Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Игры на развитие словаря"

Цель: развитие речи ребенка. Задачи занятия: ◾Активизация словаря: предметного, глагольного, признаков. ◾Образование существительных в разных падежах, единственного и множественного числа. ◾Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. ◾Употребление приставочных глаголов. ◾Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. ◾Развитие монологической речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игры на развитие словаря

Упражнение 1. Играем пальчиками

По пять раз повтори начало каждого предложения и закончи его разными словами. Считай слова, загибая пальцы на руке. Если сумеешь подобрать больше пяти слов, ты победитель! (Пример: За домом росли кусты сирени. За домом росли цветы. За домом росли березы. За домом росли яблони.)

Рифмовка – подсказка

В магазине выбираем

И, конечно, покупаем

Творог, колбасу и сыр,

Хлеб, картошку и кефир.

За домом росли (что?) кустарники, деревья, травы, цветы, ягоды.

Мама купила в магазине (что?) хлеб, батон, сушки, пряники, печенье.

Петя нес в ранце (что?) учебники, тетради, дневник, пенал, карандаши.

Катя нашла в лесу (что?) нору, гнездо, муравейник, следы медведя, ручей.

Около дороги стоял (кто?) полицейский, медицинская сестра, пассажир, пешеход, ребенок.

Собака залаяла на (кого?) прохожего, бабушку, щенка, кота, почтальона.

Ваня увидел в комнате (что?) мольберт, холсты, краски, кисти, картины.

Мария взяла со стула (что?) платье, кофту, колготки, панамку, игрушку.

Марина подняла голову и увидела (кого?) врачей, маму, отца, зевак, водителя.

Во дворе Кирилл заметил (кого?) малышей, подростков, ровесников, бабушек, родителей.

Упражнение 2. Считаем пальчики

(упражнение выполняется аналогично первому)

Будить – ребенка, папу, брата, лежебоку, собаку.

Ввинчивать – болт, сверло, гайку, винт, саморез.

Взбивать – подушку, матрас, перину, ковер, одеяло.

Греть – молоко, суп, кашу, второе блюдо, блинчики.

Качаться – на качелях, на каруселях, на стульчике, на табурете.

Клеить – обои, газеты, открытки, аппликации, испорченную вещь.

Красить – раскраску,обои в комнате, стены дома, забор, скамейку.

Мастерить – часы, швейную машинку, электрическую розетку, крючки, дверцу шкафа.

Мести – пол в доме; дорожки; тропинки; участок для игр в детском саду; территорию, прилегающую к жилому дому.

Отворачивать – воротничок на рубашке, болт, гайку.

Откусывать – нитку, пирог, торт, хлеб, сыр.

Печь – булки, ватрушки, печенье, пряники, пироги.

Пилить – доски, дерево, ветку, ножку стула, дрова.

Подставлять – вазу, таз, бидон, стеклянную банку, чашку.

Пугать – детей, ребенка, прохожего, пожилого человека, незнакомца.

Сеять – пшеницу, рожь, ячмень, просо, гречу.

Скакать – на коне, на ногах, на пружинах, на ходулях, на скакалке.

Тереть – картофель, свеклу, морковь, яблоко, грушу.

Удить – рыбу: ерша, окуня, щуку, карася, плотву.

Указывать – на ошибки, на плюсы, на недочеты, на промахи, на недостатки.

Упражнение 3. Отгадай предмет

Послушай, слова – действия, подбери к ним похожие названия предметов и объектов. С парами слов составь интересные предложения. (Пример: Пилить – пила, напильник, пильщик, пилочка. Печь – печка, печенье, печник.)

Рифмовка – подсказка

Клеет - клей, метет - метла, пилит дерево пила,

Ну а рубит с давних пор не рубанок, а топор.

Будить – будильник, пробуждение.

Взбивать – бить, бита, бьющий.

Греть – согреть, пригреть, греющий.

Качаться – качеля, качающийся.

Клеить – клей, клестер.

Красить – краски, краситель, красящий.

Мастерить – мастер, мастерство, мастерски.

Мести – метла, метущий.

Отворачивать – отворот.

Откусывать – кусать, укус, покусанный.

Печь – печка, печник, испеченный, выпечка, пекущий.

Пилить – пила, пильщик, напильник.

Подстрагивать – строгающий.

Пугать – пугало, пугающий, пугливый, испуг.

Сеять – сеялка, посевы, сеющий.

Скакать – скакалка, скачущий, скакун.

Тереть – терка, трущий.

Удить – удило, удящий.

