Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


нрк

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ильина Марина Николаевна

воспитатель МБДОУ

"Детский сад комбинированного вида"

деревни Пожня

г. Сосногорск, деревня Пожня

Региональный компонент

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

создание культурно-развивающей среды ДОУ;

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2–7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Физическое развитие.

Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:

- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (коми, русских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Сосногорска;

- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

2. Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- побуждение к использованию в речи коми фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.).

-привитие детям интереса к труду в природе, привлечению их к посильному участию: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных, посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

-знакомство детей с правилами дорожного движения, с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

-расширению представления детей о работе ГИБДД , МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. г.Сосногорска.

3. Познавательное развитие предполагает:

-расширять представления о родном крае.

-продолжать знакомить с достопримечательностями Республики Коми.

-углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках.

- воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков героев.

-знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села);, с городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике.

Речевое развитие включает:

- обучение коми языку как неродному

- обогащение активного словаря; при помощи слов на коми языке.

-пополнение литературного багажа коми сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Коми языковой материал интегрируется в содержание всех образовательных областей согласно ФГОС ДО.

5. Художественно-эстетическое развитие предполагает ознакомление:

-с коми орнаментом и декоративно прикладным искусством, изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами – уроженцами Республики Коми;

-с коми музыкальными инструментами (тотшкöдчан (стукалка), сярган (трещотка), жыннян (колокол), пу паньяс (деревянные ложки), пу бедьяс (деревянные палки), пу пöв (деревянная дощечка, барабан), сигудöк (балалайка), шур- шур (погремушка),зиль-зёль (ручеёк),чипсан, полян, бадь пу чипсан (ивовый свисток) и сьола чипсан (рябчиковый свисток, манок),сёй полян (глиняная дудка в форме птицы),сюмöд пöлян, сюмöд буксан, (берестяная дудка)., музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Республики Коми

- с архитектурой г.Соногорска: памятник – паровоз, БТР, пушки на постаменте орудие ЗИС, два памятника Владимиру Ильичу Ленину, две скульптуры Юрия Гагарина, стелы с памятью о тех людях, которые отдали жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны, стела «Живу. Люблю. Горжусь!», на которой выкованы гербы нашей страны, республики и города, мемориальные доски, Белка с шишкой, олени, женщина с ребёнком, группа спортсменов, гномы в детском сквере, токующий глухарь, сосновая шишка, сквер Победы с постаментом и пушками, в д.Пожня комплекс в честь 50-летия Победы.

II младшая группа (от 3 до 4 лет)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

1

Физическое развитие

Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно гигиенических навыков, через устное народное творчество и художественную литературу коми языка.

Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя коми фольклор. Развитие интереса к подвижным играм коми народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

2

Социально- коммуникативное развитие

Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков через устное народное творчество и художественную литературу коми языка. Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания используя малые формы устного творчества своего народа.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь на коми языке).

Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного города.

Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города.

Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края.

3

Познавательное развитие

Различать понятия «много»- уна, «один»- öти.

Расширение представлений у детей о себе и других детях, используя коми и русский фольклор.

Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды.

Расширение знаний детей о своем родном городе – Сосногорске; воспитание интереса к явлениям родной природы.

4

Речевое развитие

Ознакомление с образцами русского и коми фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками.

Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами русского и коми фольклора.

Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений русского и коми народа.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей коми словами.

5

Художественно- эстетическое развитие

Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.

Обучение украшению изделий коми орнаментом.

Развитие интереса к национальной русской и коми музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр.

Комплексно-тематическое планирование

психолого-педагогической работы во II младшей группе.

Месяц

Области

Содержание

Сентябрь- Декабрь

Россия

Физическое развитие.

П/игры: «Кот и мыши», «Воробушки», «Ровным кругом», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Каравай», «Карусель», «Зайчики», «Пузырь»,

Хор/Игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «Что делать если потерялся», «Машины на нашей улице».

НОД: «Город, в котором я живу», «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

Речевое развитие

Сказки. «Теремок», «Маша и медведь»

Поэзия. А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр»,

Проза. Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Был у Пети и Миши конь», В. Берестов «Большая кукла», «Котик на печке песни поёт»

Дли заучивания наизусть. «Пальчик-мальчик», «Заинька попляши», «Сорока-сорока».

Художественно-эстетическое развитие

Праздник народной игрушки.

Песенки, потешки, заклички «Петушок», «Ладушки», «Зайчик»

Лепка «Неваляшка», «Цыпленок», «Яблоки лежат на тарелке», «Любимой мамочке испеку я прянички»

Аппликация «Украсим Маше сарафан»,«Герб моего города», «Нарядные матрешки»

Рисование «Красивое платье для мамы» (коми орнамент), «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей», «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».

Познавательное развитие.

СЮРи «Магазин», «Больница».

Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Экскурсия по детскому саду «Хорошо у нас в детском саду»

НОД «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Моя мама», «Моя улица»,

Презентация «Знакомство с народной игрушкой (матрёшкой)»

Конструирование «Дом для куклы».

Январь- Май

Республика Коми

Физическое развитие.

Сценарий спортивного развлечения на коми стиль

«Масленица» (йöввыв вежон)

П/игры: «Рöдтíм-гöнитíм», «Дзумилюки-дзиз», «Клоп-клоп», «Ош да мазíяс», «Ошкö-бабö»

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «С кем я живу», «О мамах и папах».

Рассматривание малицы.

Рассматривание жилища людей, живущих на Крайнем Севере (чум).

Рассматривание альбомов: «Растения Коми Края», «Домашние животные», «Дикие животные родного края».

