Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методика работы с видеозаписями материалов ТВ на уроках хореографии.

Включение в учебный процесс современных технических средств обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методика работы с видеозаписями материалов

ТВ на уроках хореографии.

Задачи внедрения новых технологий обучения предполагают включение в учебный процесс современных технических средств обучения. Конечной целью всех преобразований, происходящих сегодня в казахстанской системе среднего образования. Является создание такой его модели, которая ориентирована на формирование личности учащегося. При таком подходе одной из ключевых ценностей становится формирование у ученика творческого и критического мышления, ориентации на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы.

Государственная программа «Образование», утвержденная Указом Президента РК в сентябре 2000 года, ставит задачу достижения «высокой мотивации учащихся на приобретение качественных знаний, умений и навыков». В качестве одного из основных направлений и механизмов реализации данной программы предлагает «включение в учебный процесс современных технологий и технических средств обучения».

Использование технических средств в преподавании различных школьных предметов (в том числе и хореографии) являлось важной составляющей советского среднего образования. На протяжении 1960 - 1980-х гг. активно исследовались вопросы методики работы с разными техническими средствами: диапозитивами, звукозаписями, учебными кинофильмами. Однако сегодня эти технические средства и методические наработки к их использованию признаны устаревшими и несоответствующими современным требованиям. Поэтому современная методика работы с ТСО нуждается в творческой переработке применительно к новым техническим средствам, появившимся в казахстанских школах в 90-х гг. XX века: аудио и видеомагнитофонам, телевизорам, персональным компьютером. В настоящей работе я предлагаю свои теоретические и практические наработки методики использования видеозаписей ТВ - программ применительно к преподаванию хореографии. По моему мнению, именно применение на уроках подобных видеозаписей во многом способствует формированию учеников как активно познающих субъектов образовательного процесса.

Всю информацию, содержащуюся в телепрограммах, можно подразделить на следующие группы ее источников.

Научно - популярные и публицистические телепередачи (например, циклы телепередач «История одного шедевра»). В подобных программах, построенных по принципу телелекции, содержится много образно подаваемого материала. В качестве иллюстрации здесь используются различные речевые формы подачи материала. Ведущий может в ходе передачи прибегать к диалогу, интервью с другими ее участниками. В отличие от обычной экскурсии, телеэкскурсия в залы исторических музеев (программы СКТРК, «Третьяковская галерея», «Русский музей») позволяет всем учащимся внимательно и детально рассмотреть наиболее важные экспонаты, выделенные крупным планом. Сочетание живой беседы с рассмотрением уникальных предметов материальной культуры усиливают эмоциональное воздействие, а так как хореография является синкретическим видом искусства, то просмотр таких фильмов дает определенные знания о манере держаться, двигаться (позы), одеваться (костюмы) знания об архитектуре и окружающем мире.

Телевизионный балет (например, «Ромэо и Джульетта», «Белые ночи», «Галатея», «Старое танго», «Анюта», «Принц и нищий»). Использование фильмов - балетов создает условия для проучивание новых движений и целых монологов или вариаций. Мы можем использовать выигрышный съемочный прием - рапид, который позволяет досконально изучить те или иные элементы танца.

Фильм - балет («Спартак», «Анна Каренина») в отличие от телевизионного балета хронометраж фильма балета продолжительный, иногда 2 серии. Все съемки реалистичны. Фильмы очень красивы, они созданы не только для балетоманов, но и для широкого круга зрителей. Такие фильмы воспитывают в учениках чувство прекрасного, делая их жизнь духовно богаче и красивее. Пробуждают интерес к собственному творчеству (желание танцевать и быть столь же прекрасными, как герои лент). Продолжительность киноленты во времени и отсутствие выраженной обучающей направленности позволяют говорить о целесообразности их использования либо эпизодически, либо во внеурочной работе, а также о возможности применять их для решения в большей степени воспитательных задач.

Учитель сам может создавать целые блоки видеоматериалов (например, посвященные тому или иному хореографическому коллективу).

Применение видеозаписи на уроке требует соблюдения следующих основных этапов работы:

Предварительное знакомство учителя с видеозаписью.

