Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Повторительно - обобщающий урок по Истории России с древнейших времен до конца XVI века.

Цель: 1. Обобщить и закрепить изученный материал ; 2. Используя игровую форму развивать у учащихся интерес к истории своего Отечества; 3. Воспитывать коммуникабельность, умение работать в группе. Образовательная – Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории России с древнейших времён до конца XVI века. Закрепить формирование исторических понятий и знания персоналий истории Отечества данного периода. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное. Развивающая – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное. Воспитательная – Воспитывать любознательность и интерес к истории.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Повторительно - обобщающий урок по Истории России с древнейших времен до конца XVI века.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Форма урока: урок – соревнование

Форма работы учащихся: групповая

Оборудование: доска, раздаточный материал, литература, атласы

Цель:

Обобщить и закрепить изученный материал ;

Используя игровую форму развивать у учащихся интерес к истории своего Отечества;

Воспитывать коммуникабельность, умение работать в группе.

Образовательная – Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории России с древнейших времён до конца XVI века. Закрепить формирование исторических понятий и знания персоналий истории Отечества данного периода. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Развивающая – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Воспитательная – Воспитывать любознательность и интерес к истории.

Ход и организация.

Организационный этап

Работа учащихся по станциям

Подведение итогов

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих .Объясняет план работы на уроке.

Класс делится на 3 группы. Группы, выполняя задания по станциям, заполняют рабочие листы и сдают для подведения итогов. Учащиеся могут использовать источники (учебники, атласы).

Представление команд и оформление рабочего листа.

Начинаем движение по станциям:

I станция «Культурово»

На столах у каждой группы находятся карточки с определениями, в каждую карточку необходимо вписать соответствующий термин.

Рисунок в книге.

___________________

Наука о языке.

_____________

Ювелиры на Руси.

______________

Так называли бродячих артистов на Руси.

______________

Первая печатная книга на Руси.

___________________

Религия, которая была распространена  на Руси до христианства.

___________________

Каменная или деревянная скульптура языческого бога.

_____________

Живописное изображение бога и святых.

______________

Искусство строить и украшать здания.

______________

Книга о правилах ведения домашнего хозяйства.

__________________

Наука, которая восстанавливает исторические события по вещественным источникам.

___________________

Поэтические сказания  о  русских богатырях.

_____________

Картина, написанная на сырой штукатурке.

______________

С этого начинали строительство любого сооружения на Руси.

______________

Самая древняя летопись, дошедшая до наших дней.

___________________

Погодная запись о событиях.

___________________

Принятие христианства.

_____________

Картина, составленная из кусочков стекла.

______________

Костяные, металлические стержни для письма на бересте.

______________

Славянский языческий бог грома и молний.

__________________

Наука о прошлом человечества.

___________________

Первый сборник законов на Руси.

_____________

Просьба, обращённая  к богу.

______________

Люди, выступавшие против учения церкви.

______________

Глава церкви в Киевской Руси.

___________________

Всё, что создано людьми от первобытного общества до наших дней.

___________________

Деньги в Киевской Руси.

_____________

Главный храм города.

______________

Сборник законов (кодекс).

______________

Первая печатная книга на Руси.

___________________

II станция «Именная»

На данной станции учащимся необходимо соотнести исторического деятеля и его прозвище. В таблице на рабочих столах групп к каждому историческому деятелю вклеить прозвище (прозвища в конверте).

Исторический деятель

Прозвище

Монах Нестор

Олег

Игорь

Владимир I

Ярослав

Владимир II

Юрий

Даниил

Андрей

Всеволод

Александр

Иван I

Дмитрий

Иван III

Иван IV

Фёдор Иванович

Вещий

Блаженный

Мудрый

Боголюбский

Большое Гнездо

Красное Солнышко

Старый

Калита

Мономах

Донской

Летописец

Горбатый

Галицкий

Грозный

Невский

Долгорукий

IIIстанция « Годовиково»

На данной станции группы будут работать с датами и событиями.

Группам необходимо соотнести дату и событие.

Дата

Событие

1558г.

1. Древляне убили киевского князя Игоря.

1223г.

2. Гибель князя Святослава в военном походе.

1380г.

3. Принятие христианства на Руси.

1240г.

4. Был составлен первый сборник законов на Руси «Русская правда».

945г.

5. Первое упоминание в летописи о Москве.

1564г.

6. Было написано «Слово о полку Игореве»

972г.

7. Первая битва между монгольскими и русскими воинами, битва на реке Калке.

1242г.

8. Вторжение войск Батыя на русские земли.

988г.

9. Битва со шведами на реке Неве (Невская битва)

1480г.

10. Ледовое побоище.

1547г.

11. Куликовская битва.

1552г.

12. Набег хана Тохтамыша на Москву.

1497г.

13. Стояние на реке Угре. (падение ордынского ига)

1072г.

14. При Иване III был создан единый для всей страны Судебник.

1147г.

15. Иван Грозный стал царём.

1382г.

16. При Иване IV был принят новый Судебник.

1550г.

17. Начало Опричнины.

1185г.

18. Взятие Казани.

1237г.

19. Начало Ливонской войны.

1565г.

20. Вышла первая печатная книга.

IV станция «Кроссвордово»

От каждой группы участвуют капитаны, разгадывают исторический кроссворд. Капитану необходимо узнать город, который загадан в кроссворде.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

По горизонтали:

1. Озеро, рядом с которым возникло первое поселение.