Презентация «Достопримечательности города».

НОД: «Что такое Пасха? И почему мы красим яйца на Пасху?»

Речевое развитие

Устное народное творчество, песенки.

«Кöч, йöктö, йöктö», «Катша-катша китш-котш», «Козйö, козйö»;

Стихи А.Барто в пер С.Л Куликова «Зайка», «Лошадка», «Мишка», «Наша Таня громко плачет», «Солнышко», «Птичка».

«Ӧшкамöшка» (С.Попов), «Ош» (И.Токмакова), «Йöла турун» (Е.Серов), «Мяч» (С.Маршак).

Художественно-эстетическое развитие

Слушание. «Ош»» (муз. С.Головиной, сл.А.Мишариной)

«Кань» (муз.С.Головиной, сл.В.Лыткина),

Пение. «Кодí, кöнí олö» (муз. Г.Кочанова, сл. С.Попова), «Асыв» (муз С.Головиной, сл. В Бабина), «Пачö, пачö лом, лом» (муз. народная, сл.П. Чисталёва),

Танец. «Топ, топ, топ» (сост.Г.Попов). «Козйö, козйö» (коми народная музыка, сост.П.Чисталёв).

Лепка. «Тарелка», «Баранки», «Бусы».

Аппликация. «Украсим варежку» (элемент «оленьи рожки»).

Рисование. «Узор на платке» (салфетке), Украшение

фартука орнаментом «круг», «Украшение коврика коми орнаментом: елочка», «Украшение дорожки коми орнаментом» (следы), «Яичко не простое, а расписное».

Познавательное развитие.

СЮРи «Семья», «Детский сад».

Экскурсия в этно-парк.

Д/и «Узор на платке», «Красивая тарелка», «Украсим варежку» (используется коми орнамент), «Собери матрёшку», «Построй домик для матрёшки», «Одень

куклу»

НОД «Наши защитники», «В мире диких животных Республики Коми», «Мой город», «Кладовая природы Севера», «Предметы быта коми народа», «Знакомство с берестой», «Ягоды –дары северной природы (клюква, брусника, морошка)

Средняя группа.

(от 4 до 5 лет)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

1

Физическое развитие

Ознакомление с коми и русскими народными играми, развитие интереса к народным играм.

Формирование положительного качества личности ребенка, применяя фонетические упражнения, физминутки, дыхательную гимнастику коми и русского народа.

2

Социально- коммуникативное развитие

Формирование первичных представлений о РК, России.

Формирование представлений о видах трудовой деятельности, приносящей пользу людям и описанных в произведениях писателей и поэтов своего города, коми и русского народа.

Формирование представлений об опасных для человека ситуациях на природе (ядовитые растения и грибы, встречающиеся в РК).

Закрепление знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира на улицах города Сосногорска.

Формирование у детей интереса к изучению родного и второго государственного языка через создание национального культурного пространства в ДОУ.

3

Познавательное развитие

Ознакомление с достопримечательностями родного города, столицей России – Москвы и с растительным и животным миром родного края.

Формировать представления о предметах быта (посуде, одежде, обуви, и игрушках).

Продолжать формировать понятия о разнообразии животного мира Севера

4

Речевое развитие

Ознакомление детей с малым жанром коми и русского фольклора, с ярко иллюстрированными книгами писателей и поэтов РК.

Воспитание интереса к языку через коми фольклор.

5

Художественно- эстетическое развитие

Ознакомление с народными музыкальными инструментами.

Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий коми орнаментом.

Выполнение танцевальных движений в соответствии с характером музыки коми.

Комплексно-тематическое планирование

психолого-педагогической работы в средней группе.

Месяц

Области

Содержание

Сентябрь- октябрь

Республика Коми

Физическое развитие.

П/игры «Кöч йöктö, йöктö», «Паравоз», «Ошкö-бабö», «Пышкай», «Ловля оленей»

пальчиковая игра «Тайö чуньыс пöль», «ЯГ – Морт»

Хороводная игра «С платками»

Социально- коммуникативное развитие

Рассказ воспитателя о деревне Пожня.

Рассматривание альбома: «Моя родная деревня».

НОД: «Моя Республика Коми», «Знакомство с деревней»,

Беседа о труде шахтера, рассматривание фотографий с изображением шахты, шахтеров на рабочем месте.

Речевое развитие

Устное народное творчество: песенки, потешки, попевки, загадки.

Стихи А.Барто в пер. С.Л Куликова «Слон, «Корова».

С.Пылаева «Гажа пароход», «Ур да ош».

А. К. Журавлева «Малица»

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с коми музыкальными инструментами.

Слушание. «Пöчö сьылö норалö», «Уна блин ме пöжала» (коми народная песня).

Пение. «Акань», «Каньпи» (муз. и сл. Г.Попова),

Танец. «Козйö, козйö» (коми народная песня),

Лепка «Покормим птичек», «Подарок моему другу»

Аппликация ««Укрась малицу» «Украсим фартук коми орнаментом»

Рисование «Наша деревня», «Украшение платка коми орнаментом».

Познавательное развитие.

НОД: «Что растет на огороде», «Игрушки вокруг нас», «Коми национальная одежда – малица»

д/и: «Найди пару», «Домино» (коми орнамент)

Ознакомление с предметами быта коми народа (посуда, утварь)

Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Сюжетно- ролевая игра «Дом».

Праздник «Капустник»

Ноябрь -Декабрь

Россия

Физическое развитие.

П/игры «Море волнуется», «Курица и цыплята», «У медведя в обору», «День и ночь», «Ловкий пешеход», «Два Мороза»,«Охота на куропаток», «Совушка».

