Оглавление
Введение..............................................2
Проект « Огород на окне"...................5
Проект "Зимнее окно".................................10
Проект "Елочка зеленая иголочка".....................17
Проект "23 февраля"..................................23
Проект "Наши младшие друзья".........................35
Введение. Проектная деятельность в ДОУ
Актуальность
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проекты в дошкольном образовательном учреждении
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапЫ
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Проект « Огород на окне» в средней группе
Ноябрь 2016г.
Огород на окне, проект в детском доме, города Уссурийска в средней группе.
1. Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой.
2. Автор проекта: воспитатель Рунова О.В
3. Продолжительность проекта: краткосрочный 2013г. ноябрь
4. Предмет исследования: лук, чеснок
5. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.
6. Возраст детей: дошкольный возраст.
7. Цель проекта:
8. Задачи
Обучающие:
Воспитывающие:
9. Работа над проектом с детьми
10Интеграция образовательных областей:
11. Практическая часть
12. Выводы:
Проект « Огород на окне»
м
Краткосрочный творческий проект в детском доме «Зимнее окно»Автор: воспитатель Рунова О. В.Тип проекта:
Творческий, краткосрочный.Цель:Пополнение предметно-развивающей среды раздевальной комнаты.Задачи:Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок детей на зимней прогулке.Показать возможность создания снегирей, снеговиков и снежного пространства из ваты.Расширять представления детей о способах создания пластичных образов.Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (снегиря).Развивать восприятие объемных форм.Вызвать желание создать макет зимней прогулки.Состав проектной группы:руководитель проекта – воспитатель;детиРаспределение ролей:Руководитель – координирует действия участников проекта, подбирает иллюстрации детей на зимней прогулке, производит отбор фотографий всех детей группы для создания играющих детей на зимней прогулке.Дети – создают из ватных шариков, стайку снегирей, снеговика, горку.
Лепят из пластилина качели, радугу.Создаём многофункциональный проект, который на первом этапе будет служить пополнением предметно-развивающей среды раздевальной комнаты, а далее макет перенесем в групповое помещение, и он займет свое место в игровой зоне группы. Данный макет в дальнейшем целесообразно использовать для:- составления творческих рассказов; - активизации в речи детей слов: зима, снег, прогулка, зимние забавы и др. однокоренных слов. - развития творческого воображения в ходе организации сюжетно-ролевых игр используя героев макета. Предполагаемые продукты проекта Внешние:Создание макета «Зимняя прогулка», для оформления раздевальной комнаты.Расширение игрового пространства группового помещения.Внутренние:Активизация творческого мышления дошкольников в процессе создания рассказов и организации сюжетных игр в макете.Этапы работы над проектом:Подготовительный этап: 2 дняОпределение темы проекта и макета Формулировка цели и задач проекта.Формирование проектировочной группы.Распределение прав и обязанностей.Основной этап: 3 дняПодбор иллюстраций детей на зимней прогулке.Подбор фотографий детей группы.Изготовление моделей детей из картона.Заключительный этап: 1 деньПрезентация макетаОписание создания макетаМакет и изготовлен совместно с детьми и воспитателем на подоконнике оформлена композиция зимней прогулки детей. Для изготовления макета потребуется, вата – снегири и снег: пластилин – для качелей и построек на участке; картон, фотографии детей группы, и иллюстрации детей на прогулке в зимний период года. Снегирей изготавливали совместно с детьми в совместной деятельности. Варианты использования многофункционального макета:Для составления творческих рассказов; Для активизации в речи детей слов: зима, снег, прогулка, зимние забавы и др. однокоренных слов. Для развития творческого воображения в ходе организации сюжетно-ролевых игр используя героев макета. Представление макетаСнег зимний белый и пушистый, Снег зимний волшебный и искристыйСкоро зимние каникулы страна вся будет отдыхать.Веселою гурьбою дети выбегут гулять.Стайка мимо снегирей летела На пушистую заснеженную ель села:Наблюдают как дети играют,Комья снежные катаютВеселятся и резвятся, Не устают птицы удивляться.На участке есть качели, горка, радуга и снеговик,От скуки и унынья ни один малыш не сник!
Покрываем снегом, делаем постройки
Краткосрочный творческий проект
«Елочка-зеленая иголочка»
Вот такой интересный проект проводила я в своей группе в декабре 2016г. Это была коллективная работа детей и воспитателя. Все мы получили неоценимый опыт общения и совместного творчества.
