Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Предупреждения нарушений устной и письменной речи на базе развития когнитивных функций дошкольников, в том числе с ОВЗ.

– систематизация дидактического материала для формирование функционального базиса навыков письма и чтения у детей, имеющих трудности в обучении, в том числе и с ОВЗ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка.

Проблема нарушений письменной речи у дошкольников – одна из самых актуальных для дошкольного обучения детей подготовительных групп, поскольку письмо и чтение из цели дошкольного обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний детьми в школе.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии.

Структура дефекта дошкольников с речевой патологией указывает на необходимость системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию всех компонентов языковой системы.

Грамматический строй у дошкольников с речевым отставанием значительно ниже возрастной нормы, словарный запас в приделах бытовой тематики. В речи детей наблюдаются разнообразные ошибки: в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, числительных с существительными в числе,в употреблении предлогов, отсутствие некоторых предлогов. Указанные нарушения всех компонентов языковой системы, естественно, отражаются на связной речи детей, которая продолжает оставаться несовершенной.

Речь у старших дошкольников носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога, характерна подмена связного высказывания однословными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями. Выявлены характерные нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы дошкольников:

неумение выделять синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;

ограниченный словарный запас

трудности в оформлении собственных высказываний, аграмматизмы

Почему это происходит? Мы педагоги, сталкиваемся с определённой проблемой. В начале года подготовительной группы у многих отмечается недостаточный уровень сформированности высших психических функций (ВПФ), особенно в когнитивной сфере:

недостатки психомоторного, зрительно-пространственного развития,

общая неловкость, неточности в координации движений,

недостаточная сформированность графомоторных навыков,

трудности ориентировки в пространственно-временных представлений.

Несформированность когнитивных функций препятствует обучению письму и чтению. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Цель данного методического пособия – систематизация дидактического материала для формирование функционального базиса навыков письма и чтения у детей, имеющих трудности в обучении, в том числе и с ОВЗ.

Содержание:

Данная методическая разработка является комбинаторной. Для ее создания использовались методические пособия многих авторов.

Количество занятий 30, в неделю 3 часа. Методическая разработка включает в себя дидактический материал по:

уточнению пространственно – временных представлений

развитию фонематическог анализ на уровне слова (выделять первый и последний звук в слове, выделять гласные звуки в слове, развивать звуко-буквенный анализ, выделять ударный гласный звук, делить слова на слоги, развивать количественный и позиционный анализ звуков в слове)

развитию фонематического анализ на уровне предложения (учиться составлять предложения, чертить схему предложения развивать количественный и позиционный анализ слов в предложении)

развитию фонематического синтеза

развитию фонематических представлений

развитию мелкой моторики.

В подборе дидактического материала для методической разработки я опиралась на общедидактические и специфические принципы, составляющие теоретическую и методологическую основу логопедии, как науки, основу анализа речевых нарушений и логопедического воздействия.

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителями-логопедами, учителями начальных классов общеобразовательных учреждений для предупреждения нарушений устной и письменной речи на базе развития основных когнитивных функций у младших школьников, в том числе с ОВЗ. Учителям-логопедам ДОУ, педагогами дополнительного образования с целью профилактики нарушений устной и письменной речи

Учебно-методического планирования

Тема I этапа

Кол-во

часов

Основные навыки и умения

(цели занятия)

Развитие

ВПФ

I Уточнение пространственно – временных представлений (4ч)

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве

1

Учить осознавать схему собственного тела, определять направление в пространстве, ориентироваться в окружающем «малом» пространстве, развитие малкой моторики.

Развитие пространственно – временных представлений

Временные представления.. Сутки. Неделя

1

Тренировать в определении последовательности предметов

Развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти

Временные представления. Времена года. Месяцы

1

Тренировать в определении последовательности предметов

Развитие пространственно – временных представлений

Возраст и роли в семье. Определение последовательности в пространстве

1

Тренировать в определении последовательности предметов

Развитие пространственно – временных представлений

II Звукобуквенный анализ (18 ч)

Знакомство с органами речи. Речь письменная и устная

1

Формировать понятие «звук речи». Познакомить со способами образования звуков речи

Развитие внимания

Дифференциация основных речевых единиц

-Речь-предложение

-Предложение-слово

1

Формировать (закреплять) умение определять количество предложений в тексте, количество слов в предложении.

