Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная образовательная программа трудового обучения воспитанников «Кладовая радости»

Содержание занятий по программе имеет художественно-эстетическую направленность и разработано с учетом специфики развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения

«Детский дом №10»

Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»________

На заседании МО Педсовет Директор КГКУ

Протокол №_____ Протокол №______ Детский дом 10

От «____»________2017 от «___»_________ 2017 Марзанова Т.В.

«____»_________2017

Художественно-эстетическое направление

Дополнительная образовательная программа

трудового обучения воспитанников

«Кладовая радости»

Для воспитанников 7-18 лет

Срок реализации 3 года

Составила: Бакланова Людмила Яковлевна,

Инструктор по труду

г. Комсомольск-на-Амуре

2017 год.

Дополнительная образовательная программа трудового обучения воспитанников «Кладовая радости» является интегрированной , модифицированной на основе Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Трудовое обучение» для 1-4 классов, «Технология. Обслуживающий труд» для 5-9 классов, 2004г и Стандарта основного общего образования по технологии по Приказу Минобразования РФ от 05. 03.2004.

Содержание занятий по программе имеет художественно-эстетическую направленность и разработано с учетом специфики развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Творческий ручной труд благоприятно влияет на личность ребенка. Через занятия творческим ручным трудом у воспитанников вырабатываются такие качества личности как инициативность, самостоятельность, ответственность, аккуратность, усидчивость, умение работать в коллективе. Изготавливая изделия народного творчества, воспитанник познает себя и окружающий мир, через продукты своего труда имеет возможность выразить свое личное отношение к реальности. Реализовывая себя в процессе изготовления различных изделий, воспитанники закладывают фундамент своей успешной жизнедеятельности в будущем.

Актуальность программы несомненна, так как она способствует подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, приобщает к прекрасному, формирует условия для развития личности и её творческих способностей. Реализация данной программы способна претворить в жизнь мечту воспитанников детского дома иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу. Образовательная программа «Кладовая радости» дает возможность сделать первый шаг в осуществлении своей мечты, неоднократно проиграть различные бытовые ситуации, представить и полюбить свой будущий дом, детей, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности.

Новизна образовательной программы – синтезирование различных областей прикладного творчества на основе подчинения единой цели, едиными темами, дает возможность соединить локальные знания в целостную картину. Программа создаёт условия для реализации знаний и умений, полученных воспитанниками детского дома в процессе обучения различным видам технологии швейного производства, кулинарии и декоративно-прикладного творчества, способствует усилению стартовых возможностей личности на рынке труда и профессионального образования. Программа учитывает особенности развития детей-сирот, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного ведения домашнего хозяйства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных детским домом целей и задач по воспитанию полноценной, творчески развитой личности, способной создать благополучную семью и обеспечить правильное ведение домашнего хозяйства и особое значение программы - это решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения воспитанников.

Представленная образовательная программа «Кладовая радости» подразумевает знакомство с основными объектами труда швеи, портного, дизайнера, модельера, повара- это дизайн костюма, дизайн элементов интерьера, декоративно прикладной дизайн, кулинария.

Программа дает возможность взаимодействия искусства и жизни, предусматривает широкое применение жизненного опыта детей, примеров из окружающей среды. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Программа призвана способствовать решению эстетического, нравственного, трудового, интеллектуального, экологического воспитания и социального развития воспитанников.

Эти цели солидарны с главной целью воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.

Образовательные:

Формировать компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, расширение и углубление знаний о прикладных искусствах, овладение умениями, навыками, способами трудовой деятельности с различными материалами;

Формировать знания, умения, навыки в различных видах декоративно-прикладного творчества, их использование в декорировании

Воспитательные:

Формировать компетенции в сфере гражданско-патриотической деятельности; навыков коллективного творчества. Умения взаимодействовать в процессе совместной деятельности; навыков эмоционального поведения;

Формировать компетенции в сфере культурно - досуговой деятельности;

Планировать и рационально проводить свое время, режим дня, вести здоровый образ жизни.

Развивающие:

Создавать условия стимулирующие стремление воспитанников к самореализации в социуме социально позитивными методами (участие в общественно-значимых мероприятиях, конкурсах, выставках); обеспечение его личностных качеств, которые позволяют успешно социализироваться в обществе (социальная компетентность);

Развивать коммуникативную культуру личности воспитанника, включающую развитие творческого мышления и пространственного воображения, эстетическое восприятие мира, прикладного творчества, культуру общения;

Развивать фантазию и воображение в исполнении творческих работ и творческих проектов;

Развивать познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на творческую деятельность человека.

Это углубленное изучение четырех основных модулей:

«Технология швейного производства»,

«Кулинария»,

«Технология ведения дома»

«Основы декоративно-прикладного творчества».

Данная программа позволяет выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Вместе с тем программа не дублирует содержания школьного обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Кладовая радости» 7-18 лет

Срок реализации дополнительной модифицированной программы рассчитан на 3 года и состоит из трех этапов. Поскольку программа имеет линейную структуру, то этапы программы определяются годами обучения. 1 этап – первый год обучения, 2 этап – второй год обучения, 3 этап – третий год обучения.

Формы занятий: групповые, коллективные (по В.К. Дьяченко), индивидуальные. Групповая форма занятий предполагает обучение инструктором по труду группы воспитанниц. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения. Индивидуальная форма занятий необходима в том случае, когда в течение учебного года в детский дом поступили дети, которых надо достаточно быстро доучить. Индивидуальные занятия в этом случае проводятся педагогом или более опытным сверстником. Такие формы занятий очень результативны с конфликтными, эмоционально-неустойчивыми, проблемными воспитанницами.

Режим занятий. Образовательный процесс длится 3 года, занятия проводятся в младшей группе (1-4 классы) 2 раза в неделю, по 1 академическому часу, в средней группе (5-6 классы) 2 раза в неделю, по 2 академических часа с перерывом 10 мин, в старшей группе (7-9 классы) 3 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин.

Группа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

пятница

воскресенье

Младшая группа

1 час

1 час

Средняя группа

2 часа

2 часа

Старшая группа

2 часа

2 часа

2 часа

Методика работы над содержанием учебного материала:

Занятия по программе проводятся с использованием следующих форм обучения:

Комбинированные занятия;

Практическое выполнение работ;

Уроки-экскурсии;

Проектная деятельность;

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях различного уровня.

В процессе реализации программы используются такие методы обучения как:

1. Учебно-познавательные:

Личностно-ориентированные;

Объяснительно-иллюстративные;

Проблемно-поисковые;

Проектная деятельность;

Активные методы обучения;

Экскурсии.

2. Методы мотивации и стимулирования:

Взаимоконтроль;

Самоконтроль;

Поощрения, дипломы, грамоты, благодарности;

Выставки;

Конкурсы;

Портфолио.