Предварительное знакомство учителя с содержанием видеозаписи является совершенно обязательным моментом начальной работы по ее использованию на уроках. Название содержания видеозаписи, последовательности показа материала, формы его подачи, лишает учителя возможности управлять в классе познавательной деятельностью учащихся.

Предварительный просмотр видеозаписи проводится также и для того, чтобы наметить методику работы с ней. Во время просмотра я определяю дидактическую ценность, а также методы и приемы демонстрации; продумываю вопросы и задания учащимся.

Определение дидактического назначение видеозаписи и основных методов ее использования. Методические приемы работы с видеозаписями в значительной мере определяются ее дидактическими возможностями:

Если видеофильм не сообщает новых, незнакомых сведений, а лишь наглядно раскрывает то, о чем ученики уже узнали из объяснения учителя (или из учебника), то он выступает на занятии как иллюстрация. В этой функции фильмы чаще всего мною используются после изложения представлений о только что изученном.

Видеофильм может использоваться в качестве источника новых знаний. В это случае я не излагаю учебный материал, а предлагаю учащимся выполнить задание.

Если видеофильм освещает лишь часть вопросов, предусмотренных планом урока, то он может служить дополнительным источником знаний. Такой видеофильм разбивается на отдельные смысловые части.

- Дополнительно часто видеофильм используется для систематизацииполученных знаний и дополнения их. Такие фильмы мною используются наповторительно-обобщающих уроках.

Подготовка учащихся к активному воспитанию видеозаписи. Активность познавательной деятельности учащихся на уроках с использованием видеофильмов в значительной мере зависит от их готовности к работе. В одних случаях я соответствующими по смыслу и по эмоциональной окраске словами связываю свое предшествующее изложение с действиями на экране, создавая ситуацию ожидая, при которой мобилизуется внимание, пробуждается интерес. В других случаях основным приемом подготовки учащихся к просмотру видеозаписи является вступительная беседа, во время которой я ориентирую учеников на определенные стороны содержания видеофильма, помогаю им установить связи нового материала с ранее изученным.

Просмотр видеозаписи на уроке. Во время просмотра видеофильма я оказываю необходимую помощь слабым учащимся своими репликами, направляю внимание школьников. В любой момент я могу приостановить передачу видеоинформации, чтобы ответить на вопросы учеников, прокомментировать их восприятие, усвоение материала. Записи во время просмотра не рекомендуются. После просмотра класс в обязательном порядке должен 2-3 минуты отдохнуть, переключившись на другой вид работы, например обсуждение увиденного нового материала.

Подготовка к использованию видеозаписи на уроке требует значительных затрат времени со стороны учителя. Однако процесс работы с учащимися и ее результат стоят затрат и усилий. Подготовленная видеозапись максимально учитывает интересы конкретного коллектива учащихся, их способности и позволяет дифференцировать объяснение или повторение учебной темы. Планируя урок, я обязательно учитываю возраст ученической аудитории ожидаемый эффект от использования видеозаписи на уроке можно получить только выдерживая рекомендованные санитарно-гигиенические нормы работы. Так же, в зависимости от возраста учеников, изменяется количество восприятия ими просмотренных сюжетов.

Таким образом, учебная видеозапись содержит большие возможности эффективно управлять ходом обучения. Эффективность применения видеозаписи требует от учителя глубокого знания индивидуальных особенностей учащихся установление тесного контакта с коллективом класса. В свою очередь, использование видеозаписи укрепляет этот контакт, содействует формированию коллектива. Применение видеозаписи исключает в обучении штампы и является подлинно творческой работой учителя.

Источники и литература:

Концепция развития образования РК до 2015 года // Учитель Республики. -2004. - 28 января.

Государственная программа «Образование» // Учитель Казахстана - 2000. -20 ноября.

Зазнобина Л.С., Прессман Л.П. Современная техника и экранно-звуковые средства обучения // Советская педагогика. - 1987. - №9

Виноградов Д.Н. Преподавание в школе. - 2004. - №12

Приложение:

Оптимальная длительность просмотра видеозаписи:

Класс

Длительность просмотра

I-II

III-IV

V-VIII

IX-XI

15 минут

20 минут

20-25 минут

25-35 минут

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области