Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игры для развития коммуникативных способностей и социализации дошкольников.

Цель: Поделится накопленным опытом с педагогами, внедряющими в работу социо-игровую технологию. Задачи: показать разнообразие игр, помогающие ребёнку выстраивать положительное общение со сверстниками -разделение игр на группы поможет педагогам развивать навыки межличностного общения:преодоление замкнутости,знакомство с эмоциями человека, развитие внимания ребёнка к самому себе, осознание отношений внутри семьи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игры для развития коммуникативных способностей и социализации дошкольников.

Из всех развивающих педагогических технологий, которые мы ежедневно используем в работе группы в последние годы, приоритетом пользуется социо-игровая, так как эта технология развивает ребёнка в общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора и свободу мыслей ребёнка. Эта технология ориентирует нас на поиск способов такого общения с детьми, при котором «принудиловка» уступает место увлечённости. Целью применения социо-игровых технологий в нашей группе является организация собственной деятельности в атмосфере взаимопонимания. Из этой цели вытекают следующие задачи, решаемые нами в адекватных возрасту формах работы с детьми:

Формирование навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи;

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя;

Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия;

Развитие умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью;

Создание условий для развития личностных качеств и способности всех субъектов открытого образовательного пространства.

Нам, как педагогам, просто необходимо наличие нового взгляда на ребёнка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности. При работе мы стараемся использовать игры и упражнения, способствующие развитию у детей основных умений общаться, которые пригодятся им в реальном общении и помогут пройти сложный путь беспроблемного взаимодействия с окружающим. Эти игры мы разделили на несколько направлений:

•«Я и моё тело» - направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён.

•«Я и мой язык» - направлены на развитие не только речевого общения, но и других средств: языка жестов, мимики и пантомимики.

•«Я и мои эмоции» - направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитию умения адекватно выражать свои эмоции.

•«Я и я» - направлены на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

•«Я и другие» - направлены на развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

•«Я и моя семья» - направлены на осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

Предлагаем Вашему вниманию перечень игр, которые помогут Вам развить в ребёнке индивидуально-психологические особенности и обеспечат эффективность его общения и совместимость с другими детьми группы.

Я и моё тело.

1 «Путаница»

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперёд руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребёнка, левая оставлена для того, чтобы за неё кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребёнок. Таким образом образуется путаница. Задача детей – распутаться, не отпуская рук. В этой игре хорошо использовать весёлую, бодрящую музыку.

2 «Медвежата».

Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко – медвежонок развернулся и зарычал.

3 «Насос и мяч»

Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников становится насосом, другие – мячами. Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонён вперёд, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляется, надувают щёки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Если детей несколько, они по желанию разбиваются в пары, в которых один будет насосом, другой мячом, затем они меняются ролями. Игра направлена на осознание чувств напряжённости и расслабления.

4 «Белые медведи».

Игра групповая. Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный ребёнок.

Эта игра также способствует снятию мышечного напряжения, стимулированию активности и развитию навыков совместных действий. В ней хорошо использовать маски, изображающих белых медведей.

5 « Изобрази походку»

Ребёнку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походка, как глубокий старик, как маленький ребёнок, как клоун в цирке, как лев, как слон, как котёнок и т.д. Варианты походок ребёнок может придумать сам.

б) Возможен другой вариант этой игры, когда другие дети по походке стараются угадать, кого хотели изобразить.

Упражнения предназначены для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

6 «Котята»

Дети прослушивают стихотворение «Котята», показывают мимику хозяйки сердитой, сжалившейся; сорящихся, замерзающих, а потом спящих котят. Затем разыгрывается сценка. Возможен обмен ролями. Перед разыгрыванием дети обсуждают это стихотворение.

Желательно, чтобы перед проведением этих игр и упражнений в комнате звучала негромкая музыка. Важно, чтобы настроение музыки совпадало с характером упражнений. Музыкальное сопровождение способствует созданию и поддержанию эмоционального фона.

7 Упражнение для профилактики сколиоза «Винтик»

(выполняется по образцу или сопряжённо)

1 Поднимите руки вверх и с силой подтянитесь – вы винтик.

