Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (первичные представления об объектах окружающего мира) на тему: «Мыло – душистое» для детей подготовительной группы

Задачи: - формировать представление детей о мыле, познакомить со свойствами мыла и с историей создания мыла и мыловарения; выяснить каким бывает мыло (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло); (познавательное развитие) -развивать мыслительные процессы детей: память, внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы; (речевое развитие) - развивать мелкую моторику рук, эстетические качества, прививать интерес к лепке из нетрадиционного материала; развивать творчество детей; (художественно – эстетическое развитие) - воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к изучению окружающего мира путем исследовательской деятельности;воспитывать доброжелательное отношения друг к другу и закреплять умение работать в паре (социально – коммуникативное развитие).

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МКДОУ «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

(первичные представления об объектах окружающего мира)

на тему: «Мыло – душистое»

для детей подготовительной группы

Воспитатель высшей категории:

Виноградова Е.А.

Апрель: 2017г

Задачи:

- формировать представление детей о мыле, познакомить со свойствами мыла и с историей создания мыла и мыловарения; выяснить каким бывает мыло (туалетное, хозяйственное, жидкое мыло); (познавательное развитие)

-развивать мыслительные процессы детей: память, внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы; (речевое развитие)

- развивать мелкую моторику рук, эстетические качества, прививать интерес к лепке из нетрадиционного материала; развивать творчество детей; (художественно – эстетическое развитие)

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к изучению окружающего мира путем исследовательской деятельности;воспитывать доброжелательное отношения друг к другу и закреплять умение работать в паре (социально – коммуникативное развитие).

Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского « Мойдодыр» дидактические игры « Чего не стало?»; беседы на тему « Зачем людям мыло?»,

«Зачем надо умываться? ».

Словарная работа: поташное дело, от хворостей" (от болезней), скраб, ароматизатор, дозатор.

Методы и приемы:

Наглядные: показ презентаций

Словесные: беседа, постановка проблемных вопросов, художественное слово, объяснение, обращение к жизненному опыту.

.Игровые: дидактическая игра «Найди мыло».

Практические: опыты, физкультминутка.

Оборудование и материалы: разное мыло, стаканчики с водой, ложечки, перо, камешки, разносы, салфетки, мыльная стружка, жидкое мыло, тарелочки, мыльное тесто, терка, формочки, бисер для украшения, трубочки, презентация « История создания мыла и мыловарения в России», презентация «Рецепты производства раствора для мыльных пузырей», аудиозапись «Шоу мыльных пузырей».

Индивидуальная работа: активизировать речь детей Саши, Вики, Даши; продолжать учить детей Кирилла, Витю отвечать полными предложениями.

Структура и методические приёмы:

1.Вводная часть:

- приветствие гостей;

- загадывание загадки по теме НОД;

- беседа.

2.Основная часть:

- просмотр презентации « История создания мыла и мыловарения в России»;

- Дидактическое упражнение «Найди мыло»; (найти мыло по схеме – состав, цвет, форма, запах, размер)

- рассказы детей «Какое бывает мыло»;

- физкультминутка;

- рассказ ребёнка «Изготовление твёрдого мыло» (по схеме);

-практическая часть: изготовление твёрдого мыло;

- показ воспитателем - изготовление жидкое мыло;

- опыты с мылом;

- просмотр детской презентации «Рецепты производства раствора для мыльных пузырей»;

- игры с мыльными пузырями.

3.Заключительная часть:

-обобщение воспитателя;

-анализ НОД.

Ход совместной деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, давайте поздороваемся со всеми:

«Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй легкий ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!»

- Тема нашего занятия поселилось в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.

Посмотрите, посмотрите – Тонет в речке и в корыте! Почему ж оно всегда,Только там, где есть вода?

Ускользает, как живое,Но не выпущу его я.Белой пеной пенитьсяРуки мыть не ленится /мыло/.

- Для чего нужно мыло? ( Для того чтобы умываться, стирать бельё, мыть разные предметы и т. д.)

- А для чего руки надо содержать в чистоте? (Чтобы микробы не проникли в организм).

- Разве нельзя вымыть руки, лицо просто водой? Они тоже станут чистыми. ( Можно, но с мылом будет чище. Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи, когда мы намыливаем руки, образуется пленка, которая, как магнит, притягивает к себе частички грязи, а потом эту грязную пленку мы смываем водой).

Вывод: Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно и поиграть, и рисовать.

- Хотите узнать о тайнах мыла? Присаживайтесь.

II. Основная часть.

Показ презентации « История создания мыла и мыловарения ».