Оснащение программы:

Оборудование и инструменты для машинных работ

Инструменты и материалы для ручных работ

Инструменты и материалы для вязания спицами и крючком

Инструменты и материалы для вышивания

Система результативности (ЗУМ) воспитанников осуществляется в несколько этапов:

1. Репродуктивный с помощью педагога;

2. Репродуктивный без помощи педагога;

3. Продуктивный;

4. Творческий.

Используются промежуточные и итоговые методы контроля:

1. Тестовый;

2. Индивидуальная беседа;

3. Игровые формы контроля;

4. Анкетирование;

5. Срез знаний (входящий, промежуточный, итоговый).

6. Выставки, конкурсы.

Итоговый контроль предусматривает участие в итоговой творческой выставке. При оценке знаний принимается во внимание понимание задания педагога, владение инструментами, знание необходимой терминологии в прикладном творчестве, шитье, кулинарии.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательная программы

«Кладовая радости»

Содержание занятия.

Количество часов теории.

Количество часов практики.

Всего часов.

I Раздел: «Технология ведения домашнего хозяйства»

1.

Личная гигиена.

1

1

2

2.

Этикет. Культура поведения.

2

-

2

3.

Жилище.

-

2

2

4.

Зеленый уголок.

1

1

2

5.

Одежда и обувь.

1

1

2

6.

Семья и семейные отношения.

2

2

4

7.

Школа будущих родителей.

1

1

2

8

8

16

II Раздел: «Технология швейного производства»

1.

Ручные стежки и строчки.

1

1

2

2.

Основы материаловедения.

1

1

2

3.

Швейные работы, терминология.

1

3

4

4.

Влажно-тепловая обработка

1

1

2

5.

Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток.

1

5

6

6.

Пошив рукавички – прихватки.

1

3

4

7.

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

1

1

2

8.

Ремонт одежды. Пришивание заплатки.

1

1

2

9.

Профессия швеи и портного.

1

1

2

Итого по разделу:

9

17

26

III Раздел: “Декоративно-прикладное творчество» (1-2 классы)

1.

Бумагопластика. Вводное занятие.

2

-

2

2.

Объемные цветы.

1

1

2

3.

Виды коробочек из картона.

-

4

4

4.

Декор шкатулок из бумаги и картона

1

3

4

Итого по разделу:

4

8

12

III Раздел: “Декоративно-прикладное творчество» (3-4 классы)

1.

«Увлечение, польза и творчество». Водное занятие.

2

-

2

2.

Вязание спицами. Инструменты и материалы.

1

1

2

3.

Вязание спицами. Набор петель.

-

2

2

4.

Вязание спицами. Лицевые и изнаночные петли.

1

3

4

5.

Вязание спицами. Вязание узора.

1

3

4

6.

Вязание спицами. Вязание шарфа.

1

5

6

Итого по разделу:

6

14

20

III Раздел: “Декоративно-прикладное творчество» (5-6 классы)

1.

Аппликация. Вводное занятие.

1

1

2

2.

Изготовление декоративной диванной подушки с элементами аппликации.

-

2

2

3.

Изготовление настенного панно с элементами аппликации.

-

2

2

4.

Лоскутная техника. Вводное занятие.

1

3

4

5.

Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток с элементами лоскутной пластики.

1

3

4

6.

Профессия дизайнера.

1

1

2

Итого по разделу:

3

11

16

IV Раздел «Кулинария»

1.

«Хлеб да соль». Вводное занятие.

1

1

2

2.

Приготовление блюд из молока.

1

1

2

3.

Приготовление блюд из овощей.

-

2

2

4.

Приготовление блюд из круп и макаронных изделий.

1

3

4

5.

Приготовление бутербродов.

1

3

4

6.

Приготовление изделий из жидкого теста. Оладьи и блины.

1

4

4

7.

Приготовление напитков. Чай. Какао, горячий шоколад.

-

2

2

8.

Профессия повара.

1

1

2

Итого по разделу:

5

17

22

Итого: 108 часов

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

«Кладовая радости»

2 этап обучения

Содержание занятия.

Количество часов теории.

Количество часов практики.

Всего часов.

I Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»

1.

«Хозяюшка в доме». Вводное занятие.

1

1

2

2.

«Уют в вашем доме». Дизайн и интерьер дома.

2

2

4

3.

Комнатные растения в интерьере помещения.

2

2

4

4.

«Ты – источник красоты!». Комплекс упражнений и процедур для девушки.

-

4

4

5.

Одежда и обувь.

1

3

4

6.

Семья и семейные отношения.

2

4

6

7.

Школа будущих родителей.

1

3

4

Итого по разделу:

10

18

28

II Раздел «Технология швейного производства»

1.

«Секреты кроя и шитья». Вводное занятие.

2

-

2

2.

«Кроим и перекраиваем. Шьём и перешиваем». Пошив юбки, бридж, жилета, летнего сарафана из вещей, вышедших из моды, с применением дизайнерских идей и современных направлений.

4

10

14

3.

«Шьём одежду для самых маленьких». Пошив юбки, шорт, брюк, сарафана, комбинезона с элементами декоративной аппликации.

4

10

14

4.

Ремонт одежды. Штопка.

4

10

14

5.

Ремонт одежды. Распоровшийся шов.

1

1

2

6.

Профессия конструктора и модельера.

1

3

4

Итого по разделу:

16

34

50

III Раздел ««Декоративно-прикладное творчество» (1-2 классы)

1.

«Увлечение, польза и творчество». Водное занятие.

2

-

2

2.

Вязание спицами. Инструменты и материалы.

1

1

2

3.

Вязание спицами. Вязание на пяти спицах.

-

2

2

4.

Вязание спицами. Петли с накидом.

1

3

4

5.

Вязание спицами. Вязание узора.

1

3

4

6.

Вязание спицами. Вязание варежек и перчаток.

1

5

6

Итого по разделу:

6

14

20

III Раздел ««Декоративно-прикладное творчество» (3-4 классы)

1.

«Эта неповторимая вышивка». Вводное занятие.

1

1

2

2.

Вышивка лентами. Картина-миниатюра.

-

2

2

3.

Вышивка Мережка. Салфетка.

-

2

2

4.

Счётная вышивка «крест». Картина-миниатюра.

1

7

8

5.

Вышивка картины.

1

7

8

Итого по разделу:

3

19

22

III Раздел ««Декоративно-прикладное творчество» (5-6 классы)

1.

Аппликация. Вводное занятие.

1

1

2

2.

Аппликация на одежде.

-

4

4

3.

Изготовление настенного панно с элементами аппликации.

-

6

6

4.

Лоскутная техника. Узор «изба», «спираль»

1

3

4

5.

Изготовление диванной подушки в лоскутной технике.

1

7

8

6.

Роспись по ткани. Батик.

1

1

2

7.

Виды батика.

-

4

4

6.

Профессия дизайнера.

1

3

4

Итого по разделу:

5

29

34

IV Pаздел «Кулинария»

1.

«Русский вкус». Вводное занятие.

1

1

2

2.

Приготовление квашеной капусты, мочёных яблок, засолка огурцов.

1

1

2

3.

«Щи да каша – пища наша». Приготовление Гурьевской каши, каш по русским народным рецептам.

