Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект открытого занятия

Цель: Знакомство учащихся с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Задачи: I ) Образовательная задача: 1) Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи; 2) Приобретение практических навыков выполнения элементов хохломской росписи; II )Развивающая задача: 1) Развитие творческого воображения и художественного вкуса; 2) Совершенствование умения работать с красками в процессе творчества; 3) Развитие навыков построения композиции в круге; III ) Воспитательная задача: 1) Воспитание у детей интереса и любви к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России ; 2) Воспитание любви к поэзии; 3) Формирование коммуникативных навыков в общении учащихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

К О Н С П Е К Т

открытого занятия по теме:

« Красота Хохломских узоров »

(по курсу « Декоративно – прикладное искусство»)

Автор-составитель:

Польченко Любовь Алексеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

с.Арзгир

2018 г

Тема: «Красота Хохломских узоров».

Цель: Знакомство учащихся с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

Задачи:

I ) Образовательная задача:

1) Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи;

2) Приобретение практических навыков выполнения элементов хохломской росписи;

II )Развивающая задача:

Развитие творческого воображения и художественного вкуса;

Совершенствование умения работать с красками в процессе творчества;

Развитие навыков построения композиции в круге;

III ) Воспитательная задача:

Воспитание у детей интереса и любви к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России ;

Воспитание любви к поэзии;

Формирование коммуникативных навыков в общении учащихся;

Материально – техническое обеспечение занятия :

мультимедийное оборудование, презентация «Золотые узоры Хохломы», музыкальное сопровождение, выставка декоративно – прикладного творчества ;

дидактический материал: технологическая карта изготовления «Матрешка», трафареты «Матрешки» и элементов росписи.

наглядный материал : «Матрешки» из дерева ,подносы, посуда, необходимые материалы и инструменты для росписи (карандаш, кисти разных размеров, палитра, ластик, тряпочка, краски).

Ход занятия:

l.Организационный момент.

- Здравствуйте, девочки ! Все готовы к занятию?

- Сегодня, я пришла к вам не с пустыми руками , а принесла для вас волшебные шары. Эти шары заколдованные, в них, что – то лежит . Давайте, их проколем иголочкой и посмотрим, что у них внутри ? (для этого, мы сейчас разделимся на две команды). И так готовы? Теперь, вам необходимо развернуть как можно быстрее эти листики и прочитать то предложение, которое вы сложите из них. Что же у вас получилось? «Красота Хохломских узоров».

ll.Постановка темы занятия.

Слайд 1

- Тема нашего занятия « Красота Хохломских узоров » .

-Сегодня, я познакомлю вас с историей промысла «Золотая Хохлома» ,технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

- Девочки, а сейчас, обратите ваше внимание на слайды. Перед вами изображения: посуды, мебели, разделочных досок . На вот эту выставку и иллюстрации на доске.

- Дети, что о этих предметах можно сказать одним словом. Какие они?

- Какие основные цвета используют мастера в росписи этих изделий? (красный, чёрный, зелёный, жёлтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвет природы)

- Что символизируют эти цвета? ( Красный – радость; золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зелёный - цвет жизни, природы; чёрный – торжественность).

- Какой орнамент лежит в основе росписи? (растительный) .

- Все эти предметы расписаны в технике золотая хохлома.

lll. Вводная беседа.

Слайд 3. О том с чего начиналось хохломское искусство , существует множество легенд . Вот одна из них …

…Разное сказывают старики . Говорят , будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец . Избу поставил , стол да сундук сладил , посуду деревянную вырезал . Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать . Прилетела как-то к его порогу Жар-птица . Он и её угостил . И вдруг Жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой . Это , конечно , сказка , но сказка – ложь , да в ней намёк , добрым молодцам урок . Не из сказки ли появилась эта удивительная красота .

А вот ещё одна легенда . …Говорят , в давние времена жил талантливый мастер . Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд . Любил мастер своё ремесло , но ещё больше любил он свободу . Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах . Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом . Хотел мастер , чтобы его искусство стало для всех родным , как родная , простая русская песня и чтобы в ней отразилась красота русской природы . И стал он рисовать пышные и яркие цветы , тонкие веточки , вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле . Стали люди приезжать и любоваться этой красотой . Слава о мастере дошла и до царя . И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его . Узнал о беде мастер , собрал он своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства . А утром . когда царские посланцы вошли в село , они увидели , как ярким пламенем горела изба чудо-мастера . А самого мастера как не искали , так и не нашли . Но остались от художника краски , вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища . Исчез мастер , но осталось его удивительное мастерство , в котором отразилась и горячая любовь к людям , и жажда красоты .Значит , кисть у художника была необычной . Она была из солнечных лучей .

