Каитмазова З.К., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №429»
Г. Нижний Новгород
«Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста при составлении текстов сказочного содержания»
В настоящее время, в условиях изменения всей системы образования, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач ДОО является развитие у детей творческих способностей на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных особенностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения привлекала и привлекает внимание ученых, педагогов и психологов. Вопросы творческого развития освещены в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,А.Н.Леонтьева , Е.Е. Кравцовой.
Существенный вклад в развитие речевого творчества дошкольников внесли педагоги Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Современные исследования по данной теме отражены в работах О.С. Ушаковой, Е.Шибицкой ,Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх., Л.В. Ворошниной.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление редкое. Поэтому необходимо заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств и нравственно-эстетическим воспитанием.
Начиная работать по данной теме, мной проанализировано содержание примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
В которых, в основном, рекомендуются такие методы, как анализ текстов сказок, пересказ, составление сказок на основе известных, воспроизведение текста с элементами драматизации. Но в связи с современными требованиями данными методами не возможно в полной мере решить задачи развития самостоятельности в речевом творчестведошкольников.
Отсюда возникает основное противоречие между необходимостью решения задач развития речевого словесного творчества и невозможностью её решения только традиционными методами и приемами.
Одним из способов разрешения этого противоречия и для решения задач развития самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников мной была выбрана методика освоения детьми способов составления текстов сказочного содержания автор Т.А. Сидорчук, где даются разнообразные методы составления текстов сказочного содержания.
Цель методической разработки: Развитие самостоятельности и инициативы у старших дошкольников через использование методов составления текстов сказочного содержания
Задачи: Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в сказках, объяснять динамику свойств героев в зависимости от производимых ими действий.
Формировать образность и выразительность речи детей старшего дошкольного возраста при составлении связного текста с помощью наугад выбранных слов или фраз из произведений.
Развивать у детей самостоятельность в составлении нового текста сказки на основе известных, меняя по собственному выбору героев, свойства характера героев, места разворота событий.
Побуждать детей к воспроизведению текста новой сказки с помощью драматизации, делать иллюстрации к текстам сказочного содержания, соблюдая последовательность.
Педагогическая идея методической разработки: Использование современных методов составления текстов сказочного содержания будет способствовать развитию самостоятельной творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Освоение детьми способов составления текстов сказочного содержания было выстроено поэтапно: подготовительный этап- создание условий для развития речевого творчества; практический –формирование осознанного отношения к составлению текстов сказочного содержания с помощью алгоритма; обобщающий – подведение итогов работы по развитию самостоятельности в составлениии текстов сказочного содержания.
Началом работы по теме стал анализ результатов диагностики (автор Л.В. Ворошнина)по оценке степени освоения детьми способов составления текстов сказочного содержания. Результаты диагностики были следующие:
освоили способы составления сказок только 6% детей, они показали умение придумывать сказки с выбранными героями из произведений, но в их сказках часто отсутствовала композиционная целостность;
проявляли интерес к речевому творчеству совместно со взрослым 60%, у них отсутствовала самостоятельность составления сказки, они заимствовали сюжеты других сказок;
не проявляли интереса к речевому творчеству при составлении сказок
34%детей.
Такие результаты позволили выявить необходимость поиска наиболее эффективных путей решения этой проблемы.
Мной был разработан перспективный план работы по обучению детей 5-7 лет составлению текстов сказочного содержания, подобраны игры и игровые упражнения. С целью включения родителей в творческо-речевую деятельность была проведена консультация « .
Вначале работы с детьми необходимо было сформировать представления об окружающей действительности и развивать детское воображение. Этому способствовали организованные мной игры и творческие задания:
Оживление предметов (одушевление всех предметов окружающей действительности)
Угадай, что я загадала (игры на расширение сведений об окружающей действительности
Где-то, кто-то (игры нахождение места действия, или места героя)
Волшебник (игры на преобразование предметов с помощью приемов типового фантазирования)
В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли сказки на основе известных, используя игровые упражнения «Новое свойство», «Введение нового объекта», «Изменение развязки сказки»
После того как дети с помощью игр и творческих заданий увидели различные варианты действий и взаимодействий героев, неограниченные возможности создания образов и их характеристик, дала им представление, о том, что тексты сказочного содержания можно сочинять с помощью выбранных наугад из книг героев, предметов, действий, то есть методом «Каталога».
Так же на подготовительном этапе были собраны копилки картинок героев сказок, волшебных предметов и волшебников, зачина и концовки сказок, пословиц и поговорок.
На практическом этапе усложнила игры и игровые упражнения, которые помогли детям связно рассказывать небольшие истории, затем познакомила с алгоритмом составления текстов сказочного содержания, модели к которому мы придумали вместе с детьми.