Указывать - указательный палец, указка, указчик.

Упражнение 4. Цвет и ответ

Вспомни цвет предметов и объясни их названия. (Примеры: Желтяк – перезрелый желтый огурец. Желтоцвет – луговое растение с желтыми цветами.)

Розовые розы выросли в саду.

Черную чернику у пенька найду.

А в яйце увижу желтенький желток…

Почему же белка – рыженький зверек?

Белок – часть яйца.

Беляк – заяц.

Голубика – ягода.

Желток – часть яйца.

Желтоцвет – луговое растение с желтыми цветами.

Зеленка – медицинское лекарство, которое использует человек для обработки раны.

Зелень – трава, цветы, кустарники, деревья, растения из огорода, используемые для салатов.

Красноперка – рыбка.

Побелка – окрашивание стен белой краской.

Роза – розовый цветок.

Русак – заяц в летний период.

Рыжик – гриб.

Синька – краска, которую добавляют в белую, для того, чтобы стены имели голубой отлив.

Синяк – гематома на теле человека.

Черника – ягода черного цвета.

Чернушка – кличка коровы.

Упражнение 5.Пуговки - помощницы

Раской каждое обобщение и подбери по пять слов (имен собственных). Считай слова с помощью пуговок. (Пример: Я знаю пять имен девочек: Лена – раз, Катя – два, Вера – три, Нина – четыре, Ирина – пять).

Я знаю пять больших городов (Москва, Санкт – Петербург, Хабаровск, Новосибирск, Иркутск).

Я знаю пять дней недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).

Я знаю пять имен девочек (Полина, Карина, Регина, Дина, Екатерина).

Я знаю пять имен мальчиков (Святослав, Александр, Иван, Степан, Николай).

Я знаю пять кличек котов (Дорофей, Василек, Мурзик, Барсик, Рыжик)

Я знаю пять кличек собак (Рекс, Рем, Альфа, Анфиса, Белка.)

Я знаю пять марок машин (ВАЗ, КИА, УАЗ, Опель, Шевролет.)

Я знаю пять названий месяцев (август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)

Я знаю пять названий улиц (улица Елыкаевская, улица Колхозная, улица Инициативная, улица Совхозная, улица Береговая).

Я знаю пять планет (Сатурн, Плутон, Нептун, Марс, Земля.)

Я знаю пять стран (Россия, Украина, Узбекистан, Казахстан, Беларусь).

Я знаю пять детских писателей (Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Корней Иванович Чуковский, Валентин Дмитриевич Берестов, Николай Николаевич Носов)

Упражнение 6. Счетные флажки

Подбери по пять названий предметов. Считай слова с помощью флажков или другого счетного материала. (Пример: Свитер сделан из того же материала, что и кофта, юбка, водолазка, платье, жилетка.)

Ваза сделана из того же материала, что и чашка, кружка, блюдце, сахарница, молочник.

Дом сделан из того же материала, что и ложка, стул, стол, шкаф, буфет.

Кастрюля сделана из того же материала, что и чайник, половник, сковорода, казан, противень.

Книга сделана из того же материала, что и открытка, газета, тетрадка, картон, журнал.

Колбаса сделана из того же материала, что и сосиски, сардельки, котлеты, биточки, голубцы.

Ночная рубашка сделана из того же материала, что и сорочка, комбинация, белье, платье, блузка.

Сапог сделан из того же материала, что и туфли, ботинки, кроссовки, кеды, босоножки.

Свитер сделан из того же материала, что и платья, жилетки, шарфы, носки, варежки.

Стол сделан из того же материала, что и дом, доски, табурет, скамейка, полок.

Сумка сделана из того же материала, что и кошелек, перчатки, куртка, плащ, пальто.

Сыр сделан из того же материала, что и творог, сметана, мороженное, йогурт, масло (молоко).

Хлеб сделан из того же материала, что и батон, булочка, крендель, сушка, пряник.

Чашка сделана из того же материала, что и тарелка, конфетница, салфетница, хлебница, сахарница.

Шуба сделана из того же материала, что и жилетка, варежки, шарф, шапка, накидка.

Упражнение 7. Складываем слова

Ледокол расколет лед,

Сам в полете самолет,

Рыбу ловит рыболов,

Мы – словечки в мире слов!

Аппарат, который дробит камни – камнедробилка.

Аппарат, который летит к звездам – звездолет.

Время, когда камни падают – камнепад.

Время, когда листья падают – листопад.

Время, когда падает снег – снегопад.

Гриб, который едят сырым – сыроежка.

