Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Система внутришкольного контроля как инструмент обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС ООО».

Процесс повышения качества образования не может протекать без анализа результатов деятельности. Каждый участник образовательного процесса должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется качество образования. Полную и достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс по теме «Система внутришкольного контроля как инструмент обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС ООО».

Автор Королькова Любовь Федоровна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №10 станицы Стодеревской

Курского муниципального района

Ставропольского края

«Кто владеет информацией, тот владеет всем»

Ли Якокка

Процесс повышения качества образования не может протекать без анализа результатов деятельности. Каждый участник образовательного процесса должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется качество образования. Полную и достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля (ВШК).

В связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования произошла модернизация системы внутришкольного контроля.( слайд № 3) Появились новые требования, как к результатам, так и к процессу их получения. Появление новых объектов ВШК помогают оперативно реагировать на возникающие трудности и контролировать результативность реализации образовательной программы начального и основного образования в достижении планируемых результатов. Правильно спланированный ВШК должен стать особой управляющей системой. Поэтому цель нашей творческой лаборатории: обсуждение изменений существующей системы ВШК качества образования с учетом требований ФГОС. Задачи нашей творческой лаборатории представлены на слайде( слайд 4). В плане работы: 1.Теоретические аспекты организации ВШК качества образования с учетом требований ФГОС с опорой на имеющийся практический опыт. 2.Практические занятия и профессиональный диалог с целью развития компетентности заместителей руководителя.

В письме министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» делается особый акцент на том, что «…система внутришкольного контроля должна быть переориентирована на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС». Далее «Стандарт должен быть положен в основу деятельности руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…".

Для эффективности внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС ООО важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов.

1).Предлагаю выполнить тренировочное задание №1. Первая группа выбирает ВИДЫ контроля, вторая – ФОРМЫ, третья – МЕТОДЫ.

А теперь проверьте себя (слайд №5)

ВШК – инструмент управления качеством образовательного процесса.

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273 –ФЗ (ред. От 30.12.2015 г) «Об образовании в РФ» сказано, (слайд 6) качество образования -это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического и юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Хочу обратить ваше внимание на нормативно-правовую базу по качеству образования (слайдт7)

Какие факторы, на ваш взгляд, определяют качество образования?

(преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, интеллектуальный потенциал учебного заведения, учащиеся и выпускники) (слайд 8)

Информация, получаемая в процессе ВШК служит основой для планирования дальнейшего развития образовательного процесса. С учетом основных составляющих качества образования, следует выделить три основных направления ВШК:

Контроль образовательного процесса

Контроль условий, обеспечивающих достижения образовательных результатов

Контроль качества образовательного результата. (слайд 9). Меняются и объекты контроля в соответствии с требованиями ФГОС (слайд 10,11,12)

2). Предлагаю провести тренировочное задание. №2«Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС»: (слайд 13)

1 группа - " Контроль достижения планируемых результатов

группа - " Контроль реализации ООП "

3 группа - " Контроль выполнения требований к условиям реализации ООП "

А теперь проверьте себя. (Слайды 14,15,16)

С внесением изменений и дополнений от 29 декабря 2014 года в Приказ Минобрнауки РФ то 17 мая 2012 г №413 «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» поменялись требования к ВШК.

Это требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям» (Приказ Минобрнауки РФ то 17 мая 2012 г №413 «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. ):

3. ФГОС делает акцент на индивидуализацию обучения. Что мы должны при этом контролировать?

Достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных)

Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе создания условий реализации ООП ООО при получении ООО

Создание условий для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, включая их образовательные потребности

Создание условий на всех уровнях общего образования для формирования обучающимся индивидуальной образовательной траектории, и дальнейшего продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Создание условий для дальнейшей успешной социализации обучающихся.

Введение в ОО ФГОС определяет необходимость внесения изменений во ВШК с точки зрения его целевых ориентиров, объектов, и субъектов, а также инструментов его организации. Нормативным основанием для организации ВШК является основная образовательная программа ООП. Предлагается следующий алгоритм разработки плана ВШК:( слайд 17)

1. содержание

цель контроля

Вид контроля

Объект контроля

Форма контроля

Методы контроля

Сроки проведения

Ответственные

Результаты контроля, место подведения итогов

3). Предлагаю провести практическое занятие №3. В конверте зеленого цвета находятся таблицы плана ВШК, где указано только содержание. Вам необходимо заполнить все ячейки таблицы согласно предложеному алгоритму. ПРОВЕРКА (слайды № 18,19)

