Пояснительная записка
Обучение иностранному языку подтверждает «благотворное влияние предмета на детей; на их общее психологическое развитие (память, внимание, воображение, мышление, на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом» (Л. В. Щерба) .
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, ребенок воспринимает занятие как увлекательное мероприятие, во время которого он учится понимать иностранную речь. Игровые упражнения помогут детям выработать правильное произношение, картинки и мультфильмы послужат опорой при накоплении активной лексики, речевых стереотипов и грамматических структур, позволят ребёнку запомнить зрительные образы французских слов, что в дальнейшем облегчит обучение чтению и письму. Занятия включают в себя игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Чем больше дети будут погружаться в игру, тем успешнее будет обучение. Каждое занятие строится как урок общения, чтобы дети как можно раньше почувствовали результаты своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятии важно поддерживать высокую активность всех ребят, даже тех кто молчит, надо привлекать в сценках, похвалить и как-то выделять их даже при маленьких успехах. Нужно поддерживать в них чувство успеха, ведь интерес к обучению языка, чаще всего теряется, когда пропадает чувство успеха. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся, мобилизуют свои силы и попытаются догнать способных детей. Способным к языкам детям, необходимо давать задания, которые включают работы мысли и воображения.
Систематическое повторение языкового материала организовано так, чтобы развивать способности детей общаться, анализировать, моделировать, абстрагировать. Схемы – модели, которые служат для введения нового материала, закрепления усвоенности речевых образцов и составлению самостоятельных высказываний, способствуют постепенному развитию мышления, внимания, восприятия и воображения.
Концептуальные основы программы ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
Воспитательные.
Воспитание у детей уважительного отношения к культуре и языку франкоговорящих
стран.
Воспитание интереса к французскому языку.
Воспитание культуры общения.
Развивающие.
Развитие мышления, внимания, воображения, памяти, познавательных навыков и
способностей.
Формирования навыков межличностного общения.
Учебно-практические.
Формирование навыков понимания доступной иноязычной речи.
Постановка правильного французского произношения и интонации.
ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций, воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре Франции.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1. Учет психологических особенностей возраста – отправная точка для конструирования занятий.
2. Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.
2. Формирование умения понимать несложные команды и реагировать на ряд элементарных вопросов.
3. Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику) .
4. Развитие языковой памяти и творческих способностей.
5. Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
6. Расширение кругозора детей и их общей культуры.
7. Развитие умений и навыков работы в большой группе (10–12 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.
Основные направления работы:
1. Воспитание интереса к языку и стране.
2. Развитие основных навыков при обучении иностранному языку:
- формирование правильного произношения;
- обучение счету;
- расширение лексических единиц французского языка;
- обучение пониманию языка на слух.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Просветительская работа с родителями.
5. Самообразование – повышение профессионального мастерства.
Основные направления программы :
Культуроведческое направление.
Активизировать познавательный интерес детей посредством знакомства с французскими народными сказками и стихами.
Формировать представление о другой стране.
Лингвистическое направление.
Познакомить детей с особенностями французского произношения.
Развивать слухопроизносительные навыки.
Научить строить диалог на основе изученной лексики.
Научить воспринимать на слух и выполнять определенные команды, просьбы.
Развивать навыки использования пройденного материала в диалогической и монологической речи.
Творческое направление.
Совершенствовать умение передавать характер и настроение песни.
Развивать двигательные способности детей.
Воспитывать инициативу и выдержку.
Создавать условия для свободного выражения чувств и мыслей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип комплексной реализации образовательных, воспитательных, развивающих целей обучения.
Организация работы на занятиях способствует развитию фантазии, воображения,
воспитанию привычки к творческому труду. Эстетическому воспитанию детей
способствуют песни, стихи, игровые моменты, иллюстрации.
Принцип коммуникативной направленности.
Диалогическая и монологическая речь в стадии формирования, дети учатся общению.
Принцип личностного общения.
Оптимальный психологический климат, минимум требований и негативных оценок.
Поощрение и одобрение-стимул для активации учебной деятельности.
Принцип опоры на родной язык.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Поощрение.
Формирование положительного образа учителя.
Учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития,
возвращение к пройденному материалу.
Обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, развитие навыков
говорения.
Предпочтение группового обучения.