Социально- коммуникативное развитие

НОД: «Страна, в которой мы живём», «Какими видами транспорта можно путешествовать по России», «Великий город - Москва и её достопримечательности».

Беседа: «Русские богатыри».

Рассказ воспитателя о России

Речевое развитие

Сказки «Мужик и медведь», «Мороз и заяц».

Поэзия «Вот какой рассеянный» С. Маршак, «Дядя Степа» С. Михалков, «Живи, елочка!» И.Токмакова, «Белый снег пушистый» И.Суриков

Проза «Сторож» В. Осеева, «Как Маша стала большой», «Осень на пороге» Н. Сладков, «Поход» А. Гайдар, «Светик-трехцветик» Т.Александровой, «Как елку наряжали» Л.Воронкова

Литературные сказки «Как варить компот?» Г. Юдин, «Синие листья» В. Осеева.

Для заучивания наизусть «Одуванчик» Е. Серова,

Художественно-эстетическое развитие

Ознакомление с музыкальным инструментом «балалайка»,

Произведения: колыбельная песня «Баю-бай», муз. М Красина, сл. М. Черной, «Песня о Родине» И.Дунаевского, «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой, «Я по городу иду» муз. А. Перескокова, сл. Т. Антоновой, «К нам приходит Новый год» муз. В.Герчик, сл. З.Петровой

Лепка «Дымковская лошадка», «Сказочная птица» (филимоновская роспись)

Аппликация. «Хоровод матрёшек» (коллективная работа)», «Украшение пояска» (филимоновская роспись)

Рисование «Украсим сарафан Насти» (дымковская роспись), «Наряд русской красавицы» (филимоновская роспись)

Праздники «Вечер русских народных сказок», «Волшебная снежинка» - новогодний праздник.

Познавательное развитие.

Дид/игры «Дети-пешеходы и дети- пассажиры», «Сложи узор», «Сложи картинку»,«Бывает — не бывает» (с мячом).

Презентация: «Гости Москвы».

Сюжетно- ролевая игра «Детский сад».

Январь- февраль

Коми

Физическое развитие.

П/игры «Карусель», «Кекöнач», «Пöльтам гадь», «Кöчьяс да кöин», «Пышкай», «Ошкö-бабö», «Куропатки», «Льдинки, ветер и мороз»

Комплекс утренней гимнастики «В коми лесу» Спортивное развлечение «Ош (медведь) - хозяин тайги»

Социально- коммуникативное развитие

Рассказ воспитателя о посёлке Поляна.

Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях Сосногорска.

Беседа. «Моя малая Родина»

НОД: «Животный мир Коми», «Птицы родного края», «Моя родная улица».

Презентация «Коми национальные блюда».

Изготовление кормушки для птиц.

Рассматривание картины: «Северные олени».

Речевое развитие

Стихи: В.Бабин «Асыв», В.Лыткин «Кань», Ю.Попова «Сёйышт пиöй», «Катша рок пуö», «Мыйла бöрдö ичöт Вань», «Бур мам».

Коми народная сказка «Чукля», «Яг-Морт» ; «Марпида-царевна», «Ёма и две сестры»;

Художественно-эстетическое развитие

Слушание. «Кöдзыд пöль» (муз. И.Козлова, сл. С.Попова), «Жонь» (муз. И.Латкина, муз. В.Лодыгина),

Пение. «Ош» (муз. С.Головиной, муз. С,Куликова),

Танец. «Кöч йöктö, йöктö» (коми народная песня),

Ознакомление с музыкальным инструментом «гармонь»

Лепка «Выпечка сочень», «Птицы на участке»

Аппликация «Украшение туеска коми орнаментом – елочка», «Украшение подушки», «Снегири и синицы у нас в гостях»

Рисование «Украсим полотенце коми орнаментом», «Сарафан для куклы», «Животные-главные герои коми народных сказок».

Познавательное развитие.

д/ и «Что нужно охотнику, что рыбаку, что оленеводу?»

Нод «Кто защищает нашу Родину»,«Традиции народа коми»

Презентация «Ознакомление с женскими и мужским народными костюмами коми».

Сюжетно- ролевая игра «Семья».

Март - апрель

Россия

Физическое развитие.

п/ игры: «Волк и ягнята», «Лисички и курочки», «Стая уток», «Перепрыгни через ров», «Воробышки и кот», «Гуси-лебеди», «Стрелок».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «Почему мы не говорим на одном языке», «Как вести себя в лесу», «Уход за комнатными растениями».

НОД: «Что такое Пасха?», «Деревья родного края»,«Цветы, трава, насекомые на лужайке».

Рассказ воспитателя о городе Сосногорске.

Речевое развитие

Сказки «Лиса, волк и медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей»

Поэзия «Научу обуваться и братца» Е. Благинина, «Мамин день» И.Токмакова, «Весна» Г. Ладонщиков, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «А что у вас?» С. Михалков, «Почему рассердилась бабушка?».

Проза «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Оля пришла в садик» В.Карасева.

Литературные сказки: «Сказка про маму» С. Прокофьева, «Сказка о перевернутой черепахе» М. Пляцковский, «Под грибом» В. Сутеев

Для заучивания наизусть.

«Спи, младенец мой прекрасный» М. Лермонтов

Художественно-эстетическое развитие

Музыка «Мамочка моя» муз. А.Перескокова, сл. С.Антоновой, сл. М. Клоковой, «Песенка львенка и черепахи» муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова.

Лепка «Что было в избушке трёх медведей», «Дымковский петушок»

Аппликация «Украшение солонки» (городецкая роспись).

