Предмет: математика
Тема: переместительное свойство сложения
УМК: Перспектива
Тип урока: усвоение новых знаний
Учитель: Бурбушева Галина Нестеровна .МАОУ СОШ №7им.Пичуева Л.П .г.Усть-Илимск, Иркутская обл.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с переместительным свойством сложения.
Задачи: организовать деятельность учащихся по усвоению нового знания;
- учить применять перестановку слагаемых на практике;
- формировать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать правило «От перестановки слагаемых сумма не изменяется»;
- решать примеры с применением переместительного свойства сложения.
Личностные:
- положительное отношение к учебе;
- интерес к уроку математики.
Познавательные:
- учить добывать знания, находить ответы на вопросы, используя при этом свой жизненный опыт, информацию, представленную учителем.
Коммуникативные:
- учить строить простейшие речевые высказывания;
-включиться в диалог с учителем.
Регулятивные:
- определять и формировать цель своей деятельности с помощью учителя;
- понимать и принимать учебную задачу;
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
-презентация;
-карточки (слагаемое, слагаемое, сумма).
-квадратики разных цветов.
Используемые технологии:
-технология проблемного обучения.
Ход урока.
Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу. Как тепло и весело стало от ваших улыбок. И пусть хорошее настроение будет у вас на протяжении всего урока.
Актуализация знаний.
Решение примеров. Работа с карточками.
К 3 прибавить 4.
8 минус 2.
6 увеличить на 3.
7 уменьшить на 4.
Какое число меньше 9 на 4?
Какое число больше 5 на5 на 3?
I слагаемое 5, II слагаемое 3. Чему равна сумма?
- Как называются числа при сложении? А результат?
Открытие «нового» знания.
Сегодня мы продолжим работу над действием сложения и нам предстоит открыть одно очень нужное математическое свойство..
Практическая работа.
У вас на партах лежат квадратики.
Положите слева 3 красных квадратика.
Придвиньте к ним 2 голубых квадратика.
Сколько квадратиков стало?
-Как узнали?
- Какое числовое выражение составим?
3+2=5
-Как называется число 3? 2? 5?
-А теперь поменяем местами квадратики.
-Положите 2 голубых квадратика.
Придвиньте к ним 3 красных квадратика.
-Какое числовое выражение составим?
2+3=5
-Какое действие выполнили?
-Как называются числа 2? 3? 5?
Сравните равенства.
-Чем они отличаются?
(поменяли местами слагаемые)
-Что у них общего?
(Значение суммы не изменилось).
-Что сделали со слагаемыми, и что при этом произошло со значением суммы?
Какой вывод можно сделать?
(Если слагаемые поменять местами, сумма не изменится).
Вот мы и открыли основное математическое свойство.
-Мы что делали с квадратиками?
(меняли местами, перемещали)
И свойство называется переместительное.
-Какова тема урока?
-Какую поставим цель?
(запомнить это свойство, научиться его применять).
Прочитаем это свойство (слайд 1)
Первичное закрепление.
Понаблюдаем за этим свойством.
К доске выйдут 1 мальчик и 4 девочки.
-Сколько всего детей?
-Как узнаем?
Запишем числовое выражение.
1+4=5
Назовите I слагаемое, II слагаемое, сумму.
Поменяем местами. Встанут 4 девочки и 1 мальчик.
-Сколько всего детей?
Запишем выражение.
4+1=5
Назовите Iслагаемое, II слагаемое, сумму.
Изменилось ли количество детей?
-В чем заключается переместительное свойство сложения?
2. (слайд 2)
На ветке сидела 1 птичка, прилетело еще 3. Сколько стало птичек?
-Как узнаем?
1+3=4
Назовите I слагаемое, II слагаемое, сумму.
На ветке сидело 3 птички, прилетела еще 1 . Сколько стало?
-Что происходит со слагаемыми? А с суммой?
Назовите переместительное свойство сложения.
Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик,
Мы глазами миг-миг
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Закрепление изученного материала.
Игровая ситуация.
-Рассмотрим такую ситуацию.
Дима и Егор ходили на рыбалку.
(диалог мальчиков)
Дима: Я поймал 2 рыбки.
Егор :А я поймал 5 рыбок.
Дима: Я пойду домой.
Егор: А я останусь еще порыбачить.
Дима: Давай переложим рыбок в мое ведро.
Егор: Нет, лучше ты переложи рыбок в мое ведро, так удобнее.
-Кто из мальчиков прав?
-Как лучше поступить?
5 рыбок переложить или 2?
-Какой вывод можно сделать?
(Легче к большему числу прибавить меньшее).
Проверим, работает ли переместительное свойство при решении примеров.
Работа с карточками.
I вариант решает примеры 1 столбика, II – 2 столбика.
4+3 2+5
8+1 3+4
5+2 3+4
6+4 1+8
-Почему ребята I варианта справились быстрее?
-Найдите каждому примеру пару, учитывая переместительное свойство сложения.
-Как удобнее решить примеры?
(К большему прибавить меньшее).
-Какое использовали свойство?
-Для чего нам нужно знать переместительное свойство сложения?
(При решении примеров использовать удобный способ).
Работа в парах.
Сейчас поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах. (слайд 3)
Найдите пару каждому сапогу, чтобы ответы примеров совпадали.
Раскрасьте их одним цветом.
-Какое использовали свойство? Назовите его.
Самостоятельная работа.
Допишите равенства, используя переместительное свойство.
Последнее равенство составьте сами.
4 +....= 2 +….. 6 +….= 3 +…..
….+ 8 =….+ 2 ….+ 2= 7 +….
5 +…. = 1 +….. …+….=…..+……
Самопроверка по эталону.( слайд 4).
-Какое использовали свойство?
-В чем оно заключается?
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- C каким математическим свойством познакомились? Назовите его.
- Для чего мы изучили это свойство?
Рефлексия.
Перед вами смайлики. Если вы считаете, что на уроке поняли тему и у вас хорошее настроение, поднимите смайлики с улыбкой.
Если не справились с некоторыми заданиями и у вас грустное настроение, поднимите смайлик с грустным настроением.