2 Ввинчивайтесь в пол, а теперь вывинчивайтесь. Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник.

3 Опустите руки.

Выполняется 3-5 раз.

8 Упражнение для профилактики нарушения зрения «Пружинки»

Глазами рисуйте пружинки сверху вниз, затем снизу-вверх по 3-5 раз (подбородок зафиксирован руками, голова абсолютно неподвижна).

9 Упражнение для профилактики сколиоза «Травинка»

1 Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2 Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3 Покачайтесь, как травинка на ветру, из стороны в сторону, а теперь – вперёд-назад.

4 Медленно опустите руки через стороны вниз.

10 Упражнение на координацию движений и равновесие «Деревце»

1 Потянутся вверх, ладони сомкнуты.

2 Покачаться корпусом вперёд-назад, сохраняя равновесие.

3 Приподняться на носки и снова покачаться вперёд-назад, как маленькое деревце на ветру.

11 Упражнение для тренировки вестибулярного аппарата «Чайка»

1 Сделайте глубокий медленный вдох через нос.

2 Поднимите руки до уровня плеч. Задержите дыхание.

3 Подожмите правую ногу. Закройте глаза и постарайтесь удержать равновесие.

4 Сделайте медленный выдох через нос, опустите при этом руки через стороны вниз, станьте на обе ноги и откройте глаза.

5 Снова глубоко медленно вдохните через нос, подняв руки в стороны до уровня плеч, задержите дыхание, закройте глаза и подожмите левую ногу.

6 Не открывая глаз, медленно с силой выдохните через нос. Опустите руки вниз и станьте на обе ноги.

7 Откройте глаза.

12 Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисуем глазами треугольники»

Зафиксируйте подбородок руками. Голова неподвижна.

Нарисуйте глазами по три треугольника по часовой стрелке и по три против.

Я и мой язык.

1Беседа «Как можно общаться без слов».

Обсудите с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Наверное они сразу же назовут речь. Спросите, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать своё эмоциональное состояние. Можно ли узнать о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

2 «Иностранец»

К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребёнку пообщаться с ним, показать ему свою комнату. Свои игрушки, пригласить пообедать, естесственно, всё это без слов.

3 «Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отдалены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребёнку можно предложить, например, «Ты забыл одеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т.п., или ребёнок сам придумает своё сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

4 «Изобрази сказку»

Играют 2 команды (или 2 ребёнка). Одна команда задумывает какую -нибудь известную сказку или мультфильм и пытается изобразить её без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре можно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

5 «Расскажи стихи без слов».

Взрослый читает детям любое стихотворение. Детям даётся задание передать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

6 «Испорченный телефон».

Эта речевая игра для нескольких участников. Дети садятся в одну линию. Первый ребёнок задумывает слова. Задача – передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шёпотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребёнок сообщает, что послышалось ему. Эта игра направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.

7 Беседа «Зачем нужна речь»

После проведённых игр полезно побеседовать с ребёнком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребёнком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много(болтуны), и слишком мало(молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

При проведении с ребёнком игр и упражнений из этого раздела надо показать ему, что 2язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадают с тем, что мы говорим словами. Например, Говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т.е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.

После игры желательно обсудить её содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребёнка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникли в игре конфликтные ситуации (если они были).

8 «Зоопарк»

Различение диких и домашних животных. Упражнение в обобщение и исключении. Закрепление названий детёнышей животных.

Задания: Рассмотрите картинки и назовите животных и их детёнышей. Определите, кто из этих животных лишний в зоопарке. Почему? (Лишние картинки убираются) Запомните оставшихся диких животных.

9 «Чей, чья, чьё»

Припоминание диких животных, образование по образцу притяжательных прилагательных.

Описание игры.

1 Припомнивший и назвавший зверя ребёнок получает соответствующую картинку.

2 Затем от имени своего зверя задаёт детям вопросы.

Образец:

«Лиса»(ребёнок) спрашивает: Дети отвечают:

Чей у меня хвост? Хвост у лисы (тебя0 лисий.