С древних времен люди стремились к чистоте. В далекие времена Древние греки очищали тело мелким песком. Египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, которую растворяли в воде.

Длительное время для мытья люди употребляли древесную золу или чистящее средство, которое состояло из частей хвойных деревьев, воды и эфирного масла.

Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир - то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло.

Оно, конечно, не пахло так ароматно как современное мыло, да и цвет у него был серым, но люди всё равно были рады такому помощнику.

Родина мыла – Древний Рим. Именно оттуда мыло распространилось по всему миру.

В России впервые стали варить мыло при царе Петре I. Целые деревни занимались «поташным делом», так раньше называлось мыловарение. Мыло в то время, изготавливалось из сала, жира и растительного масла.

Мыло на Руси долго было предметом роскоши и очень дорогим средством соблюдения чистоты.

В России самая известная своим мылом фабрика находилась в городе Шуя. Даже на гербе этого города изображен брусок мыла. Очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось одним из самых лучших в мире.

Его готовили на коровьем, миндальном масле - белое и цветное, с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное - "от хворостей" (от болезней).

Сейчас мыло используется в каждом доме. Это важное средство личной гигиены. Каждое утро мы умываемся, моем руки по нескольку раз в день. Мыло помогает нам в

борьбе с микробами и бактериями. И у всех оно своё - любимое!

Дидактическая игра «Найди мыло»

Надо найти мыло, используя карточки - схемы (цвет, форма, нос – запах, размер, структура)

Дети работают парами, выбирают мыло по карточкам.

- Расскажите, почему вы взяли такое мыло?

Вывод: Мыло может иметь самую различную окраску, форму, размер и аромат.

Мыло не только очищать кожу, но также насыщать ее витаминами, увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.

-Расскажите, какие виды мыла вы знаете?

Дети рассказывают о мыле:

Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как не соприкасается с грязными поверхностями, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.

Детское мыло самое безопасное, оно состоит из самых разных трав. Детское мыло никому и никогда не навредит, оно идеально подходит для очищения кожи.

Антибактериальное же мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан - вещество, которое убивает бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные бактерии. Длительное использование данного мыла может нанести большой вред здоровью человека.

Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.

Обычно скраб - это дроблёные косточки малины, овса, абрикоса и так далее. Использовать данное мыло стоит не чаще одного раза в неделю

Банное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу. Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.

Туалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.

Глицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует

глицерин который смягчает и увлажняет кожу.

Медицинское мыло. Оно имеет достаточно мощный и резкий, не приятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.

Хозяйственное мыло. Название говорит само за себя - оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании разнообразных поверхностей (когда нет специальных средств)

и много другого.

Способы использования обычного мыла в быту:

- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.

- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.

- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.

- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.

- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.

- Небольшие остатки мыла (обмылки) используют в своей работе портные.

Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.

- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.

- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.

Физкультминутка:Мыло в руки мы возьмем, (дети берут в руки импровизированное мыло)Кран с водой откроем. (имитация открывания крана)Щечки, шейку мы потрем, (ладошками трут щеки, шею)Личико умоем. (имитируют умывание)Мы намылим ручки, (хлопают в ладоши)Мы намылим ножки, (топают ножками)Полотенцем обернемся (поворачиваются вокруг себя)И друг другу улыбнемся. (улыбаются)А теперь, как мячики (прыгают на месте, на двух ногах)Весело поскачем мы.- Давайте вспомним, какое бывает мыло по внешнему виду? (твердым и жидким).

- Как и из чего можно сделать твёрдое мыло, чтобы оно было не только красивым, но и полезным для человека нам расскажет Лёша. Он с мамой дома делал своё мыло.

Рассказ ребёнка по схемам.

Мыло - сделанное своими руками самое полезное и лучшее, ведь мы точно знаем, из чего оно состоит. Кроме этого, изготовление мыла - увлекательный и творческий процесс.

Практическая часть:

- Ребята, а вы хотите попробовать сделать мыло? Тогда присаживайтесь за столы. Давайте вспомним, как мы делали мыльное тесто: взяли мыльную стружку смешали с водой и замешали мыльное тесто. Месили до тех пор, пока мыльное тесто не стало мягким, но упругим, как глина, лишнюю пену убирали салфетками и раскатали из мыльного теста шарики

Показ. Теперь шар сплющиваем, получается лепёшка, а из полученной лепешки с помощью формочки выдавливаем необходимую фигуру (показ) и украшаем бисером.

(Воспитатель наблюдает за ходом работы, оказывает необходимую помощь).

По окончании работы дети вытирают руки и выкладывают кусочки мыла на тарелочку.

Делаем вывод: Используя готовое мыло можно сделать мыло с новыми качествами.

