Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ВДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья на тему:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ВДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Выполнила: музыкальный руководитель МБДОУ №47 «Гусельки»

Просолупова Татьяна Михайловна

Ретроспективный анализ организации развивающей предметной среды в дошкольном образовании в теории педагогической науки

Рассмотрению элементов предметной среды в той или иной степени уделяли внимание в своих исследованиях мыслители, философы - дидакты, практические педагоги в разные исторические периоды: И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. Их позиции особенно интересны в контексте современных подходов к проблеме.

И.Г. Песталоцци представлял любое обучение человека как «искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию, и это искусство в значительной мере основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребенком с определенным уровнем развития его сил. В самом раннем возрасте дети нуждаются в психологически обоснованном руководстве для разумного наблюдения предметов». Такой подход к предметно-развивающей среде исключительно созвучен с рассматриваемой современными учеными позиции педагога - воспитателя, наделяющего объекты предметного мира дошкольного образовательного учреждения развивающими и познавательными функциями.

По утверждению М. Монтессори, «внешняя среда представляется ребенку хаосом, внутренние силы ребенка также не приведены в порядок, поэтому впечатления жизни сложны для ребенка». Взгляды М. Монтессори представляют большой интерес для проводимого исследования, так как исключительно важно помочь ребенку справиться с возникающими затруднениями именно в дошкольном возрасте, чтобы складывающая у дошкольника картина реального мира и взаимоотношений людей была реалистичной и понятной. Следовательно, только взрослый, обладающий достаточными знаниями и опытом (педагог или родители) может оказать квалифицированную помощь и поддержку ребенку дошкольного возраста через грамотную организацию предметной среды, как дома, так и в детском саду.

Против преждевременного обучения и запаздывания в обучении высказывался К.Д. Ушинский, который различал методическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста и подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Считал необходимым разработать учебные занятия детей, «предшествующие книжному учению», неучебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Задача дошкольного обучения – развитие умственных сил и речи, воспитание привычки к умственному труду. Познавательный материал, который содержится в учебных пособиях «Родное слово», «Детский мир» не потерял своей педагогической ценности.

В практике дошкольного обучения и воспитания как носители информации о реальной окружающей действительности широко используются объекты природного и предметного мира, что также рассматривается в предлагаемом исследовании. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «в основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях... Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения о том, каков должен быть человек по его понятию». Этот момент очень важен для проводимого исследования, так как именно на использовании поговорок, прибауток, пословиц, сказок, разнообразных элементов фольклора (посуды, костюмов, предметов обихода и пр.) строится процесс приобщения ребенка - дошкольника к истокам русской народной культуры.

Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой формировались под влиянием К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого. В своем оригинальном труде, посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она подчеркивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсорные процессы, развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется система знаний.

Природа, по мнению Е.Н. Водовозовой, является основой умственного воспитания дошкольников.

Принимая во внимание понятие педагогической системы в трудах современных исследователей «...как взаимосвязи структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе», по Н.В. Кузьминой можно сделать вывод, что специфичным будет и содержания элементов, составляющих образовательную среду. Как известно, автор выделяет следующие пять структурных элементов, которые образуют педагогическую систему:

1. Цели, ради которой она создается.

2. Учебная информация, средствами которой должны быть реализованы искомые цели.

3. Средства коммуникации, т.е. средства, формы, методы воздействия на учащихся, обеспечивающие достижение искомых целей.

4. Учащиеся, ради которых создается предметная среда, в личности и деятельности которых должны произойти изменения за время обучения в предметной среде.

5. Педагоги – основные носители знаний о целях, учебной информации, средствах коммуникации, учащихся и о себе, владеющие таким искусством такой организации учебно-воспитательного процесса, творческим результатом которого является формирование в личности учащегося, искомых качеств». На этой основе дан иной подход к данной проблеме, представленный Л.А. Боденко.

По мнению исследователя, исходя из понятия «развивающая среда» следует, что ее элементами являются лишь некоторые, из содержащихся, в социальном и пространственно-предметном окружении. Как отмечается автором, «из широкой совокупности элементов образовательной среды могут быть выделены те, которые в наибольшей степени способствуют достижению поставленной педагогом цели формирования и развития личности, например, «длительность и глубина обучения, «общество себе подобных», «семья», «не слова, а действия близких» и пр. В качестве элементов образовательной среды исследователь рассматривает: «семью», «обучение», «сверстников», «образовательное учреждение», функционирующих во взаимной связи, взаимообусловлено.

В этой связи важно отметить, что Б.Т. Лихачев в своих исследованиях подчеркивает факт существования различающихся систем образования: такой системы образования, в которой «душа ребенка подвержена спонтанному саморазвитию и стихийному воздействию среды» и образования, которое «формирует его духовность. В данном бакалаврском исследовании особое внимание уделяется развитию дошкольника в той системе образования, которая способствует формированию у него нравственных качеств, лежащих в основе духовности: честности, благородства, сострадания и т.д. В больше степени рассматривается влияние развивающей предметной среды этой системы образования в процессе личностного становления ребенка.

При изменении отношения ребенка к среде изменяется и сама среда, значит, изменяется ход развития ребенка, наступает новая эпоха в его развитии. По мнению Л.С. Выготского «первый главный недостаток при практическом и теоретическом изучении среды - это то, что мы изучаем среду в ее абсолютных показателях. Следовательно, самый существенный поворот, который должен быть сделан при изучении среды, - это переход от ее абсолютных показателей к относительным - изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучить, что она означает для ребенка, каково отношение ребенка к отдельным сторонам этой среды. Всякий шаг в продвижении ребенка меняет влияние среды на него... Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка к среде.

Специалисты по реализации Вальдорфской педагогики в детском саду (Э. Грюнелиус и др.) предлагают следующие требования к оборудованию детского сада и участка: наряду с основными помещениями должна быть, комната поменьше для уединения детей; обои лучше подбирать нежных, пастельных тонов, без утомительного рисунка; потолок - белый или нежного оттенка («розовые обои могут производить неприятное слащавое впечатление, или даже выглядеть слишком блекло, но могут и придавать комнате вид, сравнимый с цветущей яблоней», к нежным оттенкам красок подходит мебель естественного цвета светлого дерева; мебель должна быть легкой в передвижении и использоваться для различных целей, рекомендуются легкие деревянные стеллажи, покрытые цветными платками для строительства домиков и др.; участок должен быть солнечным и защищенным от ветра, важно заметить природные особенности и с фантазией использовать их, посадить несколько низкорослых кустов близко друг от друга, чтобы дети могли забираться в их середину, как в домик и т.д.

