными действиями.
Этапы:
Развитие быстроты и точности.
Пальчиковые игры; выкладывание палочек, мозаик, конструктора, рисование крупными мазками.
Развитие аккуратности и совершенствование нажима. Штриховка.
Рисование предметов в движении.
Шулешко по своей технологии рекомендует в рисовании переходить от толстых мелков, фломастеров до ручек, карандашей и даже пера.
Традиционная технология предлагает для развития мелкой моторики рук - изобразительные виды деятельности (лепка, аппликация, конструирование, рисование);
-выкладывание мозаики;
-пальчиковые игры;
-массаж.
Данная программа может проводиться на старших и подготовительных группах. Занятия - игры проводятся два раза в неделю с подгруппами (5- 6 чел); при необходимости ведется индивидуальная работа с детьми.
Основная цель программы -развивать общую координацию движений, силу и выносливость мышц кисти, упражнять пальцы рук; подготовить руку к письму.
В реализации программы участвуют родители, воспитатели, узкие специалисты: инструктор по ФИЗО, инструктор по Изо, музыкальный работник, дефектолог (логопед), психолог.
Блоки коррекционной работы:
Гимнастика ума.
Цель:повысить жизненный тонус, развивать способность к обучению и научить получать удовольствие от движения.
Гимнастические комплексы развития тонкой моторики.
Цель:развивать выносливость мышц кисти, упражнять пальцы рук.
Рисуночный комплекс развития тонкой моторики.
Цель:развитие точности движений (линия, нажим, штриховка), развитие ориентировки в пространстве активизировать работу полушарий головного мозга.
Игры с пальчиками.
Цель:развитие связной речи мелкой моторики и логического мышления.
Стихи для развития мелкой моторики.
Цель:развивать движения пальцев рук.
Родители
Консультации:
Готовимся к школе: подготовка руки к письму.
Речь и движение. Практикум: Способы развития тонкой моторики.
В тетрадях для выполнения домашних работ вклеить гимнастический комплекс
Воспитатели
На занятиях использовать физминутки с элементами пальчиковой гимнастики.
В индивидуальной работе с детьми использовать элементы коррекционной
программы.
Во второй половине дня проводить:
аппликацию (вырезание и выкладывание орнамента);
ручной труд (выполнение работ из природного материала);
вышивку, нанизывание бус, вязание, плетение;
конструкторскую деятельность, мозайку. Консультация «Влияние тонкой моторики на развитие интеллекта»
Узкие специалисты
Инструктор по ФИЗО - развития общей координации и точности движений на занятиях физкультурой (любые игры и упражнения с мячом, игра «Тир» - попадание в цель различными предметами, и др.).
Инструктор по ИЗО - в индивидуальных и фронтальных занятиях, уделить большее внимание вырезанию сложных фигур (особенно плавных), лепку, рисованию карандашами.
3. Музработники - занятия танцами, ритмикой, театрализованная деятельность с помощью пальчикового театра и кукол бибабо.
Валеолог - разработать цикл занятий, в которых дать знания о названиях пальцев, их строении, функциях; использование физкультминуток с элементами пальчиковой гимнастики.
Логопед, дефектолог - параллельное использование коррекционной программы, разучивание стихов для пальчиковой гимнастики.
Диагностика развития двигательных навыков.
Задание №1: Изучение готовности руки к овладению письмом.
Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
Образцы узоров:
Надо предложить ребенку рисование простых узоров. Начальную часть узора рисует взрослый, а ребенок продолжает. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит он достаточно готов к той работе, которая его ожидает при обучению письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, у него плохо скоординированы движения глаз и руки, недостаточен зрительный контроль.
Задание №2. Изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
Материал:изображение трех окружностей на тонкой бумаге тремя линиями:
двумя узкими и одной широкой (расстояние между линиями 1,5 мм), не тугие ножницы.
Предложите ребенку вырезать круг по широкой линии в течение минуты. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии. За большее количество перерезаний или превышение времени результат оценивается как отрицательный.
Задание №3. Изучение скорости движений и уровня развития
координации кисти руки.
Материал: Рисунок змейки
Предложите ребенку в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в змейке (т.е. поставить в центр кружков точки).
При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полученного числа вычитается общее количество точек, поставленных вне кружка на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполнения.
Нормативы:
Высокий уровень развития - 34 балла и выше
Уровень выше среднего - 27-33 балла
Средний уровень - 18 - 26 баллов
Уровень ниже среднего -12 - 17 баллов
Низкий уровень - до 11 баллов.