Рисование «Роспись доски» (городецкая роспись), «Роспись пасхальных яиц»

Познавательное развитие.

Праздники: «Масленица», «Пасха»

нод «Путешествие в прошлое одежды», «Наши милые мамы».

Дид. игры. «Шофер», «Пешеходы и транспорт».

Сюжетно- ролевая игра «День Рождения»

Май

Республика Коми

Россия

Физическое развитие.

Спортивное развлечение «Мы любим играть»

Социально- коммуникативное развитие

Беседа: «Мы живем на Севере».

Нод: «Природа родного Края».

Презентация «Моя республика, моя страна».

Речевое развитие

Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Весна в лесу» (коллективная работа), «С кем я живу», декоративное рисование «Украсим малицу».

Познавательное развитие.

д/и «Что такое хорошо, что такое плохо», «Найди предметы», «Что нужно охотнику, что рыбаку, что оленеводу?», «Чудесный мешочек»

Праздник «Коми посиделки».

Старшая группа.

(от 5 до 6 лет)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

1

Физическое развитие

Воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью, стимулирование желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни, используя устное народное творчество своего народа и народов разных национальностей. Развитие самоконтроля у детей по отношению к своему двигательному поведению во время игровых занятий, построенных на основе народных музыкальных подвижных игр и эстафет.

Ознакомление с русскими и коми народными играми. Продолжение обучения детей самостоятельно организовывать знакомые коми и русские народные подвижные игры, доводить их до конца.

2

Социально- коммуникативное развитие

Формирование представлений о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа; почитания обычаев и традиций народа. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки играть, трудиться, заниматься сообща, стремления радовать старших хорошими поступками. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей.

Продолжение формирования представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, через ознакомление с трудовыми традициями и обычаями коми и русского, народов.

Совершенствование правил поведения на проезжей части улиц родного города и в общественных местах: быть скромным, сдержанным, громко не разговаривать, соблюдать порядок, чистоту; уступать место в транспорте старшим и младшим.

Формирование осторожного отношения к опасным для человека ситуациям

в окружающем мире.

Общение с взрослыми и детьми в повседневной жизни на коми и русском языках.

3

Познавательное развитие

Воспитание дружественных чувств к народам других национальностей.

Формирование у детей познавательного интереса, интеллектуального развития, через знакомство с историей, культурой, традицией и природой народов Коми.

Расширение кругозора детей при изучении информационного, наглядного материала о столице и других городах РК.

4

Речевое развитие

Ознакомление с художественной литературой, устным творчеством коми и русского народов.

Подведение детей к пониманию смысла поговорок, пословиц, их место и значение в речи; эмоционально-образного содержания сказок, нравственного смысла, изображённого.

Формирование интонационной выразительности в речи в процессе исполнения и обыгрывания художественных произведений поэтов и писателей коми и русского народов, совершенствование умений рассказать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа.

5

Художественно- эстетическое развитие

Ознакомление с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов: трещотка (сярган), дудочка (пöлян.).

Продолжение знакомства с коми орнаментом. Расширение представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (тканые изделия) Ознакомление с гжельской росписью, с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки)

Формирование представлений об орнаменте и о национальной одежде. Побуждение желания создавать узоры на бумажных силуэтах, в форме народного изделия, одежды и головных уборов (кокошник, платок, пояс, рубаха, сарафан) и предметов быта (ковер, салфетка, полотенце)

Комплексно-тематическое планирование

психолого-педагогической работы в старшей группе.

Месяц

Области

Содержание

Сентябрь- октябрь

Республика Коми

Физическое развитие.

Спортивное развлечение «По следам героев легенд и преданий земли коми»

П/игры: «Тупöсь нянь», «Городки на снегу», «Стой, олень», «В котёл», «Каюр и собака», «Невод».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы. «Самые красивые места, достопримечательности родного города», «Мы не одни живем на земле»,

Нод: «Жилища коми народа», «О быте коми народа», «Что носили наши предки».

Обзорная экскурсия по этнопарку.

Речевое развитие

Коми сказка «Пера- Богатырь», «Яг – Морт».

Устное народное творчество: песнки-сказки, загадки, скороговорки.

ненецкая народная сказка «Человек и собака».

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с коми музыкальными инструментами (сярган, дзёльган, зиль-зёль).

Пение Коми народная песня «Тшынö, тшынö пет, пет»,

Слушание: «Кöчиль» (муз.С.Головиной, сл. Н.Кокшаровой).

Танец: «Сикöтш» (муз. Г. Кочанова, сл.В.Лодыгина).

Лепка «Собака», «Предметы коми быта».

Аппликация «Украсим коврик коми орнаментом», «Украшение фартука».

Рисование «Поспешим на помощь краскам» (Украшение платка для Настук),«Любимые герои произведений С.Пылаевой», «Роспись кокошника»

Познавательное развитие.

Дид.игра «Составь узор», «Разрезные картинки»; «Лото».

Нод «Жизнь и быт коми народа», «Гостеприимная республика Коми: традиции чаепития»,«Наш Коми край», «Национальный костюм коми народа».

Просмотр презентаций: «Народное искусство Республики Коми»

Ноябрь –Декабрь

Россия

Физическое развитие.

П/игры: «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гори, гори ясно!», «Как у дядьки Трифона», «Золотые ворота»,

Социально- коммуникативное развитие

Беседы. «Традиции и культура русского народа»

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»; «Русские народные промыслы»

Речевое развитие

Сказки: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сивка- Бурка», «Царевна- лягушка», «Хаврошечка».

Художественно-эстетическое развитие

Пение русских народных песен: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Ты скажи, скажи, воробышек», «Ворон», «Андрей- воробей».

