Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План-конспект Открытого урока по предмету "Слушание музыки"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

1

План – конспект

Открытого урока по слушанию музыки для учащихся

2-го класса.

Урок разработан преподавателем теоретических дисциплин Андреевой Л.И.

Тема: Типы интонаций.

Тип урока: комбинированный урок - беседа, урок – соревнование.

Цель урока: Закрепление темы «Интонация» и объяснение темы «Типы интонаций» . Демонстрация знаний, умений, навыков на уроке.

Задачи:1. Методические:

привлечение активных методов обучения как фактор повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.

2. Образовательные:

обогащать музыкальные впечатления детей и формировать музыкальный вкус, способствовать определению личностного отношения учащихся к прослушанным произведениям

3. Воспитательные:

средствами музыки воспитывать любовь, доброту, состраданиек ближним.

4.Развивающае:

развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки. Способствовать развитию мышления , фантазии, воображения. Укреплять связи предмета музыкальной литературы с уроками специальности. Методы: 1. Словесный; 2. Наглядный; 3. Проблемно – поисковый.

Методическое оснащение:1. Раздаточный материал для каждого учащегося: 2. Фрагменты музыкальных произведений С.С.Прокофьева на флеш-карте для музыкальной викторины и для прослушивания.

Список литературы:

1.Шорникова М.И. учебник «Музыкальная литература 1-й год обучения» . 2 . Козлова Н.П. – учебник Русская музыкальная литература 1-й год обучения, М., Музыка, 2010

Предполагаемый результат: 1.Понимание роли интонации при создании музыкального образа. 2 .Узнавание музыкальных произведений С.С.Прокофьева по звучащим фрагментам. 3. Накопление новых музыкальных впечатлений.

Преподаватель Дорогие ребята, сегодняшний урок мы проведем в форме комбинированного урока- беседы и урока-соревнования. Все задания вы будете выполнять командно, то есть вместе, а в конце урока подведем итоги.

На прошлом уроке вы познакомились с понятием «Интонация», с двумя сторонами интонации. Закрепим эту тему, выполняя следующее задание: каждой команде будут розданы карточки. Вы должны будете вставить пропущенные слова.

Ученики выполняют это задание, а затем один ученик из команды читает полный текст. Преподаватель отмечает ошибки, поощряет одним баллом правильные ответы.

На карточках написан текст:

Интонация – это …(выражение) чувств и настроений. Интонация представляет собой мелодический …(оборот), в котором дается характеристика .. (музыкального образа), …(портрет) персонажа. Интонации бывают речевые и …(музыкальные), выразительные и …(изобразительные)

Преподаватель: Чем речевые интонации отличаются от музыкальных?

Ученики: Речевые можно проговорить голосом, а музыкальные – спеть или сыграть на инструменте.

Преподаватель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Каждая команда получает по 1 баллу. На этом уроке мы продолжим изучение этой темы и познакомимся с тремя типами интонаций: вопросительными ,восклицательными, повествовательными.

На мониторе компьютера высвечиваются 3 типа интонаций: вопросительные, восклицательные, повествовательные.

Преподаватель: Сейчас вы увидите на мониторе компьютера разнообразные картинки. Выберите картинки, соответствующие, как вы думаете, вопросительной интонации.

ученики выбирают картинки ребенка, ослика, чебурашку.

Преподаватель: Правильно. Вы выбрали картинки, которые отражают

удивление, вопрос, неуверенность, жалобу, просьбу. Это наиболее часто встречающиеся настроения в вопросительной интонации.

Преподаватель: А теперь поговорим одновременно о восклицательных и повествовательных интонациях. В восклицательных вы будете искать образы и настроения восторженные, восхищенные, яркие, гневные, торжественные, а в повествовательных – мягкие, певучие, рассказывающие, степенные, неторопливые , интонация колыбельной и т.д. На доске выписаны слова, соответствующие двум интонациям. Подчеркните, пожалуйста, слова, соответствующие восклицательным интонациям, двумя чертами, а интонации повествовательные – одной чертой. Это задание командное.

На доске выписаны слова вразброс: восхищение, тихая радость, важность, страх, интонация вздоха, просьба, спокойствие, мягкость, гнев, большая радость, торжество, колыбельная, восхищение, самодовольство.

Ученики подчеркивают нужные слова и затем анализируют свои ответы.

Преподаватель считает количество баллов. Команда, подчеркнувшая наибольшее количество слов, получает 1 балл.

Преподаватель: Выберите теперь соответствующие двум интонациям картинки. Н а картинках изображены: три богатыря, девица, ребенок в колыбельке, злая волшебница, царевна-лебедь

Ученики выбирают, аргументируя свой выбор.

Преподаватель: А теперь на время превращаемся в начинающих композиторов. Вика, скажи, пожалуйста, если бы ты сочиняла пьесу про незнайку или девочку-почемучку, используя вопросительную интонацию, ты бы предложения или фразы заканчивала устойчиво или неустойчиво?