Прибор, который чистит картофель – картофелечистка.

Прибор, который кофе варит – кофеварка.

Прибор, который кофе мелет – кофемолка.

Прибор, который мясо рубит – мясорубка.

Прибор, который пыль всасывает – пылесос.

Прибор, который сок выжимает – соковыжималка.

Транспорт, который лед колет – ледокол.

Человек, который землю копает – землекоп.

Человек, который разводит пчел – пчеловод.

Человек, который рубит лес – лесоруб.

Человек, который ловит рыбу – рыболов.

Упражнение 8. Шагай – называй!

Подбери по пять слов (понятий), раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и одновременно шагай вперед. (Пример: Я знаю пять крупных птиц: страус – раз, орел два, лебедь – три, пингвин – четыре, индюк – пять.)

Я знаю пять видов спорта (баскетбол, футбол, плавание, хоккей, легкая атлетика).

Я знаю пять головных уборов (шапка, кепка, панамка, беретка, шляпка).

Я знаю пять животных севера (морж, белый медведь, пингвин, тюлень, олень).

Я знаю пять кондитерских изделий (кекс, вафли, ватрушка, пироженное, пряник).

Я знаю пять комнатных растений (хлорофитум, декабрист, акация, алоэ, герань).

Я знаю пять летающих насекомых (бабочка, пчела, стрекоза, божья коровка, оса).

Я знаю пять лиственных деревьев (береза, осина, дуб, клен, липа).

Я знаю пять мелких животных (барсуки, ежи, выдры, зайцы, белки).

Я знаю пять молочных продуктов (мороженное, масло, йогурт, творог, сметана).

Я знаю пять музыкальных инструментов (деревянные ложки, бубен, маракасы, треугольник, гитара).

Я знаю пять опасных профессий (пожарный, спасатель, военный, медицинский работник, летчик).

Упражнение 9. Отгадай профессию

Отгадай названия профессий с помощью слов – подсказок. (Примеры: переносит грузы – грузчик, убирает двор – дворник, учит детей – учитель, охраняет вход в школу – охранник.)

Рифмовка – подсказка

Нам строит здания – строитель.

За свет в ответе – осветитель,

Комбайны водит – комбайнер.

Билет проверит билетер.

Водит трактор – тракторист.

Дирижирует оркестром – дирижор.

Доит коров – доярка.

Освещает сцену в театре – осветитель.

Охраняет вход в учебное заведение – охранник.

Охраняет границу – пограничник.

Переносит грузы – грузчик.

Пишет рассказы – писатель.

Пишет сценарии – режиссер.

Поет на сцене – певец.

Показывает фокусы – фокусник.

Проверяет билеты – билетер.

Разводит цветы – цветовод.

Убирает двор – дворник.

Убирает помещение – уборщица.

Управляет комбайном – комбайнер.

Ухаживает за садом – садовод.

Учит детей – учитель.

Фотографирует детей – фотограф.

Упражнение 10. Рычит или молчит?

Послушай рифмовку и по образцу подбери слова – действия. (Примеры: волк – воет. Воробей – чирикает. Журавль – курлычет).

Ветер весенний песню принес,

Песню пролаял охотничий пес,

Волк эту песню провыл на опушке,

Прокуковали песню кукушки.

Песенку милую бык промычал.

Кот промурлыкал, а лещ – промолчал.

Ворона – каркает.

Голубь – воркует.

Коза – мекает.

Корова - мычит.

Кукушка – кукует.

Курица – кудахчет.

Ласточка – молчит.

Лев – молчит.

Лошадь – ржет.

Лягушка – квакает.

Овца – блеет.

Собака - лает.

Сорока – стрекочет.

Тигр – рычит.

Утка – крякает.

Филин – ухает.

Упражнение 11. На поверхности

Назови предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.

(Пример: На ковре можно увидеть - стол, стул, табуретку, тапки, диван).

На бумаге можно увидеть – ножницы, мусор, насекомых, пуговицы, булавки.

На газовой плите можно увидеть – сковороду, скороварку, кастрюлю, тарелку, чашку.

На грядке можно увидеть – морковь, капусту, горох, репу, свеклу, перец.

На дереве можно увидеть – синицу, ворону, воробья, трясогузку, соловья.

На дороге можно увидеть – патрульного, полицейского, водителя, пешехода, ребенка.

На корабле можно увидеть – капитана, моряка, юнгу, кока, путешественника.

На ковре можно увидеть – бусенку, нательный крестик, пуговицу, кольцо, сережку.