Слушание гимна России.

Знакомство с коми музыкальным инструментами.

Рисование «Косынка для куклы»

(дымковская роспись), «Узор на полосе» (городецкая роспись), «Голубое чудо гжели», «Портреты членов семьи».

Аппликация. «Украшение кокошника для русской красавицы»

Лепка «Сказочная птица» (дымковская игрушка)

Познавательное развитие.

Дид.игры. «Русский наряд для куклы», «Сложи узор», «Дымковское лото», «Русское лото».

Нод «Золотые руки мастеров», «Пера-богатырь и другие герои коми сказок»

Праздник. «Деревенская ярмарка».

Развлечение «Встреча со сказкой» (инсценировка детей).

Январь- Февраль

Республика Коми

Физическое развитие.

Физкультурное развлечение "Коми народные игры"

П/игры: «Жмурки» (Горань), «Ловля оленей», «Прыжки через нарты (санки)»,«Поймай рыбку»,

«Угадай и назови по коми», «Составь оленью упряжку», «Салки», «Ловкий оленевод», «Оленьи упряжки», «Езда на оленях».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы. «Традиции и культура коми народа», «Старые виды ремесла: охота и ткачество».

НОД: «Изделия коми из меха», «Что делали коми из дерева», «Моя улица», «Мой город», «Защитники Отечества».

Презентация «Народный костюм коми»,

Речевое развитие

Чтение рассказов: С. Пылаевой «Шанежка».

ненецкая сказка «Два оленя»,«Айога»

Чтение коми сказок:«Фома»; «Три брата и сестра»,

Художественно-эстетическое развитие

Пение Коми народные песни: «Уна блин ме пöжала».

Слушание: «Арся» (муз. и сл. Ф.Вокуева), «Уджач ныв» (муз. С. Головиной, сл. В.Бабина).

Танец: «Полька» (муз. С.Гловиной, сл. В.Латкина).

Лепка «Олененок».

Аппликация «Украсим малицу», «Рубаха для папы».

Рисование ««Украсим коми национальную одежду», «Коми дорожки» (домотканые), «Составление коми орнамента на носке»

Познавательное развитие.

д/и «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов), «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?», «Собираем урожай», «С чьей ветки детки?», «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты)

Нод «Зимние фигуры в нашем городе», «Путешествие на Северный полюс», «Мастера – золотые руки», «Богатыри – защитники Руси»

Праздник «Мы на Севере живём».

Презентация «Дары Республики Коми».

Март - апрель

Коми

Физическое развитие.

П/игры: «Чья команда скорее составит образ героя коми сказки», «Капуста", «Попади в ямку», «Керка гöгöр ветлöдча", «Строим чум», «Кöк», «Ёма», хоровод «Ходит Ваня».

Спортивное развлечение совместно с детьми и родителями «Коми народные игрища».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы. «Путешествие по карте», «Города моей Республики», «Коми писатели», «Коми вышивка»,

Рассматривание альбомов с видами городов Коми.

Нод «Моя страна. Мое село», «Коми народные инструменты».

Речевое развитие

С.Пылаева «Ёма пинь», А.Ванеев «Ми вöчам зарядка», С.Пылаева «Кöч гöснеч».

Чтение коми сказок: «Медвежьи няньки»; «Пера-богатырь»; «Лиса и заяц».

Художественно-эстетическое развитие

Пение: «Коля оз» (муз. С.Головиной, сл. В.Бабина),

Слушание: «Дзоридз ныв» (муз. С.Головиной, сл. И.Коданёва), «Шондí-банöй».

Танец: «Мича гудöк» (муз. и сл. Г.Попова).

Лепка «Коми рачи»,«Герои коми сказок»,

Аппликация «Чудо-чудное, диво-дивное» (украшение салфетки), «Пимы для мамы»

Рисование «Разные-разные сарафаны», «Кукла в национальном костюме».

Познавательное развитие.

Праздник «Масленича».

Нод «Скверы города», «Улицы родного города».

«Нет милее дружка, чем родная матушка», Презентация «Знаменитые люди городка».

Словесно-дидактические игры: «Летает, не летает» «Кто любит? «Закончи пословицу»

Май

Республика Коми

Россия

Физическое развитие.

Спортивный праздник "Крайний Север".

П/и: «Ручеёк», «Ловля оленей»,«Кань да шыръяс

(«Кот и мыши»), «Ош» («Медведь»).

Социально- коммуникативное развитие

Беседа: «Край мой - Коми», «Идёт война народная».

Рассказ воспитателя «Чем богат Коми край».

д/и: «Достопримечательности города Сосногорска»,

«Одень куклу», «Найди пару», «Назови одним словом».

Речевое развитие

Произведения российских писателей и поэтов

Литературная викторина «Путешествие по знакомым произведениям»

Художественно-эстетическое развитие

Праздник «Венок дружбы»

Лепка «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Коми)

Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа)

Рисование «Мой детский сад», «С кем я живу».

Познавательное развитие.

Просмотр презентаций: «Фольклор Коми народа»;

КВН «Люби и знай свой Коми край».

Нод «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя Родина- Россия».

Подготовительная группа.

(от 6 до 7 лет)

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

1

Физическое развитие

Усовершенствование знаний детей об организме человека, через устное народное творчество. Формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Продолжение формирований умений и опыта здоровье сберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников.

Ознакомление с русскими и коми подвижными народными играми. Продолжение обучения детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость.

2

Социально- коммуникативное развитие

Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа.

Обеспечение осознанного и самостоятельного выполнения процессов самообслуживания, самостоятельного контроля качества результата.

Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада).

Поощрение желания работать в коллективе.

Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности.

Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Республик Коми, удовлетворяющих потребностей общества и государства.

Поддержка положительного отношения ребенка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результатам как к ценности.

Ознакомление с реками РК, правилами безопасного поведения на водоёмах.

Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД.

Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

3

Познавательное развитие

Формирование представлений о том, что в Коми живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами народа.

Воспитание у детей организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать поступки сверстников.

На основе расширения знаний о Республики Коми воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей.

Формирование представлений о государстве, республике (президент, правительство, армия, полиция), о символах России и Республики Коми (флаг, герб, гимн)

Закрепление представлений о столице России-Москве, Республики Коми - Сыктывкаре, о государственных праздниках.

Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях, его природе, выдающихся личности.

Формирование представления о Сосногорске, как о многонациональном городе.

Воспитание уважения и толерантного отношения к людям разных национальностей. Расширение представления об образе жизни людей, населяющих республику Коми, их обычаях, традициях, фольклоре.

Развитие личности дошкольников через взаимодействие культур народов республики.

4

Речевое развитие

Ознакомление детей с художественной литературой и устным творчеством народов Коми.

Закрепление умений понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, различать жанровые особенности произведений, навыков выразительной речи.

Систематизирование знаний детей о творчестве народов Коми писателей и поэтов родного края, умений сравнивать, анализировать и обобщать их.

Обогащение словарного запаса детей словами, используемыми в повседневной, общественной жизни, применение слов и словосочетаний в различных ситуациях, во всех видах детской деятельности.

Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

5

Художественно- эстетическое развитие

Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами скрипка, ложки, дудка, деревянный барабан, трещотка, рожок. Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры М.Лебедева, П.Чисталёва, Л.Чувьюровой, В.Мастаницы и др. Слушание государственных гимнов России, Республики Коми, а также народной музыки.

Расширение представлений детей о народных промыслах (охота, вышивка), о национальном орнаменте (человек, рога, ошейник, столбы и т.д).

Развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, гжель, коми орнамент).

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством народов Коми. Закрепление умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа.

Комплексно-тематическое планирование

психолога - педагогической работы в подготовительной группе.

Месяц

Области

Содержание

Сентябрь-

Республика Коми

Физическое развитие.

Праздник «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).

П/игры: «Строим чум», «Кöк», «Ёма», «Ловля оленей»,

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «Почему мы не говорим на родном языке», «Национальные блюда коми народа».

Нод: «Природные богатства РК», «Чем славится Республика Коми»,

Речевое развитие

С.Пылаева «Нерсьысь баля»,

Коми народная сказка «Лиса и заяц», «Хлеб и огонь», «Гундыр».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание коми народной песни «Кöкöй».

Пение. «Гöра йылын оз выйым» (коми народная песня).

Танец. «Нывъясöй пö, нывъясöй» (коми народная песня).

Лепка по сказке «Лиса и заяц».

Аппликация «Мой город», «Украсим фартук»,

Рисование «Улица на которой я живу», «Гундыр».

Познавательное развитие.

Экскурсия в этнопарк.

Нод «Достопримечательности города»

Дид/игры «Назови улицу, на которой живёшь», «Домино» (коми игра), «Сбор ягод».

Октябрь

Республика Коми

Физическое развитие.

П/игры: «Охота на оленей», «Лапта с мячом», «Невод», «Куропатки»,«Ворсам сарöн» («Играем в царя»), «Кут мач» («Поймай мяч»).

Социально- коммуникативное развитие

Беседы:«Обустройство коми дома»,

Нод «Растительный мир родного края», «Животный мир Коми края».

Речевое развитие

С.Попов «Медмуса коми кывъяс», «Парма видзысьяс».

Коми народная сказка «Фома», «Охотник и чукля», «Седун».

С.Пылаева «Сямтöм ош», С.Пылаева «Эн пöръясь».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание коми народной песни «Руй, Руй».

Пение. «Ӧшка-мöшка» (муз. В.Мастеницы, сл.А.Некрасова),

Танец. «Шондíбанöй олöмöй» (коми коми народная псеня).

Лепка «Мишка с бочонком меда»

Аппликация «Украшение головной косынки коми орнаментом».

Рисование «Мужская рубаха», «Украшение коми платка».

Познавательное развитие.

Ознакомление с реками Республики Коми: Ухта, Ижма, Печора, Вычегда, Вымь Мезень, Вашка.

«Кто живет в лесах Коми края»- виртуальная экскурсия по лесам.

Д/И «Разрезные картинки» (коми игра), «Найди пару» (коми игра)

Нод: «Мой город- Сосногорск»

Ноябрь

Россия

Физическое развитие.

П/игры: «Жмурки», «Горелки», «Король, прими нас на работу», «Черное и белое».

Спортивный праздник «Коми национальные игры»

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Имена, отчества, фамилии», «Работа моих родителей».

НОД: Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

Речевое развитие

Сказки: «Морозко», «Царевна - лягушка».

Поэзия. А. Блок «На лугу».

Проза. А. Куприн «Слон».

Литературные сказки. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

Художественно-эстетическое развитие

Песенки: «Зима пришла…»,

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василиса Прекрасная».

ознакомление с музыкальными инструментами (дудка, треугольники, деревянные ложки). Игра на них.

Пение русских народных песен: «Скок- скок- поскок», «Во поле береза стояла», «Как пошли наши подружки».

Лепка «Дымковская лошадка»,

Аппликация коллективная «Хоровод матрешек»

Рисование «Гжельские узоры»

Познавательное развитие.

