Повторительно - обобщающий урок по Истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Форма урока: урок – соревнование
Форма работы учащихся: групповая
Оборудование: доска, раздаточный материал, литература, атласы
Цель:
Обобщить и закрепить изученный материал ;
Используя игровую форму развивать у учащихся интерес к истории своего Отечества;
Воспитывать коммуникабельность, умение работать в группе.
Образовательная Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории России с древнейших времён до конца XVI века. Закрепить формирование исторических понятий и знания персоналий истории Отечества данного периода. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Развивающая Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Воспитательная Воспитывать любознательность и интерес к истории.
Ход и организация.
Организационный этап
Работа учащихся по станциям
Подведение итогов
Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих .Объясняет план работы на уроке.
Класс делится на 3 группы. Группы, выполняя задания по станциям, заполняют рабочие листы и сдают для подведения итогов. Учащиеся могут использовать источники (учебники, атласы).
Представление команд и оформление рабочего листа.
Начинаем движение по станциям:
I станция «Культурово»
На столах у каждой группы находятся карточки с определениями, в каждую карточку необходимо вписать соответствующий термин.
Рисунок в книге. ___________________ | Наука о языке. _____________ | Ювелиры на Руси. ______________ | Так называли бродячих артистов на Руси. ______________ | Первая печатная книга на Руси. ___________________ |
Религия, которая была распространена на Руси до христианства. ___________________ | Каменная или деревянная скульптура языческого бога. _____________ | Живописное изображение бога и святых. ______________ | Искусство строить и украшать здания. ______________ | Книга о правилах ведения домашнего хозяйства. __________________ |
Наука, которая восстанавливает исторические события по вещественным источникам. ___________________ | Поэтические сказания о русских богатырях. _____________ | Картина, написанная на сырой штукатурке. ______________ | С этого начинали строительство любого сооружения на Руси. ______________ | Самая древняя летопись, дошедшая до наших дней. ___________________ |
Погодная запись о событиях. ___________________ | Принятие христианства. _____________ | Картина, составленная из кусочков стекла. ______________ | Костяные, металлические стержни для письма на бересте. ______________ | Славянский языческий бог грома и молний. __________________ |
Наука о прошлом человечества. ___________________ | Первый сборник законов на Руси. _____________ | Просьба, обращённая к богу. ______________ | Люди, выступавшие против учения церкви. ______________ | Глава церкви в Киевской Руси. ___________________ |
Всё, что создано людьми от первобытного общества до наших дней. ___________________ | Деньги в Киевской Руси. _____________ | Главный храм города. ______________ | Сборник законов (кодекс). ______________ | Первая печатная книга на Руси. ___________________ |
II станция «Именная»
На данной станции учащимся необходимо соотнести исторического деятеля и его прозвище. В таблице на рабочих столах групп к каждому историческому деятелю вклеить прозвище (прозвища в конверте).
Исторический деятель | Прозвище |
Монах Нестор | |
Олег | |
Игорь | |
Владимир I | |
Ярослав | |
Владимир II | |
Юрий | |
Даниил | |
Андрей | |
Всеволод | |
Александр | |
Иван I | |
Дмитрий | |
Иван III | |
Иван IV | |
Фёдор Иванович |
Вещий | Блаженный | Мудрый | Боголюбский |
Большое Гнездо | Красное Солнышко | Старый | Калита |
Мономах | Донской | Летописец | Горбатый |
Галицкий | Грозный | Невский | Долгорукий |
IIIстанция « Годовиково»
На данной станции группы будут работать с датами и событиями.
Группам необходимо соотнести дату и событие.
Дата | Событие |
1558г. | 1. Древляне убили киевского князя Игоря. |
1223г. | 2. Гибель князя Святослава в военном походе. |
1380г. | 3. Принятие христианства на Руси. |
1240г. | 4. Был составлен первый сборник законов на Руси «Русская правда». |
945г. | 5. Первое упоминание в летописи о Москве. |
1564г. | 6. Было написано «Слово о полку Игореве» |
972г. | 7. Первая битва между монгольскими и русскими воинами, битва на реке Калке. |
1242г. | 8. Вторжение войск Батыя на русские земли. |
988г. | 9. Битва со шведами на реке Неве (Невская битва) |
1480г. | 10. Ледовое побоище. |
1547г. | 11. Куликовская битва. |
1552г. | 12. Набег хана Тохтамыша на Москву. |
1497г. | 13. Стояние на реке Угре. (падение ордынского ига) |
1072г. | 14. При Иване III был создан единый для всей страны Судебник. |
1147г. | 15. Иван Грозный стал царём. |
1382г. | 16. При Иване IV был принят новый Судебник. |
1550г. | 17. Начало Опричнины. |
1185г. | 18. Взятие Казани. |
1237г. | 19. Начало Ливонской войны. |
1565г. | 20. Вышла первая печатная книга. |
IV станция «Кроссвордово»
От каждой группы участвуют капитаны, разгадывают исторический кроссворд. Капитану необходимо узнать город, который загадан в кроссворде.
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. |
По горизонтали:
1. Озеро, рядом с которым возникло первое поселение.
2. Река, разделяющая Новгород.
3. Народное собрание в Новгороде.
4. Письмо на бересте.
5. Палочка для письма на бересте.
6. Крупные землевладельцы, знатные люди.
7. Святая, в честь которой построен красивейший храм в Новгороде.
