Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты
«1 №-а прогимназия» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.
Конспект НОД
«Маленькие друзья леса!»
(старшая группа)
Воспитатель:
Инжуватова.А.Е
(Базовая)
г. Воркута
2017г.
Цель:
Закреплять и систематизировать знания детей о деревьях, типов лесов; учить бережному отношению к природе.
Задачи:
Обучающие: Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Воспитательные: Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством игровой деятельности. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес.
Звучит фонограмма шума леса, пения птиц.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Лесная фея, добро пожаловать в наш замечательный лес, а замечателен он тем, что в нём много растений, животных, птиц, грибов и других обитателей.
- Ребята, а вам знакомо это дерево? ( Показывает на макет дуба).
Дети: Да, это дуб.
Воспитатель: А что вы знаете об этом дереве?
Дети: Это самое большое дерево в лесу.
Воспитатель: Правильно! А ещё дуб называют «могучим», как вы думаете почему?
Дети: Дуб самый старый, большой.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а вы знаете, что дубы это долгожители леса. Дубы живут несколько сот лет, первые сто лет они растут в высоту, а последующие сотни лет - в ширину. Чем шире ствол, том больше лет дубу.
Воспитатель: Ребята, а что это за дерево? ( Показывает на берёзу).
Дети: Это берёза!
Воспитатель: Верно. А что вы знаете о берёзе?
Дети: У неё белый ствол и есть «серёжки»!
Воспитатель: Вы правы! У этого дерева белый ствол и семена в виде серёжек.
А следующее дерево, как называется, кто знает? ( Показывает на клён.)
Дети: Клён.
Воспитатель: Да это клён. У клёна самые красивые листья, а ещё клён высаживают в городских скверах и парках, так как это дерево не прихотливо и на нём любят гнездиться разные птицы.
Ребята, может вы мне подскажите, как называется следующее дерево?
Дети: Да! Рябина.
Воспитатель: Вы правы, это рябина. А что вы можете рассказать о рябине.
Дети: У рябины красные ягоды, которыми питаются птицы.
Воспитатель: Ягоды рябины созревают всё лето, а осенью краснеют и становятся съедобными. Плоды рябины могут очень долгое время оставаться на дереве, почти всю зиму, и ими любят питаться и птицы и животные.
Воспитатель: Ребята, а что это за деревья, кто знает? (Ель и сосна.)
Дети: Это хвойные, ёлка и сосна.
Воспитатель: Вы правы – это ель и сосна. А подскажите пожалуйста, как выглядят листики у этих деревьев?
Дети: Они похожи на иголки.
Воспитатель: Да! Правильно! Эти «иголочки» называются хвоинки. А если лес состоит из хвойных деревьев, то такой лес называют хвойным. А если в лесу только лиственные деревья – то такой лес – лиственный. Ребята, а наш лес называется смешанным почему, как вы думаете?
Дети: В нашем лесу и хвойные деревья и лиственные.
Воспитатель: Молодцы, вы всё правильно говорите.
Звуки леса замолкают.
Ой, ребята, кажется тут кто-то был! Что это?!
Дети: Раскидан мусор, сломаны ветки, сорваны цветы, разорены гнезда птиц, муравейники. Даже костёр горит!
Воспитатель: Кто же это все сделал? Почему они так поступили?
Дети: Люди. Они не знают как вести себя в лесу, не относятся к природе бережно.
Воспитатель: А вы знаете, почему нельзя так себя вести в природе?
Дети: Потому, что если ломать ветки деревьев и рвать цветы, то они исчезнут и тогда травоядным животным нечего будет есть, и они тоже погибнут. А если и их не станет, то и хищникам нечего будет есть. Тогда в лесу не останется ни одного животного….
Воспитатель: Как же можно помочь природе, чтобы такого не произошло?
Дети: Надо собрать весь мусор, подвязать сломанные ветки, помочь птицам, собрав их гнезда, потушить огонь.
Воспитатель: Поможем природе? Что нам понадобится для этого? Давайте соберем необходимые вещи для уборки леса.
Дети: Да. Мешки для мусора, перчатки, бутылки с водой, грабли, лопатки.
Взяв все нужное, дети начинают собирать мусор. Во время работы воспитатель ведет с детьми разговор о правилах поведения в лесу.
Воспитатель: Вот мы весь мусор и собрали! Послушайте, наш лес снова ожил, запели птицы, зашелестела листва.
Звучит музыка леса или птицы в лесу.
Воспитатель: Ребята, вы слышите?
Дети: Это поют птицы.
Воспитатель: Природа радуется, что стало чисто в лесу. А что это за птичка поет?
Дети: Это кукушка.
Воспитатель: А кто это стучит?
Дети: Дятел.
Воспитатель: А это кто поет?
Дети: Сова, филин.
Воспитатель: А где же спрятались эти птицы?
Дети: Кукушка спряталась на елке, дятел на дубе, сова (филин) сидит на сосне.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы отлично справились. Теперь в лесу чисто и животным нечего бояться. Но что же делать, если в лес опять придут люди, которые не знают правила поведения? Как их научить правилам поведения в лесу?
Дети: Надо знаки повесить?
Воспитатель: А где мы возьмем знаки?
Дети: Можно самим сделать.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в экостудию и сделать знаки.
Дети с воспитателем входят в экостудию. Где приготовлены материалы для знаков: заготовки изображений, карандаши, фломастеры, краски, кисти, баночки с водой, клей, бумага.
Воспитатель: Какие знаки мы с вами будем делать?
Дети: Знак «Нельзя мусорить», «Не разводить костры», «Не разрушать гнезда птиц и муравейники».
Воспитатель: Подберите соответствующие картинки или нарисуйте сами при помощи фломастеров (красок, карандашей).
Во время работы воспитатель ведет беседу с детьми: какой цвет лучше выбрать для запрещающего знака, почему; какого размера должен быть рисунок на знаке, почему; как расположить рисунок, чтобы было понятно действие;и пр.