- А как же было на самом деле ? Хохлома – старинное русское село , затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов . Делали посуду в глухих заволжских деревнях , там её и расписывали : с. Новопокровское , с. Кулигино , с. Селищино . Но почему же её зовут её хохломской . Из этих посёлков везли посуду мастера продавать в большое торговое село Хохлома . Ну , а оттуда развозили посуду по всей стране . Разлетелись Жар-птицами чашки да ложки по всей земле . Кричали зазывалы на ярмарке : « Кому посуда для каши , окрошки ! Чудо-блюдо , да чашки ложки , к вам приехала сама золотая хохлома ! « - Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века , ещё при царе Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием Хохлома Ухожая . В 17 веке ряд селений вместе с хохломой перешли во владения Троицко-Сергиева монастыря , расположенного недалеко от Москвы . Возможно , уж в это время зародилось в Хохломе производство деревянной посуды , т. к. в документах монастыря упоминаются ковши , ложки , раскрашенные разноцветными красками и золотом . Не было здесь ни одного дома . ни одной семьи , в которой бы не занимались каким-нибудь ремеслом . Больше всего занимались обработкой дерева , вся территория представляла собой как бы одну мастерскую , деревянными мастерскими изготовлялась посуда . У каждой группы таких деревень был центр – крупное село , куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать свою продукцию . Деревянная посуда с древних времён была в повседневном употреблении : деревянную ложку и миску можно было увидеть и на боярском столе , и в семье крестьянина . Ковши , ложки . миски , кувшины – вся эта посуда требовалась в большом количестве : ведь дерево быстро изнашивалось . Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями и тысячами . Постепенно деревянную посуду сменила глиняная , стеклянная , фарфоровая и металлическая посуда . Но люди не забыли золотую хохлому . И сейчас эта посуда высоко ценится за свою красоту и неповторимость .

- Девочки , я вам давала задание на дом найти стихи о Хохломе. Кто из вас нашел такие стихи? ( дети читают стихи )

Слайд 2

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея-

В мир волшебной Хохломы.

Ну , а как же появляется эта посуда . Давайте представим … … мы с вами в мастерской , большие окна , столы . Пахнет стружкой . Здесь мастера вырезают посуду из дерева . А когда деревянная посуда готова , её предстоит расписать . Посуду натирают тонким слоем глины , чтобы сгладить все поры на деревянной поверхности . А затем её покрывают олифой , а когда высохнет , алюминиевым порошком . Вот и готова серебристая посуда . Демонстрация росписи посуды в технике росписи « Хохлома « . Теперь пришло время и за кисть браться .

А как же расписывать эту посуду ? Элементы для росписи этой посуды мастера брали из жизни – это травка , стебель , ягоды , цветы , птицы . Сначала брали красную краску … Вот перед вами кувшин , по кувшину вьётся стебель … Стебель рисуем кончиком кисти , чтобы он получился тонким … От стебля отходит травка ( тоненькая и потолще ) , в хохломе завивающаяся травка носит название кудрина . Ягодки обычно наносят по три или веточкой ( смородина ) .Чёрной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки . Чёрная краска делает узор ярче .

Главные элементы хохломской росписи – осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики. Могут дополнить травную роспись ягодки. Используются цветы, листья и орнаментальные полосы (бордюры, обводки, украешки).

А сейчас, я вам открою секрет золотой хохломы : как эта посуда превращается в золотую . Когда роспись закончена , покроет её художник лаком , да не единожды , а 5-6 раз и тогда уж в печь калить поставит . Вот тут то волшебство и происходит . От жары лак пожелтеет , и блеск металлический из-под него зазолотиться . Из печи чашу вынимают уже золотой .

-Девочки. Вы столько всего услышали нового и интересного, но я думаю пришло время нам подвигаться. Разминка будет называться «Весёлые человечки». Они будут сейчас двигаться , а вы будете выполнять движения за ними.

8) Физминутка .

- А теперь , когда мы с вами узнали все секреты этого искусства , давайте попробуем украсить матрешку в технике аппликация ,элементами росписи Хохломы .

- Я сейчас вам раздам трафареты в форме «матрешек» и элементов

росписи .Подпишите, пожалуйста, ваши работы.

Представьте , что мы с вами в мастерской , вы все мастера. Но наша задача будет сейчас выбрать мастера « Золотая Хохлома » .( Работу выполняют под русскую народную песню . А перед работой вспомним о технике безопасности.

Текущий инструктаж по технике безопасности.

Слайд 11, 12, 13, 14, 15.

Слайд 16.

Слайд 17, 18.

7)Обобщение полученных знаний.

Тестирование по теме.

На столе у каждого обучающегося тест по пройденному материалу.

- Пожалуйста, придвиньте его к себе, возьмите ручку или карандаш, и

попробуйте ответить на вопросы.

Внимательно читайте задание.

___________________________________Фамилия Имя

Подчеркни правильный ответ.

В каком городе изготавливают изделия в технике «Золотая Хохлома»?

г.Семенов г.Орел г.Киров г.Вологда

2. Из какого материала изготавливают Хохломскую посуду?

Метал Дерево Бумага Стекло Глина

3.Какие цвета используют при росписи Хохломских изделий?

Синий Красный Черный Желтый Фиолетовый Зеленый

4. Как называется человек, расписывающий деревянные изделия?

Художник Красильщик Мастер

9)Самопроверка и оценивание своей работы.

IV)Закрепление материала самостоятельной работой.

9) Индивидуальная работа. (Педагог помогает отдельным учащимся)

Во время всего занятия звучит музыка (фоном).

V)Итог занятия

1)выставка на доске,

2)оценивание работ,

3)обобщение изученного материала.

Все работы дети вывешивают на доску и сами приклеивают красные кружки, выбирая при этом наилучшую на его взгляд работу. По итогам оценивания определяется « Мастер Хохломы».

-Молодцы, ребята! По работам видно, что вы очень старались. Поэтому за лучшие работы я присваиваю звание « Мастер Хохломы» следующим учащимся…

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-На следующем занятии мы с вами продолжим изучать хохломскую роспись.

СЛАЙД 19.

- Занятие закончено. Всем спасибо! Не забудьте убрать свое рабочее место.

СЛАЙД 20.

VI) Домашнее задание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области