Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коллективные учебные занятия на уроках чтения.

поделиться с педагогами, ка эффективно организовать работу с первоклассниками по обучению чтению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Коллективные учебные занятия на уроках чтения в 1 классе.

В программе по литературному чтению сформулированы требования к навыкам чтения, которыми учащиеся должны овладеть в первом классе. С самого начала важно уделять внимание осознанию прочитанного. Ребенок должен изначально понимать, о чем он читает, понимать смысл слова, словосочетания, предложения, текста в целом. Необходимо добиваться правильного, безошибочного чтения.

В последние годы складывается тенденция , когда многие дети, поступающие в школу, не знают даже букв. Так, в 2011-2012 гг. у меня в классе из 13 первоклассников читали только трое, остальные 10 детей – не читающие, причем четверо из них вообще не говорящие на русском языке.

Родители не уделяют должного внимания домашнему чтению ребенка. Поэтому учителю нужно построить учебные занятия так, , чтобы каждый ученик больше и чаще читал в классе, то есть включить каждого в процесс длительного чтения.

С этой целью я использую один из вариантов методики взаимообучения чтению и пересказу, а именно прием М.Г.Булановской. При этом применяется коллективная форма обучения, а именно работа в парах сменного состава.

Все ученики получают карточки с разными текстами.

Алгоритм действий учащихся:

Каждый ученик самостоятельно, вполголоса внимательно читает текст своей карточки.

Карточка с текстом первого партнера кладется на середину стола так ,чтобы текст был одинаково хорошо виден обоим участникам пары.

Первый партнер читает свой текст вполголоса второму, тот внимательно слушает, следит по тексту, исправляет неточности.

На середину стола кладется карточка с текстом второго партнера. Проводится такая же работа в паре.

Партнеры меняются карточками и с текстом партнера переходят в новую пару.

Переходов будет столько, сколько времени учитель отведет на такую работу, каков индивидуальный темп чтения, каково трудолюбие и работоспособность ученика.

Как показывает практика, если учащиеся недостаточно хорошо читают и понимают смысл прочитанного, то учитель может добавить в алгоритм один из пунктов. А именно, после третьего пункта четвертым может быть такой: «Затем текст этой же карточки читает второй партнер. Теперь первый внимательно слушает его чтение, поправляет, если допущены ошибки. Совместная работа по пе6рвой карточке закончена». И далее по алгоритму.

Подготовительная работа учителя состоит из двух частей: подготовка к коллективным учебным занятиям самого учителя и подготовка учащихся к работе в парах сменного состава..

На подготовительном этапе учителю необходимо провести структурирование учебного материала с целью определения места методики в соответствии с целостной структурой урока.

Структурирование учебного материала проводим по тематическому принципу. Так, произведения познавательного характера объединили в блок «Я познаю мир». Время прохождения такого блока с 21 февраля по 3 марта.

В каждом из блоков может быть разное количество учебных занятий, где используются методики КСО. Так, например, в блоке «Я познаю мир» из 10 уроков на пяти используется прием М.Г.Булановской. А 5 проводятся в традиционной форме обучения.

Коллективная работа может быть включена в любую часть урока. Для коллективной работы требуется много карточек с дополнительными текстами. Подбор этих текстов – серьезная и кропотливая работа. Нужно учитывать возраст детей. Тексты должны быть понятны, небольшие по объему, сюжетные.

При традиционном обучении на уроке чтения ученик читает и работает только с одним текстом одного автора. На коллективных занятиях появляется возможность познакомиться с несколькими текстами этого автора или текстами нескольких авторов на одну тему. Так разрешается один из принципов КСО – принцип разнообразия тем, заданий. Чтобы подготовить ребят к работе в парах сменного состава, надо провести тренинги на развитие умения слушать партнера, и слышать то, что он говорит, работать в постоянном шуме.

В качестве специальных упражнений мы использовали следующие:

Упражнение 1. Дети закрывают глаза. Учитель ходит по классу и касается рукой одного из учеников. Тот тихо встает и занимает место учителя. Дети с закрытыми глазами рукой указывают предполагаемое место, откуда ушел ученик.

Упражнение 2. У каждого ученика карточка с пословицей, поговоркой, загадкой. Дети, сидящие на первом варианте первого ряда идут в гости к детям второго варианта второго ряда. И наоборот . дети подходят, здороваются и читают свою карточку. Затем слушают чтение партнера, меняются карточками и переходят в новую пару. В новой паре работа повторяется.

Работа в парах сменного состава строится с учетом следующих правил:

Говори вполголоса, но не шепотом.

Относись к своему партнеру с уважением.

Исправляй неверный ответ своего партнера так, чтобы его не обидеть.

Умей выслушать своего партнера, не перебивая его.

Поблагодари партнера за совместную работу.

Непременным условием методически правильно организованного процесса обучения чтению является контроль над уровнем сформированности у младших школьников навыка чтения как в целом,

так и по каждому из компонентов, составляющих этот навык.

Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: самоконтроль и самооценку. В процессе организованного таким образом чтения учитель имеет возможность проверить каждого ученика индивидуально, переходя от одной пары к другой, при этом работая, как и ученики, по алгоритму.

После работы в парах сменного состава проверяется и осмысливается прочитанное, форма проверки может быть разная: ответы на вопросы, викторина, конкурсы. Подводя итог урока, можно спросить детей:

- Кто прочитал 2-3 карточки?

- Какой рассказ понравился, запомнился?

- С кем было интересно работать?

В целом работа в парах сменного состава проходит с большим интересом. Часто после чтения возникает оживленное обсуждение. Много нового узнают дети, любят задавать вопросы по прочитанному. Радостью наполняются глаза ребенка от осознания того, что он узнал что-то интересное и может рассказать товарищам, родителям.

Работа в парах сменного состава на коллективных учебных занятиях протекает в атмосфере совместного согласованного взаимодействия учеников, возникают дружеские отношения, ответственная зависимость и взаимоконтроль, повышается мотивация обучения, развивается самостоятельность.

Спокойная, доброжелательная обстановка на уроках вселяет уверенность в свои силы у каждого ребенка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области