На лестнице можно увидеть – прохожего, участкового, почтальона, врача, соседа.

На море можно увидеть – шлюпку, яхту, корабль, судно, рыбаков.

На поле можно увидеть – рожь, комбайн, рабочего, машину, водителя.

На столе можно увидеть – салат, закуски, хлеб, горячие блюда, посуду.

На стройплощадке можно увидеть – песок, цемент, рабочего, корыто, кран.

На тарелке можно увидеть – ягоды, фрукты, овощи, сладости, салаты.

Упражнение 12. Ошибки Незнайки

Исправь ошибки Незнайки. (Пример: Уборщица убирается в школах, подъездах, офисах, и в других помещениях, а шьет головные уборы шляпница).

Портной работает в порту?

Он там наводит чистоту?

Ну а механик шьет из меха

Нам шубу новую… для смеха!

Водитель водит хороводы.

Журналист продает журналы.

Курьер ухаживает за курами.

Машинист чинит машины.

Механик шьет изделия из меха.

Оператор делает операции.

Парикмахер делает парики.

Переводчик переводит людей через улицы.

Плотник делает плоты.

Пожарный обжаривает продукты.

Портной работает в порту.

Садовник заведует детским садом.

Секретарь хранит секреты.

Строитель учит ходить строем.

Тепличница следит за теплом в домах.

Уборщица шьет головные уборы.

Часовой чинит часы.

Упражнение 13. Перепутанные качества

Исправь ошибки в названиях человеческих качеств. (Пример: Ежедневно менять белье – чистоплотность).

Валяться на диване весь день – смелость.

Всегда говорить правду – жадность.

Выступать на сцене – чистоплотность.

Ежедневно здороваться с соседями – осторожность.

Ежедневно менять белье – обидчивость.

Заступиться за малыша – вежливость.

Купаться только в знакомом месте – жизнерадостность.

Плакать из – за каждой мелочи – уверенность в себе.

Пожалеть для друга угощения – честность.

Правильно решать сложные задачи – жестокость.

Ударить ногой щенка – сообразительность.

Часто улыбаться – леность.

Часто помогать маме – трусость.

Упражнение 14. Пять действий

Перечисли слова действия, подходящие к указанным предметам. Если назовешь больше пяти слов, ты – победитель! (Пример: Действия с шоколадом – его можно купить, подарить, поделить с другом, посыпать на мороженное, растопить и налить в формочку, украсить торт, испачкать рубашку и пр.)

Действия с блюдцем – вымыть, протереть полотенцем, наложить кусок торта, облизать, разбить, уронить.

Действия с вилкой – проткнуть, намотать, насадить, отделить, вымыть, убрать на место.

Действия с газовой плитой – установить, включить, выключить, эксплуатировать, починить, утилизировать.

Действия с грушей – вырастить, сорвать, уложить, сохранить, предложить близкому человеку, вымыть, съесть.

Действия с диваном – выбрать в магазине, купить, привести, посидеть, разложить, прожечь, сломать, вывезти.

Действия с карандашом – выбрать в магазине, подстрогать, сломать, оточить, беречь.

Действия с кастрюлей – купить в отделе, принести из магазина, вымыть, приготовить в ней пищу, почистить.

Действия с кисточкой – выбрать, приобрести, нанести на нее краску, вымыть, высушить, относиться бережно.

Действия с колбасой – отрезать, положить на хлеб, добавить в салат или блюдо, поджарить, съесть.

Действия с компьютером – подготовить к работе, запустить, перезагрузить, выключить. Перенести.

Действия с краской – нанести, убрать, высушить, залакировать, покрыть.

Действия с куском мяса – отрезать, отбить, покрошить, отдать, выбросить, заморозить.

Действия с лимоном – добавить в чай, съесть, порезать, отжать, перекрутить.

Действия с линейкой – взять в руки, отмерить, нанести метки, протереть пыль, подписать.

Действия с майкой – выбрать, намочить, высушить, нарисовать, вывернуть.

Действия с миксером – взбить, вымыть, протереть, отжать, измельчить.

Действия с огурцом – вымыть, нарезать ломтиком, покрошить, перекрутить, добавить в салат.

Действия с простыней – постелить, поправить, убрать, постирать, высушить.

Действия с салфеткой – поднять, поднести, вытереть, скатать, выбросить.

Действия с цветком – полить, подарить, поставить в вазу, убрать, засушить.

Действия с шампунем – выкупить, налить на ладонь, нанести на голову, смыть, ополоснуть.

