Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД для среднего дошкольного возраста «В краю льда и снега».

Обучающие задачи. Познакомить детей с климатическими условиями Арктической пустыни. Закреплять представления детей о том, какой бывает вода в природе: жидкой, твердой (лед, снег). Расширять представления детей о явлениях природы (северное сияние, полярный день, полярная ночь), о белых медведях, о том, как они приспосабливаются к тяжелым условиям Севера. Формировать представления детей о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Обогащение словаря детей: Арктика, Северный полюс, полярный, айсберг, белый медведь, тюлень, северное сияние. Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес, активность, наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитательные задачи. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы нужно ее беречь.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДОБУ «ДСКВ № 1» г. ВсеволожскаЛенинградской области

Конспект НОД для среднего дошкольного возраста «В краю льда и снега».

(образовательная область: познавательное развитие)

Воспитатель: Филиппова А.Л.

Задачи.

Обучающие задачи.

Познакомить детей с климатическими условиями Арктической пустыни. Закреплять представления детей о том, какой бывает вода в природе: жидкой, твердой (лед, снег). Расширять представления детей о явлениях природы (северное сияние, полярный день, полярная ночь), о белых медведях, о том, как они приспосабливаются к тяжелым условиям Севера. Формировать представления детей о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Обогащение словаря детей: Арктика, Северный полюс, полярный, айсберг, белый медведь, тюлень, северное сияние.

Развивающие задачи.

Развивать познавательный интерес, активность, наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи.

Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы нужно ее беречь.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально–коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: плюшевый белый медвежонок, постройка из стульев, имитирующая самолет, презентация с видами Арктики, карта мира с указанием ареалов обитания животных, аудиозапись произведения Л. В. Бетховена «Лунная соната», емкость с водой, льдинки различных размеров.

Предварительная работа.

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций, беседы, наблюдения за льдом и снегом на прогулке, опыты по замораживанию воды, просмотр мультфильма о белом медвежонке Умка, беседа после просмотра мультфильма, знакомство с плюшевым Умкой.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, наш гость, белый медвежонок Умка загрустил. Умка, что с тобой? Что же ты не весел, нос свой черненький повесил? Разве тебе с нами не весело, не интересно?

Умка.

Я у вас играл, резвился,

Рисовал. Но загостился.

К маме мне уже пора.

Помогите, детвора!

Где мне мамочку найти,

Как не сбиться мне с пути?

Воспитатель. Ах, вот в чем дело. Ты хочешь домой. Ребята, поможем Умке добраться до дома?

Ответы детей.

Воспитатель. Умка, а где же ты живешь? Помнишь свой адрес?

Умка. Я не помню адреса, забыл! Потому я и расстроился. Не видать мне родных просторов, любимых родителей, братьев, сестер, друзей.

Воспитатель. Как же так, что же нам делать, как помочь? Не горюй, ребята что-нибудь придумают. Ребята, а вы не знаете, где на нашей планете Земля живут белые медведи?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте проверим, правы вы или нет. У меня есть волшебная карта, на которой указано, где живут разные виды животных и птиц. Итак, ищем белого медведя. Вот и он. Как же это место называется? Арктика. Какое красивое название. Умка, это твоя родина?

Умка. Да. Арктика, страна льда и снега, ледяной воды, мой родной дом. Здесь кругом вода: жидкая, в которой можно плавать, твердая, по которой можно ходить (догадались, что это за твердая вода? Правильно, лед) и пушистая, легкая, которая покрывает все кругом теплым белым одеялом, в которое можно спрятаться от ветров и вьюг (Догадались, что это? Правильно, снег.).

Все кругом белым-бело, снегом белым замело,

Валит снег из низкой тучи,

День и ночь мороз трескучий,

Ветра свист, метелей вой – край холодный, ледяной.