-

2

2

4.

Приготовление русских щей, ухи и похлёбки.

1

3

4

5.

«Русская выпечка». Пирожки, кулебяка, расстегай.

1

3

4

Итого по разделу:

5

17

24

Итого: 144

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

«Кладовая радости»

3 этап обучения

Содержание занятия

Количество часов теории

Количество часов практики

Всего часов

I Раздел «Технология ведения дома»

1.

Вводное занятие. Просмотр фильма с сюжетами из телевизионной передачи «Квартирный вопрос». Знакомство с профессией дизайнера.

2

-

2

2.

Жилище и его обстановка, дизайн, интерьер, как сделать дом уютным.

2

2

4

3.

Выполнение проекта «Что нам стоит дом построить». Посещение мебельного магазина, магазина портьерных тканей, магазина бытовой техники.

2

4

6

4.

Проведение мероприятия. Защита творческих проектов «Что нам стоит дом построить».

2

-

2

5.

«Животные в доме». Экскурсия в ветеринарную лечебницу. Знакомство с профессией ветеринарный врач и кинолог.

2

-

2

6.

Изучение домашних певчих птиц, попугайчиков и правила ухода за ними.

2

2

4

7.

Домашний аквариум. Правила ухода за аквариумными рыбками.

2

2

4

8.

«Ваш друг – кошка». Правила ухода и содержания кошки в доме.

2

-

2

9.

«Всё о собаках». Правила ухода и содержания собаки в доме.

2

-

2

10.

Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Защита проектов «Домашние любимцы». Встреча и беседа с ветеринарным врачом и кинологом.

2

-

2

11.

«Царство цветов». Просмотр фильма «В мире растений». Знакомство с профессией цветовод.

2

-

2

12.

«Путешествие за домашними растениями». Беседа о том, как правильно выбрать комнатные растения.

2

-

2

13.

Комнатное цветоводство.

-

6

6

14.

«Всё об аранжировке цветов». Составление букетов и композиций из цветов.

2

2

4

15.

Проведение мероприятия. Выставка комнатных растений, букетов и композиций из цветов. Музыкальный вечер с любителями-цветоводами, членами клуба «Оптимист».

2

-

2

Итого по разделу:

28

12

40

II Раздел «Технология швейного производства»

1.

Вводное занятие. Экскурсия в ателье по пошиву одежды. Знакомство с профессиями швейного производства.

2

-

2

2.

Творческая разработка коллекции одежды для тинэйджеров с элементами русского национального костюма и традиционного декора.

2

10

12

3.

Работа с современными журналами мод. Конструирование, моделирование.

2

4

6

4.

Изготовление коллекции одежды для тинэйджеров с элементами русского национального костюма и декора.

-

20

20

5.

Работа над проектами.

2

16

18

6.

Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Показ коллекции одежды для тинэйджеров. Творческий вечер с мастерами - профессионалами швейного дела.

2

-

2

Итого по разделу:

10

50

60

III Раздел «Вышивка»

1.

Вводное занятие. Экскурсия в мастерскую по изготовлению вышивки. Знакомство с профессией вышивальщицы.

2

-

2

2.

Вышивка по джинсовой ткани.

1

5

6

3.

Разработка творческих идей по дизайну современной джинсовой одежды с элементами вышивки.

2

2

4

4.

Выполнение дизайна джинсовой одежды для тинэйджеров с элементами вышивки.

2

6

8

5.

Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Показ творческой коллекции джинсовой одежды для тинэйджеров с элементами вышивки. Творческий вечер с мастерицами-вышивальщицами.

2

-

2

Итого по разделу:

9

13

22

IV Раздел «Декоративно-прикладное творчество»

1.

Вводное занятие. Экскурсия в Дом детского творчества. Знакомство с профессией педагога дополнительного образования.

2

-

2

2.

Творческая разработка занятия воспитанниками детского дома по декоративно – прикладному творчеству и подготовка к нему.

2

2

4

3.

Проведение мастер – классов по декоративно-прикладному творчеству, с детьми первого года обучающихся по программе «Кладовая радости».

-

4

4

4.

Посещение выставки детских и взрослых работ по декоративно-прикладному творчеству, организованную и проводимую в детском доме. Творческий вечер с педагогами дополнительного образования.

2

-

2

5.

Дизайнерские идеи для дома и интерьера.

2

40

42

Итого по разделу:

8

46

54

V Раздел «Кулинария»

1.

Вводное занятие. Экскурсия в кафе. Знакомство с профессиями общественного питания и пищевой промышленности.

2

-

2

2.

«Пир на весь мир». Приготовление блюд и оформление праздничного стола: салаты, закуски, горячие блюда, десерт.

2

10

12

3.

«Хлеб всему голова». Экскурсия в пекарню. Знакомство с профессией пекаря и кондитера.

2

-

2

4.

Приготовление булочек, куличей, кексов, рулетов.

2

10

12

5.

«Диета без чувства голода». Правильное питание. Знакомство с профессией диетолог.

2

-

2

6.

Составление меню и расчёт калорий. Сочетание продуктов.

2

2

4

7.

Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Защита поисково-исследовательских проектов «Пир на весь мир». Выставка – дегустация кондитерских изделий.

-

2

2

Итого по разделу:

12

24

36

Итого: 216 часов.

1 раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»

Тема №1. Личная гигиена. Основы гигиены за собственным телом. Беседа.

Тема №2. Представление об этикете и нормах поведения дома. В общественных местах, в школе. Проигрывание ситуаций.

Тема №3. Представление о доме, жилищах. Беседа, создание эскиза.

Тема №4. Зеленые растения в доме. Виды растений и польза растений в доме.

Тема №5. Одежда и обувь. Беседа с практикумом.

Тема №6. Семья и семейные отношения. Беседа об родственных отношениях.

Тема №7. Школа будущих родителей. Распределение обязанностей в семье.

2 раздел «Технология швейного производства».

Тема №1. «Изящные рукоделия». Вводное занятие (2ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа о том, как оживить интерьер дома, как освежить кухню при помощи красивых и полезных вещей, выполненных своими руками.

Тема №2.Изготовление кухонных полотенец, прихваток,

салфеток.(6 ч.)

Общие понятия о видах и назначениях кухонных комплектов. Определение формы и размеров кухонных полотенец, прихваток и салфеток.

Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка кухонного комплекта, состоящего из полотенца, прихваток и салфетки.

Тема №3.Пошив сумки (4 ч.)

Общие понятия о видах и назначении сумок из ткани. Определение формы, размера и назначения изготавливаемой сумки.

Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка сумки.

Тема №4. Пошив рабочих рукавиц (2 ч.)

Практическое занятие. Раскрой и пошив рабочих рукавиц различных форм и размеров.

Тема №5. Пошив рукавички – прихватки (4 ч.)

Общие понятия о видах и назначении рукавички – прихватки. Определение размера и выбор отделки рукавички – прихватки.

Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка рукавички – прихватки.

Тема №6. -7. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц и заплаток.