2. Река, разделяющая Новгород.

3. Народное собрание в Новгороде.

4. Письмо на бересте.

 5. Палочка для письма на бересте.

6. Крупные землевладельцы, знатные люди.

7. Святая, в честь которой построен красивейший храм в Новгороде.

8. Правитель Новгорода, избираемый из бояр.

Группы продолжают работу, решая задачи, называют дату и событие, о котором идет речь. В случае если группа затрудняется ответить, может ответить другая группа.

1. По льду летели с лязгом, громом

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

(Ледовое побоище 1242г. )

2. И покуда шатры не увязли в снегах,

Не завыла морозная вьюга,

Все стояли два стана на двух берегах,

Не решаясь напасть друг на друга.

Встал на Угре – реке зимний лед, прочный лед,

Голод с холодом верх забирают.

На Москву через лед хан Ахмат не идет,

Рог Орды отступленье играет.

(«Стояние на Угре», конец монгольского ига 1480г.)

3. Когда-то… князь Владимир свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии…

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России.

(Крещение Руси Владимиром Святославовичем - 988 г.)

4. И сейчас – не в дальней дали где-то,

Здесь сойдутся, как гроза с грозой…

Грянул поединок Пересвета,

Вышедшего в бой с Темир – Мурзой.

Копья устремив ожесточенно,

Оба пали под ноги коней…

И тогда сошлись полки у Дона –

Кто из них отважней и сильней?

(Куликовская битва 1380 г.)

5. И вот пришли три брата

Варяги средних лет,

Глядят - земля богата,

Порядка ж вовсе нет."

(Призвание варягов, начало правления Рюрика в Новгороде 862г.)

6. Горела древняя Рязань...

Над павшими кружили птицы.

Костры, тревожные зарницы,

В кострах – святые образа...

Горели хищные глаза

На жёлтых лицах.

Пылала русская земля,

Шатались крепостные стены,

Под ноги ханские стеля

Плоды раздора и измены.

(Монголо-татарское нашествие на Русь 1237г.)

V станция «Город»

Учитель озвучивает характеристику города, участникам группы необходимо назвать город о котором идет речь, в случае верного ответа группа получает 1 балл, если ответ не верный право переходит к другой группе.

Характеристика города

ответ

1. Этот город стал столицей государства восточных славян, «матерью городов русских».

Киев

2. Так на Руси называли столицу Византии город Константинополь.

Царьград

3. Этот город называли «портом трёх морей».

Новгород

4. Этот город был столицей Галицко - Волынского княжества.

Галич

5. Этот город впервые был упомянут в летописи в 1147 г.

Москва

6. На стенах этого города плакала Ярославна  по своему мужу князю Игорю.

Путивль

7. Этот город первым подвергся нападению и разрушению войсками Батыя.

Рязань

8. Этот город соперничал с Москвой за власть на Руси во время монгольского ига.

Тверь

9. Эти два города были столицами республик на Руси.

Псков, Новгород

10. В честь взятия этого города в Москве был построен Покровский собор.

Казань

11. У этого города «злой характер».

Козельск

VI станция «Терминово»

На доске обозначено определение термина, участникам групп необходимо из предоставленных терминов выбрать верный.

саксы

норманны

татары

печенеги

1. Народ, населявший Древнюю Русь.

славяне

хазары

греки

турки

Сарай

вотчина

поместье

Реформа

2. Земля, передававшаяся по наследству, от отца к сыну.

Феод

удел

посад

вервь

Реформа

Государственная дума

Вече

Ярлык

3.Народное собрание.

Боярская дума

вервь

Полюдье

Челобитная

купцы

ремесленники

Князь

Посадник

4. Люди, занимающиеся торговлей.

Дворяне

славяне

хан

Баскак

Князь

Король

Царь

Ремесленник

5.Правитель монголов.

Посадник

Ярлык

Хан

баскак

Заповедные лета

ясак

вотчина

Полюдье

6. Налог мехами.

Ладья

усобицы

вервь

Челобитная

Хан

Вотчина

Феод

Пищаль

7.Название государства монголов.

Золотая Орда

«Тьма»

Сарай

Частокол

Баскак

Ремесленник

Посадник

Князь

8. Так назывался правитель Руси

Дворянин

Хан

Купец

Боярин

челобитная

вече

пищаль

реформа

9.Объезд князем зависимых земель с целью сбора дани.

Дворяне

полюдье

славяне

Ярмарка

реформа

усобицы

Заповедные лета

Посад

10. Изменения, преобразования.

Приказы

Челобитная

Феод

Террор

Подведение итогов.

Группы сдают рабочие листы на проверку. Оглашение результатов и вручение наградного материала.

Используемая литература:

1.  Данилов России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007

2.  Драхлер история с древнейших времен до наших дней. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

3.  ЕГЭ 2010. История: экзаменационные задания/Авт.-сост.: , , и др. – М.: Эксмо, 2009

Рабочий лист:

Станция

Мах количество баллов

Полученные баллы

«Культурово»

30

«Именная»

16

«Годовиково»

20

«Кроссвордово»

капитаны

9

Задачи для групп

6

«Город»

11

«Терминово»

10

102

Название команды:________________________________________

Капитан:_________________________________________________

Состав команды:___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области