Нод «Традиции нашего города», «Состав семьи» (семь я),

Квн «С чего начинается Родина?»

д/и «Кот, какая сметана», домино «Дымковские узоры», «Городецкие узоры».

Декабрь

Россия

Физическое развитие.

П\игры: «В саду ли в огороде», «В хороводе мы были», «На зеленом лугу».

Спортивный праздник «Старинные русские народные игры».

Социально- коммуникативное развитие

НОД: «Знакомство детей с печью», «Ознакомление детей с посудой»,

Беседа: «Как хозяин изготавливал посуду из глины»,

«Чем богат Коми Край».

Речевое развитие

Сказки: «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Снегурочка».

Поэзия. М. Лермонтов «Горные вершины»

Проза. Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

Литературные сказки. П. Ершов «Конек – горбунок»

Художественно-эстетическое развитие

Песенки: «Чигарики-чок-чигарок…»,

Сказки и былины. «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», «Снегурочка»

Заучивание колыбельных песен и приговорок, Пение рус.нар песен: «А я по лугу», «Ходит зайка по саду»,

Лепка «Посуда из глины».

Аппликация «Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»),

Рисование «Хохломские узоры»,

Познавательное развитие.

д/и «Символика города (герб, флаг, гимн)», «Великие люди России», «Крестьянский труд».

Нод: «Природа нашей Родины»

Презентация «Государственные и календарные праздники».

Январь

Коми

Физическое развитие.

Спортивное развлечение «Коми вермасьöм».

Игры: «Кодí серöктас», «Сувт кöр», «Валенки», «Езда на оленях».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «Традиции и культура коми народа», «Моя Родина- Коми край».

Нод «Столица РК – город Сыктывкар».

Просмотр презентации «Город Сыктывкар».

Речевое развитие

А.Плещеев «Сельская песня», П.Бушенев «Лэбач сёянíн, Г.Юшков «Тöв шöр», Г.Юшков «Уна кыв».

Коми народная сказка «Марпида-царевна», «Йиркап».

П. Образцов «Как зимовал воробей», Е. Рочев «Маленький Митрук и большая тундра»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание «Коми му» (муз.П.Чисталёва, сл. М.Лебедева).

Пение. «Олíс-вылíс вöрын» (муз. народная, сл. М.Лебедева).

Танец. «Кузь сыръя чышъян» (муз.П.Чисталёва).

Ознакомление с музыкальными инструментами сигудöк (скрипка).

Лепка «Йиркап».

Аппликация «Украшение головной повязки – сорока».

Рисование «Украшение пояса» завитками,

Познавательное развитие.

д/и «Достопримечательности города Сосногорска», «Одень куклу».

Презентация «Памятники города».

Праздники «Рöштво» (Рождество)

НОД «Традиции русского народа и коренных жителей РК», «Мой родной Коми край».

Рассказ об оленеводах.

Февраль

Россия

Физическое развитие.

П/и: «Мышеловка», «Горелки», «Бубенцы», «Построй чум», «Медведь - бабушка».

Спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья»

Социально- коммуникативное развитие

Нод: «История России», «Народы мира»

Беседа: «Раньше и теперь», «О труде рыболовов, охотников»

Речевое развитие

Поэзия. С. Есенин «Пороша».

Проза. М. Зощенко «Великие путешественники».

Сказки и былины. «Волк и Лиса», «Добрыня и Змей», «Садко».

Художественно-эстетическое развитие

Песенки: «Лиса рожью шла…».

Сказки и былины. «Семь Симеонов - семь работников», «Сынко Филипко».

Пение рус. Нар. песен: «Лиса по лесу ходила»,

Лепка «Птицы Севера».

Аппликация «Спасская башня», «Гепрб, флаг Росси».

Рисование «Как мы отмечали праздник в детском саду», «Мой детский сад», «Моя семья».

Познавательное развитие.

д/и «Хохломские узоры», «Заколдованный город» (Города России), «Государственные символы России», «Определи из какого города».

Праздник «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).

Презентация: «Представители разных народов нашей страны».

Экскурсия по карте «Наша Родина- Россия»

Март

Республика Коми

Физическое развитие.

Игры «Ошкысь», «Горань», «Пöртйысь», «Шырöн- пельöсöн».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы «Почему на пасху красят яйца?», «Почему русские и коми пекут блины?».

Презентация «Ознакомление с берестой», «Ознакомление с работой хозяина по изготовлению изделий из бересты».

НОД: «Крупнейшие реки Коми».

Речевое развитие

М.Лебедев «Миян вöрын, «Мам да челядь»,

Коми народная сказка «Ёма и две сестры», «Пера-богатырь».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание «Приезжайте в Сыктывкар» (муз.П.Чисталёва, сл.А.Клейна).

Пение. «Вотысьöй да вотысьöй» (коми нар. песня).

Танец. «Юкмöс дорын» (сл.А.Осипова).

Ознакомление с музыкальным инструментом чипсан, пöлян (дудки).

Лепка Изготовление с детьми корзины (чуман).

Аппликация «Варежки с коми орнаментом»

Рисование «Нарядные варежки»

Познавательное развитие.

Праздники «Пришла Коляда - отворяй ворота», «Масленича» (Масленица)

Нод «Народные музыкальные инструменты»,

д/и «Домино» (коми), «Собери узор из кубиков».

Экскурсия по городу Сосногорск (история города).

Презентация: «Достопримечательности города Сосногорска».

Апрель

Республика Коми

Физическое развитие.

Развлечение «Коми национальные игры».

Игры: «Ёма», «Синдзеб», «Сюръя дорын»,«Сарöн ворсöм».