Чьё у меня ухо? Ухо у лисы лисье.

Чья у меня шуба? Шуба у лисы лисья.

10 Упражнение для тренировки вестибулярного аппарата и речевого дыхания «Ракета»

1 Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки – руки через стороны, ладони сомкнуть.

2 Задержите дыхание, потянитесь с силой в небо, понимая на носки и удерживая равновесие – подготовка ракеты к старту.

3 Медленно выдохните с открытым свободным длительным звуком ААААА --------, опуская при этом руки через стороны вниз одновременно опускаясь на полную ступню.

4 Затем снова сделайте глубокий вдох через нос, также потянитесь и задержите дыхание, а вдохните с силой, резко и кратко.

11 Упражнение «Придумай слова – признаки и слова – действия».

Обогащение словаря признаками и действиями природных явлений по образцу.

Образец:

Признаки: Действия:

(какой? Какая? Какое?) (что делает?)

Ручей Ручей

Прохладный течёт

Журчащий журчит

Прозрачный сверкает

(Лес, море, птицы, дождь, листья, чайки…).

Я и я

1 «Психологический автопортрет»

На одной половине листа дети изображают знаками ответы на вопрос «За что меня можно любить?», на другой половине листа «За что меня можно ругать?». Затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребёнок., а вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.

2 «Кто я?»

Дети по очереди стараются называть как можно больше ответов на вопрос «Кто я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложения начинается с местоимения «Я»

Например, «Я – девочка.», «Я – человек занимающийся спортом». «Я – хороший человек». Взрослый следит за тем, чтобы дети старались не повторять то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

Эта игра даёт детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширять представления о себе.

3 «Составь рассказ».

Ребёнку предлагается составить на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает её сам. темы могут быть такими: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», 2Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…» и др. важно, чтобы ребёнок давал не односложный ответ, а полный, развёрнутый рассказ. Затем эти рассказы можно проиграть, причём, в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно придумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.

4 «Слушаем себя»

Взрослый обращается к ребёнку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри себя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям… Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал? Ребёнок делится своими впечатлениями.

Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства.

5 «Зоопарк»

Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями (в клетке). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех «узнали», клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

6 «Страна клякс»

Это упражнение может быть, как индивидуальным, так и групповым. Перед детьми кладётся большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

7 «Как стать самим собой»

Обыграть с детьми «Правила хорошей работы»:

1 Всё заранее планируй.

2 Приготовь рабочее место, инструмент.

3 Попроси совета у старших, как лучше выполнить эту работу.

4 Будь аккуратен, не торопись

5 Если не получается – не отчаивайтесь, начни сначала. Помни, что «терпение и труд всё перетрут». Не расстраивайся при неудачах – будешь настойчивым и упорным, всему научишься.

8 «Рисуем себя»

Ребёнку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чём они различаются. Спросите ребёнка, что ему нравится и не нравится в себе.

Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребёнке по сравнению с прошлым и что ещё хотелось бы изменить.

9 Упражнение «Кто я».

Развитие диалогической речи.

Составление краткого последовательного высказывания ребёнка о себе.

1 Ответы на вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

В какой стране ты живёшь?

В каком городе ты живёшь?

Кто у тебя есть в семье?

Кто ты для своих родителей?

Кем ты доводишься дедушке, бабушке?

Кто самый старший в семье?

Кто младше всех?

2 Краткий последовательный рассказ о себе, отвечающий на вопрос: «Кто я?», по образцу (образец – рассказ воспитателя о себе) или с помощью наводящих вопросов.

10 Игра «Какой я?»

Выявление и развитие адекватной самооценки.

Описание игры:

1 Детям предлагается внимательно рассмотреть себя в зеркале.

2 Внимание детей привлекается к особенностям их внешности и эмоциональной её оценке:

- Какие у тебя замечательные глаза!

- Посмотри, какого они цвета!

- Какие брови, ресницы!

- Обрати внимание на свою улыбку! Как она идёт тебе!