Положении о ВШК устанавливает нормативное регулирование деятельности директора, заместителя директора школы в части осуществления контрольной деятельности и определяет принципы взаимодействия с педагогическими работниками и другими сотрудниками В нем прописаны цели, задачи, функции ВШК. По каждому объекту контроля составляется план-задание который определяет цель, задачи проверки, форму и методы ее проведения, вопросы для рассмотрения и документы, на основании которых проходит проверка. Следующий шаг по алгоритму проведения ВШК – издание по школе приказа, в котором указывается причина проверки, дата ее проведения, состав проверяющей комиссии, форма подведения итогов.

По результатам проверки готовится итоговый документ. Название его определяется видом проверки. Если проводится тематическая или комплексная проверка, то по ее итогам пишется справка.

4) Практическое занятие №4. Для каждой группы подготовлены образцы: №1 – план-задание по теме «Реализации учителями-предметниками рабочих программ по предметам», гр. №2 –приказ «О проведении ВШК», гр. №3 –вопросы, которые должны быть отражены в справке по теме. Но в каждом образце допущена по одной ошибке, т.е. не хватает одного важного компонента. Вам необходимо его найти. Проверка (слайды № 20,21,22)

По итогам проверки формулируются выводы, даются рекомендации и принимаются управленческие решения. Уровни управленческих решений различают:

- по качеству содержания;

-по средствам и механизмам, применяемым в процессе принятия управленческого решения;

-по способу организации участников процесса принятия управленческого решения;

-по творческому вкладу участников в процесс принятия управленческого решения.

5). Практическое занятие №4. В конвертах голубого цвета находятся задания к прак. занятию №4.А именно: конкретные ситуации, по которым нужно принять управленческие решения.

Ситуация №1

Представление учащегося на заседании совета профилактики

Учащийся пропускает уроки без уважительной причины, имеет неудовлетворительные оценки по отдельным предметам, родители к воспитанию ребенка относятся халатно.

Управленческое решение.

1.Классному руководителю подготовить документацию на постановку на ВШК.

2. Психологу провести диагностику, составить психологическую характеристику

3. Завучу по УВР организовать дополнительные занятия по предметам.

4. Родителям объяснить закон «Об образовании»

5. Школьному инспектору поставить на контроль учащегося

Ситуация №2

Учащиеся старших классов не подчиняются Уставу школы

Не соблюдают школьную форму, одеваются вызывающе, опаздывают на уроки

Управленческое решение

1.Классному руководителю провести в классе беседы «Школьная форма: за и против»

2. Психологической службе выяснить причины поведения учащегося

3. ЗД по СР провести беседы родителями

Ситуация №3.

ЕГЭ по биологии показал низкие результаты выпускников школы.

Управленческое решение.

Провести анализ выполнения заданий выпускниками школы, с целью выявления массового «пробела» в знаниях.

Внести изменения в учебный план школы, с целью увеличения часов на преподавание предмета «Биология» за счет вариативной части.

Учителя биологии Петрову А.И. включить в план-заказ на следующий учебный год для прохождения курсов повышения квалификации

ПРОВЕРКА (слайды 23,2,25).

Руководство школой в современных условиях требует разработки особой системы оценки результатов. Это ВСОКО. Существует ряд нормативно-правовых актов, на которые руководитель ОО опирается при формировании ВСОКО. К основным относятся:

- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2016-2020 годы»

- Приказ Министерства образования и науки №462 «Об утверждении порядка самообследования образовательной организацией»

- Приказ Министерства образования и науки № 1324 «Об утверждении показателей деятельности ОО, подлежащих самообследованию» (слайд 26)

С введением и реализацией ВСОКО, у многих руководителей возникает вопрос: почему остается актуальной такая форма оценки, как ВШК? Есть ли вообще разница между ВШК и ВСОКО?

Совершенно естественно, что по мере погружения в проблематику организации ВСОКО администрация ОО задается вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще какая-то внутренняя оценка деятельности образовательной организации? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО «работают» с одним и тем же материалом: содержанием учебной деятельности в ОО, ее результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют одинаковую цель – обеспечить качество. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители предметных кафедр или методических объединений, педагоги. И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же.. ВШК – это контроль качества образования и управление системой обучения.

ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС. (слайд 27)

Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Думаю, вы нашли сегодня много для себя полезное для использование в работе в ходе внедрения ФГОС. Спасибо за активное участие.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области