Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровое обучение французскому языку

В игровой форме обучить французскому языку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Игровое обучение французскому языку детей младшего школьного возраста

Мусина Фируза Хабировна,

учитель французского языка

МБОУ «СОШ №3» МО «Мирнинский район» РС (Я)

П. Чернышевский

2017г.

Игра - один из приемов повышения интереса учащихся к иностранному языку.

В игре происходит становление элементов произвольного поведения, развития воображения. Игра требует от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, что ведет к запоминанию и качественному освоению им учебного материала.

Психолог В.С. Мухина в своем исследовании о влиянии игры на общее психическое развитие ребенка отмечает, что игровая ситуация способствует умственному развитию учащихся младшего школьного возраста.

Каждая игра непременно состоит из нескольких этапов6

- подготовительный (выбор темы, уточнение целей игры);

-проведение игры ( учитель выполняет роль активного наблюдателя);

- контроль игры ( оценивание учащихся с учетом допущенных ошибок).

Все игры подразделяются на два вида: групповые и конкурсные.

В игре дети учатся координировать свои действия в условиях группы и действовать согласно заранее регламентированным правилам. У учащихся развивается социальная компетенция- младшие школьники в процессе игры устанавливают и поддерживают общение со сверстниками, объединяются в совместной работе, а игры в дальнейшем обогащаются и усложняются.

Игра способствует выполнению нескольких задач урока:

- возможность многократного повторения языкового материала

-тренировка учащихся в выборе нужного речевого компонента.

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности выполняемых задач- все это дает возможность детям преодолеть стеснительность, что благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно ребята усваивают языковой материал, у них возникает чувство удовлетворения и уверенности.

В процессе обучения иностранному языку игру нужно вводить с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные «считалки», т.е. дети не просто выучивают их наизусть, а используют для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой, например, в качестве физкультминутки.

Игры лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

При работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при тренировке некоторых грамматических структур.

Согласно теории М.Ф. Стронина игры с использованием иностранного языка можно подразделить на:

- лексические;

- грамматические;

-фонетические;

-орфографические;

-творческие

Заучивание лексического материала- важнейший аспект в изучении иностранного языка в школе. Объем вводимой лексики постоянно увеличивается, и усвоение новых слов нередко становится скучным, а потому слова трудно запоминаются учащимся. Поэтому обучение лексики неразрывно связано с использованием наглядности. Данный принцип является весьма важным в игровом обучении. Так, для работы с незнакомой лексикой очень хорошо подойдет игра «Зашифрованнное слово». Ученики получают зашифрованный список слов, где число обозначает порядковый номер буквы в алфавите. Задача-быстро и правильно расшифровать слова:

21. 14. 1. 14. 1. 14. 1. 19. - Un ananas

21. 14. 5. 2. 1. 14. 1. 14. 5. - Une banane

21. 14. 6. 9. 12. 13. - Un film

Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности.

Учителям хорошо известны трудности, с которыми сталкиваются учащиеся на начальном этапе обучения языку при овладении грамматическими формами глагола «être». Зачастую дети забывают о роли этого глагола во французском предложении, сопоставляя фразу с русским языком.

Для понимания скучных грамматических правил им нужен реальный предмет или его изображение- это помогает сделать процесс усвоения более интересным и эмоционально окрашенным.

Цель фонетических игр -формирование навыков фонематического слуха, установления адекватных звукобуквенных соответствий. Но формирование этих навыков не возможно без знания алфавита. Как правило, изучение французского алфавита завершается ярким и красочным праздником. Праздник детям запоминается на долго, хотя сам алфавит они могут забыть. Дети не всегда понимают, как знание алфавита им может пригодится на практике. Часто они могут вспомнить весь алфавит и даже пропеть его, но такое задание, как расположить буквы в алфавитном порядке вызывает у них затруднения.

В формировании фонетических навыков использую игру «Назови слово». Во время игры бросаю мяч учащимся по очереди, называя при этом звук. Учащиеся, возвращая мяч, называют слово с этим звуком:[Ɛ]- une chaise, une maison, une fraise, une maîtresse, le franÇais и т.д.