3 раздел «Декоративно-прикладное творчество».

Тема №1-4. Бумагопластика. Виды картона и бумаги. Инструменты. Необходимые для работы и техника безопасной работы с ножницами, канцелярским ножом.

Вязание спицами и крючком.

Тема №1. «Увлечение, польза и творчество». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа о модном увлечении вязаными изделиями, об одном из способов расслабиться и дать волю воображению.

Тема №2. Вязание спицами. Шарф, манишка (4 ч.)

Виды и назначение шарфов и манишек. Выбор пряжи, спиц, рисунка и определение размера шарфа и манишки.

Практические занятия. Вязание шарфа и манишки. Отделка и влажно-тепловая обработка готового изделия.

Тема №3. Вязание спицами. Шапка (4 ч.)

Различные виды и формы вязаных шапок. Выбор пряжи, спиц, рисунка и формы шапки. Определение размера.

Практические занятия. Вязание шапки. Сборка, отделка и влажно-тепловая обработка готового изделия.

Тема №4. Вязание спицами. Варежки (4 ч.)

Знакомство с различными вариантами варежек - варежки с рисунком и без рисунка. Выбор пряжи, спиц, рисунка для вязания варежек.

Практические занятия. Вязание на 5-ти спицах. Вязание варежек. Отделка и влажно-тепловая обработка готового изделия.

Аппликация на ткани.

Тема №1. «Полёт фантазии». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда.

Понятие «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Виды аппликации на ткани.

Тема №2.Изготовление декоративной диванной подушки с элементами аппликации (6 ч.)

Беседа об изделиях, которые можно выполнить с элементами аппликации. Просмотр современных журналов по рукоделию. Виды декоративных диванных подушек. Выбор сюжета, определение размера готового изделия.

Практические занятия. Изготовление декоративной диванной подушки с элементами аппликации. Отделка и оформление готовой работы.

Тема №3. Изготовление настенного панно с элементами

аппликации (4 ч.)

Просмотр современных журналов по рукоделию. Виды настенных панно. Выбор сюжета, определение размера готового изделия.

Практические занятия. Изготовление настенного панно с элементами аппликации. Отделка и оформление в рамку готовой работы.

Тема №4. «Заплатка для Золушки». Ремонт одежды (4 ч.)

Сведения об уходе за одеждой и её ремонте. Виды декоративных заплаток. Виды швов притачивания декоративной заплаты.

Практические занятия. Выполнение ремонта одежды, используя декоративные заплатки на коленях, на локтях и в местах износа ткани. Декорирование и обновление одежды при помощи декоративных заплаток.

Лоскутная пластика.

Тема №1. «Изысканный лоскут». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда.

Беседа о свойствах ткани, о цвете, о шаблонах.

Тема №2-6.. Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток с элементами лоскутной пластики (8 ч.)

Беседа о составлении блоков, о вариантах применения лоскутной пластики в различных изделиях. Определение формы и размера будущего изделия.

Практические занятия. Составление блоков из лоскутков. Пошив кухонных полотенец, прихваток, салфеток с элементами лоскутной пластики. Отделка и оформление готовой работы.

Кулинария.

Тема №1. «Хлеб да соль». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о разнообразии русской современной кухни, о традициях гостеприимства на Руси.

Тема №2. Приготовление блюд из молока (6 ч.)

Беседа о различных видах молока, его продуктовой ценности и составе. Знакомство с продуктами, получаемыми из молока, с их питательной ценностью и лечебными свойствами. Знакомство с молочными блюдами.

Практические занятия. Приготовление молочных супов и молочных каш из разных круп – риса, пшена, манки. Закваска молока.

Тема №3. Приготовление блюд из овощей (6 ч.)

Беседа о значении овощей в питании человека, их пищевой ценности. Знакомство с правилами обработки овощей и овощными блюдами.

Практические занятия. Приготовление блюд из отварных овощей – овощные пюре. Приготовление блюд из жареных овощей – овощные котлеты, шницель, зразы. Приготовление блюд из овощей – овощные рагу, картофель тушённый, морковь, тушённая с рисом и черносливом.

Тема №4. Приготовление блюд из круп и макаронных изделий (6 ч.)

Беседа о питательной ценности и калорийности крупяных каш. Знакомство с различными видами каш – рассыпчатые, вязкие и жидкие. Беседа о происхождении и производстве макаронных изделий. Знакомство с различными видами макарон.

Практические занятия. Приготовление рассыпчатых каш, запеканок и пудингов. Приготовление пшённых биточков. Приготовление макарон с овощами и макаронника.

Тема №5. Приготовление бутербродов.

Тема №6. Приготовление изделий из жидкого теста. Оладьи и блины (6 ч.)

Беседа о разнообразии в русской кухне изделий из жидкого теста, оладий и блинов. Знакомство с рекомендациями необходимыми при выпечке блинов и оладий. Виды начинок и припёков.

Практические занятия. Замес теста и выпечка различных видов блинов. Приготовление фаршированных блинов. Замес теста и выпечка различных видов оладий.

Тема №7. Приготовление напитков. Кисель, компот, морс (2 ч.)

Беседа о видах напитков и их питательной и витаминной ценности.

Приготовление компота из сухофруктов и свежих плодов и ягод. Приготовление ягодного киселя. Приготовление морса.

Тема №8. Сервировка стола. Этикет за столом (2 ч.)

Беседа о правилах сервировки стола. Знакомство с основными приборами, вспомогательными приборами, столовой посудой. Знакомство с некоторыми правилами этикета за столом.

Практическое занятие. Сервировка стола с учётом заявленного меню. Отработка на практике правил поведения за столом.

Второй этап (второй год обучения).

1 раздел: «Технология ведения домашнего хозяйства»

Домоводство.

Тема №1. «Хозяюшка в доме». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о широком спектре знаний необходимых молодой и современной хозяйке.

Тема №2. «Уют в вашем доме». Дизайн и интерьер дома (6 ч.)

Беседа как сделать дом уютным своими руками. Предметы декорирования, украшения и убранство в интерьере дома. Просмотр дизайнерских журналов.

Практические занятия. Выполняем творческие проекты современного интерьера дома или квартиры. Разрабатываем варианты расстановки мебели, освещения, цветового решения различных типов квартир и домов.

Тема №3. Комнатные растения в интерьере помещения (8 ч.)

Правила выбора комнатных растений. Условия выращивания и разведения комнатных растений. Знакомство с наиболее распространёнными видами комнатных растений.

Практические занятия. Подбор цветочных горшков, земли и подкормки в соответствии с видами комнатных растений. Высадка комнатных растений. Определение условий выращивания: свет, тепло, частота полива. Пересадка герани, фуксии, фиалки, кактуса, воскового плюща. Организация работы по уходу за цветами и комнатными растениями в детском доме.

Тема №4. «Ты – источник красоты!». Комплекс упражнений и процедур для девушки (6 ч.)

Разговор о хороших привычках, об уходе за кожей лица, рук, ног. Определение понятия «красота». Тестирование на тему: «Твои достоинства и пороки».