- Как и из чего можно сделать жидкое мыло? (Показывает воспитатель).

- Для получения жидкого мыла взяли три столовых ложки мыльной крошки. Залили ее одним стаканом теплой воды. Помешивая, дождались, пока мыльная крошка полностью не растворилась. Затем, добавили в нашу мыльную массу одну столовую ложку мёда и глицерина, для приятного аромата несколько капель ароматного масла и пищевого красителя. Все это взбили миксером и перелили полученное жидкое мыло в дозатор.

Делаем вывод: Из твердого мыла можно изготовить жидкое мыло.

Давайте с вами пройдём в нашу лабораторию и поэкспериментируем с мылом

Опыт 1.

- Посмотрите, на столе стоит стакан и банка с водой. В стакан - опускаем стружку мыла, а в банку выливаем жидкое мыло. Берем деревянные палочки и размешиваем и посмотрим, что произойдет с мылом.

- Дети, посмотрите, какое мыло быстрее растворилось и почему? /жидкое как кисель/

- Какая стала наша вода после растворения в ней мыла? (мутная)

Вывод: любое мыло растворяется в воде, вода стала мутной в стакане и в банке, но жидкое мыло быстрее растворилось, чем стружка.

Опыт 2.

А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с водой и подуем.

- Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей – появляется пена.

- Какое ещё свойство имеет мыло? (в жидком состоянии сильно пенится)

Вывод: Если дуть в мыльную воду через трубочку - появляется пена, пенится, образует много пузырьков.

- Вы взбили хорошую пену. А теперь положите на неё перо. Что происходит с пером? (оно держится)

Опыт 3.

- А почему оно держится? (оно лёгкое)

- А теперь на пену положите камень. Что происходит с камнем? (он падает, тонет)

- Почему тонет камень? (он тяжёлый)

Вывод: мыльная пена может быть очень высокой, прочной, она держит предметы, которые легче неё самое – перо.

- Ребята вы хотите узнать рецепты производства раствора для мыльных пузырей?

- Давайте посмотрим и послушаем рассказ Карины о том, как можно делать мыльные пузыри.

Просмотр презентации «Рецепты производства раствора для мыльных пузырей».

Рецепты производства раствора для мыльных пузырей.

Как же нам приготовить правильный раствор для мыльных пузырей? Понятно, что основу всех рецептов составляет моющее вещество и вода. И мы с мамой начали экспериментировать.

В четырех стаканчиках мы приготовили раствор.

Первый раствор – вода + средство для мытья посуды;

Второй – вода + средство для мытья посуды + сахар;

Третий – вода + средство для мытья посуды + глицерин;

Четвертый – вода + жидкое мыло.

Растворы готовы. Можно пробовать.

Из первого раствора пузыри получились небольшие и быстро лопались.

Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получились такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее.

Из четвертого раствора пузыри вообще не надувались.

А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получались крупные и долго не лопались.

Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.

- Мама Карины для нас принесла мыльный раствор, чтобы вы поиграли с мыльными пузырями. Дети под музыку пускают пузыри.

III. Итог:

- Ребята, что нового вы узнали про мыло?

-Верно, мы узнали, что мыло может быть различной формы.

-Мыло может быть разного цвета.

-Мыло может иметь различный запах.

-Мыло может быть твёрдым и жидким

-Различают мыло туалетное - для всех, детское - специально для детей, хозяйственное - для стирки.

-Когда мы намыливаем руки, образуется пленка, которая, как магнит, притягивает к себе частички грязи, а потом эту грязную пленку мы смываем водой.

-Мы узнали, что мыло растворяется в воде, вода становится мутной. Мыльную воду можно вспенить, образуется пена, а пена - это множество мыльных пузырей.

-Мы узнали, как образуется мыльный пузырь.

Ход совместной деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, давайте поздороваемся со всеми:

«Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй легкий ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!»

- Тема нашего занятия поселилось в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.

Посмотрите, посмотрите – Тонет в речке и в корыте! Почему ж оно всегда,Только там, где есть вода?

Ускользает, как живое,Но не выпущу его я.Белой пеной пенитьсяРуки мыть не ленится /мыло/.

- Для чего нужно мыло? ( Для того чтобы умываться, стирать бельё, мыть разные предметы и т. д.)

- А для чего руки надо содержать в чистоте? (Чтобы микробы не проникли в организм).

- Разве нельзя вымыть руки, лицо просто водой? Они тоже станут чистыми. ( Можно, но с мылом будет чище. Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи, когда мы намыливаем руки, образуется пленка, которая, как магнит, притягивает к себе частички грязи, а потом эту грязную пленку мы смываем водой).