Формирование навыка письма и орфографических умений также начинается с первых дней овладения иностранным языком. Использование орфографических игр помогает тренировать обучающихся в написании французских слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания. На уроке французского языка эффективен дидактический потенциал такой игры, как «Немой диктант». «Немой диктант» может проводиться двумя способами:

- учитель показывает картинки, слова, обозначающие их названия известны детям. С каждой картинкой дети знакомятся в течение 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова по памяти в тетрадях.

-детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ребята должны запомнить слова. Затем карточки убирают, а дети должны записать слова на память. Оба вида диктанта хороши тем, что они снимают напряжение у детей, превращая диктант в увлекательную игру.

Немецкий методист Ф. Лейзингер в сборнике «Вопросы методики изучения ин. Языка за рубежом» показывает большие коммуникативные возможности ролевой игры для развития устной речи. Ролевая игра, по его мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения.

Ролевая игра- основная форма игры детей младшего школьного возраста. Дети воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. За участниками игры закрепляется определенный характер, они находятся в определенных отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, и они должны найти средство для выражения своих эмоций.

Лексические игры:

«Je connais cinq prénom des filles… », «Je sais cinq couleurs…»- идея этой«карманной »( т.е. не требующая особой подготовки)игры навеяна очень известным во дворах развлечением девочек с мячиком: «я знаю пять имен и.т.д.». Ученики по цепочке называют 5 слов по заданной теме. Игра способствует развитию памяти, внимания, быстроте реакции, ориентирует учащихся на целенаправленное использование информации.

Игра «Devinez par quelle lettre commence le mot?» ( «Догадайтесь с какой буквы начинается слово?»). Учащиеся стоят полукругом перед французским алфавитом. Учитель называет по- французски фрукты и овощи, а дети поочередно показывают указкой буквы, с которых они начинаются. Такую же игру можно провести с игрушками, изображающие ракету, самолет, машину, куклу и пр.

«Devinez»( « Догадайтесь»). Ведущий (один из наиболее подготовленных учеников) предлагает учащимся первую букву загаданного слова и подсказку- другие слова, связанные с ним каким либо образом(сходным сюжетым, устойчивым словосочетанием, ассоциацией и пр.). Например, с( cadeau) – Bonne année, une poupée, des patins à roulettes и т.д. Трудность состоит не только в разгадывании заданной связи, но и в подборе таких словосочетаний , которые воспринимались бы как несомненная пара большинством играющих и в тоже время не были бы слишком очевидны. Не менее продуктивно будет обсуждение после игры- о корректности заданий, способах решений, о том по каким основаниям устанавливается связь слов и пр. Другая разновидность вышеназванной игры «La boite noire» «Черный ящик», в котором спряталось слово. Учитель рассказывает об этом слове, не называя его. Задача учащихся- догадаться.

Фонетические игры:

В класс в гости пришел Незнайка изучать французский язык. Задача ребят- научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их.

«Алфавит»- учитель показывает каждому из участников игры пять карточек с буквами французского алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все буквы.

«Je connais des chifres» - игра на повторение счета, чисел. Каждый участник игры читает телефонные номера своих друзей, каждое число проговаривает в отдельности. Выигрывает тот участник, который допустил наименьшее количество ошибок при чтении цифр.

«Vole-ne vole pas»( «Летает- не летает»- вариант также известной детской игры. Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить , вперемешку с иными , и при каждом слове поднимает руку. Если название название слово относится к нужной группе – «Vole», дети тоже поднимают руки, если нет произносят «ne vole pas» - и просто сидят. Поднятие руки можно заменить хлопками, топаньем, кашляньем – способ реакции могут предложить сами дети, тогда им будет приятнее работать. Эту зримую форму контроля можно использовать при совершенствовании фонетических навыков( на различение звуков), лексического материала.