- Порадуйся тому, какой(-ая) ты красивый (-ая)!

3 Ответы детей на вопрос какая я? С использованием как можно большего количества слов-признаков в ответ.

11 Рисование своего настроения.

Установка:

1 Рисуйте, что хотите, рисуйте первое, что придёт в голову.

2 Выберите карандаши, которые вам для этого понадобятся.

3 Самое главное, чтобы вы нашли цвета, которые больше всего подходят к вашему настроению.

4 Помните, какие вы красивые, умные, замечательные, любимые. Это важно.

12 Упражнение «Я сегодня самый…»

Дифференциация эмоциональных состояний. Соотнесение их с краткими словесными зарисовками.

1 Посмотрите на Колобка на картинках (схемах).

Какие на них у Колобка лица?

На каких картинках(схемах) у Колобка лицо самое радостное (самое печальное, самое испуганное, самое злое.)?

Подумайте и скажите, что заставило Колобка сделать радостное лицо (печальное, испуганное, злое.)

2 Послушайте небольшие истории Колобка и подберите к каждой из них соответствующую картинку-схему.

а) Мы прочитали смешную историю –- и всем нам было очень смешно.

б) Наконец наступил Новый год1 Это мой самый любимый праздник. Я пойду на весёлое представление и буду веселиться с Дедом Морозом и Снегурочкой.

в) Погода испортилась, пошёл дождь. Мне пришлось остаться дома. Я сижу и смотрю через мокрое стекло на улицу.

г) На улице идёт дождь. Я сижу дома один. А родители всё никак не приходят.

д) У меня сильно болит зуб, поэтому я не пошёл на праздник, а пошёл к врачу.

е) Я не смог выполнить домашнее задание, хотя очень старался.

ж) Я сделал красивую аппликацию, а дети её разорвали.

з) Мне задали сложную задачу. Я задумался. А вдруг не получится?

и) Я пришёл в новую группу. Вокруг так много незнакомых ребят. Как меня примут? Будут ли со мной играть?

к) Вдруг ударил сильный гром. Началась гроза. Я очень боюсь гроз!

л) Я отобрал машинку у малыша в песочнице. Он заплакал.

м) Сегодня мне купили мороженое.

13 Упражнение – имитация «Я спортсмен» на развитие пантомимики.

1 Каждый ребёнок припоминает, не называя «своего» спортсмена.

2 Затем изображает его, имитируя его спортивные действия.

3 Остальные дети угадывают и называют спортсмена и его действия.

Я и другие.

1 «Биография по фото»

Для этого упражнения вам понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребёнку досталась не та фотография, которую принёс он сам. Дети составляют рассказы о людях, изображённых на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и каковы возможные причины этих переживаний.

Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.

2 «Страна Х»

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребёнок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Это упражнение даёт возможность каждому ребёнку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место ребёнок занимает в группе.

3 «Прорви круг»

Эта подвижная игра способствует большей включённости детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки друг напротив друга на расстоянии 10-15. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в неё.

4 Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.д.).

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.

а) Доброта.

Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

б) Честность.

С деть обсуждаются такие темы, как «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать своё слово» и т. п.

Правила честности:

- сказал-сделай;

- не уверен – не обещай;

- ошибся – признайся;

- забыл – попроси прощения;

- говори то, что думаешь;

- не можешь сказать правду – объясни почему;

- не выдавай чужую тайну.

в) Вежливость.

Правила вежливости:

- вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся;

- не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься;

- не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Содержание бесед можно закрепить в сюжетно-ролевых играх (2Школа», «Дочки-матери», «Больница» и др.). Обсудите, какие сложности возникли во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.

5 «Нарисуй узор»

Для этой игры понадобится несколько пар вырезанных из бумаги варежек. С различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.

а) Каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображённый на варежках, причём каждой паре даётся только один набор карандашей или фломастеров.

б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.

После этой игры можно устроить конкурс варежек, в котором будут оцениваться качество и одинаковость узоров на двух половинках.

Эта игра помогает увидеть, какие отношения сложились между детьми, какие есть конфликты, а также они тренируют умение осуществлять совместные действия.