Практические занятия. Разучивание упражнений для формирования правильной осанки и красивой фигуры. Изучение состояния волос: сухие волосы, жирные волосы, секущиеся концы, перхоть и применение на практике рекомендаций по оздоровлению волос. Изучаем состояние ногтей, кожи рук и ног, применяем на практике ванночки, крема, оздоровительную гимнастику. Индивидуальный подбор лосьонов, кремов, шампуней и других косметических средств.

Тема №5. Одежда и обувь. Как правильно хранить демисезонную одежду и обувь.

Тема №6-7. Семья и семейные отношения. Брат, сестра, бабушка, дедушка.

Швейное дело.

Тема №1. «Секреты кроя и шитья». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2.«Кроим и перекраиваем. Шьём и перешиваем». Пошив юбки, бридж, жилета и сарафана из вещей, вышедших из моды, с применением дизайнерских идей и направлений (14 ч.)

Знакомство с новыми дизайнерскими идеями одежды для тинэйджеров. Изучение направлений в современной моде. Выбор соответствующей модели юбки, бридж, жилета и сарафана. Определение размера.

Практические занятия. Перевод с журнала мод выкройки необходимого размера. Подготовка вышедшей их моды вещи к перекрою. Раскрой и пошив будущего изделия. Отделка и утюжка готового изделия.

Тема №3.«Шьём одежду для самых маленьких». Пошив юбки, шорт, брюк, сарафана, комбинезона с элементами декоративной аппликации (14 ч.)

Изучение направлений моды в детской одежде. Виды и варианты декоративной детской аппликации. Определение размера и выбор модели.

Практические занятия. Перевод с журнала мод выкройки необходимого размера. Подготовка вышедшей их моды вещи к перекрою. Раскрой и пошив будущего изделия с элементами декоративной аппликации. Отделка и утюжка готового изделия.

Тема №4. Изготовление изо льна русского народного костюма с элементами лоскутной пластики (14 ч.)

Изучение русского народного костюма для подростков. Изучение элементов традиционного декора в русском народном костюме. Выбор композиций из лоскутных блоков для украшения костюма.

Практические занятия. Пошив композиций из лоскутных блоков. Составление выкроек элементов русского народного костюма необходимых размеров. Раскрой и пошив русского костюма с элементами лоскутной пластики. Отделка и утюжка готового изделия.

Вязание.

Тема №1. «Красивые вязаные вещи своими руками».

Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с различными видами орнамента и отделки трикотажных изделий. Инструкции по вязанию для начинающих мастериц.

Тема №1-6. Вязание на спицах. Вывязывание орнамента (4 ч.)

Просмотр журналов по рукоделию. Изучение наглядных схем вывязывания орнамента. Расположение орнамента на трикотажных изделиях. Выбор вариантов орнамента для вывязывания.

Практические занятия. Составление схемы орнамента. Вывязывание орнамента. Вязание варежек и перчаток.

Вышивка.

Тема №1. Орнаментированная вышивка русского народного

костюма (6 ч.)

Изучение орнаментов в русском народном костюме. Цветовое решение, место расположения в костюме и значение орнамента. Выбор орнамента и его цветового решения.

Практические занятия. Выполнение вышитых орнаментированных полос для русского народного костюма.

Тема №2. Мережки по льняному полотну (6 ч.)

Виды мережек. Применение декоративных мережек для оформления одежды, белья, скатертей, салфеток и других изделий. Просмотр журналов по рукоделию.

Практические занятия. Выполнение разнообразных видов мережек. Оформление образцов в портфолио.

Тема №3. Изготовление изо льна элемента русского народного костюма с вышивкой и мережками (8 ч.)

Изучение места расположения вышивки и мережек в русском народном костюме. Выбор сюжета вышивки и вида мережки для украшения фартука, рубахи, кушака русского костюма.

Выполнение вышивки и мережки на фартуке, рубахе и кушаке русского народного костюма. Пошив фартука, рубахи и кушака. Отделка и утюжка готового изделия.

Кулинария.

Тема №1. «Русский вкус». Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о русской кухне, её истории, особенностях, о вкусной и разнообразной русской еде.

Тема №2. Приготовление квашеной капусты, мочёных яблок, засолка огурцов (4 ч.)

Изучение понятия – соленья. Виды солений, рассолов, маринадов. Изучение пряностей, применяемых в солении, квашении и мочении. Знакомство с тарой, используемой при консервировании.

Практические занятия. Подготовка тары для консервирования. Подготовка овощей к переработке: сортировка, мойка, очистка и измельчение, расфасовка. Подготовка рассола и пряностей. Квашение капусты, мочение яблок, засолка огурцов.

Тема №3. «Щи да каша – пища наша». Приготовление Гурьевской каши и каш по русским народным рецептам (6 ч.)

Беседа о разнообразии каш, их питательных и полезных свойствах. Ознакомление с современными крупяными полуфабрикатами. Подготовка крупы к приготовлению каши.

Практические занятия. Приготовление различных каш по русским народным рецептам (манной, пшенной, ячневой, гречневой, гороховой, рисовой). Приготовление знаменитой Гурьевской каши.

Тема №4. Приготовление русских щей, ухи и похлёбки (6 ч.)

Беседа о разнообразии русских щей и похлёбок, их питательных и полезных свойствах. Беседа об ухе из разных видов рыб. Ознакомление с различными вариантами приготовления супов, щей и ухи.

Практические занятия. Приготовление овощных, рыбных и мясных похлёбок. Приготовление овощных, рыбных и мясных щей. Приготовление постных щей из кислой капусты. Приготовление ухи.

Беседа о различных видах выпечки, их питательных и полезных свойствах.

Тема №5. «Русская выпечка». Пирожки, кулебяка, расстегай (4 ч.)Ознакомление с различными вариантами приготовления теста и начинок.

Практические занятия. Выпечка пирожков с различными начинками. Выпечка кулебяки и расстегая.

Третий этап (третий год обучения).

1 раздел «Технология ведения домашнего хозяйства».

Тема №1Вводное занятие. Просмотр фильма с сюжетами из телевизионной передачи «Квартирный вопрос». Знакомство с профессией дизайнера (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Просмотр фильма с сюжетами из телевизионной передачи «Квартирный вопрос». Беседа о профессии дизайнер по интерьеру помещений и где можно приобрести данную профессию.

Тема №2.Жилище и его обстановка, дизайн, интерьер и как сделать дом уютным (4 ч.)

Изучение современных направлений и тенденций в интерьере жилых помещений. Просмотр дизайнерских журналов по оформлению интерьера.

Практическое занятие. Экскурс по детскому дому с целью изучения интерьера жилых комнат, спален, комнат для досуга и отдыха. Разработка рекомендаций по оформлению интерьера и созданию уюта в детском доме.

Тема №3. Выполнение творческого проекта «Что нам стоит дом построить». Посещение мебельного магазина, магазина портьерных тканей, магазина бытовой техники (6 ч.)

