Топонимика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников
Перед каждым думающим, творчески работающим учителем возникает необходимость в определении того, что изучать и как изучать. На протяжении 19 лет моей педагогической деятельности меня волновала проблема приобщения учащихся к языковой культуре региона. Большим потенциалом в отношении культуроведческой работы обладает предмет «Башкирский язык и литература». Именно на уроках башкирского языка и литературы представляется огромная возможность для практического воплощения идей использования местного материала.
Воспитание языковой личности в культуроведческом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение культуроведческого материала в ткань уроков родного языка и внеклассных занятий, то есть такого материала, который позволит формировать башкирскую языковую личность. Особое значение при таком подходе придается использованию краеведческого материала в процессе обучения и воспитания. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.
На уроках башкирского языка изучению собственных имен существительных отводится, на наш взгляд, чрезвычайно мало времени. Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические и иные названия) представлена во всех учебниках башкирского языка, начиная с начального класса. Но специально изучается правописание собственных имен существительных лишь в разделах «Морфология» (“Яңғыҙлыҡ исемдәрҙең яҙылышы”)
Однако топонимика обладает высоким образовательным потенциалом.
В изучении топонимики можно отдавать предпочтение тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придать ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Из инновационных методов использоваться могут интерактивные, проектные технологии, поисково – исследовательская деятельность, а также систематическое применение ИКТ в учебной и внеурочной деятельности. Основным методом может являться учебные проекты и учебное исследование.
Большие потенциальные возможности для работы содержат топонимы - раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Новая модель обучения башкирскому языку, складывающаяся в условиях ФГОС, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. В Фeдеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано:
«Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание. Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире:
- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма выражения национальной культуры;
- знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
- формирование умения обнаруживать регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте;
активизация творческой деятельности обучающихся.
повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов.
обогащение и активизация словаря детей.
повышение уровня сформированности ключевых компетенций, в том числе и языковых.
повышение уровня культуроведческой компетенции.
воспитание любви и формирование интереса к истории и культуре малой родине.
позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию речи и мышления.