Упражнение 15. Слова – признаки

Пофантазируй и представь – каким может быть каждый названный предмет. Побери по пять слов – признаков. (Пример: Собака, живущая в будке – рыжая, голодная, лохматая, сердитая, большая, смелая.)

Автомобиль, недавно купленный соседом, - новенький, блестящий, полированный, черный, красивый.

Арбуз, разрезанный пополам – красный, сочный, спелый, аппетитный, привлекательный.

Батон хлеба, лежащий на прилавке в булочной – свежеиспеченный, ароматный, манящий, с хрустящей корочкой, привлекательный.

Гриб, найденный на дачном участке – маленький, симпатичный, мокрый, нечервивый, здоровый.

Грузовик, застрявший в грязи – грязный, неопрятный, большой, перебранный, имеющий отличного водителя.

Елка, стоящая в углу комнаты – высокая, пушистая, душистая, красивая, с отрезанными ветками внизу.

Книга, найденная под диваном – старая, интересная, много раз перечитываемая, с картинками, подклеенная.

Котенок, дрожащий под дождем – бездомный, жалкий, голодный, худой, больной.

Попугай, сидящий в клетке – любимый, откормленный, приятный, говорящий, впечатляющий.

Серьги, подаренные маме – дорогие, интересные, голубые, привлекающие внимание, завораживающие.

Футбольный мяч, влетевший в окно – новый, грязный, мокрый.

Упражнение 16. Место и действие

Перечисли как можно больше действий, которые могут происходить в указанном месте. (Пример: В цирке люди смеются, плачут, пугаются, сидят, ходят, покупают мороженное, смотрят представление, слушают музыку, закрывают глаза от страха и т.п.)

В аптеке – покупают, спрашивают, советуются, консультируются, принимают решение.

В библиотеке – выбирают книги, знакомятся с фондами, общаются, встречаются, читают.

В гостях – играют, беседуют, делают друг другу комплименты, привлекают внимание, забавляют друг друга.

В детском саду – выполняют зарядку, читают детские книги, учат стихи по теме недели, рассказывают их родителям, кушают, спят, поют, штрихуют.

В кабинете врача – ребенка осматривают, слушают фонендоскопом, проверяют температуру, горло, зрение и уши; назначают лечение, дают рекомендации.

В кафе – приглашают, угощают, наливают соки и разные напитки, покупают сладости, дегустируют новые блюда.

В кинотеатре – просматривают новый фильм, кушают попкорн, знакомятся, выражают свое мнение и отношение к просмотренному, делятся впечатлениями.

В книжном магазине – рассматривают новинки, делают покупки, совершают заказы на поставку той или иной литературы; изучают предложенные сборники, знакомятся с новыми авторами.

В лесу – ориентируются, отдыхают, хорошо проводят время, жгут костры, готовят пищу, купаются.

В огороде – копают, садят, убирают сорняки, подкармливают, собирают урожай, поливают.

В парке – дышат воздухом, разговаривают, решают проблемы, общаются, получают информацию.

В поезде – едут, приобретают сувениры, слушают музыку, смотрят в окно, делятся впечатлениями с соседом.

В продуктовом универсаме – совершают закупки, изучают товар, сравнивают цены, интересуются обслуживанием, новостями в области товаров, тратят деньги.

В самолете – летят, пристегиваются, проводят время, читают, смотрят телевизор, слушают музыку.

В театре – наслаждаются игрой актеров, восхищаются постановкой режиссера, любуются костюмами героев, изучают афишу, благодарят цветами за постановку.

В школе – учатся получать новые знания, работать в тетрадях, применять знания, умения на практике, писать рефераты, выполнять презентации.

Во дворе – играть в футбол, гонять мяч, забивать голы, поддерживать друга в беде, оказывать помощь при ушибах или падении.

На автобусной остановке – ждут автобус, сохраняют спокойствие, не шумят, вежливо разговаривают, уважительно относятся друг к другу.

На катке – тренируются, катаются, следят за коньками, не толкают друг друга, помогают упавшему.

На пляже – загорают, наносят мазь для загара, играют, читают, слушают музыку, пьют сок, едят мороженное.

На поляне – собирают цветы, косят траву, рассматривают кузнечиков, изучают бабочек, рисуют пейзажи.

На рынке – мерят вещи, покупают товар, торгуются, присматриваются, изучают рынок.

Упражнение 17. Разные жилища

Назови жилище каждого животного и составь с парой слов интересное предложение. (Пример: Пчела – улей. Ранним утром пчела выбралась из улья и полетела на луг, чтобы собирать с цветов сладкий нектар).

