Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Ручной труд в технике «Картонное кружево»

Цель : удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62»

г.Ленинск-Кузнецкий

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку – дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перехода от воспроизводящей действительности к творческой. Основная задача работы с детьми как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, – новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно гофрированный картон. По данной проблеме только М.И. Нагибина; Л.В. Пантелеева; Т.В. Панфилова освещают опыт работы использования гофрированного картона для создания интересных изделий и поделок. По мнению Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. – это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет практически первостепенное значение. Увлекшись поиском, он обязательно закончит ее положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.

В контексте с вышесказанным считаю, что техника “Картонное кружево” представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата – ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить.

Считая работу с гофрированным картоном интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.

В процессе работы по теме “Картонное кружево” как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мною разработан перспективный план, план взаимодействия с родителями, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей ДОУ.

Гофрированный картон является нетрадиционным материалом, работа с которым способствует развитию творческих способностей у детей. Гофрированный картон – это один из самых податливых и легко доступных материалов.

Цель исследования: удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.

Данный реализует следующие цели:

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

умение выделять признаки и свойства предмета;

умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;

практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Ручной труд в технике

«Картонное кружево»

Процесс изготовления поделок поможет развивать зрительное восприятие, внимание, пространственное воображение и творческое мышление ребят, одновременно прививая аккуратность и точность в работе.

Как показывает наш опыт, старшие дошкольники легко осваивают новую технику, с большим увлечением работают с картоном, а выполненные ими декоративные панно радуют детей и взрослых своей оригинальностью и выразительностью.

Кроме того, создавая картину – панно, дети на протяжении длительного времени работают сообща, переживая минуты совместной работы и успеха. При этом у каждого есть возможность показать свои умения и навыки, внести свой вклад в общее дело.

Как же научить детей изготавливать красивые и необычные панно? Это совсем не сложно. Тем более что и материалов потребуется не так много. В первую очередь, это картонные коробки (из - под печенья, конфет, радиоаппаратуры). Так же для работы будут нужны ножницы, линейка, простой карандаш, острый скальпель и клей ПВА. Он сейчас разрешен для использования в детских садах, быстро схватывает бумагу, не оставляет следов, что очень важно в декоративной работе.

Начинать следует с приготовления основных элементов – гофрированных полосочек и жгутиков.

Гофрированный картон имеет три слоя: первый и третий слой из плотной бумаги, между ними бумага наклеена змейкой. С помощью линейки и карандаша кусок картона размечается на узенькие полоски поперек гофры (0,5 см).

Далее по намеченным линиям разрезаются полоски. Все это выполняет педагог, воспитанники следят за его действиями. Затем снимается один из верхних слоев бумаги, с чем очень хорошо справляются дети. Получаем гофрированную полоску. Она напоминает связанную крючком кружевную тесьму. Ее можно наклеивать как плашмя, так и на ребро. Эта одна из основных заготовок «картонных кружев». Если склеить две полоски между собой гладкими сторонами, то получиться красивый ажурный гофрированный жгутик – вторая основная заготовка. Наклеивается жгутик на ребро. Воспитанники легко и быстро осваивают эти приемы изготовления и склеивания гофрированных жгутиков. Рекомендуется делать их не более 5 см, так как ребятам легче работать с короткими полосками. Гибкость гофрированных полосок и жгутиков позволяет располагать их на листе картона по контурам в любом направлении, придавать им необходимые формы в соответствии с задуманным эскизом. Следует изготовить как можно больше основных элементов, так как их потребуется много. Работу по заготовке полосочек и жгутиков лучше проводить во второй половине дня. Хранить заготовки необходимо в отдельных коробках. Так они всегда будут под рукой, и вы сможете реализовать любой творческий замысел.

Следующий шаг в работе – это создание эскиза будущей работы. Рисовать его лучше простым карандашом. Можно перевести рисунок через кальку. На первых занятиях рисунок должен быть очень простым: шары, цветок, листочек, бабочка. По мере овладения техникой работы с гофрированным картоном содержание рисунка усложняется: причудливые цветы и листья, сказочные птицы и рыбы, дворцы и замки.

Для того чтобы работа получилась более выразительной и объемной, с некоторых частей изображения можно снять скальпелем верхний слой бумаги. Это выполняет только педагог. Далее по контуру гофрированными полосками и жгутиками выкладывается весь рисунок. При этом можно создавать разнообразное их сочетание. Это зависит от полета вашей фантазии.

Начинать лучше с выкладывания мелких деталей и частей рисунка «чешуйкой», «рубчиками». И заканчивать наклеивание полосочек и жгутиков по общему контуру. Делается это так: на небольшой участок линии будущего узора тонкой кисточкой наноситься клей, затем в соответствии с необходимыми изгибами и формами прикладывается гофрированный жгутик. Его необходимо придержать некоторое время пальцами, чтобы он лучше приклеился.

Не надо расстраиваться, если у ребенка не получиться сразу ровный и плавный изгиб, не совсем по контуру приклеиться жгутик. В целостном восприятии готового панно дефект не так будет замечен. В этом и заключается одно из преимуществ изготовления дошкольниками «картонных кружев». Поэтому даже самые неусидчивые и неумелые дети с большим удовольствием изготавливают подарки своим родным и друзьям.

В своей работе проводим целую серию занятий по созданию разнообразных панно. В приложении представлено примерное перспективное планирование занятий по ручному труду в технике изготовления «картонных кружев». Для детей старшего дошкольного возраста. Такие интересные и увлекательные занятия понравятся не только педагогам, но и воспитанникам. Творческих успехов!