Развитие быстроты реакции на команды и вопросы учителя.
ВИДЫ РАБОТЫ.
Работа над произношением. Работа с игрушкой или картинкой. Разучивание и декламация стихов. Разучивание песенок. Инсценировка рассказов и стихов. Подвижные игры. Спокойные игры. Рассказ по картинке. Составление ситуативных диалогов.
ФОНЕТИКА
Овладение звуками французского языка, интонацией повествовательных и вопросительных предложений.
ГОВОРЕНИЕ
Монологическая речь представляет собой высказывание в объёме 2-5 фраз. Овладение иноязычным общением на элементарном уровне в устной форме.
АУДИРОВАНИЕ
Понимание французской речи в предъявлении учителя и товарищей в соответствии с программным языковым материалом. Реагирование на указания учителя, относящиеся к ведению занятия.
Этапы реализации программы.
1. Организационный - установление контакта с детьми. (Обеспечить заинтересованность детей в изучении французского языка языка)
2. Основной - решение поставленных задач; активное включение детей в работу.
3. Заключительный - оценка качества фонетических, речевых и умственных способностей.
Формы реализации программы:
- групповые занятия с детьми;
- инсценирование коротких спектаклей, сказок, разыгрывание сценок;
- подвижные игры;
- спокойные игры;
- разучивание стихов, песенок;
- рассказы по картинкам;
- просмотр обучающего видео на английском языке;
- работа с игрушками;
- консультации для родителей по выявлению способностей ребёнка к изучению иностранного языка;
- оформление информационного стенда для родителей.
Методы реализации программы:
- групповая работа с детьми;
- индивидуальный подход к ребёнку;
Средства, необходимые для реализации программы:
1. Технические средства: магнитофон, компьютер,проектор.
2. Тематический наглядный материал: плакаты, карточки.
3. Дидактический материал.
4. Наглядный материал: обучающие DVD-диски, картинки.
5. Дидактические игры по развитию речи и фонетики дошкольников.
6. Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, ручки.
7. Игрушки.
Тематический план ( подготовительная группа)
№ Занятия | Дата | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
1. | Bonjour, le franҫais! | 1) Введение лексики: Bonjour, je m'appelle, comment ҫa va? 2) Разучивание : bonjour, je m'appelle, au revoir 3) Игра с мячом на закрепление лексики 4) Фонетическая разминка « Сказка о французском язычке» | Аудирование Говорение Разыгрывание диалогов | |
2. | Bonjour, le franҫais! | Введение лексики: je suis, et toi? Je suis très ravi Игра с мячом «Диалог» 3) Фонетическая разминка « Сказка о французском язычке» | Аудирование Говорение Разыгрывание диалогов Игра «Передай мяч» | |
3 | Bonjour, le franҫais! | 1)Введение лексики: Comment ҫa va? Merci, ҫa va bien, pas mal; 2) игра с мячом « Диалог», « Как дела?» 3) « Сказка о французском язычке» | 1) Тренировка диалогической речи; 2) отработка фонетических навыков; 3) игра с мячом; 3) фонетическая игра-разминка | |
4 | Bonjour, le franҫais! | 1)закрепление изученной лексики с помощью игры цепочки; 2) игра « Передай мяч» на закрепление лексики; 3) « Сказка о французском язычке» | 1) Повторение лексики; 2) мини-диалоги; 3) игра с мячом; 4) фонетическая игра-разминка; | |
5 | Comment t'appelles-tu? | Je m'appelle…Et toi? Диалоги «Знакомство» «Сказка о французском язычке» | Введение и тренировка новых речевых образцов; Тренировка устной речи в мини-диалогах; Фонетическая игра | |
6 | Comment t'appelles-tu? | Лексика: Je m'appelle…Et toi?,Je suis…; Рифмовка - разминка Le vent L'arbre l'oiseau la plui cachez! «Сказка о французском язычке» | Тренировка речевых образцов; Разучивание рифмовки; Фонетическая игра | |