Рифмовка – подсказка

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Белка – дупло. Дупло белки находится высоко над землей, в ветках сосны или кедры.

Бобер – хатка. Каждый бобер строит несколько выходов из своей хатки.

Волк – логово. Волки живут большими стаями и заселяют территорию, на которой располагается волчье логово.

Еж – кустик. Каждую осень еж вырывает ямку под удобным кустиком, устилает ее листьями и мхом, укладывается в неё и засыпает.

Корова – коровники. Коровы живут в больших просторных постройках, где много света и тепла, их называют коровниками.

Крот – нора. Крот не привередливое животное, ему не обязательно иметь зрение и свет, он способен отлично ориентироваться и без солнечных лучей.

Курица – курятник. Этой птице обязательно необходимо хорошо питаться и иметь освещение и тепло, так как эти факторы влияют на яйценоскость.

Ласточка – гнездо. Ласточка может свить свое гнездышко около наличника окна не смущаясь внимание человека.

Лошадь – конюшня. Для лошадей человек всегда создавал хорошие условия для содержания: заготавливал летом сено, кормил и поил, мыл, вычесывал гнедого коня, обучал его.

Медведь – берлога. Всю зиму медведь спит в берлоге непробудным сном, очень опасно поднять его весной!

Муравей – муравейник. В муравейнике живет целая колония муравьев.

Овца – овчарня. Овца, как любое домашнее животное имеет свой дом – овчарню.

Паук – паутина. Пауки плетут паутины, при помощи их они и охотятся.

Попугай – клетка. Птица живет в клетке, сделанной человеком.

Пчела – улей. Пчелы селятся в ульях, туда же они носят и свой мед.

Рыбы – водоем. Дом для рыб - это любой водоем.

Свинья – свинарник. Человек разводит свиней в свинарнике.

Скворец – скворечник. Для выведения потомства скворцу нужен скворечник.

Собака – будка. Собаки живут в будках, которую сконструирует хозяин.

Червяк – земля. Для червей домом является земля - матушка.

Упражнение 18. Каждый знает

Пять раз повтори начало предложения и каждый раз добавь новое слово. (Пример: Каждый знает, что красным бывает помидор. Каждый знает, что красным бывает ковер. Каждый знает, что красным бывает шарф. Каждый знает, что красным бывает карандаш. Каждый знает. Что красным бывает яблоко.)

Каждый знает, что белым бывает молоко, мороженное, снег, шоколад, сыр.

Каждый знает, что блестящим бывает платье, накидка, корона, сумка, перчатки.

Каждый знает, что вкусным бывает конфета, пирожное, кекс, торт, сок.

Каждый знает, что высоким бывает спортсмен, школьник, шкаф, прохожий, сосед.

Каждый знает, что горячим бывает чай, шоколад, кисель, какао, кофе.

Каждый знает, что глубоким бывает лужа, озеро, река, море, океан.

Каждый знает, что желтым бывает солнце, сумка, сарафан, очки, зонтик.

Каждый знает, что круглым бывает яблоко, персик, абрикос, слива, яйцо.

Каждый знает, что легким бывает платеж, сумка, отношения, день, человек.

Каждый знает, что мягким бывает подушка, одеяло, рукавички, свитер, игрушка.

Каждый знает, что новым бывает мебель, книга, друг, машина, знания.

Каждый знает, что нужным бывает, прихватка на кухне, подставка для горячего, звонок друга, оплаченный вовремя счет, найденная пуговица.

Каждый знает, что острым бывает язык, нож, лезвие бритвы, коса, цепи бензопилы.

Каждый знает, что полезным бывает совет, отношения, беседа, покупка, еда.

Каждый знает, что прозрачным бывает пленка, вода, отношения, стекло, пластик, воздух.

Каждый знает, что сильным бывает мальчик, девочка, мужчина, атлеты, спортсмены.

Каждый знает, что умным бывает вундеркинд, человек, собака, дельфин, робот.

Каждый знает, что сладким бывает изюм, курага, мед, сахар, финики.

Каждый знает, что хрупким бывает лед, стекло, фарфор, керамика, зеркало, посуда.

Упражнение 19. Действие – противник

По образцу подбери слово – противник. (Примеры: греть – остужать, кричать – молчать, ломать – чинить).

Ты в гору поднялся? Придется спустится.

Лежал, отдыхал? Так пора потрудиться!

Болел, не лечился? Не думай! Лечись!

А ссорился если – скорей помирись!