Воспитатель. Ребята, как же можно попасть в Арктику?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, самолет – самый подходящий вид транспорта. Только погода должна быть подходящей, безопасной для полетов. Подумайте, какая погода может помешать нам взлететь и благополучно добраться до места?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, сильный ветер и снег могут помешать нам. Ветер может нарушить устойчивость нашего воздушного судна, и оно может потерять управляемость. А плотный снег нарушает видимость. Поэтому перед вылетом надо уточнить прогноз погоды. Мне как раз из центра по изучению погоды прислали ее прогноз на сегодня. Из конверта достаются карточки, обозначающие характер погоды: солнечно, безветренно, морозно. Воспитатель просит детей расшифровать полученный прогноз и спрашивает, подойдет ли такая погода для авиаперелета.

Ответы детей.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода и льда!

Дети рассаживаются в импровизированном самолете, построенном из стульев. Заводим мотор: ддддддддддддддд (круговые движения рук). Взлетаем: уууууууууууууууу (руки назад, имитация крыльев). Наш полет начался. Внимательно смотрим в иллюминаторы (так называются окна в самолете).

Презентация, слайд 1.

Воспитатель. Северный полюс – это пустыня из льда и снега. Мы с вами сейчас летим над Северным Ледовитым океаном. Наш путь лежит в Арктику, которая простирается над Северным Ледовитым океаном и островами, самый крупный из которых называется Гренландия.

Природа Арктики очень сурова. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Все полгода здесь темно и царит ночь, не пуская день. Это арктическая зима. Лунный призрачный свет, черные тени облаков, безмолвие ледяной пустыни... Создается впечатление, что солнца здесь не будет больше никогда….

Звучит спокойная глубокая «космическая» музыка (Л.В. Бетховен «Лунная соната»), воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить, как темно и тихо в арктической ночи.

И вот, когда кажется, что глаза навсегда отвыкли от яркого света и цвета, в темном небе вдруг вспыхивают цветные сполохи. Они медленно перемещаются, то свертываясь, то разворачиваясь, переливаются чистыми, радужными цветами. Слайды № 2 и 3. Это – полярное сияние – грандиозное, потрясающее по красоте, захватывающее дух зрелище, которое может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Рассказывают, что оно сопровождается слабым шорохом, так называемым «шепотом звезд». Возникает это свечение в верхних слоях земной атмосферы под действием частиц, испускаемых солнцем – «солнечным ветром». 

Слайд № 4. Другие полгода солнышко не уходит на покой и светит как днем, так и ночью. Летом – круглые сутки светло, но не тепло. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, давая очень мало тепла. Летом температура воздуха не поднимается выше 6 градусов тепла. Не только сам океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем, а там, где его нет, суша промерзает на несколько метров в глубину, а почвы не образуются. Вот почему здесь – царство льда и снега…

Как суровы эти края! Умка, я переживаю за тебя. Ты же можешь погибнуть от холода! Ты не мерзнешь там, в своей суровой Арктике? Умка говорит, что нет. Ему очень тепло там. А у нас ему так жарко, что сил нет больше терпеть такую жару. Странно. Ребята, что же помогает белым медведям спасаться от таких холодов?

Ответы детей.

Воспитатель. Получается, белые медведи прекрасно приспособились к жизни в Арктике. Для жизни в столь холодных условиях они обзавелись особо теплой шерстью, с которой не страшны арктические морозы. Кроме шерсти от потерь тепла мишку спасает и подкожный слой жира толщиной около 10 см.

В зимние метели мама-медведица со своими медвежатами может спрятаться в берлоге из снега. Такой домик защитит от ветров и сохранит тепло – ведь снег пушистый, легкий, мягкий, укрывает как одеялом.

Слайд № 5. Берлога из снега.

Полярный медведь – хозяин Арктики.

Слайд № 6. Белый медведь.

У него нет врагов, если не считать человека. Люди охотились на медведей, истребляли их ради мяса и теплых шкур. Это привело к тому, что белых медведей становилось все меньше и меньше. Тогда стало понятно, что охота на белых медведей приведет к их полному исчезновению. Белых медведей внесли в особую Красную книгу, в которой ведется учет всех животных и растений земли, которые нуждаются в защите, потому что относятся к исчезающим видам. Кроме этого, в Арктике открыли заповедники, территории, где охраняют белых медведей и другие редкие виды животных. С тех пор как люди приняли меры по охране животных, численность белых мишек стала расти.