7 | Un, deux, trois! | 1) Введение лексики: устный счёт un, deux, trois, quatre, cinq 2) Разучивание je joue Je joue du piano Je joue avec ma poupé Je joue de la trompette Je joue avec mon chien . 3) Игра с мячом | 1) Аудирование 2) Говорение 3) Проговаривание и имитация разминки 4) Игра «Передай мяч» | |
8 | Un, deux, trois! | 1) Введение лексики: six, sept, huit, neuf, dix, garҫon, fille 2) Разучивание je joue Je joue du violon Je joue à la balle Je joue de l'accordeon Je joue de la guitare Игра с мячом «Диалог» Пение песенок | 1) Аудирование 2) Говорение Разыгрывание диалогов Игра «Передай мяч» Пение песенок | |
9 | Un, deux, trois! | 1) Отработка лексики: un garҫon, une fille 2) Закрепление лексики: -je suis un garҫon! - et toi? - je suis une fille!. - et toi? 3) устный счёт 4) Зарядка je joue 5) исполнение песенки « Mon chat fait miau!» | 1) Аудирование 2) Говорение 3) исполнение песенки | |
10 | Quatre, cinq, six | Устный счет Игра « La loco» 3)Диалоги -je suis un garҫon! - et toi? - je suis une fille!. - et toi? Исполнение песенки «Mon chat fait miau!» | 1)Говорение 2)игра «паровозик» 3) исполнение песенки | |
11 | Les farbе | Лексика: rouge, noir, blanc, jaune раскраски Повторение - Bonjour! -Bonjour! -Je m'appelle…Et toi? -Au revoir! -Moi, je suis un garҫon! Et toi? - Moi, je suis une file! 3) Устный счёт до 10 4) Повторение песенок | 1) Аудирование 2) Говорение 4) Разыгрывание диалогов Игра «Передай мяч» 6) Пение песенок | |
12 | Les farbes! | 1) Введение лексики: vert, bleu, noir 2) раскраски 3) Исполнение песенки | Аудирование Говорение Исполнение песенки | |
13 | Мы играем и поем | Повторение рифмовок Je joue du violon Je joue à la balle Je joue de l'accordeon Je joue de la guitare исполнение песенки « Mon chat fait miau!» Игра « La loco» | Аудирование; Говорение Подвижная игра «Паровозик» Исполнение песенки | |
14 | Мы играем и поем | 1)рифмовка Le vent L'arbre l'oiseau la plui cachez! 2)Диалоги «Как дела?» 3) Игра « La loco» | 1)говорение 2) Подвижная игра «Паровозик» 3)Исполнение песенки | |
15 | Мы играем и поем | Рифмовка Je joue du violon Je joue à la balle Je joue de l'accordeon Je joue de la guitare Игра с мячом на знание лексики Песенка «Mon chat fait miau!» | 1)говорение; 2)игры со словами 3) исполнение песенки | |
16 | Les danses des canards | Salut! Диалоги «Как дела?» Слушание и танец по песенку «Танец маленьких утят» | 1)введение нового приветствия; 2) мини-диалоги 3) слушание песенки | |
17 | Les danses des canards | Лексика:grand, petit Рифмовка – разминка Je suis très grand Tu es tres petit! Tic-tic-tic! Grand et petit! 3)Слушание и танец по песенку «Танец маленьких утят | 1)введение новых прилагательных 2) разучивание рифмовки 3) разминка 4) слушание песенки | |
18 | Les danses des canards | Изученная лексика «Передай мяч» Исполнение песенки«Танец маленьких утят | 1)Говорение 2)Игры со словами 3)исполнение песенки | |
19 | Мы поем! | Песенки «Танец маленьких утят», «Mon chat fait miau!» | Исполнение изученных песенок | |
20 | Les animaux | Лексика по теме «Животные» : le chat, le chien, la souris, le cochon, le renard, le grenouille Называем игрушки Диалоги с игрушками 4)Песенка «Mon chat fait miau!» | Введение новой лексики; Отработка произношения новой лексики; Демонстрация игрушек; Исполнение песенки | |
21 | Les animaux | Речевые образцы: Je suis un chat. Et toi? Je suis une souris. Et toi? Je suis un chien. Et toi? Je suis un renard. Et toi? Диалоги с игрушками Разминка Les pas Un pas, deux pas, troi pas Quatre grand pas, cinq petit pas, six et sept pas | Актуализация лексики Диалоги с игрушками Подвижная игра на закрепление устного счета | |
