Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение опыта работы

Поделиться опытом работы с коллегами

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ детский сад №8 «Тополек» г. Петровска Саратовской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме

«Поддержка детской инициативы посредством музейной педагогики»

(подготовительная группа)

Воспитатель

Горшенина

Вера

Викторовна

г. Петровск,

2017 год

Поддержка детской инициативы посредством музейной педагогики.

Актуальность и новизна

Современное российское общество нуждается в инициативных молодых людях, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Воспитание такого человека связано с формированием важнейших личностных качеств – самостоятельности, активности, инициативности.Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является поддержка детской инициативы. Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов, инновационных подходов в развитии инициативности у детей.

Наиболее интересным, отвечающим современным требованиям является мини-музей.

В последние годы музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию и поддержке детской инициативы, так как

имеет обширные задачи:

- поддержка познавательного интереса детей;

- формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции ребенка;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Методическая и практическая основы опыта

Представляю опыт работы по поддержке детской инициативы посредством музейной педагогики.

В нашей группе совместно с родителями в рамках проектной деятельности был создан мини – музей « Чудо – дерево».

Задачи мини-музея:

1.Развивать инициативность детей как личностное качество.

2. Совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность, интеллектуальную инициативу.

3. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду.

4. Внедрять в образовательную деятельность современные технологии.

5. Развивать творческое и логическое мышление, воображение детей.

6. Формировать активную жизненную позицию.

Структура мини – музея:

Предметы быта:

- разделочные доски

- счеты

- часы

- подсвечник

- вазы

- плечики для одежды

- шкатулка

Предметы для украшения:

- веер

- рамки для фотографий

- елочка

- лапти

- бусы

- брошь

Деревянная посуда:

- вазы

- сахарница

- стаканчики

- ложки

- хлебница

Деревянные игрушки :

- матрешки

- лошадки

- уточки

- зайчик

- муз.инструменты(дудочка, бубен)

Знакомые незнакомцы:

- прищепки для одежды

- пуговицы

- шпатель

- зубочистки

- сувенирная ручка

- сувенирный карандаш

Наши поделки:

- столик

- скамеечки

- теплоход

- елочки

- тарелочки

-Коллекции:

- спилов коры деревьев

- семян

Макеты:

- лес

- жизнь пенька

Альбомы:

- Деревянная посуда

- Деревья зимой и летом

- Что делают из дерева

- Загадки и стихи о деревьях,

- Незнакомые чужеземцы

- Рассказы о деревьях

Гербарий листьев деревьев.

Формы работы в мини-музее

Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами;

Самостоятельное рассматривание экспонатов детьми;

Рассматривание экспонатов с мамой, другом, гостями;

Организация разных видов деятельности по развитию детской инициативы;

Досуги, развлечения.

Беседы с детьми.

Экскурсии для детей и родителей.

Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции листьев и семян деревьев (гербарий) располагаются на средней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр и творчества. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о деревьях, деревянных изделиях и т.д.

В соответствии с принципом интеграции работа мини-музея направлена на:

- развитие творческой инициативы

- развитие коммуникативной инициативы

- развитие инициативы как целеполагание и волевое усилие

- развитие познавательной инициативы – любознательности.

Содержание образовательной деятельности

Развитие творческой инициативы

Развитие коммуникативной инициативы

Развитие инициативы как целеполагание и волевое усилие

Развитие познавательной инициативы - любознательности

- игры с макетами «Лес», «Жизнь пенька»;

- С /р игры «Лесник», «Юные экологи», Спасатели леса»;

- изготовление книжек малышек о деревья х и т.д.;

- дидактические игры: «Кто, где живет», «Угадай, какой наш дом»

- чтение, восприятие и обсуждение художественных произведений: «Осинка и ветерок», «Чудо – дерево» К.И.Чуковского; «Четыре художника» Г.Скребицкого;

- просмотр мультфильмов: «Жило-было дерево», «Цветы и деревья», «Чудо-дерево», «Сказка старого дуба», «Дерево и кошка», «Ошибка дядюшки Ау»

- обсуждение принесенных из дома экспонатов, обмен впечатлениями;

- сочинение рассказов о деревьях;

- беседы:«Деревья нашего края», «Как живет дерево», «Знакомство с деревьями», «Кто с деревом дружит»;

- проведение экскурсий для детей других групп, родителей: «К нам гости пришли», «История матрешки»;

- дидактическое упражнение

- чтение и (или) разучивание стихов о деревьях: «Береза», «Ели», «Осинка», «Сосны», «Ива», «Пихты», «Рябина», «Дуб» И.Токмаковой;

- словесные игры: «Загадайте, я отгадаю», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию»

- отгадывание загадок.