Подготовка к выполнению дизайнерского творческого проекта «Что нам стоит дом построить». Определение комнаты, для которой будет разрабатываться проект. Посещение мебельного магазина и визуальный подбор мебели. Посещение магазина портьерных тканей и визуальный подбор штор, портьер, покрывал. Составление сметы расходов на изменение интерьера комнаты.

Тема №4. Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Защита проектов «Что нам стоит дом построить» (2 ч.)

Концертно –игровая программа «Гармония в тебе, гармония вокруг тебя». Презентация проектов «Что нам стоит дом построить».

Тема №5. «Животные в доме». Экскурсия в ветеринарную лечебницу. Знакомство с профессией ветеринар и кинолог (2 ч.)

Беседа на тему: «Многообразие животного мира». Просмотр документального видеофильма «Друзья человека – большие и маленькие». Экскурсия в ветлечебницу и знакомство с профессией ветеринарный врач и кинолог. Знакомство с организацией труда, условиями работы и заработной платой и где можно приобрести данную профессию.

Тема №6. Изучение домашних певчих птиц, попугайчиков и правила ухода за ними (4 ч.)

Знакомство с разнообразным миром певчих птиц и попугайчиков. Правила ухода и содержания любимых птичек. Посещение магазина «Природа».

Практическое занятие. Чистка клеток для птиц, установка кормушек, составление рациона кормления, установка домика для выведения птенцов.

Тема №7.Домашний аквариум. Правила ухода за аквариумными рыбками (4 ч.)

Беседа о разнообразии подводного мира. Определение места для аквариума в интерьере помещения. Знакомство с правилами ухода, содержания и разведения аквариумных рыбок. Посещение магазина «Природа».

Практическое занятие. Очистка грунта и стенок аквариума. Изучение и установка техники необходимой для содержания аквариума. Установка освещения для аквариума. Высадка аквариумных растений.

Тема №8. «Ваш друг – кошка». Правила ухода и содержания кошки в доме (2 ч.)

Беседа о различных породах кошек. Знакомство с правилами ухода и содержания кошки в доме. Изучение современных санитарно-гигиенических средств ухода за домашними животными. Выполнение советов ветеринара. Выполнение поисково-исследовательского проекта на тему: «Домашние любимцы».

Тема №9. «Всё о собаках». Правила ухода и содержания собаки в доме (2 ч.)

Беседа о различных породах собак на тему: «Кинология – что это значит?». Знакомство с правилами ухода и содержания собаки в доме. Изучение современных санитарно-гигиенических средств ухода за домашними животными. Выполнение советов ветеринара. Выполнение поисково-исследовательского проекта на тему: «Домашние любимцы».

Тема №10. Проведение мероприятия Защита поисково-исследовательских проектов на тему: «Домашние любимцы». Встреча и беседа с ветеринарным врачом и кинологом (2 ч.)

Презентация поисково-исследовательских проектов на тему: «Домашние любимцы». Конкурсная игровая программа «Путешествие в мир животных». Участие мастеров – профессионалов в составлении Дневника профессии «Любимое дело».

Тема №11. «Царство цветов». Вводное занятие. Знакомство с профессией цветовод (2 ч.)

Беседа на тему: «Красота спасёт мир». Просмотр фильма о комнатных растениях «В мире растений». Знакомство с профессией цветовод.

Тема №12. «Путешествие за домашними растениями». Беседа о том, как правильно выбрать комнатные растения (2 ч.)

Экскурс по магазину «Цветы». Просмотр подборки журналов «Цветоводство», изучение материала о родине экзотических домашних растений и цветов. Беседа о том, как правильно выбрать комнатные растения.

Тема №13. Комнатное цветоводство (6 ч.)

Практические занятия. Подготовка горшков, грунта, подкормки для комнатных растений. Высадка и пересадка комнатных растений в детском доме. Расстановка комнатных растений и создание зелёных уголков в детском доме.

Тема №14. «Всё об аранжировке цветов». Составление букетов и композиций (4 ч.)

Знакомство с основными правилами составления букета из живых и засушенных цветов. Представление информации, о различных по форме и назначению ваз для цветов.

Практическое занятие. Составление букета из живых и засушенных цветов. Упаковка букета. Составление композиций из растений и цветов. Организация и подготовка выставки цветов и букетов в детском доме.

Тема №15. Проведение мероприятия Выставка цветов и букетов. Музыкальный вечер с любителями-цветоводами, членами клуба «Оптимист» (2 ч.)

Проведение выставки комнатных растений, букетов и композиций из цветов в детском доме. Посещение выставки детских и взрослых рисунков на тему: «Я дарю Вам букет». Музыкальный вечер с любителями-цветоводами, членами клуба «Оптимист».

Швейное дело.

Тема №1. Вводное занятие. Экскурсия в ателье по пошиву одежды. Знакомство с профессиями швейного производства (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в ателье по пошиву одежды. Встреча и беседа с профессионалами – мастерами своего дела. Знакомство с организацией труда, условиями работы, расценками и заработной платой в швейном производстве и где можно приобрести данную профессию.

Тема №2. Творческая разработка коллекции одежды для тинэйджеров с элементами русского национального костюма и традиционного декора (6 ч.)

Изучение современных тенденций в моде для подростков. Изучение элементов национального костюма и национального декора, которые вдохновляют модельеров на создании современных нарядов.

Практические занятия. Опрос воспитанников детского дома и учащихся школы на тему: «Одежда тинэйджера, какой ты её видишь?». Организация и проведение конкурса идей и предложений на тему: «Одежда тинэйджера – удобно, красиво, современно». Выполнение и презентация творческих проектов на тему: «Всё новое – хорошо забытое старое!».

Тема №3. Работа с современными журналами мод. Конструирование, моделирование (6 ч.)

Просмотр современных журналов мод. Выбор моделей одежды для подростков, определение размеров.

Практические занятия. Перевод выкроек с журналов мод. Нанесение конструктивных изменений. Выбор отделки и украшающих элементов. Внесение предполагаемых вариантов декоративной отделки в конструкторскую разработку будущего изделия.

Тема №4. Изготовление коллекции одежды для тинэйджеров с элементами русского национального костюма и декора (20 ч.)

Практические занятия. Раскрой и пошив моделей одежды для тинэйджеров. Выполнение отделки и внесение традиционного декора. Оформление готового изделия.

Тема №5. Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Показ коллекции одежды для тинэйджеров. Творческий вечер с мастерами - профессионалами швейного дела (2 ч.)

Проведение мероприятия «Мечте навстречу» для воспитанников детского дома и гостей, работников швейной промышленности. Показ коллекции одежды для тинэйджеров с элементами русского национального костюма и традиционного декора. Интервьюирование гостей, выявление мнений об изготовленных моделях одежды. Участие мастеров – профессионалов в составлении Дневника профессии «Любимое дело».

Вышивка.