Слайд - 2

Вывод: Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно и поиграть, и рисовать.

- Хотите узнать о тайнах мыла? Присаживайтесь.

II. Основная часть.

Показ презентации « История создания мыла и мыловарения ».

Слайд - 3

С древних времен люди стремились к чистоте. В далекие времена Древние греки очищали тело мелким песком. Египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, которую растворяли в воде.

Длительное время для мытья люди употребляли древесную золу или чистящее средство, которое состояло из частей хвойных деревьев, воды и эфирного масла.

Слайд - 4

Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир - то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло.

Оно, конечно, не пахло так ароматно как современное мыло, да и цвет у него был серым, но люди всё равно были рады такому помощнику.

Слайд - 5

Родина мыла – Древний Рим. Именно оттуда мыло распространилось по всему миру.

В России впервые стали варить мыло при царе Петре I. Целые деревни занимались «поташным делом», так раньше называлось мыловарение. Мыло в то время, изготавливалось из сала, жира и растительного масла.

Слайд - 6

Мыло на Руси долго было предметом роскоши и очень дорогим средством соблюдения чистоты.

Слайд - 7

В России самая известная своим мылом фабрика находилась в городе Шуя. Даже на гербе этого города изображен брусок мыла.

Слайд - 8

Очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось одним из самых лучших в мире.

Его готовили на коровьем, миндальном масле - белое и цветное, с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное - "от хворостей" (от болезней).

Сейчас мыло используется в каждом доме. Это важное средство личной гигиены. Каждое утро мы умываемся, моем руки по нескольку раз в день. Мыло помогает нам в

борьбе с микробами и бактериями. И у всех оно своё - любимое!

Дидактическая игра «Найди мыло»

Надо найти мыло, используя карточки - схемы (цвет, форма, нос – запах, размер, структура)

Дети работают парами, выбирают мыло по карточкам.

- Расскажите, почему вы взяли такое мыло?

Вывод: Мыло может иметь самую различную окраску, форму, размер и аромат.

Мыло не только очищать кожу, но также насыщать ее витаминами, увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.

-Расскажите, какие виды мыла вы знаете?

Дети рассказывают о мыле:

Слайд - 9

Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как не соприкасается с грязными поверхностями, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.

Слайд - 10

Детское мыло самое безопасное, оно состоит из самых разных трав. Детское мыло никому и никогда не навредит, оно идеально подходит для очищения кожи.

Слайд - 11

Антибактериальное же мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан - вещество, которое убивает бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные бактерии. Длительное использование данного мыла может нанести большой вред здоровью человека.

Слайд - 12

Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.

Обычно скраб - это дроблёные косточки малины, овса, абрикоса и так далее. Использовать данное мыло стоит не чаще одного раза в неделю

Слайд - 13

Банное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу. Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.

Слайд - 14

Туалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.

Слайд - 15

Глицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует

глицерин который смягчает и увлажняет кожу.

Слайд - 16

Медицинское мыло. Оно имеет достаточно мощный и резкий, не приятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.

Слайд - 17

Хозяйственное мыло. Название говорит само за себя - оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании разнообразных поверхностей (когда нет специальных средств)

и много другого.

Слайд - 18

Способы использования обычного мыла в быту:

- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.

- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.

- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.

- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.

- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.

- Небольшие остатки мыла (обмылки) используют в своей работе портные.

Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.

- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.

- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.

Слайд - 19

Физкультминутка:Мыло в руки мы возьмем, (дети берут в руки импровизированное мыло)Кран с водой откроем (имитация открывания крана).Щечки, шейку мы потрем, (ладошками трут щеки, шею)Личико умоем (имитируют умывание).Мы намылим ручки, (хлопают в ладоши)Мы намылим ножки, (топают ножками)Полотенцем обернемся (поворачиваются вокруг себя)И друг другу улыбнемся. (улыбаются)А теперь, как мячики (прыгают на месте, на двух ногах)Весело поскачем мы.- Давайте вспомним, какое бывает мыло по внешнему виду? (твердым и жидким).

- Как и из чего можно сделать твёрдое мыло, чтобы оно было не только красивым, но и полезным для человека нам расскажет Лёша. Он с мамой дома делал своё мыло.

Рассказ ребёнка по схемам.

Мыло - сделанное своими руками самое полезное и лучшее, ведь мы точно знаем, из чего оно состоит. Кроме этого, изготовление мыла - увлекательный и творческий процесс.