Монтессори -среда, как подчеркивает автор, обеспечивает процесс «самообразования» ребенка, в котором дети: приобретают навыки освоения материалов по развитию чувств - «сенсорную культуру»; знакомятся с формами, числами, счетом и т.д.; познают естественный мир природы; тренируют собственное тело, координацию, равновесие и др. Материалы в Монтессори -среде расположены по степени их усложнения в соответствии с принципом «Зова матери», т.е. сам материал «привлекает» ребенка своим внешним видом. По мнению Барбары Стенлзшд подготовка Монтессори -среды представляет собой «прямой приготовление среды, реальное искусство в жизни - все должно быть привлекательным и простым. Надо избегать хаоса...». Специалисты по игровой терапии (Г.Л. Лэндрет и др.) считают, что центрированная на ребенке игровая терапия является, с одной стороны, базовой философией, утверждающей внутреннюю человеческую способность ребенка двигаться по направлению к росту и созреванию, а с другой стороны, установкой на глубокую и всеобъемлющую веру в способность ребенка к конструктивному управлению собственной деятельностью. Терапия основывается на понимании наблюдаемого естественного движения человеческого организма вперед через определенные стадии роста и развития, которые в норме прогрессивны и ведут к большей зрелости. Дети по природе своей любопытны, они проживают жизнь энергично, стремясь к непрерывному познанию мира и самих себя в отношениях с миром. Исследователи предлагают собственные подходы к оборудованию игровой комнаты, которые вполне можно учитывать психологам и воспитателям при организации развивающей предметной среды в ДОО для осуществления, к примеру, коррекционной работы с детьми.

Обучение с игрой соединил Ф. Фребель. Выступал за организацию обучения со всей группой детей, предложил методику обучения, включая словесные объяснения садовницы, поэтическое или песенное сопровождение действий. Ценная черта даров – последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами. Большая заслуга – введение разнообразия видов детской деятельности и занятий (работа с дарами, т.е. строительным материалом, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, конструирование из бумаги и др.).

В. Ф. Одоевский главной задачей дошкольного обучения считал обучение детей умению учиться, развитие их умственных способностей.

Основной метод – беседа, наглядное обучение по картинкам, предметам. Считал, что обучение детей дошкольного возраста должно быть занимательным, интересным, систематическим, приучать детей к умственному труду.

В основу познания и обучения положил чувственный опыт, теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности. И. Г. Песталоцци является автором теории элементарного образования, которое должно строиться на самых простых, основных элементах.

Цель умственного образования - накопить запас знаний и развить умственные способности (развивающее обучение). Выделил простейшие элементы всякого знания - число, форму, слово, поэтому элементарное обучение сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Предложил упражнения по развитию наблюдательности (например, воспитатель показывает детям и называет различные геометрические фигуры, дети наблюдают, усваивают их свойства и названия); систему упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей (в частности, упражнения в составлении предложений; в изображении прямых и кривых линий – элементов букв – для приобретения навыков письма и дрЯ. А. Коменский для детей от рождения до 6 лет предложил материнскую школу. Содержание образования:

- первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни (дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь и пр.; из области астрономии – что называется небом, солнцем, луной, звездами; дети получают также первоначальные сведения по географии);

- воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям;

- приобщение к религии.

Е.И. Тихеева – основоположник отечественной дидактики детского сада, методики развития речи дошкольников. Подчеркивала связь дошкольного обучения с ознакомлением с окружающей жизнью. Ведущую роль отводила организованным занятиям с детьми, положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятий в детском саду. Цель обучения – развитие всех способностей ребенка. Создала оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности. Считала, что игры и занятия с дидактическими материалами должны сопровождаться беседами.

А.П. Усова в . подготовила методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в . в детские сады было введено систематическое обучение, основной формой обучения было признано занятие (до этого проводились занятия в форме дидактических игр). На занятиях решаются 3 основные задачи обучения:

1) планомерное, последовательное сообщение детям системы знаний;

2) закрепление знаний и умений;

3) выявление результата обучения.

Поднимала вопрос о месте занятий в режиме дня, длительности, количестве для каждой возрастной группы.

В исследованиях Е. А. Флериной, А. В. Запорожца было доказано, что результаты обучения дошкольников на занятиях повышает использование игровых методов и приемов обучения. В исследованиях А. В. Запорожца разрабатывались идеи развития у дошкольников в процессе обучения способностей, которые включены в деятельность взрослого человека (чувственное познание, образное мышление).

Основываясь на определении понятия «образовательная среда», и, выделенных исследователями ее структурных элементов, можно утверждать, что в качестве одного из них может рассматриваться «предметная среда», значение которой для развития человека исключительно значимо, о чем еще Ж.Ж. Руссо писал так: «...внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; употребление, которое мы научаемся делать из этого развития, есть воспитание, получаемое от людей, а приобретения нашего собственного опыта относительно воздействующих на нас предметов есть воспитание, получаемое от вещей».

На основе проведенного анализа педагогической литературы можно сделать вывод, что развивающая предметная среда является компонентом всех перечисленных выше сред и должна быть специальным образом организована.

Ретроспективный анализ научной литературы показал, что эффективно организованная развивающая предметная среда должна основываться, прежде всего, на системном и деятельностном подходах, которые последовательно, регулярно дополняют окружающее пространство в дошкольной организации новыми элементами, способствующими социализации дошкольников.

Сущностно - содержательная характеристика понятия «нетрадиционные формы обучения и воспитания»

Обучение в детском саду имеет свою специфику, оно отличается от школьного обучения своим содержанием, организационными формами и методами.

В отличие от школьного обучения, где учащиеся усваивают основы научных знаний, в дошкольных учреждениях дети усваивают элементарные, научно достоверные знания об окружающих предметах и явлениях.

Основная форма обучения в детском саду – занятие, которое отличается от школьного урока гибкостью (разнообразием структуры, изменением длительности). Большой удельный вес в педагогическом процессе детского сада занимает обучение дошкольников в повседневной жизни: в играх, быту, труде.

Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом воспитателя.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста (Таблица )

 Таблица – Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации

Название

1.Дидактическая задача

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

2. Содержание знаний (раздел обучения)

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

 В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными.

Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.

Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную.

Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

- ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

- развитие элементарных математических представлений;

- изобразительная деятельность и конструирование;

- физическая культура;

- музыкальное воспитание.

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп .

Программа каждого занятия предусматривает:

- определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

- объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

- объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

- формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками .

Нетрадиционные формы занятий. В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания .

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия - КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия -сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия -взаимообучения (ребенок-»консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает – не тает, летает – не летает, плавает – тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве.

При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, культурными объектами и деятельностью взрослых. Оно определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения и участка, а начиная с 4 лет – за пределами детского сада. Поэтому взрослому очень важно знать непосредственное окружение дошкольного учреждения (библиотеки, музеи, парки и т.д.).

На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводят повторные экскурсии. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний. Например, целый цикл экскурсий может быть организован в виде путешествий по экологической тропинке ДОУ. В этом случае экскурсия как форма обучения часто сочетается с использованием такой нетрадиционной формы обучения, как метод проектов.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Например, в программе «Сообщество» в качестве основной формы организации образовательного процесса предлагается реализация проектов на различные темы. Тема проекта выбирается совместно с детьми и взрослыми, при этом реализация проекта предполагает не только свободный выбор темы, но и работу детей по желанию в разных центрах активности, участие родителей и получение определенного результата, а также совместное обсуждение того, что нового дети узнали, чему научились, что сделали своими руками.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией .

