Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа развития тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №48 «Золотой петушок»

Воспитатель : Габдрахимова Г.А.

Программа развития тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Неразвитость тонкой моторики - одна из основных причин школьной дезадаптации детей. Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не

сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

В связи с этим разрабатываются различные коррекционные программы развития общей координации движений и мелкой моторики рук.

Направления развития мелкой моторики;

1. Рисование линий.

Для этого используются тетради как в клетку, так и в линейку.

Задания даются в трех вариантах:

а)по линейке;

б)между линиями,

в)под линиями.

2. Рисование предметов с помощью линий.

3.Рисование различных Петель, кривых, ломаных

и т.д.

Развитие движений пальцев рук в процессе овладения рисовальными действиями.

Этапы:

Развитие быстроты и точности.

Пальчиковые игры; выкладывание палочек, мозаик, конструктора, рисование крупными мазками.

Развитие аккуратности и совершенствование нажима. Штриховка.

Рисование предметов в движении.

Шулешко по своей технологии рекомендует в рисовании переходить от толстых мелков, фломастеров до ручек, карандашей и даже пера.

Традиционная технология предлагает для развития мелкой моторики рук - изобразительные виды деятельности (лепка, аппликация, конструирование, рисование);

-выкладывание мозаики;

-пальчиковые игры;

-массаж.

Данная программа может проводиться на старших и подготовительных группах. Занятия - игры проводятся два раза в неделю с подгруппами (5- 6 чел); при необходимости ведется индивидуальная работа с детьми.

Основная цель программы -развивать общую координацию движений, силу и выносливость мышц кисти, упражнять пальцы рук; подготовить руку к письму.

В реализации программы участвуют родители, воспитатели, узкие специалисты: инструктор по ФИЗО, инструктор по Изо, музыкальный работник, дефектолог (логопед), психолог.

Блоки коррекционной работы:

Гимнастика ума.

Цель:повысить жизненный тонус, развивать способность к обучению и научить получать удовольствие от движения.

Гимнастические комплексы развития тонкой моторики.

Цель:развивать выносливость мышц кисти, упражнять пальцы рук.

Рисуночный комплекс развития тонкой моторики.

Цель:развитие точности движений (линия, нажим, штриховка), развитие ориентировки в пространстве активизировать работу полушарий головного мозга.

Игры с пальчиками.

Цель:развитие связной речи мелкой моторики и логического мышления.

Стихи для развития мелкой моторики.

Цель:развивать движения пальцев рук.

Родители

Консультации:

Готовимся к школе: подготовка руки к письму.

Речь и движение. Практикум: Способы развития тонкой моторики.

В тетрадях для выполнения домашних работ вклеить гимнастический комплекс

Воспитатели

На занятиях использовать физминутки с элементами пальчиковой гимнастики.

В индивидуальной работе с детьми использовать элементы коррекционной

программы.

Во второй половине дня проводить:

аппликацию (вырезание и выкладывание орнамента);

ручной труд (выполнение работ из природного материала);

вышивку, нанизывание бус, вязание, плетение;

конструкторскую деятельность, мозайку. Консультация «Влияние тонкой моторики на развитие интеллекта»

Узкие специалисты

Инструктор по ФИЗО - развития общей координации и точности движений на занятиях физкультурой (любые игры и упражнения с мячом, игра «Тир» - попадание в цель различными предметами, и др.).

Инструктор по ИЗО - в индивидуальных и фронтальных занятиях, уделить большее внимание вырезанию сложных фигур (особенно плавных), лепку, рисованию карандашами.

3. Музработники - занятия танцами, ритмикой, театрализованная деятельность с помощью пальчикового театра и кукол бибабо.

Валеолог - разработать цикл занятий, в которых дать знания о названиях пальцев, их строении, функциях; использование физкультминуток с элементами пальчиковой гимнастики.

Логопед, дефектолог - параллельное использование коррекционной программы, разучивание стихов для пальчиковой гимнастики.

Диагностика развития двигательных навыков.

Задание №1: Изучение готовности руки к овладению письмом.

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Образцы узоров:

Надо предложить ребенку рисование простых узоров. Начальную часть узора рисует взрослый, а ребенок продолжает. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит он достаточно готов к той работе, которая его ожидает при обучению письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, у него плохо скоординированы движения глаз и руки, недостаточен зрительный контроль.

Задание №2. Изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

Материал:изображение трех окружностей на тонкой бумаге тремя линиями:

двумя узкими и одной широкой (расстояние между линиями 1,5 мм), не тугие ножницы.

Предложите ребенку вырезать круг по широкой линии в течение минуты. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии. За большее количество перерезаний или превышение времени результат оценивается как отрицательный.

Задание №3. Изучение скорости движений и уровня развития

координации кисти руки.

Материал: Рисунок змейки

Предложите ребенку в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в змейке (т.е. поставить в центр кружков точки).

При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полученного числа вычитается общее количество точек, поставленных вне кружка на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполнения.

Нормативы:

Высокий уровень развития - 34 балла и выше

Уровень выше среднего - 27-33 балла

Средний уровень - 18 - 26 баллов

Уровень ниже среднего -12 - 17 баллов

Низкий уровень - до 11 баллов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области