Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22 им. С.Н.Пальчука
сельского поселения «Поселок Этыркэн»
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №22
им. С,Н. Пальчука
____________ Агарышева О.М.
Конспект урока по предмету
окружающий мир 3 класс
автор учебника О.Т.Поглазова и др.
УМК «Гармония»
Составил:
учитель начальных классов
Голобокова Оксана Николаевна
2016г.
Тема: Свойства воздуха.
Цель:
обучающийся научится выявлять основные свойства воздуха;
обучающийся получит возможность доказать эффективность применения такого свойства воздуха, как сохранять тепло, в повседневной жизни.
Метапредметный результат:
проводить опытно-экспериментальную работу;
получит навыки проведения исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы: для учителя:
ноутбук; экран, презентация.
шарики для выполнения опытов, карточки с названием темы урока и свойствами воздуха, весы, стакан с водой, трубочка для коктейлей, пустой стакан, ложечка. оценочные листы.
для учащихся:
научные статьи, инструкции к опытам,
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Мотивация. Слайд 1. (на ветке нахохлившийся воробышек) | Ребята, вчера в школьном дворе я увидела такую картину. - Как называется эта птичка? -Что вы о ней можете рассказать? -Какие бы вопросы вы задали к моему воробью на картинке? | Отвечают на поставленные вопросы. Задают вопросы к картинке. . |
Проблемный вопрос. | - А меня знаете, какой вопрос мучает? Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись? | |
3. Выход из проблемной ситуации. | -Предлагаю вам для поиска ответа на поставленный вопрос объединиться в группы. Предложите в группах свои варианты ответа на поставленный вопрос. - А теперь сверьте ваши предположения с научной статьей, которую я для вас приготовила. - Так как же ученые объясняют тот факт, что в сильные холода птицы сидят нахохлившись? - А каким научным словом называется эта способность воздуха? - А как вы думаете у воздуха только одно свойство или их несколько? - Молодцы, ребята! Я с вами согласна: воздух имеет несколько свойств. | Объединяются в группы. Заслушивают мнения друг друга. Выбирают, на их взгляд, самый правильный ответ и высказываются. Дети в группах читают статью и находят ответ на поставленный вопрос. - Это объясняется способностью воздуха сохранять тепло. - Свойством. Высказывания детей. |
4.Формулировка темы и постановка учебной задачи. 5. Открытие обучающимися нового знания. Прием «Кластер» Свойства воздуха Сохраняет тепло. 6. Использование полученных знаний в жизни. 7.Обобщение изученного материала. 8.Рефлексия. 9. Оценивание. | - Так какова же тема нашего урока? (на доске записывается тема урока) Поставим перед собой задачи на этот урок: Узнать…. Исследовать…. Обсудить: использование человеком…. - Ребята, а с каким свойством воздуха нам помог познакомиться воробышек? Предлагаю создать « паутинку», записывая в нее, открытые вами свойства воздуха. -Какое свойство воздуха мы можем поместить в нее? - А теперь это свойство занесем в таблицу: - Для того чтобы познакомиться с другими свойствами воздуха мы продолжим работу в группах и проведем несколько опытов. Каждая группа получит инструкцию для проведения опыта. Вы внимательно читаете инструкцию, выполняете задание и результаты наблюдений заносите в таблицу. Затем представитель от каждой группы выходит , рассказывает о проделанной работе и проговаривает свойство воздуха, которое было вами открыто опытным путем. (инструкции в приложении) -Ребята, а какое из открытых вами свойств воздуха человек использует в повседневной жизни? - Приведите примеры из жизни. --А как вы думаете, животные используют это свойство воздуха? - Найдите подтверждение вашего предположения в научной статье и зачитайте. - А как растениям помогает это свойство выжить в зимнее время? - Какова была тема нашего урока? - Какие задачи мы ставили перед собой? - Узнали? Куда мы занесли эти знания? - Исследовали? Куда занесли эти результаты? -Обсудили? Сможете ли вы дома поделиться своими знаниями? - Мне бы очень хотелось знать, что дал вам этот урок? Выберите одно из незаконченных предложений со слайда и продолжите его: Я не знал…. - Теперь я знаю… Теперь я могу… Меня удивило … Урок дал мне для жизни…. Было трудно… - Так как вы сегодня работали в группах, предлагаю оценить работу группы по следующим критериям: (см. слайд, у детей такие же таблички на партах) - Кроме того, хотелось бы знать, как каждый из вас выполнял отведенную ему роль в группе. В оценочном листе оцените свою работу. | - Свойства воздуха. -Узнать основные свойства воздуха. -Исследовать эти свойства воздуха. -Обсудить: какое свойство воздуха использует человек в повседневной жизни. - Воздух сохраняет тепло. - Сохраняет тепло. Заносят свойство воздуха в таблицу. Ребята работают в группах. Читают инструкцию, выполняют опыты, результаты наблюдений заносят в таблицу. Выступление представителя группы, занесение свойств воздуха в общую таблицу и кластер. Свойства воздуха Сохраняет тепло прозрачный Имеет запах бесцветный невидим имеет вес - Способность воздуха сохранять тепло. Шубы, шапки, двойные рамы в квартирах и домах.(если не назовут, то обратиться к научной статье, что читали в начале урока) Выброчное чтение. Ответы детей. -Свойства воздуха. -Узнать основные свойства воздуха. В паутинку (кластер) -Исследовать эти свойства воздуха. - В таблицу. -Обсудить: какое свойство воздуха использует человек в повседневной жизни. Высказывания детей. Оценивают работу группы: Оценочный лист Ф. И. ученика_____________________________ «5» – 8 баллов «4» – 6-7 баллов «3» - 5 и менее |
Приложение 1
Научная статья.
.
Интересное свойство воздуха.
У воздуха есть еще одно интересное свойство.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.
- В сильные морозы птицы сидят нахохлившись, то есть расправляют свои пёрышки так, чтобы между ними были побольше воздуха.
Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
Поэтому в домах делают двойные рамы, зимой надевают шапки, шубы.
Приложение 2.
Правила поведения при проведении опытов:
Бережно относись ко всем приборам. Их можно не только разбить, но ими можно и пораниться.
Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
Опыты проводятся поочередно каждым из учеников.
Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.
5.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
Приложение 3
Инструкции к опытам
Опыт №1
Возьмите воздушный шар и надуйте его. Что находится внутри шара? Сделайте небольшое отверстие и направьте струю воздуха на каждого из ребят вашей группы.
Что вы услышали? Что это шумит?
А видели ли вы его?
Сделайте вывод: видим воздух или невидим?
Какое свойство воздуха вы открыли?
Опыт №2
Налейте в стакан воды. Опустите в него трубочку. Слегка подуйте в нее. Что появилось? Какого они цвета?
Какое свойство воздуха вам помог открыть этот опыт?
Опыт №3
Возьмите пустой стакан. На самом ли деле он пустой?
Положите в стакан ложку. Видим ли мы ее?
О каком свойстве воздуха это говорит?
Опыт №4
Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? А чем пахнет лесной воздух?
Что вы чувствуете находясь в столовой?
Сделайте вывод: чистый воздух имеет запах или не имеет запаха?
Опыт №5
Возьмем два по-разному надутых шарика и взвесим их на самодельных весах.
Посмотрите, какой шарик тяжелее? Почему он тяжелее?
Сделайте вывод: имеет ли воздух вес.
Сформулируйте это свойство воздуха.