ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 120»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в логопедической подготовительной группе
по теме: «Животные холодных стран».
Чтение немецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь».
Занятие разработала и провела воспитатель
первой квалификационной категории
Шантур Татьяна Ивановна
г. Новосибирск
Задачи:
Обучающие задачи: уточнит и обогатить знания детей о животных холодных стран, познакомить с фольклором народов Севера, закреплять знания детей о литературных жанрах, учить узнавать портреты поэтов и писателей.
Развивающие задачи: развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление и чувство рифмы.
Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, к окружающему миру, диким животным.
Предварительная работа: Беседа о животных Севера. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов с изображением животных Севера. Чтение стихов о животных холодных стран. Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним все жанры художественной литературы, которые вы знаете (сказка, стихотворение, рассказ, считалочки, скороговорки и чистоговорки, пословицы и поговорки, былины, были и небылицы, анекдот и юмористические рассказы).
Воспитатель: а теперь посмотрите на портреты писателей и поэтов. Кого вы узнаете?
Дети узнают и называют портреты А. Барто, В. Осеевой, Б.Житкова, В. Бианки, М. Горокого, Л. Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, В. Сутива, К. Чуковского, А. Пушкина и Ш. Перро.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам две загадки, и вы узнаете героев произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
1-ая загадка Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (бурый медведь) | 2-ая загадка Живет он там, где холода Ловит тюленей из-под льда, Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (белый медведь) |
Воспитатель: молодцы! Я вам прочитаю произведение, которое называется «Белый медведь и бурый медведь».
Чтение произведения
Вопросы по тексту:
1. Как называется произведение?
2. Что я прочитала по жанру?
3. Докажите, что это сказка. (Животные разговаривают, хороший конец у произведения, медведи никогда не покидают своей территории.)
4. Что однажды задумали бурый и белый медведи? (Завоевать земли друг у друга.)
5. Как они повели себя при встрече? (Начали драться друг с другом.)
6. Чем закончилась эта битва?
7. Кто первый из медведей предложил прекратить битву? Как думаете, почему?
8. Значит, каким был белый медведь? (Подвести детей к тому, что он более разумный, хотя и был сильнее бурого.)
Физминутка
Воспитатель показывает куб с изображением фигуры человека, выполняющего разные действия. Дети выполняют движения:
1. Бегут, как олени;
2. Скачут, как полярные зайцы;
3. Высоко подпрыгивают, как выпрыгивают пингвины из воды;
4. Плавают, как тюлени;
5. Стоят на месте, как писец замирает на охоте;
6. Наклоны вперед, как белый медведь в проруби ловит тюленей.
Воспитатель: я вам назову три пословицы, а вы выберете ту, которая больше подходит к сказке. Пословицы:
1. Злой хочет войны, а добрый – мира.
2. Побеждает не сила, а разум.
3. Сила есть – ума не надо.
Воспитатель: я вам предлагаю придумать другое название сказке.
Ответы детей («Война бурого и белого медведя», «Два медведя», «Разум победил силу»).
Воспитатель: давайте попробуем изменить конец сказки. Как бы вы закончили эту сказку?
Ответы детей (медведи стали братьями навеки, стали ходить друг к другу в гости, бурый угостил белого чаем с малиной, а белый его - рыбой).
Воспитатель: давайте еще раз рассмотрим животных холодных стран на иллюстрациях. Я вам предлагаю найти рифму и сочинять стихи про животных, не повторяя слов товарища.
Воспитатель: ень-ень-ень…
1. Возит людей северный олень
2. Ест грибы и мох олень
3. Живет в тундре олень
4. Вылез на льдину олень
Воспитатель: ец-ец-ец…
1. Любит леммингов песец
2. Хитрый, как лиса, песец
Воспитатель: аха-аха-аха…
1. Опасна росомаха
2. напала на зайца росомаха
Воспитатель: отик-отик-отик…
1. В цирке выступает морской котик
2. Толстый морской котик
Подведение итогов занятия.