Урок по теме «Приложение». Русский язык в 8 классе.
Тема . Виды определения. Приложение.
Цель : а)получить представление о приложении, об употреблении и оформлении при письме; б)повторить сведения о других членах предложения, закрепить представление о роли средств выразительности, определениями; в)привить любовь к Родине, развивать речевые навыки.
Оборудование. Картина живописи с изображением лунного света на поверхности пруда(озера)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3. Синтаксическая минутка. Запись предложения на доске (для повторения полученных представлений о членах предложения):
Треп..тно светил..сь, величаво играло звездным мерцаньем (не)доступно далекое небо. (Из)дали едва доносился монотонный шум леса. Зелен..ватыми бликами перел..вался сверкал пруд (в)низу.
-- Объясните правописание слов и постановку знаков препинания. Выполнить синтаксический разбор предложений.
--Замените синонимами слова монотонный ,мерцанье, блики. Близки ли значения двух из них?
( Мерцать-излучать свечение, блики –это световое пятно)
На доске. Блик — элемент светоте́ни — световое пятно на ярко освещенной выпуклой или плоской глянцевой поверхностилик — элемент пятно на ярко освещенной выпуклой или пл
-- Какую роль выполняют определения в этом тексте? Есть ли еще эпитеты, не выраженные прилагательными?
4.Переход к теме .Чтение предложений на доске :
Впереди белело поле без единого куста и дерева. Это вызывало восхищение у молодого путешественника, студента МГУ.
Задавайте вопросы от выделенных слов? Оба определения,первый вы можете назвать , а другое –это новое для вас название определения – приложение.
Задумаемся над словом. Какие приложения в жизни бывают: приложение к журналу,газете,телепередачи… Приставка при- означает … корень лож- означает…(то что прикладывается к слову)
5. Чтение теоретического материала по учебнику – «Приложение».
6.Составление кластера. «Значение приложения»:
1)Качество, свойство предмета(Чижа захлопнула злодейка-западня);
2)Возраст(Старушк-мать,бывало, под окном сидела);
3)Национальность(Федотка-калмык вернулся из Кумылжевска)
4)Род деятельности(Слово взяла девушка-доярка)
5)Собственные имена(газет,журналов,литературных произведений,рек,городов, поселков(Стихотворение «Узник» написан Пушкиным во время пребывания в Кишиневе)
Дополните предложение о Пушкине еще двумя приложениями.
7 .Наблюдение над примерами. Объяснение употребления дефиса (учитель) при приложении- имени собственном. Дефис не ставится:
1)Собственное слово после определяемого слова.
Река Нева течет в Санкт-Петербурге. Под мостом тихо катит волны Нева-река.
2)Одно слово - родовое, другое – видовое.
Дерево береза.
Цветок ромашка.
8. Задание «Назови приложение». На доске учащийся.
Спортсмен-чемпион, девушка-рукодельница, Родина-мать, орлы-ребята, мальчики-борцы, дуб-великан, художник-маринист, озеро Иссык-Куль, учебник «Русский язык», летчик-испытатель, слово-утешение.
- Как вы думаете, приложения в каких текстах чаще встречается ?
9. Выполнение упражнений по учебнику – упражнение 163.
Итог урока . Будучи видом определения приложение дает второе название предмета. Приложение придает выразительность речи и писатели и поэты часто используют приложения.
Домашнее задание. Упражнение 166,169(письменно),теоретический материал темы «Приложение» запомнить.