Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


День родного Языка

Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. Создать условия для познавательно-речевого развития детей; формировать бережное отношение, как к своему родному, так и другим языкам.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приложение 1

_________________

_________________

План мероприятий по проведению тематической недели "Международный день родного языка" в МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №28».

Мероприятие

Ответственные

Срок реализации

1

Оформление выставки рисунков, плакатов, стенгазет по теме «День родного языка»

Волосатова И. П.

19.02.2018

2

Устное народное творчество, как одна из форм воспитания правильного произношения и развития речи в целом

Волосатова И. П.

20.02.2018

3

Беседа с детьми на тему «Родной язык-душа народа» (рекомендуется для проведения воспитателям)

Волосатова И. П.

21.02.2018

4

Работа с родителями. Творческая работа на тему «Мой родной язык»

Волосатова И. П.

22.02.2018

5

Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством литературного слова разных народов (рекомендации родителям по составлению презентации на тему «Мое любимое народное произведение»; «Герои сказок всегда со мной» (рисунок))

Волосатова И. П.

22.02.2018

6

Логопедический проект «Слова бывают разные…»

Волосатова И. П.

23.02.2018

7

Речевое развлечение «Пойми меня» (старшая, подготовительная группы)

Волосатова И. П.

23.02.2018

Учитель-логопед логопедического пункта

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №28»

Волосатова И. П.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №28»

Выступление на тему:

«Устное народное творчество, как одна из форм воспитания правильного произношения и развития речи в целом»

Подготовила:

Учитель-логопед

Волосатова

Ирина Петровна

г. Михайловск, 2018

«Устное народное творчество,

как одна из форм воспитания правильного произношения

и развитию речи в целом»Всем известно, что важнейшее средство человеческого общения – это язык. И одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

расширение, обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; подготовка к обучению грамоте; формирование правильной разговорной речи.И важнейшую роль в решении этих задач, может, оказывает русский народный фольклор. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Не одно поколение русского народа было воспитанно именно им. Словесное творчество бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям.

Моя коррекционно-логопедическая деятельность с детьми тоже украшена следующими видами фольклора:

Загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки развивают не только память, но и воспитывают поэтическое чувство, подготавливают ребенка к восприятию классической литературы. Они остроумны и разнообразны: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека. Одним словом, обо всем, что мы видим, слышим и знаем.По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок.

Загадки с точно названными признаками. Во лугах сестрички-

Золотой глазок,

Белые реснички (ромашка)

Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания. Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое – что это такое? (ромашка)

Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)

Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т.е. содержащие и отрицание, и иносказание. Не мышь, не птица в лесу резвится. (Белка)

Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.Посреди поля лежит зеркало:

стекло голубое, рама зеленая. (Озеро) Загадки, я рекомендую использовать воспитателям, специалистам и родителям в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, телом).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.)Солнышко-вёдрышко!Выйди из-за облышка!

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк.

Пестушки – обладает противоположным свойством закличкам. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает произносить их тихо, спокойно. Скок, скок, скок.

Побежали на мосток.

Побежали на мосток.

Потеряли сапожок.

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.

Уж ты, бор-борок!

Дай ягод коробок,

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью насыщают образовательную деятельность эмоциональным настроем, учат выразительности, помогают раскрепоститься, что не мало важно для детей с речевыми нарушениями и особенно для детей с ОВЗ.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка - рябушка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это, лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.Жу-жу-жу-жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу.Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для него выразительность, образность, юмор.Ехала деревня мимо мужика,Вдруг из-под собаки лают ворота.Выскочила палка с бабою в рукеИ давай дубасить коня на мужике.Лошадь ела сало, а мужик – овес,Лошадь села в сани, а мужик повез.

Приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:- помогают расширить словарный запас детей;- способствуют развитию слуховой памяти;- дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;- развивают фонематический слух;- оказывают помощь в автоматизации звуков речи;- знакомят с ритмичностью народного календаря.Ноябрь - ворота зимы.В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.Для расширения словарного запаса ребенка можно, используя игровые приемы, дать устаревшие слова. Например, атрибуты или картинки.«Доскажи словечко»Это куколка, АкулькаУ нее кроватка –… (люлька).В печку слазить очень рад,А зовут его –…(ухват).У нее доска и палка –Это бабушкина… (прялка)Кашу варит всем дружок,Круглобокий… (чугунок)Подчеркнуть историческую преемственность с современными аналогами можно, используя «Цепочку слов» Лучина - свечка - лампа - электрическая лампаДеревянная миска - глиняная - эмалированнаяСкамья - лавка - диванУхват - прихватка

Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью и меткостью родного языка, их можно подобрать почти к любой ситуации. Считаю, что использование образных поучающих пословиц и поговорок в образовательной деятельности запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.В работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом или сказкой.Что на уме, то и на языке.Чужим умом умен не будешь.

Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Он – лисий хвост. – Поговорка.В чужом глазу сучок видит, а в своем не замечает. – Пословица.

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией. Для этого можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.)Солнышко, появись!Красное, нарядись!Чтобы год от годаБыла у нас погода!

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает произносить их тихо, спокойно. Тише, куры, не шумите,Мово Ваню не будите,А мой Ваня будет спать,Будет глазки закрывать. А, как фольклорное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной для них среде.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно использовать народные игры «Сорока-ворона», «Утро настало, солнышко встало», «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил». Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.Использование мной русского народного фольклора на занятиях по подготовке к обучению грамоте способствовали развитию фонематического слуха, умению различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием:«Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, т.к. сама звуковая ориентация стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Пошел медведь к броду –Бултых в воду!Уж он мок, мок, мок,Уж он кис, кис, кис.Вымок, выкис, вылез, высох,Встал на колоду – Бултых в воду!

Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.Заучивание и обыгрывание диалогического текста, построенного на вопросах и ответах, позволяет освоить детям вопросительную интонацию.- Яму копал? – Копал.- В яму упал? – Упал.- В яме сидишь? – Сижу.- Яма сыра? – Сыра.- Как голова, цела? – Цела.- Значит, живой? – Живой.- Ну, я пошел домой.Восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:Солнышко! Ведрышко!Выйди поскорей!Будь к нам подобрей! Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как еще называют игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков.

Надо учитывать и тот факт, что, не смотря на разнообразие народного фольклора, реализовать это только в коррекционной логопедической практике не возможно, поэтому работа строится по трем направлениям:

Речевое развитие детей протекает как в организованной деятельности, в режимных процессах, так и в условиях специально-организованной образовательной деятельности. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения мы обязаны творческой работе сотен великих людей.Где же, как не в народном фольклоре нам черпать материал для всестороннего развития не только речи и воспитания интереса к художественному слову, а развития ребёнка в целом через неиссякаемый источник мудрости.

Использованная литература:1. Н.И.Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;2. Н.А.Галанина Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика № 5(46) июль/2008., с.32-37;3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Л.Н.Елисеева. – М.:Просвещение, 1987. – 448с

Отчет о проведении в МБДОУ «ЦРР - детский сад №28» мероприятий, посвященных Международному дню родного языка

С 19.02.2018 по 26.02.2018 г в нашем учреждении состоялись разноплановые мероприятия, посвященные родному языку. Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Перед проведением недели родного языка был составлен план мероприятий с определением целей и задач.

Цель и задачи мероприятий: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. Создать условия для познавательно-речевого развития детей; формировать бережное отношение, как к своему родному, так и другим языкам. Общение с родителями в процессе познания ими истории и культуры родного края. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

В рамках проведения недели родного языка, педагогами ДОУ, проводились комплексы подвижных игр разных народов. 19, 22 февраля логопедом Волосатовай И. П. была оформлена выставка по теме «День родного языка», «Мой родной язык». На выставке, были выставлены творческие работы, выполненные детьми логопедического пункта совместно с родителями.

21 февраля воспитателями старших, подготовительных групп проводились тематические беседы по теме « Родной язык – душа народа», целью которой было привитие интереса и любви к родному языку, приобщение к культуре народа.

22 февраля воспитатели всех возрастных групп в течение всего дня использовали в работе с детьми малые фольклорные формы народа. Логопедом, было проведено мероприятие по активизации выразительности речи посредством литературного слова. Состоялась беседа на тему «Герои сказок всегда со мной», детьми вместе с родителями были составлены презентации по любимым произведениям, нарисованы иллюстрации. В ходе беседы детей знакомили с пословицами, загадками, сказками, стихами разных народов в соответствии с возрастом. Всю неделю запланированных мероприятий в ходе проведения народных игр использовались считалки, жеребьевки, дразнилки. Драматизация народных сказок, запланированная 22 февраля с детьми, была проведена воспитателями младших, средних и старших групп.

В работе с педагогами детского сада была проведена консультация по теме «Устное народное творчество, как одна из форм воспитания правильного произношения и развитии речи в целом». Педагогами средней и старшей группы Поповой Е. Н., Филевой С. В. была проведена консультация «Приёмы формирования правильного звукопроизношения в процессе НОД по речевому развитию».

26 февраля велась работа по формированию правильного произношения в процессе НОД. В работе с родителями во всех возрастных группах были оформлены папки-передвижки, памятки, в которых советовали родителям, как детей приобщать к родной культуре, прививать любовь к родному языку. Все участники недели родного языка пришли к выводу, что язык является отражением национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия народа. Язык каждого народа самобытен, выражает менталитет и традиции народа, духовное богатство народа. Итогом проведения недели родного языка стало развлечение на тему «Пойми меня», где дети уточнили и закрепили свои знания в разных речевых направлениях.