Вика: Неустойчиво.

Преподаватель: Движение мелодии восходящее или нисходящее, если вопрос – .фраза веселая, радостная?

Вика: Восходящее..

Преподаватель: Правильно. А если во фразе – интонация вздоха, просьба?

Вика: нисходящее.

Преподаватель: Как говорит плачущий ребенок или персонаж? Размеренно или с остановками?

Вика: С остановками.

Преподаватель: Которые в музыке обозначаются паузами, длинными нотами.

Преподаватель: Если ваш персонаж веселый, активный, в каком темпе вы напишете свою пьесу – в быстром, подвижном, медленном, тяжелом?

София: В быстром или подвижном.

Преподаватель: Правильно. Восклицательным же интонациям в музыке присущ не быстрый темп, яркие скачки вверх и вниз на ч.4 и ч.5, повторение звуков, частое возвращение к тонике, как восклицание, утверждение.

В пьесах с повествовательными интонациями не торопливый темп, степенное движение, длительности четвертные, половинные, редко использование мелких длительностей, интонации колыбельной (повторение одной и той же мелодической фигуры).

Преподаватель: Сейчас мы проведем своеобразную музыкальную викторину в форме игры «Попробуй собери». В музыкальных номерах из знакомых вам произведений вы будете находить 3 типа интонаций. Но сначала надо собрать карточки. Для каждой команды подготовлены карточки и музыкальные номера,. Карточки надо собрать в соответствии с каждым номером викторины. Каждая команда получает по 4 балла, если правильно соберет карточки.

Звучит музыкальная викторина:

Фортепианный цикл «Детская музыка» №11 «Светит месяц»;(повествовательные интонации);

Симфоническая сказка «Петя и волк» эпизод «Кошка взбирается на дерево» (вопросительные интонации);

Симфоническая сказка «Петя и волк» эпизод«Прыжки волка» (вопросительные интонации);

Фортепианный цикл «Детская музыка» №1 «Утро» (повествовательные интонации);

Опера «Любовь к трем апельсинам» Марш рефрен (восклицательные интонации);

Симфоническая сказка «Петя и волк» Финальный марш ( восклицательные интонации).

Ученики по одному человеку из команды поочередно называют музыкальные фрагменты с анализом типа интонаций.

Преподаватель: Продолжаем музыкальную викторину в форме «Музыкального послания» Каждая команда заготовила по 2 музыкальных примера. . 1 команде было дано задание – использовать темы из сказки «Петя и волк», а второй – из «Детской музыки».

Ученики из каждой команды поют, играют или харатеризуют словами тему, а ученики из другой команды определяют темы.

4.Преподаватель: До этого момента вы определяли типы интонаций в уже известных вам музыкальных произведениях. Сейчас же вы прослушаете три незнакомых номера из ф.ц. «Детская музыка» и по характеру определите тип интонаций в каждой пьесе.

Звучат пьесы: №3 «Сказочка», № 7 «Пятнашки», № 10 «Марш».

Ученики определяют типы интонаций в пьесах.

5.Преподаватель: Настал момент немного расслабиться и заняться свободным творчеством. Мы будем сочинять синквейн. Что это такое?

Ученики: - Синквейн –это короткое стихотворение, состоящее из 5 строк.

Преподаватель: 1 строка - ключевое слово, 2 строка – 2 прилагательных, характеризующие ключевое слово, 3 – три глагола, 4 – четыре – пять слов, ваше отношение к теме , самое главное, 5 – одно – два слова синонима, в которых заключается суть вопроса.

Преподаватель выписывает на доске ключевое слово «Интонация».

Примерный вариант сочинения:

Интонация

Выразительная, изобразительная

Просит, требует, спрашивает

Выражение чувств и настроений человека

Основа мелодии.

Ученики показывают сочиненные дома синквейны. Преподаватель подводит итоги командной игры

Преподаватель: Заканчиваем наш урок прослушиванием и просмотром видео «Дуэта кошек», который написал датский композитор Вейс, используя фрагменты опер итальянского композитора Россини. В дуэте обычно два исполнителя, звучит всего одно слово, но сколько различных интонаций в нем заключены. Прослушивание «Дуэта кошек».

Ученики делятся своими впечатлениями от прослушанной музыки.

Преподаватель: Н а этой веселой нотке заканчиваем урок.. Подведем итоги.

Команда №… победила, так как набрала …очков. Сегодня вы познакомились с тремя типами интонаций: вопросительной, восклицательной и повествовательной. Послушали незнакомые произведения из «Детской музыки»: «Сказочку», «Пятнашки» , «Марш»; «Дуэт кошек» Вейса-Россини.

В одном произведении могут встретиться все три типа интонаций?

Ученики: Да.

Преподаватель: Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали.

Самооценка. Выставление оценок.

Домашнее задание: Анализ пьесы по специальности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области