Тема №1. «Шагни мечте навстречу». Вводное занятие. Экскурсия в мастерскую по изготовлению вышивки. Знакомство с профессией вышивальщицы (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в мастерскую по изготовлению вышивки. Встреча и беседа с вышивальщицами – мастерами своего дела. Знакомство с организацией труда, условиями работы, расценками и заработной платой в мастерской. Разговор о профессии вышивальщицы и где можно приобрести данную профессию.

Тема №2. Вышивка по джинсовой ткани (6 ч.)

Общие правила вышивки джинсовой ткани. Изучение диапазона цвета джинсовой ткани. Подбор цвета вышивальных ниток под цвет джинсы: лёгкая джинса – нежные цвета, голубая джинса – яркие цвета, тёмно-голубая и синяя джинса – насыщенный колорит, премиум -класс – золото, платина и серебро.

Практические занятия. Перевод рисунка на ткань. Вышивка гладью контурной розы. Вышивка гладью композиций из цветов, бутонов и листочков. Оформление работ в портфолио.

Тема №3. Разработка творческих идей по дизайну современной джинсовой одежды с элементами вышивки (4 ч.)

Изучение видов отделки джинсовой одежды. Отделка аппликацией, вышивкой, тесьмой. Отделка матовым бисером и бисером – металлик. Отделка бусинами.

Практические занятия. Проведение конкурса «Полёт фантазии» по выполнению и презентации творческих проектов на тему: «От обычной джинсы к роскошному комплекту».

Тема №4. Выполнение дизайна джинсовой одежды для тинэйджеров с элементами вышивки (8 ч.)

Выбор сюжета вышивки и дизайнерских идей для отделки джинсовой одежды тинэйджеров. Подбор ниток и материала для выполнения работы.

Практические занятия. Вышивка по джинсовой ткани и оформление её на джинсовой одежде. Отделка джинсовой одежды аппликацией, тесьмой, бисером, бусинами. Оформление работ в творческую коллекцию.

Тема №5.Проведение мероприятия Показ творческой коллекции джинсовой одежды для тинэйджеров с элементами вышивки. Творческий вечер с мастерицами-вышивальщицами (2 ч.)

Проведение мероприятия «Мечте навстречу» для воспитанников детского дома и гостей, вышивальщиц и педагогов дополнительного образования. Показ творческой коллекции джинсовой одежды для тинэйджеров с элементами вышивки. Интервьюирование гостей, выявление мнений о вышивке и дизайнерских идеях воплощённых в коллекции джинсовой одежды. Участие мастеров – профессионалов в составлении Дневника профессии «Любимое дело».

Декоративно-прикладное творчество.

Тема №1. «Шагни мечте навстречу». Вводное занятие. Посещение районной выставки детского творчества. Экскурсия в Дом детского творчества и Станцию Юных Техников. Знакомство с профессией педагога дополнительного образования (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Посещение выставки детского творчества. Встреча с педагогами дополнительного образования Дома детского творчества и Станции Юных Техников, разговор о профессии и где можно приобрести данную профессию.

Тема №2. Творческая разработка занятия воспитанниками детского дома по декоративно – прикладному творчеству и подготовка к нему (4 ч.)

Выбор темы занятия. Знакомство с требованиями к проведению занятия. Определение время и места проведения занятия.

Практическое занятие. Составление плана и конспекта занятия. Подготовка необходимых материалов, инструментов, приспособлений для проведения занятия. Предварительное проигрывание будущего занятия по декоративно – прикладному творчеству.

Тема№3. Проведение мастер – классов по декоративно-прикладному творчеству, с детьми первого этапа обучения по программе «Мечте навстречу» (4 ч.)

Практические занятия. Проведение занятий по декоративно – прикладному творчеству с детьми первого этапа обучения. Проведение мастер-классов декоративно – прикладного творчества по интересам. Организация выставки детского творчества детей детского дома.

Тема №4. Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Посещение выставки детских и взрослых работ по декоративно-прикладному творчеству, организованную и проводимую в детском доме. Творческий вечер с педагогами дополнительного образования (2 ч.)

Проведение творческого вечера с участием педагогов дополнительного образования города. Участие в конкурсной программе «Волшебная палочка». Экскурс по выставке декоративно – прикладного творчества, организованной и проводимой в детском доме. Участие педагогов дополнительного образования в составлении Дневника профессии «Любимое дело».

Кулинария.

Тема №1. «Шагни мечте навстречу». Вводное занятие. Экскурсия в кафе . Знакомство с профессиями общественного питания и пищевой промышленности (2 ч.)

Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

Посещение кафе, знакомство с профессиями общественного питания, организацией труда, условиями работы, заработной платой и где можно приобрести данные профессии. Знакомство с профессиями пищевой промышленности, организацией труда, условиями работы, заработной платой и где можно приобрести данные профессии.

Тема №2. «Пир на весь мир». Приготовление блюд и оформление праздничного стола: салаты, закуски, горячие блюда, десерт (12 ч.)

Беседа о кулинарном искусстве и об экономии. Знакомство с рекомендациями при организации праздничного стола и подбора блюд. Правила оформления блюд и сервировки стола.

Практические занятия. Составление праздничного меню. Подбор и обработка продуктов. Приготовление салата «Оливье из мяса цыплёнка» и Салата «Оливье с консервированной фасолью». Приготовление закусок «Икры свекольной» и «Закусочного рулета». Приготовление «Плова праздничного» и «Рулета по-закарпатски». Приготовление зефира и десерта с взбитыми сливками и фруктами.

Тема №3. «Хлеб всему голова». Экскурсия в пекарню. Знакомство с профессией пекаря и кондитера (2 ч.)

Беседа на тему: «Хлеб всему голова». Посещение пекарни, знакомство с профессиями пекарь и кондитер. Знакомство с организацией труда, условиями работы, заработной платой и где можно приобрести данные профессии.

Тема №4. Приготовление булочек, куличей, кексов, рулетов (10 ч.)

Знакомство с видами муки и условиями хранения продукта. Изучение особенностей приготовления хлебобулочных изделий. Беседа о разнообразии русской выпечки.

Практические занятия. Приготовление теста и выпечка булочек с изюмом и маком. Приготовление теста и выпечка кулича «Московского» и кулича «Заварного». Приготовление теста и вымечка кекса «Шоколадного» и кекса «Детская забава». Приготовление теста и выпечка рулета «Фруктового».

Тема №5. «Диета без чувства голода». Правильное питание. Знакомство с профессией диетолог (2 ч.)

Беседа о правильном питании, о здоровье на тему «Диета без чувства голода». Знакомство с профессией диетолог и с информацией о том, где можно приобрести данную профессию.

Тема №6. Составление меню и расчёт калорий. Соотношение продуктов (4 ч.)

Правила и требования к составлению меню. Определение понятий «жиры, углеводы, белки, калории» и сбалансированное питание. Рекомендации по подбору продуктов питания.

Практическое занятие. Составление рациона питания с учётом расхода калорий, применительно к себе. Составление меню с учётом правильного подбора продуктов.

Тема №7. Проведение мероприятия «Мечте навстречу». Защита поисково-исследовательских проектов «Пир на весь мир». Выставка - дегустация кондитерских изделий. (2 ч.)