Развитие пространственно – временных представлений

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройденные в классе буквы («а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.

1

Развивать фонематические функции

Развитие зрительного представления

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройденные в классе буквы («а», «о», «у», «и», «ы») в конце слова.

1

Развивать фонематический анализ. Закрепить умение детей слышать и выделять на слух гласные звуки.

Развитие зрительного внимания, ориентировку на листе бумаги.

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

2

Развивать фонематический анализ. Закрепить умение детей слышать и выделять на слух гласные звуки.

Развитие зрительного внимания, ориентировку на листе бумаги

Ударение в слове.

2

Уточнить знания детей об ударных гласных, роли ударения в речи.

Развитие внимания

Согласные звуки и буквы

в начале слова

1

Развивать фонематические функции Уточнить артикуляцию и звучание согласных звуков, упражнять в выделении согласных в начале слова.

Развитие внимания

Согласные звуки и буквы

в конце слова

1

Развивать фонематические функции Уточнить артикуляцию и звучание согласных звуков, упражнять в выделении согласных в начале слова.

Развитие внимания

Звуковой анализ односложных слов

2

Развивать фонематический анализ

Развитие внимания. Развитие пространственно – временных представлений

Слог. Деление слов на слоги.

4

Слог – часть слова, не заключающая в себе смысла. Упражнять в делении слов на слоги

Развитие памяти, внимания, мышления.

Согласные твердые и мягкие согласные звуки

2

Учить распознавания твердости и мягкости согласных звуков с опорой на зрительное, слуховое внимание.

Развитие внимания

III Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. (8 ч)

Звуки [б ] [б '], буква Б

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звуки [п] [п '], буква П

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звуки [т] [т '], буква Т

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звуки [д ] [д '], буква Д

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звуки [к ] [ к '], буква К

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звуки [с ] [ с '], буква С

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звук и буква Ш

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Звук и буква Ж

1

Развивать фонематические функции: анализ, синтез, представления.

Развитие памяти, внимания, мышления

Литература и методические пособия:

Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда)

Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.-Воронеж, 2001. - С.7-20.

Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.— М.: 5 за знания, 2005. — 128 с. (Методическая библиотека).

Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждений (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программ обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией). Методические рекомендации. - М.: АПК и ППРО, 2010. – 56с.

Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда. // Логопед, 2004 - № 1. - с. 4-10

ЕфименковаЛ.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.,1991.

Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель»,2003. - 217с.

Коржаева Е. Е. Программма логопедической работы со старшими дошкольниками коррекционно-развивающего обучения с ОНР и ЗПР.– М.:ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда).

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем писать и читать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов дошкольниками по предупреждению и коррекции чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Приложение

I Уточнение пространственно – временных представлений (4ч):

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве

Временные представления. Сутки. Неделя

Временные представления. Времена года. Месяцы

Возраст и роли в семье. Определение последовательности в пространстве

Занятие 1.

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве.

1.Нарисуй левым рукам браслеты. Нарисуй правым рукам колечки на безымянном пальце.

2. Раскрась стрелочки повернутые направо – синим цветом, налево –желтым, вниз – красным, вверх - зеленым цветом.

Занятие 2

Временные представления Сутки. Неделя.

Расскажи, что когда ты делаешь?

2.Упражнение на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Дорисуй недостающие детали.

Занятие 3.

Временные представления. Времена года. Месяцы.

1.Какое время года нарисовал художник? Раскрась рисунок.

2. Раскрась стрижей, которые летят вправо, синим карандашом, а тех, которые летят влево - зелёным карандашом.

Занятие 4

Возраст и роли в семье. Определение последовательности в пространстве.

II Звукобуквенный анализ (18ч):

Знакомство с органами речи. Речь письменная и устная

Дифференциация основных речевых единиц

Речь-предложение. Предложение-слово

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройденные в классе буквы («а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройденные в классе буквы («а», «о», «у», «и», «ы») в конце слова.

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

Ударение в слове.

Согласные звуки и буквы в начале слова

Согласные звуки и буквы в конце слова

Звуковой анализ односложных слов

Слог. Деление слов на слоги.

Согласные твердые и мягкие согласные звуки

Занятие 5.

Речь письменная и устная. Знакомство с органами речи

Раскрась картинки, которые относятся у устной речи – желтым цветом, которые к письменной речи - синим цветом.