6 «Поводырь»

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.

Это упражнение развивает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

7 Упражнение на релаксацию и концентрацию «Куклы»

Выполняется лежа на полу:

1 «Петрушка: всё тело мягкое, тряпичное, расслабленное. Педагог контролирует, насколько дети смогли релаксировать (в течении 15-20 сек).

2 «Буратино»: всё тело напряжённое, твёрдое, деревянное. Педагог контролирует выполнение команды. (в течении 10-15 сек)

3 Снова «Петрушка» - 15-20сек.

8 Диалог по содержанию басни С. Михалкова «Два барана».

Вопросы педагога:

1 Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?

2 Какие качества погубили баранов?

3 Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?

4 Как. На ваш взгляд, следовал бы поступить баранам?

5 Каким мог бы быть конец басни, если бы бараны не были упрямыми и уступили друг другу дорогу?

9 Рассматривание сюжетной картинки «Два барана».

1 Определите, какой эпизод из басни нарисован на картинке.

2 Придумайте, какие ещё картинки можно нарисовать к басне «Два барана».

10 Игра «Горная картинка»

Обработка сотрудничества и взаимодействия.

Описание игры:

1 Представьте, что мы высоко в горах. Перед вами пропасть, через которую надо перебраться.

Вы пойдёте навстречу друг другу (вспомните баранов).

Нужно не свалиться в пропасть.

Помните, что вы идёте по очень узкой тропинке и узкому мостику через пропасть.

2 Пропасть шириной 2м, мостик и тропинка шириной 25-30см, ограничены верёвкой или очерчены мелом.

3 Дети разбиваются на пары. Двигаясь на встречу друг другу, перебираются через пропасть.

Итог:

Какая пара прошла лучше всех? Почему?

Оценивается активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Вывод:

Только помогая друг другу, внимательно прислушиваясь к партнёру, отказываясь от глупого упрямств, можно преодолеть трудности!

11 Игра «Бодались два барана» на равновесие, соизмерение своих сил и контроль за эмоциями.

Дети парами становятся друг против друга на расстоянии 25-30 см.

Руки за спиной. Лбы соприкасаются. По сигналу начинают «бодать» друг друга лёгким подталкивающим движением.

Задача:

Удержать равновесие, не отрывая стоп от пола.

12 Игра «Строим дом»

Упражнение в сотрудничестве и воспитание терпения друг к другу.

Описание игры:

Дети парами садятся друг против друга.

Платками связываются ведущие руки каждой пары.

В связанные руки вставляется фломастер.

Связанными руками каждая пара рисует по образцу «Домик с трубой». Педагог рисует образец на доске и предварительно рассматривает его с детьми.

Итог:

Оценивается качество рисунка (ровный, красивый домик, наличие всех деталей) и характер общения «пары», терпение, умение прислушиваться к партнёру, культура общения.

13 Игра «Здравствуй!»

Упражнение в общении.

Описание игры:

1 Подумайте, что обозначает приветствие?

2 Что мы желаем людям, когда говорим им: «Здравствуйте»?

3 Как можно ещё поздороваться?

4 Какие ещё используются слова?

2 Здороваемся без слов:

а) рассматривание картинок, схематически изображающих приветствия;

б) изображение без слов, как могут здороваться друг с другом люди.

Сопоставление приветствий здоровающихся людей с выражением их лица.

Подбор к картинкам, изображающим приветствия, схематических изображений эмоциональных состояний.

Рисование подходящих к приветствиям при встрече выражений лица (по выбору детей).

14 Игра-драматизация «Дом».

(на основе рассказа К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не желает никому»):

а) с изменением действующего лица (каждый ребёнок должен побывать в роли просителя);

б) вместо карандаша используются различные игрушки.

в) а главное – изменяется тон и характер диалога.

Перед началом игры повторяются, уточняются следующие моменты:

Как правильно попросить то, что ты хочешь получить?

Какие слова нужно произносить при этом?

Что должен сказать тот, кто даёт ответ на просьбу?

Какие слова при выполнении просьбы, а какие при отказе?