Таким образом, обобщая изложенные тенденции в совершенствовании методики и технологии проведения занятий с детьми дошкольного возраста, можно сказать, что в современном детском саду достаточно успешно сочетаются традиции и новаторство.

Современное состояние ДОУ по созданию педагогических условий организации развивающей предметной среды с использованием нетрадиционных форм обучения и воспитания

По мнению исследователей Т.К. Воробьевой, Л.А. Парамоновой, Г.К. Широковой достижение детьми наиболее ощутимых результатов в реализации способностей и возможностей к концу старшего дошкольного возраста сегодня вряд ли возможно. Ученые связывают это с тем, что – в разных дошкольных учреждениях дети обучаются по различным программам, одни из которых направлены, главным образом, на познавательное развитие, другие - на эстетическое, третьи - на физическое и т.д. Эти программы часто прямо противоположны в подходах к воспитанию дошкольников: в одних преобладает обучение и мало уделяется внимания игре, в других - обучение совершенно отрицается, а все образование строится на игре и т.п. Тем не менее, необходимо отметить, что какой бы направленности не были программы, каждая из них предусматривает и решает задачи целенаправленного процесса приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, то есть нравственного воспитания.

Как подчеркивает С.А. Козлова, «результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих». Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Механизм нравственного воспитания (по С.А. Козловой) составляют следующие компоненты: знания, представления, мотивы, чувства, отношения, навыки, привычки, поступки и поведение. В результате у ребенка формируется комплексное сложное нравственное качество (гуманность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность, коллективизм и др.), которое, в свою очередь, также является компонентом механизма нравственного воспитания. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым, в исследованиях А.М. Виноградовой подчеркивается, что «задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям».

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него, на что многократно указывал один из исследователей этой проблемы Е.А. Аркин. Взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости. Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Из чувств, которые могут испытывать дети дошкольного возраста особо выделяется чувство страха, которое, по мнению психологов, представляет собой пассивно-оборонительную реакцию на опасность.

Таким образом, эмоциональные проявления старших дошкольников показывают как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Однако чувства ребенка необходимо воспитывать, чтобы он смог впоследствии ощущать себя счастливой личностью: «...счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми-взрослыми и детьми; он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен. Но воспитать такого и ценностных установок; помогает адекватнее ребенка оценить свое собственное поведение и посредством сравнения с поведением других, и с помощью оценок, которые дают сверстники. Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации».

Процесс половой социализации, который интенсивно идет в дошкольном возрасте, фактически приводит к разделению возрастной группы на две подструктуры - мальчиков и девочек. В исследованиях психологов (И.С. Кона, В.Е. Каган, В.С. Мухиной, Т.П. Хризмана и др.) показано, что у девочек и мальчиков - разная стратегия мозга и их эмоции имеют разную генетическую основу. Особенно ярко различие интересов и предпочтений мальчиков и девочек проявляется в содержании и характере игр и рисунков, что важно иметь в виду при организации развивающей предметной среды детского сада (в том числе и в подборе игрушек). Необходимо учитывать преобладающую тематику сюжетно-ролевых игр у девочек: «семья», «магазин», «больница», «детский сад» и др. и у мальчиков: «транспортные», «строительные», « игры военно-героической тематики» и т.д. Следовательно, очень важно то ценностное содержание, которым наделяются объекты предметной среды (игрушки, литература, предметы обихода, костюмы и др.), включенные в игровую деятельность детей обоих полов, способствующие формированию определенных нравственных качеств дошкольников: качеств мужественности и женственности. Так как половое воспитание является важной частью нравственного, то необходимо учитывать, что в структуре мужчины и женщины отдельные нравственные качества занимают разное место, имеют разный удельный вес. Тогда и объекты предметного мира должны наделяться педагогом определенными развивающими функциями, способствующими овладению старшими дошкольниками нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов. Такие структуры самосознания ребенка (предложенные В.С. Мухиной): «Я Петя –хороший –мальчик -был, есть, буду» и «Я Маша –хорошая –девочка -была, есть буду» индивидуализируют его как представителя своего пола, значит и объекты развивающей предметной среды (включая игрушки) должны наполняться таким ценностным содержаниям, которое углубляет структуру самосознания старшего дошкольника.

В настоящее время задачи нравственного воспитания старших дошкольников в различных программах по дошкольному воспитанию определяются так: воспитать у детей культурные способы познания взрослых и детей; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и друг с другом как нравственной основы социального поведения и успешной адаптации к школе, воспитывать этически ценные способы общения; развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Принимая за основу ориентиры, данные в базисной программе развития ребенка - дошкольника «Истоки» уровень нравственного развития старшего дошкольника мы можем считать высоким, если ребенок к семи годам:

-проявляет доброту, внимание, заботу; может попросить о помощи и оказать ее;

-уважает желания людей;

-умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме;

-хорошо ориентируется в новой обстановке;

-понимает разный характер отношения к нему окружающих;

-умеет заметить изменение настроения, эмоционального состояния близких взрослых и сверстников;

-способен управлять своим поведением и способами общения;

-может включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим;

-проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и сверстниками;

-умеет соблюдать необходимую дистанцию между собой и другими детьми и взрослыми; умет адекватно оценить себя в сравнении с другими людьми.

Естественно, достичь такого уровня нравственного развития7 - летний ребенок может только в том случае, когда взрослые (родители, педагоги) грамотно подбирают наиболее эффективные средства воспитания, включающие и разнообразные объекты развивающей предметной среды.

Нетрадиционные средства нравственного воспитания дошкольников С.А. Козлова объединяет, например, в несколько групп: художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др.); природа, «воздействие которой на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, Д. В Сыч, В.Г. Фокина, и др)»; собственная деятельность детей (игра, учение, труд, художественная деятельность); окружающая ребенка обстановка (образовательная и предметная среда), атмосфера, которая может быть доброжелательной, гуманной или безнравственной, жестокой.

Как подчеркивается в исследованиях Б.Т. Лихачева, в материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлений реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. «Человек отражает реальную действительность, единство и противоположность содержания и формы не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Его отношение характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного.

Использование элементов психогимнастики, этюдных моментов, мизансцен способствует развитию у старших дошкольников способности к самовыражению как в речевой деятельности, так и в плане танцевальной и песенной импровизаций. Как подчеркивается в исследованиях Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно – логического мышления. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Однако мышление дошкольника остается, прежде всего, образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями, что позволяет использовать разного рода предметные и графические модели, являющиеся компонентами развивающей предметной среды. В последствие это становится одним из важнейших средств передачи теоретических знаний.

Особое значение в готовности детей к школе придается развитию воображения, как основе творчества (В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова). Развитие цветовосприятия и звуковосприятия рассматривается не только как средство художественного и музыкального выражения, но и как средство эстетического воспитания, воспитания нравственного отношения к окружающему миру людей, явлений, восприятию красоты чувства. Ребенок, обладающий творческими способностями, как правило, любознателен, активен, инициативен и может не только решать предлагаемые задачи, но и ставить новые (Н.Н. Подъяков, Л.А. Парамонова). Непременно в эстетическом воспитании дошкольников большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего социального мира, когда на его основе, используя собственный художественный и музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии. Элементы эстетического воспитания присутствуют и в нетрадиционных подходах к обучению грамоте, в основе которых лежит единство счета, чтения и письма как общекультурных навыков (Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко). Чтение и письмо рассматривается как единый синхронный процесс, в котором координируется работа слуха, зрения, голоса и движения. Обучение грамоте базируется на всех доступных дошкольнику видах деятельности: пении, музицировании, конструировании, стихосложении, драматизации, пластических этюдах и т.п., в которых у ребенка вырабатываются ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки, совершенствуется координация движений.

По мнению специалистов в игровой терапии (Г.Л. Лэндрет и др.), разделяющих гедоническую позицию (радости, переживания), все дети каждый день должны испытывать в жизни радость, и это должно стать целью всех взрослых, регулярно работающих с детьми. Дети лишаются радости, когда их торопят выполнить все задачи и побыстрее стать взрослыми. В жизни любого ребенка должны существовать оазисы спокойствия и терпения; поскольку в атмосфере спокойствия и терпения ребенок может полнее раскрыть и исследовать свои внутренние ресурсы. Такую возможность дошкольникам предоставляет эстетическое воспитание, основанное на формировании чувства прекрасного, как воплощения красоты, гармонии, радости и спокойствия во всем: в жизни, истории, философии, изобразительном искусстве, музыке, в реальных человеческих отношениях. Ребенок-дошкольник обладает большим потенциалом фантазии, который с возрастом падает. Задачей эстетического воспитания является расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций ребенка.

Выводы:

Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам выявить следующее:

1. Ретроспективный анализ научной литературы показал, что эффективно организованная развивающая предметная среда должна основываться, прежде всего, на системном и деятельностном подходах, которые последовательно, регулярно дополняют окружающее пространство в дошкольной организации новыми элементами, способствующими социализации дошкольников, а также способствуют активному участию детей, их родителей в оформлении и обыгрывании этих новых элементов.

2. Конкретизировано понятие «развивающая предметная среда» - это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, сущность которых мы рассматриваем как организацию функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения материальных и духовных потребностей, содержанием данного понятия выступают направления организации деятельности педагогов по использованию предметной среды для дальнейшей социализации детей; структурой данного понятия выступают компоненты: знаниевый, содержательный, организационный, оценочный.

3. Причинами недостаточно активного создания и использования развивающих предметных сред в ДОО являются:

- недостаточная компетентность педагогов в использовании альтернативных форм и методов организации развивающей предметной среды;

- отсутствие единой системы в работе ДОО и семьи;

- неполное информационно-методическое обеспечение.

4. Общими педагогическими условиями эффективно организованных развивающих предметных сред, являются:

- «преодоление «казарменности» в организации жизни детей в детском саду через разработку системы, превращающей детский сад в открытый, добрый, благожелательный, комфортный и безопасный дом;

-создание в детском саду развивающей предметно - игровой среды (наборы готовых игрушек, предметы - заместители и наборы материалов, игровые средообразующие модули и оборудование для групп, игрового зала, участка);

- сочетание развивающего общения взрослых (в том числе и родителей с детьми) с развивающей предметной средой детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс нетрадиционных занятий на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Занятие-игра №1

Тема: «Заботимся о родителях»

Цель: дать представление о понятии «забота»; обговорить то, что заботится должна не только мама о ребенке но и ребенок, должен заботится о родителях.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки:

История о ворчливом Ежике

В одной семье ежей жил маленький ежонок. Мама-Ежиха в нем души не чаяла. Каждое утро она приносила ему разные лакомства, а Ежик все лежал и ворчал:

Только у нас, у ежей, есть колючки. Значит, мы лучше всех, а меня почему-то никто в лесу не любит. И сколько такая несправедливость будет продолжаться?

Однажды Мама-Ежиха простудилась и не смогла встать с постели. Напрасно Ежик ждал вкусной еды. Целое утро он злился, ворчал и, в конце концов, сам отправился в лес.

Эй, Ежик, показать тебе дорогу к малиннику? Ты наберешь там целое ведерко ягод и маму свою вылечишь! крикнула рыжая Белка, увидев Ежика.

Мне бы грибов да орешков лесных. Белка, а ты не знаешь грибные места? спросил Ежик.

Рыжая Белка только хвостом вильнула и спряталась в дупле.

Тоже мне, соседка! рассердился Ежик и поплелся дальше.

Эй, Ежик, ты рядом с малинником! крикнула Сорока, наблюдавшая за ним.

Что вы с этой малиной ко мне пристали?! Мама хочет, чтобы я нашел себе пропитание и насытился, проворчал Ежик Сороке в ответ.

Ежик, ты уже в малиннике! Посмотри, сколько вокруг спелых ягод! стрекотала Сорока.

Ежик оглянулся и видит: вокруг ягод видимо-невидимо!

«Вот это да! Наемся и здесь же переночую, а утром, как проснусь, снова малиной позавтракаю», подумал Ежик и потянулся к сочным ягодам.

Вдруг все ягоды на кусте исчезли. Ежик потянулся к другому и снова исчезли ягоды.

Чудеса! Даже ягоды от тебя, Ежик, прячутся, застрекотала Сорока.

Как вы думаете, почему ягоды спрятались от Ежика?

Заплакал Ежик от обиды. Лишь одна маленькая Ягодка пожалела его:

Не плачь, Ежик! Сбегай домой за ведерком. Наберешь малины, а я тебе расскажу, как малиновый напиток делать. Твоя мама его выпьет и выздоровеет.

Как же я ведерко ягод наберу, когда вы все прячетесь? недоверчиво спросил Ежик.

Мы маме твоей помочь хотим. Ты собираешься поесть и здесь переночевать. А ведь маме сейчас так нужна твоя забота! ответила Ягодка.

Ладно, сбегаю за ведерком, решил Ежик.

Когда он вернулся в малинник, уже стемнело, но ягодки сами прыгали прямо в ведерко, и поэтому оно быстро наполнилось. Маленькая Ягодка оказалась наверху. Она торопила Ежика:

Быстрее, Ежик! Неси нас к своей маме!

И Ежик, схватив ведерко, со всех ног бросился домой.

Дома маленькая Ягодка помогла ему сделать малиновый напиток. Мама-Ежиха выпила несколько чашек и заснула крепким, спокойным сном.

Несмотря на свой голод, Ежик впервые в жизни был доволен.

Как вы думаете, почему Ежик был доволен?

Перед сном Ежик решил пойти погулять. Он открыл дверь и чуть не споткнулся о корзину, полную лесных угощений орешков да грибов.