Вывод:

Мероприятия, посвященные недели родного языка, прошли в соответствии с планом. Цели и задачи были достигнуты. Все мероприятия были продуманны, хорошо организованны, направлены на всестороннее развитие детей, на знакомство с темой с разных сторон. Тема мероприятия нашла отражение во всех видах детской деятельности. Педагоги использовали большое количество атрибутики, наглядного материала, музыкальное сопровождение, художественное слово, что способствовало восприятию воспитанниками материала, усиливало их впечатления и повышало интерес к родному языку.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №28»

Сценарии

речевого развлечения

«Пойми меня»

(подготовительная, старшая группы)

Подготовила

Учитель - логопед:

Волосатова И. П.

г. Михайловск

Программное содержание:

Совершенствовать и развивать фонематический слух; активизировать словарь, работать над развитием и коррекцией связной речи; развивать творческие и эмоциональные способности; вызывать интерес к заданиям и ответам товарищей.

Материал и оборудование: скороговорки, поговорки, цветные карточки; импровизированные ворота, 3 легких шарик, карточки со слогами, плакат с набором букв.

Предварительная работа:

Исправление нарушений звукопроизношения, заучивание стихов, чистоговорок, потешек, загадок, речевые игры.

Ход работы

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Надеюсь, что скучать вам сегодня не придется, ведь в этом зале собрались ребята – весёлые смышлёные и умные.

И сегодня они выступают под девизом: «Знай больше — говори чище».

Основная часть.

«Отгадай загадку» ?

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают.

А ещё для вас приготовили загадки дети коррекционной группы.

Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год

Шубка серая для лета,

для зимы другого цвета.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

И ещё мне часто сниться

Блюдце с тёплым молочком

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный крикун неугомонный.

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой

Бежал по речке голубой –

речка сделалась рябой.

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветерок подует – бежим по воде

Бегу я, как по лесенке по камешкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня

Круглый, серый, загорелый,

Попадался на зубок –

Расколоться всё не мог.

А потом под молоток, хрустнул раз – и треснул бок.

Под сосною у дорожки, кто сидит среди травы

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы.

На дорожку вышли ножки «Вы не будите бодать?»

Я потрогала немножко,

Рожки спрятались опять.

Чей домишко из иголок

На земле у старых ёлок?

Одежду не шьёт, а ткань всегда ткёт.

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым

Как загудит его мотор

Глотает он и пыль и сор

Игра «Пойми меня» (пантомимика, старшая – подготовительная группы).

Первому игроку логопед называет слово, обозначающее предмет (например, «корова»). Игрок своими движениями и эмоциями изображает заданную фигуру. Остальные ребята отгадывают; «обезьянка», «сильный дождь»

Конкурс «Придумайте слова и предложения» (подготовительная группа)

Мы должны с вами организовать две команды по пять человек. Одна команда будет «Знайки», другая «Грамотеи». Детям каждой команды нужно придумать слова где встречаются заданные слоги ВА; НИ, а другой команде, где встречаются слоги НА; ВО. (ВАЗА, КОНИ, ВАТА, НИНА, НИТКИ, СЛОВА, ВАНЯ , ТРАВА, СОВА, ГОЛОВА, ВАРЕНЬЕ, НИКИТА… ВОДА, ВОЗ, НАРОД, НАТАША, ВОВА…) а затем предложения, в которых каждое слово должно начинаться со звука (м) (р)

(например: «Мама моет машину», «Рома рисует рака»).

Физкультминутка «Лягушки хохотушки»

Игра «Собери цветок» (старшие группы)

Дети двух команд, на ковре собирают цветок из лепестков, в названии которых есть заданный звук Л или Р (например: салатный, зелёный, голубой и. т .д. )

Упражнение «Как вы понимаете слова?»

Слова для детей: хвастаться, оправдываться.

Слова для зрителей: грустить, радоваться.

А как вы понимаете такие поговорки:

— Аккуратность человека красит.

— Маленькое дело лучше всякого безделья.

— За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

— При солнышке тепло, при матери добро.

Игра «Повтори правильно и выразительно» (коррекционная группа)

Дети читают потешки, чистоговорки.

Игра «Загони мяч в ворота»

Три команды по два игрока соревнуясь, задувают (загоняют) шарики в ворота (на ковре). Зрители поддерживают игроков аплодисментами.

Игра «Цепочка слов»

Дети образуют круг, передовая мяч по кругу, составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова и т.д.):

рак — кот — том — машина...

лист — танк — кот — трактор.

Релаксация «Я - твоя улыбка»

Я твоё – благо

Я твоя – улыбка

Я твоя радость

В жизни земной

Я твоя – крепость

Я твоя смелость

Я опора, я – твой покой.

Итог.

Фото отчет

Логопедический проект

«Слова бывают разные…»

(презентация - отчет о работе с родителями)

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint5.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint6.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint7.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint8.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint9.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint10.sldx>

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области