Социально- коммуникативное развитие

Беседы: «Природа нашего края», «Животный мир родного края», «Растительный мир родного края».

НОД: «Как одевалась коми ань», «Какая одежда была у хозяина дома»,

Презентация «Традиционная мужская и женская одежда коми».

Речевое развитие

В.Лыткин «Бöрдысь Пома», Ю.Попова «Кокö, кокö ветлы»,

Коми народная сказка «Медвежьи няньки», «Федот стрелец».

А.Ванеев «Это Север-край неповторимый».

Художественно-эстетическое развитие

Слушание. «Коми ань» (муз.Я.Перепелицы, сл. Г.Юшкова).

Пение. «Ме гуляйтí лун да вой» (коми народная песня).

Танец. «Вот кыдзи ми ворсам» (муз.и сл. Г.Ропова).

Ознакомление с музыкальным инструментом рожок (буксан), деревянный барабан (пу барабан).

Аппликация «Праздничный сарафан»

Рисование «Красивая рубаха, «Украсим скатерть».

Познавательное развитие.

Праздник «Ыджыд лун» (Пасха)

Дид/ игры «Назови речных рыб», «Кто живёт в реке?», «Кто что ест?».

Нод «Кукла в национальном костюме»

Презентация: «Путешествие по городам Республики Коми».

Май

Республика Коми

Физическое развитие.

Игры: «Строим чум», «Ёма», «Тымöн», «Горань».

Спортивный праздник «Игры — поединки Перы Богатыря»

Социально- коммуникативное развитие

Беседа «Край мой - Коми», «Символика нашей Республики Коми».

НОД «Защитники Родины», Народы Коми».

Сюжетно- ролевая игра «Они сражались за Родину»

Речевое развитие

Г.Юшков «Менам Лыско», «Шарик да Тузик», И.Торлопов «Пож тыр дивö».

С.Попов «Дедушкины медали», «Му да нянь»

Художественно-эстетическое развитие

Слушание «Бур батькöд-мамкöд олöм»" (муз. нар, сл. М.Лебедева).

Пение. «Вöрын ветлö ош» (муз. и сл. Л.Чувьюровой).

Танец. «Разьсьö да разьсьö» (сл. и муз Л.Чувьюрова).

Лепка «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Коми)

Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа)

Познавательное развитие.

Развлечение «Коми край люби и знай»

КВН «Люби и знай свой Коми край»

д/и «Украсим кукле одежду, обувь», «Составь такой же элемент».

Экскурсия к памятнику воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенном на территории ДК д.Пожня.

Достижения детьми планируемых результатов освоения части

программы, разработанной с учетом национально-регионального компонента

2 младшая группа

Физическое развитие

Подвижные народные (коми и русские) спортивные игры. Согласовывает движения, ориентируется в пространстве

Социально-коммуникативное развитие

Доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым в процессе народных игр.

Правила поведения на улицах родного города.

Труд людей родного города.

Познавательное развитие

Знания своего родного города – Сосногорска.

Речевое развитие

Слушание и понимание смысла произведений. Общается на родном языке.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание и различие жанров музыкальных произведений (песня, танец, марш).

Средняя группа

Физическое развитие

Коми и русские народные игры.

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, с использованием малых жанров устного народного творчества

Социально-коммуникативное развитие

Свое имя, фамилия, возраст, имена членов своей семьи; свой детский сад, город, республику, страну.

Основные правила безопасного поведения на улицах (ПДД), в общественных местах, в лесу (способы взаимодействия с растениями и животными), дома.

Профессии членов своей семьи, трудовые обязанности по возрасту в группе, на участке детского сада, дома.

Познавательное развитие

Достопримечательности своего города, растительный и животный мир родного края.

Речевое развитие

Интерес к изучению русского языка и обучение коми языку как неродному. Коми и русский народный фольклор, произведения татарских и русских писателей и поэтов.

Художественно-эстетическое развитие

Татарские и русские народные инструменты, песни, песни татарских и русских композиторов, праздники и развлечения. Элементы татарского орнамента, дымковских, городецких, филимоновских узоров.

Старшая группа

Физическое развитие

Подвижные игры татарские, русские, башкирские и чувашские Самоконтроль по отношению к своему двигательному поведению во время игровых занятий

Социально-коммуникативное развитие

Обычаи и традиции русского и коми народов, доброжелательное отношение к сверстникам разных национальностей.

Правила поведения на проезжей части улиц родного города и в общественных местах, а также безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.

Труд взрослых, трудовые обычаи и традиции коми, русского народов.

Познавательное развитие

Столица РФ и РК и народы России.

Речевое развитие

Произведения поэтов и писателей коми, русского народов, фольклор.

Общение на неродном языке, второму языку в пределах программы

Художественно-эстетическое развитие

Народная музыка со звучанием национальных инструментов.

Коми и русские узоры в изодеятельности

Подготовительная группа

Физическое развитие

Подвижные игры народов РК.

Польза лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья.

Социально-коммуникативное развитие

Правила безопасного поведения на водоемах, реках РК, работа ГИБДД, МЧС.

Трудовые традиции и обычаи народов Коми.

Познавательное развитие

Государство, республика (президенты, правительство, армия, полиция), государственные символы России и РК (флаг, герб, гимн), родной город, его достопримечательности, природа, выдающиеся личности (писатели, композиторы, художники).

Речевое развитие

Художественные произведения и устное творчество народов Коми. Государственные языки в пределах программного материала

Художественно-эстетическое развитие

Народные инструменты, хороводные игры народов Коми.

Узоры по мотивам народных росписей (хохломская, жостковская).

Составление композиции с узорами народов России и коми орнаментом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области