Практическая часть:

- Ребята, а вы хотите попробовать сделать мыло? Тогда присаживайтесь за столы. Давайте вспомним, как мы делали мыльное тесто: взяли мыльную стружку смешали с водой и замешали мыльное тесто. Месили до тех пор, пока мыльное тесто не стало мягким, но упругим, как глина, лишнюю пену убирали салфетками и раскатали из мыльного теста шарики

Показ. Теперь шар сплющиваем, получается лепёшка, а из полученной лепешки с помощью формочки выдавливаем необходимую фигуру (показ) и украшаем бисером.

(Воспитатель наблюдает за ходом работы, оказывает необходимую помощь).

По окончании работы дети вытирают руки и выкладывают кусочки мыла на тарелочку.

Делаем вывод: Используя готовое мыло можно сделать мыло с новыми качествами.

- Как и из чего можно сделать жидкое мыло? (Показывает воспитатель).

- Для получения жидкого мыла взяли три столовых ложки мыльной крошки. Залили ее одним стаканом теплой воды. Помешивая, дождались, пока мыльная крошка полностью не растворилась. Затем, добавили в нашу мыльную массу одну столовую ложку мёда и глицерина, для приятного аромата несколько капель ароматного масла и пищевого красителя. Все это взбили миксером и перелили полученное жидкое мыло в дозатор.

Делаем вывод: Из твердого мыла можно изготовить жидкое мыло.

Давайте с вами пройдём в нашу лабораторию и поэкспериментируем с мылом

Опыт 1.

- Посмотрите, на столе стоит стакан и банка с водой. В стакан - опускаем стружку мыла, а в банку выливаем жидкое мыло. Берем деревянные палочки и размешиваем и посмотрим, что произойдет с мылом.

- Дети, посмотрите, какое мыло быстрее растворилось и почему? /жидкое как кисель/

- Какая стала наша вода после растворения в ней мыла? (мутная)

Вывод: любое мыло растворяется в воде, вода стала мутной в стакане и в банке, но жидкое мыло быстрее растворилось, чем стружка.

Опыт 2.

А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с водой и подуем.

- Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей – появляется пена.

- Какое ещё свойство имеет мыло? (в жидком состоянии сильно пенится)

Вывод: Если дуть в мыльную воду через трубочку - появляется пена, пенится, образует много пузырьков.

- Вы взбили хорошую пену. А теперь положите на неё перо. Что происходит с пером? (оно держится)

Опыт 3.

- А почему оно держится? (оно лёгкое)

- А теперь на пену положите камень. Что происходит с камнем? (он падает, тонет)

- Почему тонет камень? (он тяжёлый)

Вывод: мыльная пена может быть очень высокой, прочной, она держит предметы, которые легче неё самое – перо.

- Ребята вы хотите узнать рецепты производства раствора для мыльных пузырей?

- Давайте посмотрим и послушаем рассказ Карины о том, как можно делать мыльные пузыри.

Слайд - 20

Просмотр презентации «Рецепты производства раствора для мыльных пузырей».

Как же нам приготовить правильный раствор для мыльных пузырей? Понятно, что основу всех рецептов составляет моющее вещество и вода.

Слайд - 21

И мы с мамой начали экспериментировать. В четырех стаканчиках мы приготовили раствор.

Слайд - 22

Первый раствор – вода + средство для мытья посуды;

Слайд - 23

Второй – вода + средство для мытья посуды + сахар;

Слайд - 24

Третий – вода + средство для мытья посуды + глицерин (продается в аптеке);

Слайд - 25

Четвертый – вода + жидкое мыло.

Слайд - 26

Растворы готовы. Можно пробовать.

Слайд - 27

Из первого раствора пузыри получились небольшие и быстро лопались.

Слайд - 28

Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получились такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее.

Слайд - 29

Из четвертого раствора пузыри вообще не надувались.

Слайд - 30

А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получались крупные и долго не л

опались.

Слайд - 31

Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.

Слайд - 32

- Карины мама для нас принесла мыльный раствор, чтобы вы поиграли с мыльными пузырями. Дети под музыку пускают пузыри.

III. Итог:

- Ребята, что нового вы узнали про мыло?

-Верно, мы узнали, что мыло может быть различной формы.

-Мыло может быть разного цвета.

-Мыло может иметь различный запах.

-Мыло может быть твёрдым и жидким

-Различают мыло туалетное - для всех, детское - специально для детей, хозяйственное - для стирки.

-Когда мы намыливаем руки, образуется пленка, которая, как магнит, притягивает к себе частички грязи, а потом эту грязную пленку мы смываем водой.

-Мы узнали, что мыло растворяется в воде, вода становится мутной. Мыльную воду можно вспенить, образуется пена, а пена - это множество мыльных пузырей.