Брать – отдавать.

Вешать – забирать.

Вливать – выливать.

Вставать – садиться.

Входить – выходить.

Выливать – наполнять.

Греть – охлаждать.

Дружить – ругаться

Завязывать – развязывать.

Зажигать – тушить.

Закрывать – открывать.

Застегивать – расстегивать.

Запутывать – распутывать.

Кричать – молчать.

Ловить – стоять.

Опустить – поднимать.

Отдыхать – работать.

Отнимать – возвращать.

Пачкать – чистить.

Приклеить – убрать.

Ругать – хвалить.

Снимать – одевать.

Ссориться – мириться.

Трудиться – отдыхать.

Чинить – ломать.

Упражнение 20. Вот так магазины

Перечисли предметы, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. (Пример: В магазине с названием «Лакомка» продаются товары: кексы, пирожные, шоколадные конфеты, леденцы, плитки шоколада и пр.)

Товары в магазинах с названием

«Бабушкин сундучок» - варежки, носки, шапки, шарфы, теплые гетры, колготки, свитера, кофты.

«Верный друг» - поводок, ошейник, намордник, чашка для корма, корм, одежда, косточки разных видов и размеров.

«Все для душа!» - мыло, мочалка, шампуни, крема, ополаскиватели, краска для волос, расчески.

«Золотая рыбка» - мороженная рыба разных видов, кальмары, раки, креветки, икра и т.п.

«Малыш» - детское питание разных производителей, соки, творожки, консервы, одежда разных размеров, памперсы.

«Мелодия» - диски с записями разных певцов, пластинки и прочее.

«Мотор» - инструменты и оборудование для разных мопедов и мотоциклов.

«На старт!» - спортивная одежда для мальчиков и девочек: майки, шорты, футболки, костюмы, кеды, кроссовки, носки, сумки, купальники для девочек, шапочки для плавания, купальные трусы для плавания, зажимы для носа, ласты, и т.п.

«Сад и огород» - семена овощей, пленка, подкормки, оборудования для копки земли и обработки грядок, лейки, семена и луковицы цветов.

«Снежная королева» - пальто, дубленки, меховые жилетки, пуховики, шапки.

«Коровушка» - молоко, творог, масло, сметана, йогурт, сыры.

«Школьник» - тетради, линейки, картон, цветные карандаши, краски, кисти, резинка, циркуль, альбомы, транспортиры, клей, цветная бумага, картон.

«Умелые руки» - деревья из бисера, поделки из газет, макраме, вязанные вещи.

Упражнение 21. Предметы – противники

Послушайте рифмовку и к названию каждого предмета подбери слово – противник. (Примеры: Друг – враг, труд – отдых, зима – лето).

Беда – счастье. Мать – мачеха.

Бедность – богатство. Мороз – жара.

Бледность – красота. Плач – смех.

Будущее – прошлое. Подъем – спуск.

Верх – вниз. Потеря – находка.

Вход – выход. Приезд – отъезд.

Въезд – выезд. Примирение – ссора.

Гора – яма. Продажа – покупка.

Грубость – мягкость. Рассвет – закат.

Грусть – радость. Расставание – встреча.

Достоинства – недостатки. Сахар – соль.

Друг – враг. Смельчак – зануда.

Жадность – щедрость. Спуск – подъем.

Жара – холод. Старость – молодость.

Завтрак – ужин. Труд – отдых.

Зима – лето. Трус – отважный.

Зло – добро. Уродство – красота.

Конец – начало. Утро – вечер.

Лентяй – трудяга. Холод – жара.

Упражнение 22. Закончи предложение.

Повторяй пару слов и каждый раз дополняй ее новым словом. Если подберешь пять слов ты победитель! (Пример: Быстро бегает заяц, быстро бегает лев, быстро бегает олень, быстро бегает страус, быстро бегает лошадь, быстро бегает гепард, быстро бегает собака и т.п.)

Важно ходит: балерина, танцовщица, модель, звезда, певец или певица.

Высоко прыгает: спортсмен, атлет, чемпион, мальчик, рекордсмен.

В воде тонет: гвоздь, болт, гайка, расческа, щетка, ручка, мыло.

В корзине лежат: яблоко, груша, сливы, бананы, хурма, гранат, виноград.

В лесу растет: трава, цветы, кустарники, деревья, ягоды.

В небе летает: сорока, ворона, орел, коршун, воробей.

В цирке выступает: медведь, волк, собака, лошадь, кот, кит.

Громко кричит: петух, будильник, кукушка, телевизор, радио.