- пластилинография «Чудо-дерево»;

- рисование: «Зимний лес», «Золотаяоскнь»

- рисование с элементами аппликации «Тополь»,

«Яблонька»

- рисование пластилином

- оригами «Ёлочка»

- арттерапия – рисование пальчиками на песке;

- аппликация (объемная на тарелочке) «Веточка рябины», «Фрукты»

Рисование  «Хохлома», «Деревянная игрушка» 

- конструирование из семян деревьев

- просмотр презентаций: «Деревья», «Древесина», «Золотая хохлома»,

- рассматривание и чтение энциклопедий;

- исследовательская деятельность:

- рассматривание иллюстраций, альбомов: «Деревья», «Деревянные игрушки», «Мебель», «Хохлома. Хохломские узоры», «Городец. Городецкая роспись», «Русская матрешка», «Спилы и семена»

- встреча с лесником, столяром.

В мини-музее использую следующие формы поддержки детских инициатив:

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

- Поддержка инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу в музее, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

- Игровая основа взаимодействий всех участников реализации инициатив.

Большой интерес у детей вызывает организационно-деятельностная игра «Школа юного экскурсовода».

Педагогическая ценность данной работы определяется заинтересованностью ребенка в проведение экскурсий для сверстников, малышей родителей и гостей.

В ходе игры диалог ребенка со взрослым и сверстниками осуществляется с активным проявлением речевой инициативы детей.

Работа в Школе юного экскурсовода строится на использовании детьми хорошо знакомых знаний (что прибавляет им уверенности в своих силах) в сочетании с новыми, которые активизируют познавательный интерес и инициативу детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Для этого используется метод убывающих подсказок,позволяющих постепенно предоставлять ребенку право принятия решений (в какой последовательности проводить знакомство с данной экспозицией).

Творческой инициативе детей в данной игре способствует позитивная оценка различных вариантов решения одной проблемы (логическая цепочка, дидактическая игра «О чем рассказал музей?», речевое творчество детей «Музей - это так интересно»).

Результаты данной работы проявляются в активности детей, в стремлении добывать новые знания и доносить их до других (реализация принципа «Научился сам - научу другого), в коллективном характере принимаемых решений (создание мини-музея в группе), в доброжелательном характере общения и взаимопомощи (оказание помощи другу при разработке экскурсионного маршрута для малышей).

Взаимодействие с родителями, социумом

Мини-музей – это эффективная форма совместной партнёрской деятельности детей, педагогов, родителей и социума по развитию детской инициативы.

С целью развития творческой инициативы в группе организуювыставкидетско - родительских работ. Например «Как у наших у ворот, елки водят хоровод» и другие.

Дети совместно с родителями принимают активное участие в различных конкурсах, занимают призовые места. Например : районный конкурс «Дары осени», «Всероссийский творческий конкурс «На лесной тропинке» с работами «Сказочный лес», в номинации «Творчество детей и взрослых» и т.д.

С целью развития коммуникативной инициативы дети организуют для родителей экскурсии: « Деревянные игрушки», «Как живет дерево», «Кто с деревом дружит» и другие.

С целью развития инициативы как целеполагание и волевое усилие дети совместно с родителями изготовили альбомы «Хохлома», «Городец», « Что делают из дерева», «Рассказы о деревьях».

С целью развития познавательной инициативы,любознательности,

в рамках взаимодействия с социумом дети посещают краеведческий музей, картинную галерею, музей в школе № 8.

Представление опыта работы

Опытом работы активно делюсь с коллегами.

Опыт работы по созданию «Модели образовательного пространства ОО «Познавательное развитие» дошкольников в контексте современных требований» опубликован в брошюре «Способы поддержки детской инициативы в образовательном пространстве детского сада в рамках реализации ФГОС ДО ». (Материалы обобщенного опыта работы методического объединения воспитателей старших групп ДОУ). Одним из компонентов модели является мини – музей.

Опыт работы по музейной педагогике разместила на сайте детского сада, личном сайте.

Приняла участие во всероссийском конкурсе «Лучший мини – музей ДОУ».

Результативность

1.Созданы условия для развития инициативы детей.

2. Отмечены позитивные изменения в развитии собственных инициатив детей.

3.Изменились межличностные отношения дошкольников, дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности.

4. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива – первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области