Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Топонимика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников

Новая модель обучения башкирскому языку, складывающаяся в условиях ФГОС, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. В Фeдеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано: «Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) Также тема актуальна и своевременна, так как развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание. Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Топонимика как средство формирования культуроведческой компетенции школьников

Перед каждым думающим, творчески работающим учителем возникает необходимость в определении того, что изучать и как изучать. На протяжении 19 лет моей педагогической деятельности меня волновала проблема приобщения учащихся к языковой культуре региона. Большим потенциалом в отношении культуроведческой работы обладает предмет «Башкирский язык и литература». Именно на уроках башкирского языка и литературы представляется огромная возможность для практического воплощения идей использования местного материала.

Воспитание языковой личности в культуроведческом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение культуроведческого материала в ткань уроков родного языка и внеклассных занятий, то есть такого материала, который позволит формировать башкирскую языковую личность. Особое значение при таком подходе придается использованию краеведческого материала в процессе обучения и воспитания. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное и внимательное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

На уроках башкирского языка изучению собственных имен существительных отводится, на наш взгляд, чрезвычайно мало времени. Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические и иные названия) представлена во всех учебниках башкирского языка, начиная с начального класса. Но специально изучается правописание собственных имен существительных лишь в разделах «Морфология» (“Яңғыҙлыҡ исемдәрҙең яҙылышы”)

Однако топонимика обладает высоким образовательным потенциалом.

В изучении топонимики можно отдавать предпочтение тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придать ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Из инновационных методов использоваться могут интерактивные, проектные технологии, поисково – исследовательская деятельность, а также систематическое применение ИКТ в учебной и внеурочной деятельности. Основным методом может являться учебные проекты и учебное исследование.

Большие потенциальные возможности для работы содержат топонимы - раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Новая модель обучения башкирскому языку, складывающаяся в условиях ФГОС, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. В Фeдеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано:

«Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

Развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание. Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире:

- осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма выражения национальной культуры;

- знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;

- формирование умения обнаруживать регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте;

активизация творческой деятельности обучающихся.

повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов.

обогащение и активизация словаря детей.

повышение уровня сформированности ключевых компетенций, в том числе и языковых.

повышение уровня культуроведческой компетенции.

воспитание любви и формирование интереса к истории и культуре малой родине.

позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию речи и мышления.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области