Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ГЛАЗАМИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Эффективная самостоятельная работа является залогом качественного образования, мотивация, организация и контроль, это три кита эффективной самостоятельной работы обучающегося.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: Самостоятельная работа глазами обучающегося, организация и планирование

Преподаватель:

Отливникова Т.Н.

г. Красноярск, 2018

Самостоятельная работа глазами обучающегося, организация и планирование

Ключевыми аспектами самостоятельной работы обучающегося являются мотивация, организация и контроль.

Ни для кого не секрет, что живой интерес к изучаемому предмету повышает эффективность обучения. Интерес обучающегося может родиться внутри него самого, а может быть привнесен извне. Одни дисциплины вызывают интерес, потому что к ним лежит душа, другие — потому что опыт работы подсказывает необходимость их изучения, а третьи - потому что преподаватель зажигает искорку интереса. Возникает вопрос — как он это делает? Если преподаватель сам заинтересован, а это сразу видно, в начале изучения дисциплины он "на пальцах" объясняет, зачем нужно изучать данную дисциплину, что в результате ее изучения обучающийся будет знать, с какими трудностями в своей профессиональной деятельности он столкнется, если не уделит данной дисциплине должного внимания. В этом преподавателю помогают либо наличие практического опыта, либо приглашение на первое занятие практики.

В процессе изучения дисциплины мотивация может осуществляться посредством проведения деловых игр, дискуссий, решения бизнес-кейсов. Игровые методы обучения привлекают внимание и вызывают желание тщательно к ним подготовиться.

Самостоятельная работ обучающегося должна быть грамотно организована.

Во-первых, это конспектирование выдержек из законов. Преподаватель, опираясь в лекции на законодательную базу, не зачитывает абзацы законов, а дает ссылки на конкретные статьи и пункты. При этом он просит обучающегося самостоятельно поработать с документом и выписать обозначенные отрывки. Кстати говоря, этот инструмент позволяет экономить время лекции.

Во-вторых, это самостоятельное изучение темы. Очевидно, что не все темы обучающиеся успевают изучить на лекциях — часть необходимо познавать по книгам. Обычно в таких случаях преподаватель снабжает обучающегося ссылкой на главу учебника. Но далеко не во всех случаях обучающиеся выполняют такое задание. Почему? Причин две.

Первая заключается в том, что преподаватель не устанавливает четких сроков и обучающиеся постоянно откладывает задание на потом. "Потом" наступает непосредственно перед экзаменом.

Вторая же причина заключается в довольно большом объеме материала, который необходимо проработать. Гораздо более эффективно снабдить обучающегося не ссылкой на 50-страничную главу учебника, а некоторыми методическими указаниями по изучению темы. Эти указания могут включать тезисы лекций, блок-схемы, а наиболее сложные вопросы могут содержать ссылки на дополнительные источники информации.

Третий инструмент — эссе. Три страницы собственных мыслей о поставленной проблеме дают значительно больший эффект, чем 15 страниц реферативного обзора. Безусловно, навык реферирования необходим обучающимся. Однако его следует прививать на младших курсах, на старших же акцент следует сделать на мышлении.

И наконец, четвертый инструмент — доклады. Исследование показало, что обучающиеся недовольны существующей системой докладов. Но это вовсе не означает, что доклады нужно отменить вовсе. Доклады - прекрасный способ поощрить инициативу и узнать что-то новое. Если обучающегося интересует актуальный в изучаемой теме вопрос, о котором не было речи на лекциях и семинарах, то он может подготовить доклад и выступить, при этом доклад не должен превращаться в монотонное чтение.

И наконец, - контроль за самостоятельной работой, за ее выполнением. Задавая четкое задание, необходимо проконтролировать его исполнение. Это правило применимо не только к процессу обучения. И скажу вам, преподавателю не стоит пугаться быть строгим. Самым уважаемым может быть преподаватель, каждый семинар которого будет начинаться с 15-минутной контрольной работы. В этом случае все тщательно готовятся, никто не опаздывает, и всегда в форме.

Методика организации и проведения самостоятельной работы показала назревшую необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем и практической их реализации. Обмен опытом между учебными заведениями свидетельствует о возросшем интересе к методическим вопросам организации образовательного процесса.

Многие разработанные формы и направления методики преподавания, оставленные нам старшим поколением, оказались незаслуженно мало востребованными молодыми преподавателями. Особую роль и значение имеют ежегодные международные мартовские методические конференции УМО, проводимые на самом высоком уровне. Поднимаются и решаются важнейшие проблемы методики образовательного процесса. Необходимо, чтобы принимаемые решения и обсуждаемые проблемы доводились до конкретных методических механизмов, систем, способов н приемов обучения.

Новые подходы к организации и ведению методической работы находятся в тесной связи с вхождением российских вузов в Болонский процесс. Роль, значение и место самостоятельной работы обучающихся в получении знаний неизмеримо возрастают.

В настоящее время усиливается внимание к вопросам совершенствования методики организации самостоятельной работы обучающегося, ее отдельных форм: это курсовые работы, деловые игры и кейсы, эссе и доклады, контрольные работы, компьютерные опросы.

Безусловно, основы методики преподавания едины и они используются в любой период преподавания науки, но это не простое повторение: они развиваются вместе с учебными дисциплинами, требованиями практики к уровню их усвоения обучающимися. Представляется целесообразным продолжение инновационных постановок в методике образования и методическом обеспечении учебного процесса. Заслуживает особого внимания методика внедрения в преподавание экономических дисциплин программного компьютерного сопровождения. Без решения этих проблем развитие методики самостоятельной работы обучающегося представляются тупиковыми.

Внедрение двухуровневой системы образования ставит перед методическими службами проблемы по совершенствованию практики организации и планирования самостоятельной работы и индивидуальной работы преподавателей и обучающегося. Разработаны определения самостоятельной работы преподавателя и обучающегося, что вызвало разные суждения и неодинаковый подход к ее учету в преподавательской нагрузке. Сформулированы цели и определены виды самостоятельной работы и индивидуальной работы преподавателя и обучающегося. Удалось найти однозначное понимание организации и планирования внеаудиторных форм работы. Завершающим разделом является контроль за ходом и результатами самостоятельной работы обучающегося.

Итак, эффективная самостоятельная работа является залогом качественного образования, мотивация, организация и контроль, это три кита эффективной самостоятельной работы обучающегося.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области