22 | Les animaux | Повторение слов по теме «Животные» Игра « Donne –moi le chat» 3)Разминка Les pas Un pas, deux pas, troi pas Quatre grand pas, cinq petit pas, six et sept pas | 1)закрепление лексики 2) Речевой оьразец «Дай мне..» 3) Подвижная игра на закрепление устного счета | |
23 | Merci et s'il te plait | Лексика Merci et s'il te plait 2)Игра « Donne –moi le chat» 3) Разминка Les pas Un pas, deux pas, troi pas Quatre grand pas, cinq petit pas, six et sept pas | Введение новых слов Отработка произношения и употребление новых слов Подвижная игра | |
24 | Noel! | Диалоги “Приветствие», « Как дела? Слушание песенки Vive le vent! | 1)Говорение 2) слушание рождественской песенки | |
25 | Noel! | Рифмовка Une, deux, trois: Soldat de chocolat. Quatre, cinq, six: Le roi n'a pas de chemise. Sept, huit, neuf: Tu es un gros boeuf. Диалоги с игрушками Слушание песенки Vive le vent! | Разучивание новой считалки Говорение на повторение изученной лексики Слушание рождественской песенки | |
26 | Noel! | 1)Рифмовка Une, deux, trois: Soldat de chocolat. Quatre, cinq, six: Le roi n'a pas de chemise. Sept, huit, neuf: Tu es un gros boeuf 2)Исполнение песенки Vive le vent! | 1) говорение 2) исполнение песенки | |
27 | Noel! | Танец и исполнение рождественской песенки | ||
28-30 | Как много мы уже знаем и умеем! | Рифмовки Une, deux, trois: А)Soldat de chocolat. Quatre, cinq, six: Le roi n'a pas de chemise. Sept, huit, neuf: В) Tu es un gros boeuf Je suis très grand Tu es tres petit! Tic-tic-tic! Grand et petit! Je suis très grand Tu es tres petit! Tic-tic-tic! Grand et petit! С) Le vent L'arbre l'oiseau la plui cachez! Песенки «Vive le vent», «Mon chat fait miau», «Les dаnses des canards» | Повторение изученных считалок, рифмовок, песенок |
Тематическое планирование ( средняя и старшая группы)
№ Занятия | Дата | Тема | Программное содержание | Методические приемы |
1-2 | Bonjour, le franҫais! | 1) Введение лексики: Bonjour, je m'appelle, comment ҫa va? 2) Разучивание : bonjour, je m'appelle, au revoir 3) Игра с мячом на закрепление лексики | Аудирование Говорение Разыгрывание диалогов | |
3-4 | Bonjour, le franҫais! | Введение лексики: je suis, et toi? Je suis très ravi Игра с мячом «Диалог» | Аудирование Говорение Разыгрывание диалогов Игра «Передай мяч» | |
5-6 | Bonjour, le franҫais! | 1)Введение лексики: Comment ҫa va? Merci, ҫa va bien, pas mal; 2) игра с мячом « Диалог», « Как дела?» | 1) Тренировка диалогической речи; 2) отработка фонетических навыков; 3) игра с мячом; | |
7-8 | Bonjour, le franҫais! | 1)закрепление изученной лексики с помощью игры цепочки; 2) игра « Передай мяч» на закрепление лексики; | 1) Повторение лексики; 2) мини-диалоги; 3) игра с мячом; | |
9-10 | Comment t'appelles-tu? | Je m'appelle…Et toi? Диалоги «Знакомство» | Введение и тренировка новых речевых образцов; Тренировка устной речи в мини-диалогах | |
10-11 | Comment t'appelles-tu? | Лексика: Je m'appelle…Et toi?,Je suis…; Рифмовка - разминка Le vent L'arbre l'oiseau la plui cachez! | Тренировка речевых образцов; Разучивание рифмовки; | |
12-13 | Comment t'appelles-tu? | 1)Диалоги «Знакомство» 2)Игра с мячом | 1)Говорение; 2)аудирование | |
14-15 | Фонетическая сказка « Французский язычок» | Диалог «Знакомство» Сказка о французском язычке | 1)Говорение 2)формирование фонетических навыков |
16-17 | Фонетическая сказка « Французский язычок» | Приветствие Фонетическая игра « Сказка о французском язычке» | 1)Говорение 2) формирование фонетических навыков посредством игры |