Проведение итогового мероприятия «Мечте навстречу». Презентация поисково-исследовательских проектов «Пир на весь мир». Чаепитие и выставка - дегустация кондитерских изделий, выполненных руками детей. Участие мастеров – профессионалов в составлении Дневника профессии «Любимое дело».

Перечень разделов.

Форма занятий.

Приёмы и методы.

Техническое оснащение.

Формы подведения итогов.

Технология швейного производства

Теоретическое занятие, практическая работа, посещение выставки, выполнение творческих проектов, экскурсия в ателье по пошиву одежды, встреча- интервью с профессионалами – мастерами своего дела, социологический опрос воспитанников детского дома и учащихся школы, организация и проведение конкурса идей и предложений, творческий вечер.

Эвристическая беседа, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, самостоятельная работа, модульное обучение, деловая игра и метод проблемно-развивающего обучения.

Ткань, фурнитура, швейное оборудование, инструменты и приспособления, утюг. Экран, Мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, микрофон, музыкальное оборудование.

Конкурс на лучшее изделие, выставка, отчетная работа, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений», конкурс портфолио, презентация проектов, показ коллекции одежды, конкурсы.

Вязание спицами и крючком.

Теоретическое занятие, практическая работа, посещение выставки.

Эвристическая беседа, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, самостоятельная работа, модульное обучение.

Пряжа, фурнитура, инструменты и приспособления для вязания, швейное оборудование, утюг.

Конкурс на лучшее изделие, выставка, отчетная работа, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений», конкурс портфолио.

Вышивка.

Теоретическое занятие, практическая работа, посещение выставки, выполнение творческих проектов, экскурсия в мастерскую по изготовлению вышивки, встреча- интервью с профессионалами – мастерами своего дела, творческий вечер.

Эвристическая беседа, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, самостоятельная работа, модульное обучение, метод проблемно-развивающего обучения.

Нитки для вышивания, инструменты и приспособления для вышивания, швейное оборудование, утюг.

Экран, Мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, микрофон, музыкальное оборудование.

Конкурс на лучшее изделие, выставка, отчетная работа, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений», конкурс портфолио, презентация проектов, показ коллекции одежды, конкурсы.

Аппликация на ткани.

Теоретическое занятие, практическая работа.

Эвристическая беседа, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ.

Ткань, фурнитура, швейное оборудование, инструменты и приспособления, утюг.

Конкурс на лучшее изделие, выставка, отчетная работа, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений».

Лоскутная пластика.

Теоретическое занятие, практическая работа.

Эвристическая беседа, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ.

Ткань, фурнитура, швейное оборудование, инструменты и приспособления, утюг.

Конкурс на лучшее изделие, выставка, отчетная работа, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений».

Технология ведения домашнего хозяйства.

Теоретическое занятие, практическая работа, посещение выставки, выполнение творческих и поисково - исследовательских проектов, экскурсии, встреча- интервью с профессионалами – мастерами своего дела, посещение магазинов, концертно-игровая программа, конкурсная игровая программа, музыкальный творческий вечер.

Эвристическая беседа, показ образца изделия, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, самостоятельная работа, модульное обучение, деловая игра и метод проблемно-развивающего обучения.

Цветочные горшки, инструменты и приспособления для высадки комнатных растений. Клетка и необходимые предметы для содержания птиц. Аквариум и необходимые приспособления.

Экран, Мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, микрофон, музыкальное оборудование.

Выставка, отчетная работа, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений», конкурс портфолио, презентация проектов.

Кулинария.

Теоретические занятия, практическая работа, экскурсии, защита поисково-исследовательских проектов, выставка-дегустация.

Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала, показ, рассказ, самостоятельная работа, модульное обучение, метод проблемно-развивающего обучения.

Электрическая кухонная плита, посуда, инструменты и приспособления для приготовления пищи, холодильник. Экран, Мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, микрофон, музыкальное оборудование.

Конкурс на лучшую работу, опрос, итоговая выставка работ учащихся, педагогическое наблюдение, «график индивидуальных достижений», презентация проектов.

Название

Год издания

Издательство

Автор

1.

Основы кулинарии: Учеб. Для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений

1996. – 192 с.:

М.: Просвещение

-Ермакова В.И.

2.

Блины, оладьи

2002 г. – 64 с.

Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга»

Автор составитель

Быстрова О.П.

3.

Пловы.

, 2005. – 64 с.

М.: Цитадель -трейд

Автор составитель

Иванец Т.Р.

4.

Оливье и винегреты

2003. – 64 с.

Ростов- нА-Дону: Издательский дом «Владис»,

Автор составитель

Правдина Р.Ю.

5.

Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,

2008. – 250 с.

Волгоград: Учитель

Автор составитель Л.В. Горнова и другие

6.

Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5 – 9 класс

2006. – 208 с

М. : 5 за знания

.П. Барылкина,

С.Е. Соколова

7.

-«Susannaрукоделие» на русском языке

2007 - 2008г. (12 номеров).

ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА»,

Автор составитель

Маркова К.И.

8.

Картины в технике аппликации

2005. – 64

М.: Изд-во Эксимо

Митителло К.Б.

9.

Вышивка по джинсовой ткани

2005. – 96 с.,

М.: Изд-во Эксимо

Чудновская А.Г.

10.

Варенья, соленья, соки и напитки: Кулинарные рецепты

1995. -192 с.: ил.

Ульяновск: Издательство «Дом печати»,

Автор составитель

Е.Перлова

11.

Азбука вышивания. Массово-бытовое издание

2000

«Мехнат» - Ташкент

Елена Борисовна Глинская

12.

Современная энциклопедия для девочек: для старшего школьного возраста

2001. – 576 с.

Мн.: Современный Литератор

Н.М.Волчек

13.

Первая энциклопедия для девочек. Серия «Девочкам и мальчикам»

2007. – 480 с

М.: АВЕОНТ

Синявская Е.В., Ломакина А.Д.

14.

Лоскуты – быстро и красиво. (Золотые страницы рукоделия)

2005. – 64 с

М.: ОЛМА – ПРЕСС

Муханова И.Ю

15.

Лоскутная мозаика

2007. – 64 с.: ил.

Издательство Эксимо, Москва

Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н.

16.

Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. Пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений

2002. -79с.

М.: Просвещение

Ермакова В.И

17.

Основы кулинарии: Учеб. Для 10-11классов общеобразовательных учреждений

2002. – 224с.

– М.: Просвещение

Ермакова В.И.

18.

Элективные курсы (география, история, технология

2005. – 72 с.

Министерство образования Саратовской области – ГОУ ДПО «СарИПК и ПРО».

Под ред. Губановой Е.В.

19.

Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей

2005. – 96 с.

СПб.: КАРО

Степанова М.В.

20.

Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни

2005. – 112 с.: ил.

М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,

Кулер Д.

21.

Лоскутные подушки и покрывала

2005. – 96 с

М.: Изд-во

«Эксимо»

Максимова М.В., Кузьмина М.А.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области