Что делать, если вам отказали?

Игровые действия.

Итог:

При правильном использовании форм просьбы и отказа, доброжелательном тоне дети получают фишки.

По количеству набранных фишек определяется победитель – самый вежливый.

15 Игра «Близнецы»

Формирование умения взаимодействовать вдвоём.

Описание игры:

1 Рассматривание и запоминание отобранной пары карт.

Анализ изображения из геометрических форм.

2 Распределение детей на пары:

а) один с завязанными глазами;

б) другой – его» глаза».

3 Рисование вдвоём сидящей или стоящей собаки:

Рисует ребёнок-близнец с завязанными глазами.

Ведущий – ребёнок-«глаза» - командует: «Вправо, влево, вниз, влево и т.д.» или возможен вариант команд без опоры на образец (по памяти).

Я и моя семья

1 «Домашний фотоальбом»

Предложить ребёнку посмотреть домашние фотографии. Обсудить, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребёнок не знает. Обратить внимание ребёнка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложить ребёнку придумать какую-нибудь историю про этих людей.

2 Игра «Что значит любить родителей».

В ходе беседы обсуждаются вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя если провинился» Как научиться панимать настроение родителей?».

3 «Дочки-матери»

Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков как в диагностическом, так и развивающем плане. Как известно, дети отражают в своём окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой родители могут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребёнку. Кроме того, игра «Дочки-матери», помогает ребёнку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает трудно маме и папе со своими детьми. В той игре также можно обыграть различные жизненные ситуации, например те, которые предлагаются в следующем упражнении.

4 Разыгрывание ситуаций.

Ситуация разыгрывается в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя есть два билета в кино с кем бы ты хотел пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».

Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.

5 Игра «Подбери пару»

Соотнесение орудий и средств труда с соответствующими профессиями людей и членов семьи.

Описание игры:

1 Припоминание профессий. Выставляются картинки, проговариваются профессии членов семьи, затем картинки переворачиваются.

2 Дети отгадывают перевёрнутые картинки (каждый ребёнок уносит отгаданную им картинку).

3 Рассматривание картинок с изображением орудий и средств труда, проговаривание их названий, а также для кого и кому они нужны.

4 На счёт «Раз-два-три» дети быстро подбирают к своим картинкам с изображением профессий парные картинки с изображением орудий и средств труда.

6 «Если бы не стало»

(на развитие воображения)

1 Детям предлагается вспомнить свою картинку из игры «Подбери пару», закрыть глаза и представить себе, что произошло бы, если бы эта профессия исчезла на Земле.

2 Рассказы членов семьи о том, что произошло бы, если бы…

7 Игра «Эхо»

Упражнение в соотнесении спортсменов и необходимого им спортивного инвентаря, и оборудования, а также в быстрой речевой реакции.

Взрослый член семьи называет спортсмена, а ребёнок- «эхо» спортивный инвентарь или оборудование необходимое спортсмену.

Конькобежец - велосипедист –

Бегунья - лыжник –

Фехтовальщик - автогонщик –

Футболист - штангист –

Теннисистка - мотоциклист -

Прыгун - парашютист –

Аквалангистка - фигуристка –

8 Игра «Заболела кукла»

(на формирование умения оказывать посильную помощь заболевшему).

Описание игры:

1 Каждый ребёнок должен побывать в роли врача.

2 Он определяет болезнь куклы. Подбирает необходимые предметы для лечения куклы: термометр, банки, горчичники, фонендоскоп, тономер, лекарства, мензурку, пипетку и др.

3 Совершает игровые действия:

а) вначале рассказывает, что случилось с куклой и почему;

б) затем оказывает «больной» необходимую помощь, объясняя, что и почему он(«врач») делает.

Я и мои эмоции.

1 «Пиктограммы»

А) Для этой игры необходим набор карт-пиктограмм. Пиктограммы – это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Понадобятся два набора карточек, один целый, другой нарезанный.

Дети выбирают набор шаблонов, они распознают настроение(эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: весёлый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям найти и собрать свою фотографию.

