Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №71
«Детский сад комбинированного вида «Антошка»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
« Детский сад № 71 « Антошка»
________________ Зуева С.В.
ПРОГРАММА
кружковой работы «Рукоделкины »
для детей старшей группы
2016– 2017 учебный год
Составила:
заместитель заведующего по УВиМР
Корчмина А.И.
Норильск 2016
«Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и на ощущающего человека».
Б.Г.Ананьев
Пояснительная записка.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в группе показали, что многие дети обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ: Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Предполагаемый результат работы кружка:
• сформируется общая осведомленность детей
• повысятся технические навыки и умения
• разовьется моторика рук
• дети будут проявлять творчество в процессе лепки
• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
ЗАДАЧИ:
Познакомить с тестопластикой. Развивать мелкую моторику. Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами. Развивать у детей эстетический и художественный вкус. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
Методические приемы:
• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• показ технологических приемов.
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
· Совместная деятельность с педагогам.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ:
· От простого к сложному.
· Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
· Научность.
· Доступность.
· Системность знаний.
· Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
· Активность и самостоятельность.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА ДЕТИ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
· скатывание прямыми движениями;
· скатывание круговыми движениями;
· расплющивание;
· соединение в виде кольца;
· защипывание края формы;
· лепка из нескольких частей;
· пропорции;
· оттягивание части от основной формы;
· сглаживание поверхности формы;
· присоединение части;
· прижимание;
· примазывание;
· вдавливание для получения полой формы;
· использование стеки.
Кружок «рукоделкины» проводится с детьми 6 – го года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю с группой из 10детей, продолжительностью до 25 мин.
Программа рассчитана на 31 занятия.
Ответственный воспитатель:
тема занятия | способ организации | месяц. Количество занятий |
«Чудо-лепешка.» Вводный рассказ об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства Узоры из солёного теста. Создание отпечатков и рисунков на лепешке из теста с помощью крупы, косточек, печатей. Булки,бараночки. Пирамидки | Методические приёмы: Перебирание пальчиками косточек, семян – дидактическое упражнение «Угадай на ощупь».Знакомство с пластичным материалом (соленое тесто).Освоение конструктивного способа лепки. Практическая деятельность: замешивание солёного теста. лепка и рисование. | Октябрь 4 занятия. |
1. «Яблоки и груши» 2. «Раскрашивание красками яблок и груш». 3.» Декоративная тарелка «Роза» 4. « Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». | Методические приёмы: Учить лепить яблоки и груши, Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. Практическая деятельность: лепка раскрашивание, работа с природным материалом, веточкой гвоздики. | Ноябрь 4 занятия. |
«Ёжики» Создание фигурки ёжика, раскрашивание « Раскрашивание красками ёжика» 3. «Ёлочка красавица» создание елочек из треугольной формы 4.«Новогодние игрушки» Создание игрушек на елку, лепка, раскрашивание. | Методические приёмы: Рассматривание открыток о зиме, фотографий с изображением зимних явлений. Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой. Чтение рассказов с описанием зверей. Рассматривание иллюстраций, муляжей зверей. Практическая деятельность – лепка, рисование. | Декабрь 4 занятия |
«Рождественский леденец» Создание фигурки леденца, раскрашивание его. «Забавный снеговик» лепка снеговика, раскрашивание гуашью. «Пингвин на льдине» Коллективное создание поделки лесная поляна. | Методические приёмы: Чтение стихотворений. Рассматривание открыток о зиме, фотографий с изображением зимних явлений. Рассматривание иллюстраций с изображением пингвина. Беседа с детьми о празднике «Рождество» Практическая деятельность – лепка, рисование. Самостоятельные действия детей, помощь педагога детям при выполнении работ. | Январь 3 занятия |
«Белый медведь» Создание фигурок медведя, раскрашивание гуашью. «Валентинка» коллективная работа «Кружка для папы» подарок для пап «Подкова на счастья». | Методические приёмы: Чтение стихотворений. Рассматривание иллюстраций с изображением белого медведя., зимнего леса Беседа с детьми о празднике «День Валентина» Практическая деятельность – лепка и рисование. | Февраль 4 занятия |
1. « Веселые человечки ». 2 «Цветы для мам» Создание отпечатков на лепешке из теста с помощью готовых трафаретов, раскрашивание гуашью. 3.«Моя любимая игрушка» Создание игрушек 4. «Матрешка» лепка плоской матрешки раскрашивание ее | Методические приёмы: Чтение рассказов с описанием зверей. Рассматривание иллюстраций, муляжей человека. Чтение стихотворения о маме. Рассматривание картинок с изображением цветов. Чтение стихотворений про игрушки. Практическая деятельность – лепка, рисование | Март 4 занятия |
«Мышка на сыре» коллективная работа «Пасхальное яичко» лепка яйца, раскрашивание его. «Слон» лепка слона раскрашивание его. «Божья коровка» | Методические приёмы: Чтение стихотворений. Беседа с детьми по темам. Рассматривание иллюстраций муляжей с изображением, яйца, слон, божьей коровки. Практическая деятельность – лепка, рисование. | Апрель 4 занятия |
«Аквариум» (создание фигурок рыбок, раскрашивание гуашью «Грибная полянка» коллективная работа «Угощение для моей семьи» изготовление фигурок печенья. Лепка на свободную тему : (продемонстрируй чему научились ) | Методические приёмы: Рассматривание иллюстраций с изображением леса, лесной поляны. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, муляжи рыб. Рассказ о празднике. Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование. | Май 4 занятия |
Литература:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160
с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:Профиздат 2002. — 80 с.
4. Колотова О. Тестопластика // Позашкилля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.