Дом украшает: скатерть, шторы, дорожки, полотенца, прихватки.

К хозяину спешит: кот, собака, курочки, жена, дети.

Ловко плавает: поплавок, лодка, спасательный круг, доска, плот.

На полу валяется: мусор, тряпка, веник, стоит таз с водой, совок.

На стене висит картина, цветок, кашне из макраме, книжная полка, портрет с рамкой.

Нас согревает теплое молоко, чай с медом и лимоном, шерстяные вещи, любовь и забота близких, внимание соседей.

На дороге едет москвич, жигули, волга, нива, лада.

Приятно пахнет роза, конфета, дезодорант, духи, освежитель воздуха.

Сильно шумит телевизор, магнитофон, радио, глухой человек, маленький ребенок.

Сладко спит малыш; человек, отработавший в ночную смену; кот, щенок, мама.

Тихо ползает черепаха, червяк, больное животное.

Упражнение 23. Карандаши – помощники

К каждому слову действию подбери названия пяти – шести предметов. Считай слова с помощью карандашей. (Пример: можно стирать рубашку, майку, носки, шорты, штаны, гольфы).

Варят: суп, картошку, гречку, а кладут - письмо и печку,

Покупают: дом, конфеты и на выставку билеты.

Можно варить суп, кашу, овощи, компот, кисель.

Можно гладить рубашки, брюки, блузки, платья, юбки.

Можно дарить книги, диски, цветы, игры, конфеты.

Можно есть мороженное, торт, пирожное, кекс, фруктовый салат.

Можно жарить картофель, котлеты, рыбу, яйца, пирожки.

Можно закрывать дверь, магазин, школу, выставку.

Можно измерять рост, давление, вес, пульс, массу пакета.

Можно красить окно, стену, дверь, потолок, пол.

Можно мыть шкаф, зеркало, полочку, горшок из – под цветка, посуду.

Можно надевать сарафан, костюм, брюки, блузку, кофту.

Можно отодвигать ванну, шкаф, тримо, холодильник, электропечь.

Можно пить молоко, кисель, чай, какао, кофе, сок, напиток.

Можно поднимать гири, штангу, тяжести.

Можно покупать бриджи, футболку, майку, кепку, толстовку.

Можно разрезать ткань, бумагу, газету, журнал, веревку, лист железа.

Можно рисовать дом, машину, гараж, детей, песочницу, родителей.

Можно фотографировать детей, родителей, природу, море, себя.

Можно чистить кастрюли, зубы, пальто, штаны, сапоги, ботинки.

Упражнение 24. Признаки – противники

Прослушай рифмовку и подбери слово –противник. (Примеры: Богатый – бедный, быстрый – медленный, высокий – низкий, грустный – веселый, длинный – короткий).

Рифмовка - подсказка

Скажу я «высокий», ответишь ты: «Низкий!»

«Далекий» скажу и услышу: «Нет, близкий»,

Скажу я «шершавый», ты скажешь мне: «Гладкий»,

А «кислый» скажу, возразишь: «Очень сладкий!»

Богатый – бедный. Новый – старый.

Быстрый – медленный. Пустой – полный.

Высокий – низкий. Пушистый – гладкий.

Грустный – веселый. Редкий – частый.

Длинный – короткий. Светлый – темный.

Добрый – злой. Свой – чужой.

Жадный – щедрый. Слабый – сильный.

Жаркий – холодный. Счастливый – несчастный.

Жидкий – густой. Тихий – громкий.

Злой – добрый. Толстый – тонкий.

Знаменитый – неизвестный. Узкий – широкий.

Кислый – сладкий. Умный – глупый.

Крутой – пологий. Хороший – плохой.

Маленький – большой. Храбрый – пугливый.

Молодой – старый. Чистый – грязный.

Молчаливый – болтливый. Шершавый – гладкий.

Упражнение 25. Близкое значение

Подбери замену для слова – признака. (Слова – подсказки: ясный, печальный, густой, горячий, воспитанный, праздничный, большой, главный, красивый, жадный, быстрый, холодный, влажный).

Безоблачный день – печальный.

Грустный взгляд – ясный.

Дремучий лес – густой.

Жаркий огонь – горящий.

Культурный ребенок – воспитанный.

Нарядный костюм – праздничный.

Огромный дом – большой.

Основной вопрос – главный.

Прекрасный букет – красивый.

Скупой человек – жадный.

Стремительный удар – быстрый.

Студеная вода – холодная.

Сырой песок – влажный.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области