-Мы узнали, как образуется мыльный пузырь.

Ход совместной деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, давайте поздороваемся со всеми:

«Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй легкий ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!»

- Тема нашего занятия поселилось в загадке,

вы узнаете, если отгадаете её.

Посмотрите, посмотрите – Тонет в речке и в корыте! Почему ж оно всегда,Только там, где есть вода?

Ускользает, как живое,Но не выпущу его я.Белой пеной пенитьсяРуки мыть не ленится /мыло/.

- Для чего нужно мыло?

( Для того чтобы умываться, стирать бельё, мыть разные предметы и т. д.)

- А для чего руки надо содержать в чистоте?

(Чтобы микробы не проникли в организм).

- Разве нельзя вымыть руки, лицо просто водой?

Они тоже станут чистыми.

( Можно, но с мылом будет чище. Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи, когда мы намыливаем руки, образуется пленка, которая, как магнит, притягивает к себе частички грязи, а потом эту грязную пленку мы смываем водой). Слайд - 2

Вывод: Да, вода и мыло – настоящие друзья.

Они не только помогают уничтожить микробов,

избавиться от них, но с мылом можно

и поиграть, и рисовать.

- Хотите узнать о тайнах мыла?

Присаживайтесь.

II. Основная часть.Показ презентации

« История создания мыла и мыловарения ».

Слайд - 3

С древних времен люди стремились к чистоте.

В далекие времена Древние греки очищали

тело мелким песком. Египтяне умывались

с помощью пасты из пчелиного воска,

которую растворяли в воде.

Длительное время для мытья люди

употребляли древесную золу или

чистящее средство,

которое состояло из частей хвойных

деревьев, воды и эфирного масла.

Слайд - 4

Однажды люди заметили,

что если смешать золу и жир –

то смывать грязь с тела станет легче,

так и появилось первое мыло.

Оно, конечно, не пахло так ароматно

как современное мыло,

да и цвет у него был серым,

но люди всё равно были рады

такому помощнику.

Слайд - 5

Родина мыла – Древний Рим.

Именно оттуда мыло

распространилось по всему миру.

В России впервые стали варить

мыло при царе Петре I.

Целые деревни занимались

«поташным делом», так раньше

называлось мыловарение.

Мыло в то время, изготавливалось

из сала, жира и растительного масла.

Слайд - 6

Мыло на Руси долго было

предметом роскоши и очень дорогим

средством соблюдения чистоты.

Слайд - 7

В России самая известная своим мылом

фабрика находилась в городе Шуя.

Даже на гербе этого города изображен

брусок мыла.

Слайд - 8

Очень известным было мыло фабрики

Лодыгина, оно считалось одним

из самых лучших в мире.

Его готовили на коровьем,

миндальном масле - белое и цветное,

с духами и без. Предлагалось также

мыло дегтярное - "от хворостей" (от болезней).

Сейчас мыло используется в каждом доме.

Это важное средство личной гигиены.

Каждое утро мы умываемся,

моем руки по нескольку раз в день.

Мыло помогает нам в

борьбе с микробами и бактериями.

И у всех оно своё - любимое!

Дид.игра «Найди мыло»

Надо найти мыло, используя карточки

- схемы (цвет, форма, нос – запах,

размер, структура)

Дети работают парами, выбирают мыло по карточкам.

- Расскажите, почему вы взяли такое мыло?

Вывод: Мыло может иметь самую

различную окраску, форму, размер и аромат.

Мыло не только очищать кожу,

но также насыщать ее витаминами,

увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.

-Расскажите, какие виды мыла вы знаете?

Дети рассказывают о мыле:

Слайд - 9

Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как не соприкасается с грязными поверхностями, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.

Слайд - 10

Детское мыло самое безопасное, оно состоит из самых разных трав. Детское мыло никому и никогда не навредит, оно идеально подходит для очищения кожи.

Слайд - 11

Антибактериальное же мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан - вещество, которое убивает бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные бактерии. Длительное использование данного мыла может нанести большой вред здоровью человека.

Слайд - 12

Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.

Обычно скраб - это дроблёные косточки малины, овса, абрикоса и так далее. Использовать данное мыло стоит не чаще одного раза в неделю

Слайд - 13

Банное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу. Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.

Слайд - 14

Туалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.

Слайд - 15

Глицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует

глицерин который смягчает и увлажняет кожу.

Слайд - 16

Медицинское мыло. Оно имеет достаточно мощный и резкий, не приятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.

Слайд - 17

Хозяйственное мыло. Название говорит само за себя - оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании разнообразных поверхностей (когда нет специальных средств)

и много другого.