1шаг –выбор зачина: ребенок берет круг со стрелкой (на котором размещены зачины сказок), вращает стрелку, дети говорят слова «Стрелка, стрелка повернись, а потом остановись» где стрелка остановится, воспитатель(или ребенок, если он умеет читать) читает зачин сказки.
2шаг –выбор героя (героев): из копилки ребенок выбирает картинку с героем (героями) сказки, дети обсуждают характер героя, его желание и место действия.
3 шаг-обсуждение проблемы: предлагаю детям обсудить какая проблема возникла или может возникнуть у героев сказки; какие действия, взаимодействия совершает герой(герои) для решения проблемы и достижения цели.
4 шаг-выбор помощника: если сами герои не могут решить проблему, предлагаю ребенку выбрать из копилки волшебный предмет или волшебника (прием типового фантазирования).
5 шаг-обсуждение результата: предлагаю детям описать реакции других объектов при взаимодействии с героями сказки. Дети решают, какой получился результат (+,-) и почему.
6 шаг –выбор жизненного правила: с помощью ромашки мудрости дети выбирают пословицу или поговорку, определяющую жизненное правило, которому учит придуманная сказка.
7шаг-выбор концовки и названия сказки: предлагаю одному ребенку с помощью стрелки выбрать концовку сказки. Обсуждаем название сказки: для названия используем – обозначение главного героя и объекта, например, « Медвежонок и коньки»
- глагол, обозначающий главное действие героев: например: «Как Медвежонок Топ научился кататься на коньках»
-результат действия героя или его жизненное правило: например «Хорошо, что ТОП нашел себе друзей»
- название с оценкой результата: например «Спать в берлоге хорошо, а кататься на коньках полезней»
8 шаг –пересказ сказки: предлагаю детям рассказать и засхематизировать сказку, нарисовать иллюстрации.
В своих «сочиненных сказках» дети стараются сохранить логичность повествования, кульминацию и развязку. Работу по составлению текстов сказочного содержания вела в подгруппах и индивидуально, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка.
В свою работу мы активно включаем родителей, в рамках «вечерней гостиной» дети под моим руководством провели мастер-класс для мам «Сочиним сказку вместе» и презентации авторских сказок. Кроме того, родители вместе с детьми придумывали сказки дома , оформляли их в книжки.
Методическая разработка адресована педагогам ДОО, они могут использовать в работе:
Авторские игры, лэпбуки
Картотеки:
Модели алгоритма составления текстов сказочного содержания
Перспективный план образовательной работы,
Конспекты занятий по составлению текстов сказочного содержания с использованием методов и приемов ТРИЗ-технологии
Консультативный и практический материал для работы с родителями
Новизна опыта заключается в применении в условиях дошкольной образовательной организации технологии обучения составлению текстов сказочного содержания на основе моделей, которые мы разработали с детьми.
На сегодняшний день дети достаточно легко, самостоятельно составляют тексты сказочного содержания по моделям, методом «Каталога»
Это подтверждают результаты диагностики, которая проведена в форме наблюдений и определенных заданий, на основе рекомендаций разработанных Л.В. Ворошниной
На конец года 48% детей самостоятельно придумывали оригинальный сюжет, четко выделяли композиционные части высказывания (начало, середину, конец). В сказки включался диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрывались чувства персонажей. Текст излагался в логической последовательности, они самостоятельно составляли сказки методом «Волшебная дорожка», «Треугольник».
47% детей самостоятельно сочиняли сказки по алгоритму с использованием моделей, соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличался большой оригинальностью;
5% испытывали затруднения в самостоятельном составлении текстов сказочного содержания в соответствии с заданным алгоритмом, не всегда соблюдали композиционные части(начало, развитие сюжета, концовка), их сказки бедны по содержанию.
Результатом нашей деятельности являются так же:
-победы детей в Международных конкурсах и Всероссийских олимпиадах, организованных Российской ассоциаций ТРИЗ г. С-Петербург( 1-2 места);
Опытом своей работы я неоднократно делилась с педагогами ДОУ в рамках «Недели новатора». В рамках районного семинара-практикума, проводила мастер – класс для педагогов ДОУ.
Представляла опыт работы на областном конкурсе на лучшую разработку дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук». Мной разработан и представлен детьми лэпбук «Невероятные истории» по произведениям Н.Н. Носова.
Литература:
1.Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте»
2.Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста. Пермь,2010
3.Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника» М. Просвещение,1996
4.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников» УИПК ПРО,г. Ульяновск,2002
5.Сидорчук Т.А Методический комплекс по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» Ульяновский дом печати.2015
6.Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения, и речи дошкольников. Ульяновский дом печати, 2015
7.Урсу Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.) С. 67-71.
8.Ушакова О.С. , Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.2004
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО