Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проблемы современного учителя

Настоящая статья призвана выявить актуальные проблемы современного учителя и разобраться в их причинах. По мнению автора, учитель в современном обществе нуждается в общественной поддержке. Содержание статьи направлено на защиту учителя-профессионала и учителя-человека. Автор статьи, используя свой многолетний педагогический опыт, ссылается на свои собственные наблюдения, результаты опросов, анкетирования, проведенных с учащимися школы. В статье сделан акцент на образовательную и воспитательную роль школы. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Васильева Ляйсан Фанисовна

Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №5»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Проблемы современного учителя

В последнее время я часто задумываюсь о роли учителя в современной школе. Наблюдения последних лет показывают, что, к сожалению, статус учителя значительно упал. Ведь кто такой учитель сегодня?

Во-первых, это человек, который, по мнению многих учеников и родителей, должен дать прочные стабильные знания, контрольной точкой которых будет сдача ОГЭ и ЕГЭ. Не спорю, это является основной обязанностью учителя. Во-вторых, на учителя возложена огромная воспитательная роль. В условиях современности это практически очень трудновыполнимая задача. В-третьих, современному учителю предъявляются большие профессиональные требования. Это периодическая аттестация, по итогам которой оценивается его методическая, научно-практическая, инновационная деятельности. В-четвёртых, не забудем, что этот учитель является ещё и чьей-то женой и матерью, дети которой тоже учатся в школе и нуждаются в помощи мамы для выполнения домашнего задания. Как порой, непросто бывает совместить семейный быт, личную жизнь с общественными нагрузками! Каждый учитель, наверняка, согласится с тем, что занимаясь обучением и воспитанием чужих детей, своими детьми заниматься, практически, не успевают. Напомним, что учитель – единственная профессия с ежедневными домашними заданиями, связанными с составлением плана уроков, проверкой тетрадей, подготовкой презентаций. Одним словом, жизнь учителя расписана поминутно. Представьте себе, с каким нетерпением он ждёт каникул и летнего отпуска!

Но вернёмся к главному. Вспомним, в былые времена, учителя были подобны Богу. Их авторитет был незыблем. Почему сегодня профессия учителя не столь популярна? Об этом свидетельствуют многочисленные опросы, проведённые мной среди учащихся разного возраста. Процент детей, выбравших в качестве своей будущей профессии профессию учителя, мизерный. Вот причина, которую они определили единогласно: «профессия учителя очень трудна». Главной трудностью они называют умение держать дисциплину в классе. Не секрет, что современные школьники обладают большими правами и свободой высказывания, чем это было в советской школе. Многие ученики позволяют себе спорить с учителем часто не по существу, вступать в бессмысленную полемику. Нередко замечания со стороны учителя воспринимаются очень критично и грубо. И некоторые ученики позволяют себе вольности неприличного высказывания и действий по отношению к учителю. Бесчеловечными являются случаи провокации учениками учителя, съёмка на мобильный телефон и размещение в сети Интернет. Правомерное стремление учителя защитить себя, свои честь и достоинство иногда выглядят жалко и беспомощно. Попытки учителя пресечь такие действия учениками и их родителями рассматриваются неправомерными. «Не имеете право! Это моя собственность!» - говорят ученики при желании учителя конфисковать телефон до конца урока. Что же происходит с остальной частью класса во время таких словесных перебранок? Часть из них с жалостью наблюдает за беспомощностью учителя, ведь случаются моменты, когда последнее слово правды остаётся не за учителем. И он, поверженный, вынужден продолжать урок. Какой стойкостью должен обладать этот человек? Конечно же, найдутся такие ученики, которые поддержат дурное поведение одноклассников. Но сумеет ли сделать правильные выводы остальная часть класса?

К сожалению, таких случаев с каждым годом всё больше и больше. Что это? Почему сегодня учитель не обладает тем статусом, который был наделён в советскую эпоху? Возможно, ученики стали больше говорить о своих правах. Может, лучше всего напомнить им о своих обязанностях и с первых дней учёбы в школе выучить, как таблицу умножения? «Правила поведения учащихся»? В связи с этим всплывает ещё одна мысль. Поскольку мы не раз возвращались к советскому образованию, а там действительно есть чему поучиться, не кажется ли вам, что школа несколько поменяла свой ориентир. Мы пичкаем в детей слишком много «знаний», которые порой просто не успевают укладываться в голове. Но где же воспитательная функция школы? Где же настоящие, душевные беседы о нравственности, о чувстве товарища, уважительного отношения к старшим? Где же те истории о геройских подвигах, на которых воспитывалось старшее поколение? В потоке безудержной информации, которую отовсюду получают наши дети, школа должна помочь расставить правильные приоритеты. А на это, к сожалению, времени просто не остаётся. Преподаватель слишком занят отчётами, электронными журналами, планами работ и бесконечной школьной документацией. Современный учитель видится человеком без прав, а только с одними обязанностями. Сможем ли мы законно защитить его, в том числе от нападков учеников и их родителей? Сможем ли мы вернуть статус учителя? Учитель должен с гордостью носить своё знание. Может быть, следует освободить его от такой обузы и дать ему возможность заняться своими прямыми обязанностями – учить. Может, пора спросить у самого учителя, что мешает ему в их качественной работе и какие условия им необходимо создать, чтобы они были удовлетворены результатами своего труда. Не секрет, что не многие выпускники профессиональных образовательных учреждений, получив педагогическое образование, не торопятся идти работать в школу.

Как быть? Необходимо защитить права учителя, в том числе законодательно, освободить его от излишней рутины документации и отчётности, предоставив тем самым больше времени на творческую самореализацию. Не бояться вызывать учащихся на откровенный разговор, проводя с ними беседы, круглые столы, капустники, посвящённые проблемам взаимоотношений учителя и ученика.

К счастью, есть в числе опрошенных мною учеников и такие, которые не боятся всех трудностей и готовы стать учителем. И нам надо поддержать эту категорию учащихся, которые в будущем будут учить наших детей и внуков. Ведь их будущее - в будущих учителях.

Список литературы

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя - М., Издательский центр «Академия.-2002, 208 с.

Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988 г., 80 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области