Занятие 6

Речь-предложение. Предложение-слово

Предложения состоят из слов.

Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово — начало

предложения — обозначим | . В конце поставим точку.

Составь предложение по схемам.

Послушай (прочитай) предложение. Начерти схему предложении.

Гном пилит бревно.

_______________________________________________

_______________________________________________

Раскрась животных, которые смотрят направо – жёлтым цветом, налево – зелёным цветом. Составь предложение по картинке с любым животным.

Занятие 7

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройдённые в классе буквы

(«а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.

Соедини картинку с буквой, так чтобы первый звук названия картинки соответствовал букве.

А

О

У

И

Ы

Придумай предложение с любой из данных картинок. Начерти схему предложения. Выдели гласные (в начале слова).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дорисуй чего не хватает.

Занятие 8

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройдённые в классе буквы

(«а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.

1.Произнеси слово. Определи в названии, каких картинок первый звук гласный. Закрась соответствующую клетку.

2.Составь предложение с любой из данных картинок. Начерти схему предложения.

__________________________________________________________________

Скопируй цветок

Найди и обведи красным цветом все буквы «А»

Занятие 9

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

Начерти звуковую схему слова. Впиши гласные буквы в соответствующие клетки.

Составь предложение с любым названием данных картинок, начерти схему, впиши гласные буквы.

__________________________________________________________________________________________________________________________

3.

Занятие 10

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

1.Начерти звуковую схему слова. Впиши гласные буквы в соответствующие клетки.

Впиши пропущенные буквы.

К_т, к_т, м_к, р_к, д_м

Отгадай ребус: Составь предложение с каждым из этих слов.

3

2

1

н

о

с

Занятие 11

Ударение в слове.

Рассмотри картинки. Начерти звуковые схемы слов. Поставь ударение

Поставить ударение, выделить гласные буквы.

Волк, лиса, котик, кактус

Придумай предложение с одним из этих слов, начерти схему

_____________________________________________________________

Занятие 12

Ударение в слове.

Нарисуй недостающую картинку. Составь предложение с каждой картинкой.

Подбери картинки, соответствующие схемам.

Занятие 13

Согласные звуки и буквы в начале слова.

Раскрась предметы, названия которых начинаются с твёрдого согласного, синим цветом, а те, названия которых начинаются с мягкого согласного, зелёным цветом. Составь предложение с каждой картинкой.

Занятие 14

Согласные звуки и буквы в конце слова.

Раскрась предметы, названия которых оканчиваются на один и тот же звук, одним цветом. Составь предложение с каждой картинкой.

Прочитай.

Занятие 15 Звуковой анализ односложных слов.

Нарисуй звуковые «костюмчики» к словам, названий картинок.

Придумай предложения с названием каждой картинки.

По первым звукам названий картинок составь слово.

Занятие 16. Звуковой анализ односложных слов.

Нарисуй звуковые «костюмчики» к словам, названий картинок.

Подбери слово-признак, чтобы ответить на вопрос,: какой? какая?

По первым звукам названий картинок составь слово.

Составь предложение, начерти его схему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вставь гласные буквы:

Л_к- л_к, б_нт – б_нт

Занятие 17 Слог. Деление на слоги.

1.Соотнеси картинки и схемы.

2. Составь слово из первых звуков, названий картинок. Запиши его в цвете.

______________________________

3. Составь предложение. Начерти схему предложения.

_____________________________________________________________________________

4. Нарисуй картинку, в названии которой два слога.

Занятие 18 Слог. Деление на слоги.

Назови картинки. Сколько слогов в каждом слове? Соедини с подходящими схемами.

Найди и раскрась картинки, в названии которых одинаковое количество слогов одним цветом

Составь слово из слогов, названий картинок. Запиши его в цвете. Составь предложение.

___________________________

1 слог

2 слог

3 слог

Занятие 19

Слог. Деление на слоги.

Запиши цифрой, сколько слогов в слове.

2 Составь слово из 1слогов, названий картинок. Запиши его в цвете. Придумай предложение.

___________________________

3. Нарисуй картинку, в названии которой три слога.

Занятие 20 Слог. Деление на слоги.

1. Соедини картинки , названия которых начинаются с одного слога.

Подбери слово- признак, так чтобы ответить на вопрос, какая? какой? Составь предложение с любой из данных картинок.

Соедини слоги так, чтобы получились слова.