Считается, что белый медведь произошел от предков бурого медведя, когда оказался отрезанным в холодных широтах движением ледников. Только почему-то со временем шкура бурового медведя, вынужденного жить среди снегов, превратилась из коричневой в белую. Зачем? Умка, скажи нам, зачем вам, полярным медведям белая шубка? Ребята, Умка хочет, чтобы вы сами догадались. Зачем полярному медведю белая шубка?

Ответы детей.

Воспитатель. Действительно, белый цвет меха помогает медведям охотиться. На белом снегу белая шубка позволяет медведю оставаться незамеченным для своей добычи. Медведи даже специально во время охоты прячут в лапы свой черный нос, чтобы быть незаметными.

Физкультминутка «Мишка».

Топай, мишка, (топаем ногами)Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)Приседай со мной, братишка, (приседаем)Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)Улыбайся и садись.

Белые медведи - большие животные. Чтобы прокормить такое большое тело, нужно много питательной, жирное еды. Как вы думаете, ребята, чем питается белый медведь?

Ответы детей.

Воспитатель. Медведи охотятся на рыбу и тюленей.

Слайд № 7. С рыбкой.Слайд № 8. Охота на тюленя.

Белые медведи не впадают зимой в спячку – ведь количество пищи для них зимой и летом в Арктике практически одинаково. Летом морозы в Арктике ослабевают, поэтому происходит таяние льдов. Огромные куски льда, тая, отрываются от огромных ледяных плит. Умка, посмотри, это не твоя мама с братиком на льдине? Слайд № 9.

Это не опасно, льдина не уйдет под воду? Ребята, что как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, давайте проверим, тонут льдинки в воде или нет.

Опыт с водой. В емкость с водой помещаются большие и маленькие льдинки. Ребята опускают их в воду и наблюдают, что происходит. По результатам опыта дети приходят к выводу, что лед не тонет в воде. Следовательно, Умкиной маме и братику не стоит опасаться, что льдина утонет, сама по себе уйдет под воду, «опустится на дно». В ходе опыта дети трогают лед, обозначая такое его свойство как «скользкий» и ломают, делая вывод о том, что лед «хрупкий, ломается». Подводя итоги экспериментированию, дети отмечают, что лед не тонет в воде, он плавает на ее поверхности. Но льдина – опасное место. На ней можно поскользнуться, она может треснуть под весом огромного животного, и тогда мама с маленьким медвежонком могут оказаться в воде. Взрослому зверю холодная вода не страшна, ведь белые медведи - отличные пловцы. Слайд № 10. А вот маленький медвежонок еще не такой сильный и ловкий, как взрослый медведь, поэтому ему нужно быть очень осторожным, чтобы не попасть в беду.

Слайды № 11, 12. Летом, в период таяния льдов в Арктике везде плавают огромные глыбы льда. Их называют айсбергами. Огромная гора льда плывет по морской глади. Такая же гора, только невидимая глазу, прячется под водой.

Умка, в твоем краю, В Арктике, так много воды! И она такая разная! В жидкой воде ты плаваешь и охотишься. Снег укрывает тебя от ветров и бурь. По льду ты ходишь в дальние походы за добычей, чтобы выжить. Ты рад, что вернулся домой? Что же, прощай! Нам тоже пора домой. До новых встреч! Ребята, давайте попрощаемся с Умкой и его семьей.

Слайд № 13.

Наш полет окончен. Ребята, вам понравилось в Арктике? Что Вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, жалко, что все закончилось. Так пусто стало без нашего веселого Умки. Может быть, сделаем маленькую Арктику из бумаги и картона? В память о нашем путешествии.

Коллективная работа «Арктика. Полярные медведи».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области