Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие интереса к чтению учащихся 5 – 7 классов

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие интереса к чтению учащихся 5 – 7 классов

Общепризнана огромная роль литературы и чтения в формировании личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга».

Почему же многие дети неохотно и мало читают? Существует ряд причин, в том числе и социальных. Общий спад интереса к чтению, обилие источников информации, помимо книг т.д. Интересы нынешних подростков часто сводятся к просмотру телевизионных передач, электронным и компьютерным играм. Поэтому книги уходят на задний план.После обследования 100 тысяч 15-летних подростков из 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты. К сожалению, результаты различных исследований, в том числе результаты PISA 2009 года подтверждают и актуальность проблемы. По оценкам читательской грамотности, а это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, Россия заняла 41–43 место из 65 стран, участвующих в этом международном проекте.

Не секрет, что страна давно уже «сдала» позиции «самой читающей». Сегодня большими тиражами выпускают разве что классиков и наиболее знаковых авторов современности. Тем не менее, на полках и стеллажах книжных магазинов нет свободного места. Ежегодно (включая и недавние «кризисные» годы) в свет выходят сотни тысяч наименований книг ежегодно. Огромная книготорговая индустрия борется за внимание читателя, населяющего просторы России и в мегаполисах и в глубинке. Но возникают вопросы к низкому качеству современной литературы.

Интерес к книге в печатном виде ослабевает, и будет ослабевать. Да, сегодня чтение становится все более элитарным занятием, сами книги стоят недешево, доступны не всем людям. Даже когда подросток может покупать книги, когда ему это по карману, он все равно сегодня будет скачивать и читать в Сети. Это необратимый процесс. В перспективе в книжных магазинах и среди подписчиков периодики (уже сейчас сокращаются тиражи даже у наиболее массовых журналов и газет) будет все меньше людей, и все больше и больше людей в глобальной Сети, читающих самым разным образом; ибо технические средства для чтения книг в этом смысле постоянно развиваются.

Как же в этой ситуации воспитать интерес к чтению?Это совместный труд учителей, родителей и детей. В первую очередь нужно, чтобы дома были книги. Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

Книгидолжны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда.

Некоторые родители считают,что любое чтение полезно, а это ошибка,дети сами выбрать книгу не могут.Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают их дети.Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для него. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому,чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В 70-80-е годы ХХ века читательские дневники учащихся являлись необходимым атрибутом по предмету русский язык и литература. Это был документ строгой отчетности, который школьники 2–5 классов прилежно вели по литературе. Сегодня таких дневников нет, а может, зря. Учитывая прошлую (самая читающая страна в мире) и современную специфику школьного образования, возможно, Дневник читателя будет далеко не лишним в системе приобщения школьников к чтению.Ведение дневника научит замечать в книгах не только героев и сюжет, но и – имя-фамилию авторов.

Ведение ЧД способствовало формированию навыка собирать и анализировать информацию, а также – иметь собственное мнение (хотя бы – о прочитанной книге) и в кратком объеме излагать его на бумаге.

Чтение тогда только приносит пользу, когда анализ прочитанного откладывается в памяти. В памяти откладывается только тогда, когда читатель пропускает действие сюжета, обстоятельства, изложенные в тексте, через себя, сопереживает с героями и сравнивает описываемые события со своей собственной жизнью. Между зрителем и телевизором, Интернетом энергообмен не произойдет, сколько бы там «не заряжали воду». От «зомбоящика» можно взять информацию, развлечение (не будем забывать, что современное общество ориентировано именно на него), но душевными переживаниями – таким образом – люди не обмениваются.

Формы привлечения к книге старшего школьника

Дают практические результаты такие активные формы привлечения к книге старшего школьника как встречи в формате «учащиеся-родители-педагоги-библиотекари».

Наблюдается цепная реакция, как только дети слышат выступление своего сверстника, тут же возникает желание попробовать свои силы. Невольно в процесс подготовки, выбора отрывка, чтения вслух вовлекаются и взрослые члены семьи.

В течение двух лет я применяла следующие формы работы учащихся с книгами:

- ведение читательских дневников в 5 – 7–х классах;

- написание сочинений по прочитанным произведениям;

- беседы на родительских собраниях;

- внеклассные мероприятия:

проведение литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству М.Цветаевой

читательская конференция «Горячая пятерка».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области