Слайд - 18

Способы использования обычного мыла в быту:

- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.

- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.

- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.

- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.

- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.

- Небольшие остатки мыла (обмылки) используют в своей работе портные.

Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.

- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.

- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.

Слайд - 19

Физкультминутка:Мыло в руки мы возьмем, (дети берут в руки импровизированное мыло)Кран с водой откроем (имитация открывания крана).Щечки, шейку мы потрем, (ладошками трут щеки, шею)Личико умоем (имитируют умывание).Мы намылим ручки, (хлопают в ладоши)Мы намылим ножки, (топают ножками)Полотенцем обернемся (поворачиваются вокруг себя)И друг другу улыбнемся. (улыбаются)А теперь, как мячики (прыгают на месте, на двух ногах)Весело поскачем мы.

- Давайте вспомним, какое бывает мыло по внешнему виду?

(твердым и жидким).

- Как и из чего можно сделать твёрдое мыло,

чтобы оно было не только красивым, но

и полезным для человека

нам расскажет Лёша.

Он с мамой дома делал своё мыло.

Рассказ ребёнка по схемам.

Мыло - сделанное своими руками

самое полезное и лучшее, ведь мы

точно знаем, из чего оно состоит.

Кроме этого, изготовление мыла

- увлекательный и творческий процесс.

Практическая часть:

- Ребята, а вы хотите попробовать сделать мыло? Тогда присаживайтесь за столы.

Давайте вспомним, как мы делали мыльное тесто:

взяли мыльную стружку смешали с водой и

замешали мыльное тесто. Месили до тех пор,

пока мыльное тесто не стало мягким,

но упругим, как глина, лишнюю пену убирали салфетками и раскатали из мыльного теста шарики

Показ.

Теперь шар сплющиваем, получается лепёшка,

а из полученной лепешки с помощью

формочки выдавливаем необходимую

фигуру (показ) и украшаем бисером.

По окончании работы дети вытирают руки

и выкладывают кусочки мыла на тарелочку.

Делаем вывод:

Используя готовое мыло можно

сделать мыло с новыми качествами.

- Как и из чего можно сделать жидкое мыло?

(Показывает воспитатель).

- Для получения жидкого мыла

взяли три столовых ложки мыльной крошки.

Залили ее одним стаканом теплой воды.

Помешивая, дождались, пока мыльная

крошка полностью не растворилась.

Затем, добавили в нашу мыльную массу

одну столовую ложку мёда и глицерина,

для приятного аромата несколько капель

ароматного масла и пищевого красителя

. Все это взбили миксером и перелили

полученное жидкое мыло в дозатор.

Делаем вывод: Из твердого мыла можно изготовить жидкое мыло.

Давайте с вами пройдём в нашу лабораторию и поэкспериментируем с мылом

Опыт 1.

- Посмотрите, на столе стоит стакан и банка с водой.

В стакан - опускаем стружку мыла,

а в банку выливаем жидкое мыло.

Берем деревянные палочки и размешиваем

и посмотрим, что произойдет с мылом.

- Дети, посмотрите, какое мыло быстрее растворилось и почему? /жидкое как кисель/

- Какая стала наша вода после растворения в ней мыла? (мутная)

Вывод: любое мыло растворяется в воде,

вода стала мутной в стакане и в банке,

но жидкое мыло быстрее растворилось, чем стружка.

Опыт 2.

А теперь возьмем трубочки, опустим их

в стаканы с водой и подуем.

- Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей – появляется пена.

- Какое ещё свойство имеет мыло?

(в жидком состоянии сильно пенится)

Вывод: Если дуть в мыльную воду через трубочку

- появляется пена, пенится, образует много пузырьков.

- Вы взбили хорошую пену. А теперь положите на неё перо.

Что происходит с пером? (оно держится)

Опыт 3.

- А почему оно держится? (оно лёгкое)

- А теперь на пену положите камень.

Что происходит с камнем? (он падает, тонет)

- Почему тонет камень? (он тяжёлый)

Вывод: мыльная пена может быть очень высокой,

прочной, она держит предметы,

которые легче неё самое – перо.

- Ребята вы хотите узнать рецепты

производства раствора для мыльных пузырей?

- Давайте посмотрим и послушаем рассказ

Карины о том, как можно делать мыльные пузыри.

Слайд - 20

Просмотр презентации «Рецепты производства раствора для мыльных пузырей».

Как же нам приготовить правильный раствор для мыльных пузырей? Понятно, что основу всех рецептов составляет моющее вещество и вода.

Слайд - 21

И мы с мамой начали экспериментировать. В четырех стаканчиках мы приготовили раствор.