На следующее утро Мама-Ежиха проснулась здоровой. Вместе с Ежиком они накрыли стол возле своей норы, разложили лесные угощения и позвали в гости друзей.

С тех пор Ежик изменился. Он сам стал ходить в лес за пропитанием. Колючки его окрепли, и еще он перестал ворчать. Но самое главное у него появилось много друзей. Теперь Ежик часто думал: «Почему же я раньше считал, что меня никто в лесу не любит?»

Как вы думаете, если бы мама не заболела, изменился бы Ежик когда-нибудь? Почему?

Как вы думаете, что больше помогло выздороветь маме Ежика: малиновый напиток или забота ее сына?

Заботитесь ли вы о своей маме, когда она болеет? Как вы помогаете ей выздороветь?

Динамическая пауза «Веселая зарядка»

Дети встают полукругом напротив педагога. Педагог читает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети их повторяют.

Раз, два, три, четыре, пять, Время ножкам побежать, Спинке бодро разогнуться, Ручкам кверху потянуться.

Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться, Раз и два присесть и встать, И сначала все начать.

Игра «Заботимся о родителях»

Дети встают напротив педагога на расстоянии нескольких шагов.

Педагог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, как можно проявить заботу в следующих ситуациях: мама заболела;

мама пришла с работы усталая;

у мамы плохое настроение;

у мамы много дел по хозяйству;

папа плохо себя чувствует;

у папы неприятности на работе и т.д.

Ребенок, придумавший как можно помочь родителям, делает шаг вперед.

Выигрывает ребенок, который первым дойдет до педагога.

По окончании игры педагог просит детей поступать в жизни так, как они говорили.

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Заботливый человек интересуется делами своих друзей и помогает им.

Забота должна проявляться не только в словах, но и в делах.

Взрослые тоже нуждаются в заботе.

Занятие-игра №2

Тема: «Где быстрее найдет?»

Цель: привить детям желание быть аккуратным; бережно относиться к своим вещам и игрушкам; показать на примере, что аккуратно сложенные вещи легче найти.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки:

День рождения

На день рождения Катя пригласила трех подружек. Девочки пили чай с тортом, танцевали и играли в разные игры.

А теперь давайте устроим праздник для наших кукол, предложила Катина подружка Наташа.

Давайте! Мы накроем игрушечный столик и угостим кукол чаем, обрадовались девочки.

Куклы тоже обрадовались. До сих пор они тихо сидели на диване и скучали, глядя, как веселятся их хозяйки.

Вскоре все было готово для чаепития, и кукол усадили за маленький столик.

Катя, а где твоя кукла? спросила Наташа.

Катя стала вспоминать: «Где же я оставила куклу? За диваном? Нет, кажется, в коридоре! А может быть, в ванной на полу?»

Кукла нашлась под кроватью. Вид у нее был далеко не праздничный: платье грязное, одной туфельки нет, волосы всклочены.

Как вы думаете, Катя аккуратная девочка? Почему?

Какая грязнуля! пропищала одна из кукол.

Не хочу сидеть с такой замарашкой за одним столом! заявила другая.

Третья кукла промолчала. Она сочувственно смотрела на бедняжку.

Катя покраснела, надулась и сердито сказала:

Ну и уходите, куклы, если вам не нравится у меня в гостях.

Девочки молча взяли своих кукол и разошлись по домам.

Ты мне весь праздник испортила, замарашка! рассердилась Катя на куклу, и бросила ее в ящик с игрушками.

Могла ли кукла испортить праздник?

Как вы думаете, почему праздник был испорчен?

Ночью Катя лежала в своей постели. Маленькие едкие слезинки текли по щекам и никак не давали уснуть. Вдруг послышалось жужжание, и в форточку влетел маленький самолетик. Он приземлился у ящика с игрушками. Крошечный пилот выскочил из кабины и позвал:

Замарашка, где ты?

Я здесь! отозвалась Катина кукла. Только не зови меня так, пожалуйста. Я же не виновата, что меня оставляют в пыли под кроватью и проливают на меня сок.

Прости, извинился пилот. Моя подруга-кукла была у вас в гостях, она нам рассказала о твоей тяжелой жизни. Мы долго думали, как тебе помочь, и решили пригласить тебя к себе жить. Наша хозяйка добрая, она подарит тебе новое платье, а старое постирает и приведет его в порядок. Садись скорее ко мне в самолет! Я отвезу тебя в твой новый дом.

Ура! У меня будет чистое платье! обрадовалась кукла и подбежала к самолету.

Но тут она увидела Катю и сказала:

Большое спасибо, но я не могу бросить свою хозяйку. Ей будет грустно без меня.

Как хочешь, тебе решать. До свидания, попрощался пилот и улетел.

Кукла вздохнула, залезла обратно в ящик и заснула.

Проснулась она от того, что почувствовала, что кто-то ее переодевает. Это была Катя.

Твое платье испачкалось, и его срочно нужно постирать. Я тебе принесла новое платье. Сейчас я вымою тебя и переодену. Нужно следить за тем, чтобы ты всегда была чистой, строго говорила Катя.

Кукла молчала и только улыбалась.

После обеда Катя вышла со своей куклой во двор. На кукле было новое голубое платье и белые носочки, а на шее висели красивые бусы. Ее белокурые волосы хозяйка расчесала и украсила голубым бантиком.

Катя подошла к подружкам и сказала:

Оказывается, у моей куклы сегодня день рождения, и она приглашает всех в гости. Она уже испекла торт и накрыла стол.

Как вы думаете, почему Катя ночью плакала? Почему кукла-замарашка не бросила свою хозяйку? Правильно ли поступила Катя на следующий день?

Что сделали бы вы, на месте Кати? Бережете ли вы свои игрушки?

Есть ли у вас в доме старинные вещи, которые сохранились потому, что с ними обращались очень аккуратно?

Как вы считаете, что думают сломанные карандаши, спутанные нитки и грязные тарелки о свих хозяевах?

Кто в вашей семье самый аккуратный? Почему вы так думаете?

Динамическая пауза «Убираем игрушки»

Выбираются двое водящих. Они аккуратно расставляют стульчики вдоль стены. Остальные участники имитируют движения и жесты заводных игрушек.

По команде педагога «Стоп!»«игрушки» замирают, а водящие начинают «убирать игрушки» подводят детей к стульчикам и аккуратно рассаживают их.

Игра «Где быстрее найдет?»

Ход игры: выбирается водящий. Педагог предлагает ему найти какую-либо игрушку на полке, где все предметы аккуратно расставлены, а затем ту же игрушку в ящике, в котором все лежит как попало.

Игра проводится на время. После этого детям предлагается обсудить, как аккуратность помогает людям беречь свое время.

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Аккуратный человек следит за своими вещами и игрушками: они всегда в порядке, аккуратно сложены и лежат на своем месте.

Аккуратность помогает сохранять свои вещи и игрушки.

Аккуратность бережет время.

Аккуратный человек всегда хорошо выглядит. Он приятен другим людям.

Занятие-игра №3

Тема: «Вежливые слова»

Цель: развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом. Во время обсуждения дети учатся прислушиваться к себе, к тому, что они чувствуют, когда говорят добрые слова другим, когда слышат их в свой адрес.

Предварительная работа: Предварительное чтение и обсуждение стихотворений:

Добрые слова

«Доброй ночи» спать уложит,

«Утро доброе» разбудит,

«Добрый день» во всем поможет,

Но тому, кто добрым будет.

На что похожи «вежливые слова» и почему?

(Примерный ответ: на солнышко, потому что каждое утро оно ласково со всеми здоровается)

Как вы думаете, какого цвета «вежливые слова»?

Что за слово?

«Здравствуйте», «привет всем вам», «как вы поживаете?»,

Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете?!

Без меня прожить нельзя, просто невозможно!

Что за слово я, друзья, угадать несложно.

Угадали, что это за слово?

Посчитайте, сколько раз в день вы слышите слово «здравствуйте».

Что это слово дарит людям?

Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?

До свидания

Если другу на прощанье скажешь «до свидания»,

Непременно будет завтра новое свидание!

Это слово, как магнитик, всех соединяет

И прощаться навсегда нам не разрешает.

С кем вас соединяет слово «до свидания»?

Почему люди говорят друг другу «до свидания»?

Какие еще слова люди говорят друг другу при прощании?

Пожалуйста

Слово это будто ключик,

Золотой и сказочный,

Будто самый светлый лучик,

Звать его «пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится.

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье и в садике?

Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам помогло слово «пожалуйста».

Произнесите слово «пожалуйста»так, чтобы оно согрело даже самого хмурого человека.

Спасибо

Мы спасибо говорим,

За добро благодарим:

За подарок, за заботу,

За вниманье, за работу.

Слово это слух ласкает,

Теплотою согревает.

Тот, кто всех благодарит,

Это слово говорит.

В каких ситуациях вы говорите «спасибо»?

Какое слово «дружит» с этим словом?

Произнесите слово «спасибо» так, чтобы чело век почувствовал вашу благодарность.

Динамическая пауза «Вежливая просьба»

Все встают в круг.

Педагог произносит различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «пожалуйста».

Игра «Вежливые слова»

Ход игры: сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

Рекомендации: т.к. детям бывает сложно вспомнить слова вежливости, можно перед игрой проговорить как можно больше таких слов. Если в ходе игры возникли сложности, называем несколько слов сами, чтоб ребенок мог выбрать.

Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Вежливость украшает человека.

Вежливые слова делают людей добрее.

Вежливость важна в отношениях с другими людьми.

Вежливому человеку проще найти помощь.

Занятие-игра №4

Тема: «Гости»

Цель: закрепить правила поведения за столом; развивать умение играть в коллективе сверстников, вежливо общаясь; воспитывать аккуратность, привычку убирать за собой игрушки.

Предварительная работа: предварительная беседа с детьми по иллюстрациям на тему: «Правила поведения за столом».

Игра «Гости»

Ход игры: воспитатель раскладывает на стульчики картинки с изображением животных и просит детей рассадить игрушки по своим местам (определенному рисунку должна соответствовать игрушка). Но сделать это нужно следующим образом: малыш должен взять игрушку в руки, подойти с ней к столику, поздороваться со всеми, спросить разрешения, чтобы присесть на стульчик. После этого ребята учатся аккуратно расставлять блюдечки, а в них стаканчики. Руководителю необходимо рассказать, что блюдца нужны не просто для красоты, а для того чтобы сохранить скатерть чистой. После помешивания чая дети кладут ложечку на блюдце и объясняют куклам, как нужно вести себя за столом.

По окончании мероприятия нужно обязательно попросить всех убрать игрушки, уложить кукол спать.

Итог: педагог проводит закрепляющую беседу:

Какие правила поведения за столом вы сегодня запомнили?

Занятие-игра №5

Тема «Круг честности»

Цель: вызвать желание говорить правду; высказываться тактично; развивать речь, мышление.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки.

Честное слово

Был у Пети щенок. Каждый день Пете нужно было кормить его и выгуливать.

Однажды Петя заигрался с ребятами в футбол и забыл покормить щенка.

Вернулся Петя домой и видит: свернулся щенок в углу калачиком и грустит.

Петя, ты покормил щенка? спросила мама.

Честное слово, мамочка, я его досыта накормил, ответил Петя.

Как вы думаете, почему Петя сказал неправду?

Услышав Петины слова, щенок понял, что теперь никто его не покормит, и тихо заскулил.

«До сих пор я честно служило этой семье, а Петя так со мной поступил. Не хочу здесь оставаться!» подумало Честное слово и вылетело в окно.

Как вы думаете, что случилось после того, как Честное слово покинуло Петин дом?

С тех пор в Петиной семье все стали обманывать друг друга. Мама обещала Пете испечь пирожки, а вместо этого смотрела телевизор. Папа сказал, что купит сыну мяч, а вместо этого купил себе удочку. Сам Петя тоже часто говорил неправду.

«Так жить нельзя. Надо вернуть Честное слово в семью», решил щенок и отправился его искать.

Долго бегал щенок по городу и расспрашивал всех о Честном слове. Во многих семьях жило Честное слово, но никто не хотел расставаться с ним.

Щенок выбежал за город, оказался в лесу и принюхался. Он почувствовал запах чего-то доброго и родного. Под кустом сидело Петино Честное слово и плакало:

Никому я не нужно! Я так и буду жить в лесу!

Ты нам очень нужно, без тебя просто невозможно жить! вздохнул щенок и рассказал о том, что происходит в доме.

Услышав это, Честное слово вытерло слезы и решило вернуться в Петину семью.

Кто выпустил щенка гулять одного? - сердито спросила мама.

Не я, хотел сказать Петя, но вдруг произнес. Извини, мамочка, это я забыл запереть дверь. Сейчас я покормлю щенка, а потом с ним погуляю.

Хорошо, а я пока испеку твои любимые пирожки, ласково ответила мама.

Живет ли в ваших семьях Честное слово?

Вспомните о том, что смелый человек не боится признавать свои ошибки и говорить правду, и скажите, приходилось ли вам лгать? В каких ситуациях это случалось? Что было потом?

Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам было сложно сказать правду, но вы все-таки сделали это.

Динамическая пауза «Птица правды»

Дети встают в круг. Выбирается водящий «птица правды», который выходит в центр круга. Педагог читает стихотворение:

Птица правды прилетела,

Рядом с Костей села,

Косте крылышки дала

И с собою позвала.

Водящий подбегает к названному ребенку, берет его за руку и обегает с ним круг.

Педагог повторяет стихотворение, называя имя другого участника. Оба ребенка увлекают названного участника за собой и продолжают движение по кругу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побегут за водящим.

Игра «Круг честности»

Педагог делит детей на две команды.

Участники одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «круг честности». Члены второй выстраиваются в колонну и под веселую музыку вбегают и выбегают из «круга честности» подобно ручейку.

Когда музыка выключается, дети, образующие «круг честности», опускают руки. Участники, оставшиеся внутри круга, поочередно рассказывают о своих честных поступках.