Примерный план непосредственно образовательной деятельности по освоению техники «картонное кружево»

Квартал

Примерные темы нод

Программное содержание

Коррекционные задачи

I

Экскурсия на выставку декоративных работ в технике «картонные кружева»

Познакомить детей с работами в технике «картонные кружева», вызвать интерес, желание выполнять такие красивые декоративные панно. Познакомить с содержанием размещенных на выставке работ.

Учить детей внимательно рассматривать декоративные работы, выделяя их содержание, определять составляющие части декоративной композиции. Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза

Изготовление основных элементов для выполнения работы в технике «картонные кружева»: гофрированных полосок и жгутиков.

Учить детей пользоваться линейкой и простым карандашом при разметке картона на полоски, упражнять навыки работы с ножницами. Учить снимать верхний слой бумаги, склеивать полоски в жгутик.

Развивать мелкую моторику руки, учить резать полоски по начертанным линиям под зрительным контролем. При склеивании полосок в жгутик соблюдать направления гофры.

Панно « Воздушные шарики»

Учить детей наклеивать жгутики по линиям. Рисовать по кругу, правильно пользоваться клеем.

Развивать прослеживающую функцию глаз, точность, движение рук, повышать остроту зрения амблиопичного глаза.

Панно «Башенка»

Продолжать учить наклеивать полоски и жгутики по начерченным линиям, придавая им нужную форму. Учить детей заполнять пространство башенки «чешуйками»

Учить детей зрительному обследованию предложенного образца, выделять составляющие части предмета. Развивать мелкую моторику рук. Повышать остроту зрения.

Панно «Ваза с фруктами»

Продолжать учить наклеивать по нарисованным линиям гофрированные полоски и жгутики. Учить наклеивать жгуты по спирали. Учить детей композиционному построению изображения.

Учить детей рассматривать композицию панно, выделять составляющие ее части, форму предметов, их расположение. Продолжать развивать систему «пука – глаз», точность движения руки.

II

Панно «Бабочка»

Продолжать учить детей выполнять работу в технике «Картонные кружева», аккуратно наклеивать полоски и жгутики в разных комбинациях, заполнять крылышки бабочек «чешуйками» и «рубчиком».

Развивать зрительное внимание, умение прослеживать по контуру целостное изображение предмета. Продолжать развивать мелкую моторику рук, учить ориентировать на листе бумаги.

Панно «Сказочная птица»

Продолжать учить детей аккуратно наклеивать полоски и жгутики по контуру рисунка. Развивать творчество, предложить детям самостоятельно придумать сою композицию из сочетания полосок и жгутиков, свой вариант заполнения крыльев птицы.

Развивать зрительную фиксацию, проводить движение руки под зрительным контролем. Повышать остроту зрения. Формировать целостное представление об облике птиц, развивать воображение детей, предложив дополнить образ птицы сказочными элементами.

Панно «Домик»

Продолжать учить работать в технике «картонные кружева». Воспитывать аккуратность в работе, учить придавать линиям плавность и гибкость.

Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги при построении композиции рисунка, развивать моторику рук.

III

Коллективная работа «Сказочный терем» (выполняется за 2-3- занятия)

Учить детей сообща выполнять работу по изготовлению панно, согласовывая свои действия и распределяя между собой участки работы.

Учить детей намечать план предстоящей работы, распределять между собой работу. Учить детей видеть в целостном образе предмета его составляющие части, отмечать их пространственное взаимоотношения. Развивать зрительное внимание, умение адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Декоративная салфетка

Учить детей самостоятельно составлять композицию работы, располагая узор по кругу. Развивать воображение детей, умение составлять узоры из предложенных вариантов цветов. Учить подбирать сочетание гофрированных полосок и жгутиков самостоятельно

Развивать умение ориентироваться на площади круга при составлении композиции узора. Развивать зрительное внимание, умение согласовывать движение рук и глаза. Повышать остроту зрения.

IV

Панно «Золотая рыбка»

Продолжать учить детей самостоятельно подбирать разные комбинации сочетаний гофрированных полосок и жгутиков, добиваясь выразительности образа, аккуратно выполнять работу.

Развивать зрительное внимание, воображение детей, умение самостоятельно экспериментировать по выбору различных элементов узоров, сочетаний полосок и жгутиков. Учить детей адекватно оценивать свою работу, уметь видеть свои ошибки и находить пути их исправления.

Панно «Волшебный цветок»

Учить детей композиционному построению замысла, развивать воображение, умение самостоятельно придумывать декоративные элементы для своего цветка, добиваясь выразительности образа.

Развивать творческое экспериментирование по созданию декоративного образа. Развивать умение планировать работу для достижения своего замысла. Развивать зрительную фиксацию.

Коллективная работа «Мой город»

Учить детей применять все знания и умения по технике «картонные кружева», самостоятельно выбирать сочетания полосок и жгутиков при создании образа, учить комбинировать различные способы заполнения пространства рисунка для передачи большей объемности и выразительности. Воспитывать аккуратность в работе. Учить детей работать согласованно, нагрузку распределять с учетом своих возможностей и навыков

Повышать остроту зрения, умение сосредоточить зрительное внимание. Продолжать развивать моторику рук, прослеживающую функцию глаза. Развивать творческое экспериментирование, воображение детей. Учить детей при распределении работы учитывать умения и навыки свои и своих товарищей, быть адекватным в оценке работы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области