Конспект организованной образовательной деятельности
«Матрешка - символ России»
Цель:Формирование нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с матрёшками.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о народных промыслах, о русской народной игрушке – матрёшке, отметить, что матрёшки сделаны из дерева, украшены узорами, одеты в цветной сарафан, платочек, фартук;
Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народа; словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения (пальцами рук).
Воспитывающие:
Воспитывать у детей дошкольного возраста уважение и гордость за русский народ, культуру, традиции.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, Речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: кручинился, символ, расписная.
Предварительная работа: Разучивание стихов потешек о матрёшке.
рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка», просмотр мультфильма «Про матрешку».
Оборудование: Иллюстрация с изображением матрёшки, образцы матрёшек из дерева; ноутбук, мультимедийная система, фильм «Вот они какие, матрешки заводные!», наклейки – цветочки, электронно - дидактическая игра «Расставь матрешек по росту».
Форма проведения: совместная деятельность
Ход деятельности
1. Организационный момент:
-приветствие детей;
-приветствие гостей (стимулирование детей к доброжелательному отношению к гостям)
-формирование хорошего настроения
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам в детский сад пришло много гостей.
-Здравствуйте! Ты скажешь человеку.Здравствуй! Улыбнется он в ответ.И наверно, не пойдет в аптеку,И здоровым будет много лет!
-Ребята, давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем и «Здравствуйте!» (Дети здороваются).-Давайте еще подарим гостям улыбку. Улыбка – это живой подарок, а подарку всегда рады (Дети улыбаются)
Воспитатель: ребята, а вы любите ходить в гости?Дети. Да, любим!Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.Ростом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они сидят вдруг дружке,А всего одна игрушка.Воспитатель: Правильно, матрёшка!Ну что, готовы в путь дорогу?Дети: Да.Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости?Дети: На паровозе!Воспитатель:
Все за мною становитесь,Друг за другом повернитесь!Я – ваш новый паровоз,Ничего, что нет колёс!Друг за другом мы пойдём,За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
Матрёшка: Здравствуйте, дети!(Девочка подготовительной группы)
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка!
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.(Показывает на матрешек, которые стоят на столе).
Воспитатель:Посмотрите сколько матрёшек! Выбирай любую (дети берут матрёшки). Давайте присядем на ковер.
Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки. Матрёшка - символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке. Рассмотрите свою матрёшку, и скажите, из чего она сделана? (Из дерева) Во что она одета? (Сарафан, фартук, платок). Что у неё на голове? Почему они такие красивые? Как украшена одежда матрешки? (цветами, листочками, точечками).
- Открываем, смотрим. Ребята, сколько стало матрешек? (Две).
- Какого размера эта матрешка? Какого эта?
- Смотрим еще, открываем, ребята, сколько теперь стало матрешек? (Три).
- Сколько же всего матрёшек?
Воспитатель:решили матрешки погулять и не могут встать по росту. Давайте матрешкам поможем и построим их по росту от самой высокой до самой низкой (дети выполняют задание)
Электронно - дидактическая игра «Расставь матрешек по росту»
Воспитатель: Молодцы! Помогли нашим матрешкам построиться.
- А теперь давайте соберем матрешек обратно. С какой матрешки начнем? Начинаем с самой маленькой матрешки. Дети хором произносят: «Самую маленькую матрешку убираем в среднюю, среднюю в большую»
-Матрёшка:-А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точилзабавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
- Вот так ребята родилась матрёшка.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, становитесь в круг.
Физминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
(Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки.
(Топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)
Воспитатель:Ребята, вы запомнили, где родилась матрешка? Правильно, родина матрешки – Россия. Матрешка у нас появилась очень давно. Это красивая, расписная кукла. Матрёшка - народная игрушка. Её знают во всех, даже самых далёких, уголках нашей Родины. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам.Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.Люди, которые приезжают в Россию, обязательно покупают матрёшку на память (просмотр презентации)
-Давайте поиграем в игру «Красивые слова для матрешки».
(Ребята встают в кружок и под музыку передают матрешку друг другу по кругу. Когда музыка остановилась, ребенок, в чьих руках оказалась игрушка, должен ответить на вопрос: Матрёшка какая?
Дети называют слова (красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная). Если у кого-то из детей возникли трудности с выбором слова, другие ребята приходят на помощь).
Игра «Собери матрешку из частей»( дидактическая игра)
Воспитатель:а теперь, ребята я вас приглашаю в мастерскую. Вы будете сами матрешкам украшать их сарафаны (показ и объяснение воспитателя).
Дети украшают элементами чистый сарафан матрешки (нетрадиционный метод)
Воспитатель: Вот какая красивая матрешка получилась.
Воспитатель: Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?
Дети. Да понравилось.
Воспитатель: Что вы нового узнали сегодня?
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала.
Матрёшка: Ну а я тоже приготовила вам подарки, за то, что вы очень старались, много рассказывали о матрешках. До свиданья!
Дети: До свиданья!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.