Б) После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнёром. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Эта игра направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

2 «Мимическая гимнастика»

Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови(удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течении одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться(сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыт. Руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю приятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).

Цель игры – изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.

3 «Угадай – ка!»

Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передаётся небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

Игра направлена на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

4 «Волшебный мешок»

Перед этой игрой необходимо обсудить с детьми, какое у них сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т.п. Затем ребёнку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок, со всем плохим, что в нём есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребёнку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать ещё один «волшебный» мешок, из которого ребёнок может взять те положительные эмоции, которые он хочет.

Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

5 «Рисуем эмоции пальцами»

Ребёнку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать своё настроение с помощью пальцев.

Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребёнок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

6 «Музыка и эмоции»

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: весёлая - грустная, довольная – сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчуждённая, бодрая – усталая, спокойная – взволнованная, медленная – быстрая, тёплая – холодная, ясная – мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

7 «Рисуем настроение музыки»

После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки можно предложить детям нарисовать её. Это способствует формированию умения выразить свои чувства, впечатления через цвет, рисунок. Перед рисованием оговаривается, какая краска(цвет) соответствует какому настроению.

8 «Дневник настроений»

Заведите вместе с ребёнком «дневник его настроений» - общую тетрадь, в которой вы вместе с ним будите отмечать его настроение. Если оно в течении дня меняется, то сделайте несколько отметок. Вводятся условные обозначения, например:

- весёлое, радостное настроение;

- немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чём-нибудь;

Грустно и скучно хочется плакать.

Вы можете вместе с ребёнком придумать свои обозначения или расширить эти.

Дневник настроения усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, даёт осознание своего эмоционального состояния и умения выражать его словами.

9 «Беседа «Способы повышения настроения»

Обсудите с ребёнком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чём-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.п.).

10 Упражнения в пантомимике.

Дети без слов по очереди изображают любое из животных (один изображает, остальные угадывают). Здание выполняется при необходимости по образцу.

11 Игра «Зеркало»

Упражнение в дифференциации эмоциональных состояний.

Описание игры:

1 Вы, дети – «зеркало». Я буду смотреться в «зеркало». Ну-ко, зеркальце, скажи, какое выражение на моём лице:

А) дети называют самостоятельно без помощи;

В) с опорой на предложения:

Я очень рада видеть вас.

Мне грустно, когда на улице плохая погода.

Мне рассказали смешную историю.

Я ужасно боюсь грозы.

Я очень рассердилась.

2 «Зеркало», не только называет выражение, но и передаёт, копирует его , изображает чувство.

12 Дыхательные упражнения «Рисуем квадраты»

Оречевление эмоций путём подбора признаков по образцу.

Образец:

Оля грустная.

Андрей сердитый.

Антон весёлый и т.п.

13 Игра «Почемучки»

Упражнение в элементарном анализе эмоций и составлении предложений с помощью проблемного вопроса почему?

1 Договаривание предложений по образцу:

Антон весёлый (Антон было очень весело), потому что ему подарили щенка.

Андрей сердитый(рассердился), потому что его кто-то толкнул в лужу.

Оля грустная(загрустила), потому что у неё сломалась кукла. И т.д.

2 Придумывание подобных предложений по образцу о каждом ребёнке.

3 Ответы на вопрос почему? О Колобке по схемам эмоциональных состояний.

Возможные причины эмоциональных состояний Колобка предварительно коллективно проговариваются.

14 Слушание записи звуков морского прибоя, шторма, крика чаек лежа, расслабившись, с закрытыми глазами, отгадывание и называние услышанного.

15 Упражнение на релаксацию и концентрацию «Куклы»

Выполняется лёжа на полу:

1 «Петрушка»: всё тело мягкое, тряпичное, расслабленное. Педагог контролирует, насколько дети смогли релаксировать (в течении 15-20 сек).

2 «Буратино»: всё тело напряжённое, твёрдое, деревянное. Педагог контролирует выполнение команды (в течение 10-15 сек).

3 Снова - 15-20сек.«Петрушка».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области