Занятие 21 Твердые и мягкие согласные звуки.

Определить, каким согласным является первый звук – твердым или мягким. Раскрасить квадрат соответственно синим или  зеленым цветом.

Найди подходящие буквы каждому слову. Придумай предложение с любым из этих слов. Начерти схему предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 22 Твердые и мягкие согласные звуки.

Определить, каким согласным является последний звук – твердым или мягким. Раскрасить рисунок соответственно синим или  зеленым цветом.

Какие предметы лишние? Почему?

Подбери слово-признак, чтобы ответить на вопрос: какой? какая? Придумай предложение с любой из данных картинок. Начерти схему предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Четко читай. Сначала прямые слоги, затем обратные.

Назови слоги с мягким согласным звуком.

III Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных (8 ч):

Звуки [б ] [б '], буква Б

Звуки [п] [п '], буква П

Звуки [т] [т '], буква Т

Звуки [д ] [д '], буква Д

Звуки [к ] [ к '], буква К

Звуки [с ] [ с '], буква С

Звук и буква Ш

Звук и буква Ж

От данной точке 4 клеточки вверх, 5-вправо, 1- вниз, 4- влево, 1-вниз, 4-вправо, 2 – вниз, 5 –влево.

Занятие 23 Звуки [б] [б.], буква

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики». Сколько слогов в словах - названиях картинок?

Придумай предложение. Начерти схему предложения.___________________

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук

Занятие 24 Звуки [п] [п.], буква П

От данной точке 4 клеточки вверх, 5-вправо, 4- вниз, 1- влево, 3 –вверх, 3-влево, 3-вниз, 1-влево.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики». Сколько слогов в словах - названиях картинок?

Придумай предложение. Начерти схему предложения._______________________________

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук

Занятие 25 Звуки [т] [т '], буква Т

От данной точке 3 клеточки вверх, 2-влево,1-вверх, 5- вправо, 1-вниз, 2-влево, 3-вниз, 1-влево.

2.Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики». Сколько слогов в словах - названиях картинок?

3.Придумай предложение к данной схеме.

4.Найди и обведи букву Т

Занятие 26. Звуки [д ] [д '], буква Д

От данной точке 1 клеточки вверх, 1-вправо, 3- вверх, 3- вправо, 3 –вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-влево, 1 вверх, 3–влево, 1 вниз, соединяй с первой точкой.

.2.Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики»

.

Придумай предложение с данной картинкой. Начерти схему предложения.

4.Найди и обведи букву Д

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук

Занятие 27 Звуки [к ] [ к '], буква К

2.От данной точке 4 вверх, 1- вправо, 2- вниз, 2 наискосок вверх вправо, 1 вправо, 2 наискосок влево вниз, 2 наискосок вправо вниз, 1 влево, 2 наискосок влево вверх, 2 вниз, 1-влево.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»

Прочитай. Выдели гласные буквы. Начерти схему предложения.

Катя стирает платок.

5 Найди и обведи букву К

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук

Занятие 28 Звуки [с ] [ с '], буква С

От данной точке 4 клеточки вверх, 5-вправо, 1- вниз, 4-влево , 2 -вниз, 4-вправо,

1 – вниз, 5 –влево.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»

3 Прочитай. Начерти схему предложения.

Найди и обведи букву С

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук

Занятие 29 Звук и буква Ш

От данной точке 4 клеточки вверх, 1-вправо, 3- вниз, 1- вправо, 3 –вверх,

1-вправо, 3-вниз, 1-вправо, 4 – вниз, 5 –влево.

2 Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»

Прочитай. Начерти схему предложения.

У малыша тёплая шуба.

_________________________

4 Найди и обведи букву Ш

Занятие 30 Звук и буква Ж

От данной точки 2 клеточки вниз, 1-вправо, 3- вниз, 1- вправо,

2 – наискосок вниз вправо, 1-вправо, 2-наискосок вверх влево,

2 наискосок вверх вправо, 1влево, 2 наискосок вниз влево, 2вверх,

1 влево, 2 вниз, 2 наискосок вверх влево, 1 влево, 2 наискосок вниз вправо,

2 наискосок вниз влево, 1- вправо, 2 наискосок вверх вправо.

2 Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»

3 Прочитай. Начерти схему предложения.

Найди и обведи букву Ж

Нарисуй картинку в назании, которой есть «дежурный» звук

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области