Затем команды меняются местами, игра возобновляется.

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Говорить правду может человек с сильным характером.

Честному человеку все доверяют.

Честный человек умеет признавать свои ошибки.

Говорить правду нужно, проявляя такт и доброту, не обижая при этом других людей.

Занятие-игра №6

Тема: «Прогулка Кати»

Цель: продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Побуждать ребят пользоваться такими словами, как «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и др.

Предварительная работа: предварительно сооруженные детьми сад со скамеечками и аллеями.

Игра «Прогулка Кати»

Ход игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит, что сегодня она пойдет гулять в парк, который дети сейчас построят из кубиков. Всем раздаются кубики, и дети начинают мастерить скамеечки, бордюрчики, расставляют деревья. Вся работа должна сопровождаться комментариями ребят. Для этого руководитель побуждает детей отвечать на его вопросы:

1) а вы любите гулять в парке?

2) для чего там нужны скамеечки?

3) можно ли мусорить, выбрасывая бумажки и банки на траву? Почему?

4) другие.

Во время ответов воспитатель внимательно слушает детей, при необходимости поправляет, чтобы предложения были построены правильно.

Следующим этапом, когда парк готов, туда идет гулять кукла Катя, которая здоровается со своими знакомыми: медвежонком, лисенком и котенком, разговаривает с ними о погоде, о том, куда они сегодня ходили и что интересное видели.

Сначала озвучивать куклу Катю может сам руководитель, а зверей – дети. Но когда все поймут основную суть игры, то ее проведение можно полностью доверить ребятам, но при этом внимательно следить за тем, чтобы дети правильно пользовались такими словами, как «спасибо», «пожалуйста».

Такая игра помогает развивать не только речь детей, но и их воображение.

Итог: По окончанию игры с детьми проводится беседа на закрепление надобности использования вежливых слов.

Люди без вежливых слов не смогут высказать своё уважительное отношение.

Занятие-игра №7

Тема: «Верные друзья»

Цель: развивать желание помогать друзьям; укреплять дружеские отношения в коллективе детей.

Предварительная работа: чтение и обсуждение «Сказки о верности».

Рассматривание и обсуждение иллюстрации «Правила дружбы».

Сказка о верности

Поспорили собака, кошка и лошадь, кто из них самый верный друг человека.

Собака сказала:

Испокон веков нас, собак, самыми верными считают. Кто хозяйский дом днем и ночью охраняет? Кто хозяину на выручку первым бросается? Недаром говорят: собака лучший друг человека.

Кошка подумала и промяукала:

Я, кошка, хранительница тепла и уюта. Раньше люди, прежде чем в новый дом переселиться, кошку впереди себя впускали, а уж потом сами входили. Примета есть такая: если кошка первой в дом войдет, в нем счастье поселится. И лечить мы умеем. Положит нас хозяин на больное место, согреем его своим теплом. Глядишь и здоров человек! Я верный друг человека!

Тут лошадь копытом ударила и громко возразила:

Не хвастайтесь, вашу верность не сравнить с моей, самой верной лошадиной преданностью. Где мы только не служили человеку: и грузы возили, и землю пахали, и с поля боя раненых увозили. Раньше у каждого человека был свой верный конь, с которым он никогда не расставался.

Как вы думаете, кто из животных прав?

Вечером вернулся хозяин. Он был печален. Его самый лучший и верный друг уехал в этот день. Лошадь, увидев хозяина, побежала к нему навстречу и внимательно посмотрела в его грустные глаза. Собака лизнула хозяина в щеку, а кошка, вспрыгнув ему на плечи, постаралась согреть пушистой шерсткой.

Хозяин улыбнулся и сказал:

Ах вы, мои милые и верные друзья. Как хорошо, что вы всегда со мною!

Он погладил их, и печаль в его сердце стала стихать. В этот момент собака, кошка и лошадь забыли о своем споре. Они чувствовали себя самыми верными друзьями человека.

Расскажите истории о верности домашних животных.

Расскажите о своем верном друге.

Динамическая пауза «Домой собирайтесь»

Педагог делит детей на три группы: лошадки, собачки, кошечки.

Дети бегают по комнате, звуками и движениями изобразил животных. Когда педагог произнесет: «Домой собирайтесь!», детям нужно быстро подбежать к нему.

Игра «Верные друзья»

Педагог просит детей представить, что комната поделена две части «сушу» и «море».

Дети встают в круг, берутся за руки и с началом звучания музыки начинают водить хоровод. С выключением музыки дети останавливаются.

Участникам, оказавшимся «на суше», нужно как можно быстрее спасти тех, кто остался «в море». Для этого «спасатели» продевают скакалку в надувной круг, бросают круг «тонущим» и вытягивают их на «сушу».

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Верный друг всегда поможет в трудной ситуации.

Он никогда не обманывает и не будет говорить о вас плохо.

Верными друзьями могут быть не только люди, но и животные.

Занятие-игра №8

Тема: «Добрые эльфы»

Цель: воспитывать социальные чувства и эмоции (сочувствие, сопереживание, сострадание, уважение, нежность); побуждать пользоваться «добрыми словами», такими как «доброй ночи», «сладких снов».

Предварительная работа: прочтение сказки о добрых эльфах с иллюстрациями.

Добрые эльфы

Никогда не знаешь, когда в тебе поселяется сказка. Она приходит тихо-тихо и наполняет твою душу доверием и любовью. Сказка подкрадывается как мечта. Поздно вечером она может зайти, не постучавшись, уютно устроиться у тебя на коленях.

Послушай, дорогая, разве ты не видишь, что я очень занята? говорю я ей.

Но я просто хотела передать тебе привет от Художника. Ты еще помнишь его?

Какого еще художника?

Но как же? Того, который Волшебник! Как ты могла его забыть?

Понимаешь, у меня столько дел. Нормальных человеческих дел. Я не помню никакого художника.

Зато он помнит о тебе, он скучает. Он хочет подарить тебе новую страну. Он создал ее для тебя.

Но мне не надо новой страны, у меня так много хлопот здесь, и я пытаюсь отмахнуться от назойливой сказки и согнать ее с колен.

Но послушай, я просто хотела рассказать тебе про ЭЛЬФОВ, эльфов. Разве тебе не нужна целая новая, созданная только для тебя страна эльфов.

Эльфы. Это воспоминание что-то будит в моей душе. Эльфы... Да, да… Я помню, что когда-то я мечтала увидеть их. Но сейчас это кажется таким далеким.

Эльфов не бывает. А художник… Есть ли этот Художник?

Как ты можешь так говорить? Кто же тогда есть, если его нет? Ты только послушай...

я уже ничего не могу с собой поделать. Как завороженная сижу я и слушаю про эту волшебную страну страну маленьких сказочных человечков, умеющих летать:

«Эльфы не бывают злыми, потому что, как только у эльфа появляются темные мысли, он уже больше не способен взлететь. А что же это за эльф без крыльев? Поэтому каждому эльфу приходится серьёзно следить за своими мыслями, не говоря уже про дела. Эльфы делают только добрые дела. Каждое доброе дело – это подарок для Художника.