. Для себя я поставила задачи привлечь детей к совместному творчеству, раскрыть их творческие способности и создать условия для совместной продуктивной деятельности детей и воспитателя. Целью проекта стала активизация творческого потенциала детей.
В начале декабря я предложила детям совместно со мной сделать елку из ладошек, которую мы вместе с детьми выполнили в технике нетрадиционного рисования ладошкой.
Каждый ребенок сделал зеленой краской на бумаге отпечатки своих ладошек, затем я их вырезала по контуру и вместе с ребятами мы выполнили коллективную аппликацию "Елочка-зеленая иголочка".
В течении основного этапа с детьми проводились беседы о празднике "Новый год", читались произведения И. Токмаковой,
К. Чуковского, А. Барто; формировалось представление детей об основном из атрибутов Н. Г. - елке.
На протяжении второй недели нами были сделаны игрушки, и мы украсили нашу елочку.
Вот такая она у нас получилась красавица!
Краткосрочный проект
Патриотическое воспитание младших школьников
Тема «Защитники Отечества» особенно актуально в наше время. когда дети черпают информацию из телевизионных передач. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Мы постарались провести большую работу в этом направлении. На занятиях показывали детям презентации «Они сражались за родину». «Рода войск Российской Армии»
Так же дети с большим удовольствием рассматривали книги о войне, слушали рассказы о
героях войны.
На занятиях по изобразительному искусству ребята рисовали военную технику,
Выставка военной техники где нашли своё место макеты военных самолетов ,
Танков и вертолетов, вызвала непередаваемый восторг у мальчиков.
Настоящий военный мундир
Настоящие головные уборы
В играх и соревнованиях «Перевяжи раненного», «Доползи до флажка» ,принимали участие и девочки.
Краткосрочный проект по экологии "Наши младшие друзья»
"Наши младшие друзья" - одна из заповедей общения человека с природой . Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь ,понимание и забота - это то. что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому в нашей группе экологическому образованию отводится должное внимание.
Актуальность проекта: общение с животными, если оно происходит безконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному. его целенаправленное действие могут оказаться неправельными в силу целого ряда причин. Прежде всего ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно ,а что полезно. Кроме того , при тесном контакте с животными малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру . Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного , так и для ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формирование знания детей о домашних животных
-дать представление о потребностях животных для их роста и развития
-воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения
Ожидаемые результаты
-понимание детьми как можно ухаживать за домашними животными, привитие детям любви и бережного отношения к животным;
Структура проекта "кошка"
- восприятие животного, деятельность детей, творчество
- наблюдение, труд по уходу за домашними животными
Эксперимент
- чтение художественной литературы ,художественная деятельность, рассматривание картинок, игра
Подготовительный этап
- определить уровень знаний
- принести животное в группу
- подготовка материала для изо деятельности (пластилин, стеки, бумагу, кисти, клей, краски)
- подбор художественной литературы для чтения
- картинки
Реализация проекта
- занятия познавательного типа "В гости кошка к нам пришла"
- рассматривание картинок с изображением кошки
- исследовательская деятельность"питание кошки"
- чтение и заучивание песен. стихов, загадок
- рисование
- лепка "покорми кошку"
- П/игра "кошки мышки"
итог
- оформление выставки проекта
- выставка рисунков, поделок
"Один день с кошкой"
В ходе реализации проекта, требовалось личное присутствие домашнего животного в группе. Так в д/дом была принесена кошка "Мери", которая находилась с детьми в группе целый день. Наблюдение за кошкой вызывало у детей эмоционально - положительную реакцию, интерес к животному, желание общаться с ним. Наблюдения за кошкой я сопровождала высказываниями и вопросами. Задаваемые вопросы во время непосредственного общения, наблюдения направляла прежде всего на уточнение и обогащение представления детей о внешнем виде животного ( основные части тела , цвет, величина; и его проявлениях(движение, питание, издаваемые звуки)
Учитывая особенности возраста детей, я целесообразно задавала наводящие вопросы, в которых есть варианты ответ"(уши у кошки длинные или короткие?"кошки бывают разного цвета?")Спустя несколько дней после наблюдений, я старалась связать новое с тем, что дети уже знают("А кто еще видел кошку?" "Какая она была?" "Как надо ухаживать за кошкой?")
Вывод: забота о домашних животных положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка на его бережное отношение к окружающему миру.
Список литературы:
1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры в детском саду и дома».
2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
3. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
4. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
5. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.
7. Н, Н, Веракса «От рождения до школы. Программа воспитания в ДОУ»