Слайд - 22

Первый раствор – вода + средство для мытья посуды;

Слайд - 23

Второй – вода + средство для мытья посуды + сахар;

Слайд - 24

Третий – вода + средство для мытья посуды + глицерин (продается в аптеке);

Слайд - 25

Четвертый – вода + жидкое мыло.

Слайд - 26

Растворы готовы. Можно пробовать.

Слайд - 27

Из первого раствора пузыри получились небольшие и быстро лопались.

Слайд - 28

Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получились такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее.

Слайд - 29

Из четвертого раствора пузыри вообще не надувались.

Слайд - 30

А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получались крупные и долго не л

опались.

Слайд - 31

Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.

Слайд - 32

- Карины мама для нас принесла мыльный раствор, чтобы вы поиграли с мыльными пузырями. Дети под музыку пускают пузыри.

III. Итог:

- Ребята, что нового вы узнали про мыло?

-Верно, мы узнали, что мыло может быть различной формы.

-Мыло может быть разного цвета.

-Мыло может иметь различный запах.

-Мыло может быть твёрдым и жидким

-Различают мыло туалетное - для всех, детское - специально для детей, хозяйственное - для стирки.

-Когда мы намыливаем руки, образуется пленка, которая, как магнит, притягивает к себе частички грязи, а потом эту грязную пленку мы смываем водой.

-Мы узнали, что мыло растворяется в воде, вода становится мутной. Мыльную воду можно вспенить, образуется пена, а пена - это множество мыльных пузырей.

-Мы узнали, как образуется мыльный пузырь.

Самоанализ.

Вашему вниманию было представлено непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию (первичные представления об объектах окружающего мира) на тему: «Мыло – душистое» для детей подготовительной группы.

Задачи:

- формировать представление детей о мыле, познакомить со свойствами мыла и с историей создания мыла и мыловарения в России; выяснить каким бывает мыло - туалетное, хозяйственное, жидкое мыло; (познавательное развитие)

-развивать мыслительные процессы детей: память, внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы; (речевое развитие)

- развивать мелкую моторику рук, эстетические качества, прививать интерес к лепке из нетрадиционного материала; развивать творчество детей; (художественно – эстетическое развитие)

- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к изучению окружающего мира путем исследовательской деятельности; воспитывать доброжелательное отношения друг к другу и закреплять умение работать в паре (социально – коммуникативное развитие).

Была проведена предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского

« Мойдодыр», дидактические игры « Чего не стало?», «Узнай по запаху», «Какой формы»; беседы на тему « Зачем людям мыло?», « Зачем надо умываться?».

В непосредственной образовательной деятельности мною были использованы такие методы и приёмы:

Наглядные: показ презентаций

Словесные: беседа, постановка проблемных вопросов, художественное слово, объяснение, обращение к жизненному опыту.

Игровые: дидактическая игра «Найди мыло»

Практические: опыты, физминутка.

Материалы и оборудование было подобрано правильно. Дети могли спокойно перемещаться из одной зоны к другой, от одной деятельности к другой. Смена места нахождения повышает интерес и активность детей. Техника безопасности при проведении опытов была соблюдена.

Мои действия, как воспитателя, были последовательны. Я старалась выслушивать детей, помогать им. Дети старались самостоятельно делали выводы, для этого мной были использованы вопросы наводящего характера. Процесс взаимодействия с детьми я старалась строить в позиции «сотрудничества», доверия между детьми и педагогом, партнёрства. Общение с детьми происходило на уровне детских глаз, « глаза в глаза». Я не выпускал из виду ни одного ребёнка, все дети были в его поле зрения. Если ребёнок отвлекался, то сразу привлекала его внимание заданным вопросом.

В результате проведённой совместной деятельности дети узнали разновидности мыла, их свойства, сами попробовали изготовить мыло из мыльного текст. Пополнили словарь словами: туалетное, хозяйственное, детское, дегтярное, жидкое мыло. Узнали, почему держится перо на пене и почему тонет камень .

Использовала звукозапись « Шоу мыльных пузырей», физминутку, презентации. Совместная деятельность удалось, так как поставленные цели и задачи были выполнены. Дети эмоционально реагировали на предложения взрослого, смогли подвести итог данной деятельности и с удовольствием проделывали свою работу. В процессе деятельности я старалась дать детям новые для них знания.

В дальнейшем буду работать в этом направлении «Экспериментирование» с различными веществами и материалами, будем привлекать в свою работу родителей. В своей работе я стараюсь больше использовать проблематики, так как это развивает мышление, познавательную активность детей; делает их более любознательными и активными.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области