Орфографические игры:

«Je sais le faire»- каждый участник игры получает по картинке с изображением предметов, животных. Представители команд выходят к доске и записывают слова соответствующие предметам, изображенным на картинке. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

«Machine à écrire»( «Пишущая машинка»)- сначала учитель раздает буквы алфавита- каждый ученик получает свою букву. Затем учитель называет слово из изучаемой темы. Дети должны в быстром темпе «отпечатать его на машинке»: владельцы подходящих букв, из которого состоит слово , друг за другом делают хлопок в ладоши. Упражнение способствует обучению навыков письменной речи, умениям адекватно построить в письменном виде речевую единицу.

Игра: «C'est facile»( «Это легко»)- учитель на столе раскладывает определенные предметы, дает смотреть на них детям в течение двух- трех минут, затем закрывает их и просит учеников назвать все предметы по памяти. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов.

Игра: учитель раздает листочки, на которых написаны реплики и нарисованы комиксы. Учащиеся должны подобрать реплики и комиксы.

Игра: «Grenadine a caché»- ребята выучили много существительных на занятиях, теперь они смогут поиграть с Grenadine в прятки.

Grenadine говорит: Fermez les yeux! J 'ai caché une gomme. Et vous? Ouvrez les yeux!

Ребята отвечают: J 'ai caché une trousse!

J 'ai caché un ballon!

J 'ai caché un cartable!

J 'ai caché un livre!

Grenadine повторяет с ребятами лексику и учит новую фразу «J 'ai caché».

Творческие игры.

«Trouve la paire» ( «Найди пару»)- это игровое занятие можно использовать при формировании у ребят готовности к общению.

Учитель заранее готовит набор карточек с репликами героев различных диалогов, ситуаций, которые могли бы составить пару. Для выполнения задания требуется свобода перемещения игроков: они ходят по классу, сравнивают карточки и ищут пару. В конце можно попросить несколько пар рассказать свои диалоги.

«Jeux de rôles»(«Ролевые игры»):

« L'interview»- учитель дает учащимся задание выяснить у товарищей , кто любит читать, слушать музыку, смотреть телевизор и т.д. Учащиеся сами предлагают кандидатуру «журналиста».

Е.1(с микрофоном): М., tu aimes lire?

Е.2 – отвечает.

Е.1: Д., tu fais du sport?

Е.3 – отвечает.

Затем «журналист» сообщает результаты интервью

Е.1: M.aime lire. D. fait du sport. L. aime écouter de la musique.

«La phrase merveilleuse»( «Чудесная фраза»)- игра направлена на восстановление заданного целого из отдельных частей. Пример: на разрезанном плакате учитель записывает реплики из различных диалогов, модальные фразы на различные темы. Плакат помещается в центре классной доски. Члены разных команд, например, представители трех рядов подбегают к доске, забирают «свои» слова, фразы, реплики, размещают их на своем игровом поле(стена, доска, достраивают мелом недостающие элементы, детали по своей теме и презентуют работу. Подобным образом можно «перекрутить» и «раскрутить» любой изученный учебный материал.

Игра: Команды получают задание, например, по теме «Chaque saison a ses merveilles». В течение нескольких минут составляют «портрет темы»- плакат, на котором фломастерами различных цветов прямо и наискось, крупно и мелко, в виде слов, схематических рисунков или схем, нанесено основное содержание темы. В заключение учащиеся делают сообщения по своим плакатам. Победитель определяется путем совместного обсуждения.

Эти уроки полезно проводить на обобщающих занятиях для контроля за сформированностью базовых навыков говорения.

Игровые приемы значительно облегчают учебный процесс и помогают легче усвоить тему урока, развивают навыки всех видов речевой деятельности. Выполняя правила игры, учащиеся овладевают элементарными учебными действиями. Играя, ребята учатся, закрепляют знания, лучше усваивают лексические единицы, модельные фразы. Игра развивает у ребят наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов, способствует систематизации знаний, помогает обобщению пройденного материала. Игра как дидактическое средство обучения французскому языку способствует развитию индивидуального и коллективного творчества учащихся.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области