8. Правитель Новгорода, избираемый из бояр.
Группы продолжают работу, решая задачи, называют дату и событие, о котором идет речь. В случае если группа затрудняется ответить, может ответить другая группа.
1. По льду летели с лязгом, громом К мохнатым гривам наклоняясь, И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь. И отступая перед князем, Бросая копья и щиты, С коней валились немцы наземь, Воздев железные персты. Под ними лошади тонули, Под ними дыбом лед вставал, Их стремена на дно тянули, Им панцирь выплыть не давал. (Ледовое побоище 1242г. ) | 2. И покуда шатры не увязли в снегах, Не завыла морозная вьюга, Все стояли два стана на двух берегах, Не решаясь напасть друг на друга. Встал на Угре – реке зимний лед, прочный лед, Голод с холодом верх забирают. На Москву через лед хан Ахмат не идет, Рог Орды отступленье играет. («Стояние на Угре», конец монгольского ига 1480г.) |
3. Когда-то… князь Владимир свой народ Укутал верой, принесённой с Византии… Под алой мантией, согрев славянский род, Он заложил в умах величие России. (Крещение Руси Владимиром Святославовичем - 988 г.) | 4. И сейчас – не в дальней дали где-то, Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир – Мурзой. Копья устремив ожесточенно, Оба пали под ноги коней… И тогда сошлись полки у Дона – Кто из них отважней и сильней? (Куликовская битва 1380 г.) |
5. И вот пришли три брата Варяги средних лет, Глядят - земля богата, Порядка ж вовсе нет." (Призвание варягов, начало правления Рюрика в Новгороде 862г.) | 6. Горела древняя Рязань... Над павшими кружили птицы. Костры, тревожные зарницы, В кострах – святые образа... Горели хищные глаза На жёлтых лицах. Пылала русская земля, Шатались крепостные стены, Под ноги ханские стеля Плоды раздора и измены. (Монголо-татарское нашествие на Русь 1237г.) |
V станция «Город»
Учитель озвучивает характеристику города, участникам группы необходимо назвать город о котором идет речь, в случае верного ответа группа получает 1 балл, если ответ не верный право переходит к другой группе.
Характеристика города | ответ |
1. Этот город стал столицей государства восточных славян, «матерью городов русских». | Киев |
2. Так на Руси называли столицу Византии город Константинополь. | Царьград |
3. Этот город называли «портом трёх морей». | Новгород |
4. Этот город был столицей Галицко - Волынского княжества. | Галич |
5. Этот город впервые был упомянут в летописи в 1147 г. | Москва |
6. На стенах этого города плакала Ярославна по своему мужу князю Игорю. | Путивль |
7. Этот город первым подвергся нападению и разрушению войсками Батыя. | Рязань |
8. Этот город соперничал с Москвой за власть на Руси во время монгольского ига. | Тверь |
9. Эти два города были столицами республик на Руси. | Псков, Новгород |
10. В честь взятия этого города в Москве был построен Покровский собор. | Казань |
11. У этого города «злой характер». | Козельск |
VI станция «Терминово»
На доске обозначено определение термина, участникам групп необходимо из предоставленных терминов выбрать верный.
саксы | норманны | татары |
печенеги | 1. Народ, населявший Древнюю Русь. | славяне |
хазары | греки | турки |
Сарай | вотчина | поместье |
Реформа | 2. Земля, передававшаяся по наследству, от отца к сыну. | Феод |
удел | посад | вервь |
Реформа | Государственная дума | Вече |
Ярлык | 3.Народное собрание. | Боярская дума |
вервь | Полюдье | Челобитная |
купцы | ремесленники | Князь |
Посадник | 4. Люди, занимающиеся торговлей. | Дворяне |
славяне | хан | Баскак |
Князь | Король | Царь |
Ремесленник | 5.Правитель монголов. | Посадник |
Ярлык | Хан | баскак |
Заповедные лета | ясак | вотчина |
Полюдье | 6. Налог мехами. | Ладья |
усобицы | вервь | Челобитная |
Хан | Вотчина | Феод |
Пищаль | 7.Название государства монголов. | Золотая Орда |
«Тьма» | Сарай | Частокол |
Баскак | Ремесленник | Посадник |
Князь | 8. Так назывался правитель Руси | Дворянин |
Хан | Купец | Боярин |
челобитная | вече | пищаль |
реформа | 9.Объезд князем зависимых земель с целью сбора дани. | Дворяне |
полюдье | славяне | Ярмарка |
реформа | усобицы | Заповедные лета |
Посад | 10. Изменения, преобразования. | Приказы |
Челобитная | Феод | Террор |
Подведение итогов.
Группы сдают рабочие листы на проверку. Оглашение результатов и вручение наградного материала.
Используемая литература:
1. Данилов России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007
2. Драхлер история с древнейших времен до наших дней. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
3. ЕГЭ 2010. История: экзаменационные задания/Авт.-сост.: , , и др. – М.: Эксмо, 2009
Рабочий лист:
Станция | Мах количество баллов | Полученные баллы |
«Культурово» | 30 | |
«Именная» | 16 | |
«Годовиково» | 20 | |
«Кроссвордово» капитаны | 9 | |
Задачи для групп | 6 | |
«Город» | 11 | |
«Терминово» | 10 | |
102 |
Название команды:________________________________________
Капитан:_________________________________________________
Состав команды:___________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________