Каждый год под Рождество эльфы собирают свои добрые дела в большие корзины и летят, чтобы принести их в дар Художнику. А Художник раздает добрые дела эльфов людям. Ведь люди так нуждаются в них.

Люди забывают про Художника, не верят в эльфов, думают только о своих бесчисленных проблемах и глупых развлечениях. И поэтому почти никто из них не способен летать. Но Художник не забывает про людей. Ведь он очень любит их. И поэтому он не перестает раздавать людям дары эльфов. А еще Художник все время ждет, когда же люди вспомнят о нем, чтобы подарить им много-много прекрасных волшебных стран, которые он создал для них, стран, где люди тоже смогут летать».

Долго еще я сидела и слушала. И чувствовала, что вспоминаю своего Художника. И мне казалось, что это он нарисовал меня когда-то, и тогда у меня тоже были крылья, и я умела летать.

А потом я заснула. А проснувшись утром, уже не знала, было ли это на самом деле или это только сказочный сон.

Игра «Добрые эльфы»

Ход игры: Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Итог: по окончанию занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям:

Доброта это то, без чего мир не сможет существовать.

Доброта украшает человека. Она важна в отношениях с другими людьми.

Занятие-игра №9

Тема: «Трудимся с любовью»

Цель: приучить ребенка с удовольствием выполнять поручения дежурного; привить желание помогать взрослым.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Трудолюбивые пчелки». Беседа с няней группы об её труде.

Трудолюбивые пчелки

Долго будила мама дочку. Наконец Сонечка встала и тут же начала ворчать:

Опять постель заправлять, опять умываться! Как мне все это надоело!

Девочка подошла к открытому окну и увидела пчелку, сидящую на цветке.

Пчелки всегда играют, нектар пьют. Нет у них забот! Вот бы и мне так жить! сказала Сонечка.

А вы так думали когда-нибудь? Почему?

Услышав слова девочки, пчелка подлетела к ней и зажужжала. Вдруг за спиной у Сонечки выросли крылышки, а сама она стала маленькой, как пчелка.

Сначала девочка испугалась, но потом весело воскликнула:

Вот здорово! Теперь и я смогу играть весь день!

Полетели скорее на луг, предложила пчелка. Оказавшись на лугу, пчелка тут же начала летать от цветка к цветку, собирая нектар.

Подожди, ты весь нектар выпьешь. Оставь и мне немножко, попросила девочка.

Мы, пчелки, нектар не пьем, а собираем в специальный мешочек, для того чтобы потом превратить его в мед.

Я не смогу достать нектар: у меня ведь нет такого гибкого хоботка, как у тебя, расстроилась Соня.

Собирай пыльцу, - посоветовала пчелка, без добычи тебя в улей не пустят.

Девочка вздохнула и стала собирать с тычинок пыльцу и складывать ее в кармашки.

В пчелином улье одна из пчелок-старушек угостила девочку медом и упрекнула:

Маловато ты пыльцы собрала. Мы, пчелки, намного больше приносим.

Как только девочка проглотила угощение, пчелка приказала:

Спускайся на дно улья. Там пчелки-вентиляторы свежий воздух в улей загоняют. Надеюсь, крылышками махать ты умеешь?

Крылышками и ручками девочка махать умела, но через полчаса они просто отваливались от усталости. Отдыхать в улье больше нескольких минут было не положено, и девочке поручили выносить мусор.

Вечером пчелка нашла обессиленную Сонечку лежащей на полу улья. Она молча подхватила ее и перенесла в родной дом. Там пчелка потерлась о Сонечку крылышками, и девочка вновь стала прежней.

Скажи, пчелка, как вы не устаете работать? спросила девочка.

Мы любим свою работу. В улье каждая пчелка и мед делает, и соты строит, и деток кормит, и улей чистит с удовольствием, ответила пчелка.

С тех пор девочка изменилась. Трудится с утра до вечера, как пчела. Мама не нарадуется на дочку и всем говорит:

Пчелки не только людям мед дарят, но и учат их трудиться с любовью.

Почему говорят «трудится, как пчела»?

Как вы думаете, почему девочка трудилась с утра до вечера и не уставала?

Ленитесь ли вы когда-нибудь? Как можно победить лень?

Игра «Трудимся с любовью»

Ход игры: педагог делит детей на группы и дает каждой группе поручение, например: полить цветы, расставить по местам игрушки, подмести пол, вытереть пыль и т.д.

Следует заранее предупредить детей, что работу нужно выполнять с любовью.

По окончании упражнения детям предлагается обсудить, что чувствуют предметы после того, как о них кто-то позаботился.

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Любое, даже маленькое дело, выполненное с любовью, приносит радость и пользу.

Трудолюбивый человек может многому научиться. Трудолюбивый человек всегда добивается хорошего результата.

Занятие-игра №10

Тема: «Помощь другу»

Цель: усовершенствовать знания детей о понятии «настоящий друг»; Вызвать желание помогать друзьям.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказки «Настоящий друг»

Настоящий друг

Тяв-тяв! Поиграй со мной, просил щенок Диму, весело прыгая вокруг своего хозяина.

Уходи! Видишь, я строю башню из песка, а ты ее топчешь! сердито закричал мальчик на своего четвероногого друга.

Щенок повесил голову и отошел.

Башня из песка получилась отличная. Обрадованный Дима решил идти домой. Он сунул руку в карман и вдруг испуганно воскликнул:

Ключ от квартиры потерялся!

Долго мальчик искал ключ, но напрасно. Сел он на край песочницы и грустно подумал: «Скоро мама придет с работы. Увидит, что я еще не обедал, не сделал уроки да к тому же ключ потерял, и рассердится на меня!»

Щенок уткнулся носом в его колени.

Не лезь! Видишь, у меня беда.

Дима хотел отвернуться от своего друга, но вдруг замер. Щенок держал в зубах знакомый ключ на веревочке и ласково помахивал хвостом, словно говоря: «Возьми, пожалуйста. Я нашел его для тебя!»

Мальчик обнял щенка и шепнул ему на ушко:

Ты настоящий друг. Я тоже постараюсь стать твоим лучшим другом!

Тяв-тяв, ответил щенок и лизнул Диму в щеку.

Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом, и что для этого необходимо? Обижаетесь ли вы на своих друзей, если они не хотят с вами играть? Как нужно вести себя в такой ситуации?

Игра «Помощь друга»

Ход игры: дети встают в круг лицом к его центру и складывают руки за спиной.

Педагог касается руки одного из детей «перышком мечты» (это может быть любое птичье перышко). Ребенок, которого коснулись, рассказывает о своей мечте.

Педагог просит остальных участников подумать и рассказать, как можно помочь осуществить эту мечту.

Итог: по окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:

Нужно всегда помогать друг другу и делиться тем, что сам имеешь.

Друзья познаются в беде.

Друзья не обижаются друг на друга.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области